КИРГИЗИЯ
Как наших казачков казахи не пустили
02.12.2005. Вечерний
Бишкек
Данияр Каримов
Официальная Астана попыталась остановить "цветную
революцию" из Кыргызстана на подступах к своим границам.
Тюльпановая "Барбаросса"
Массовый десант кыргызских революционеров готовился
высадиться в Казахстане. Цель визита - провокации, организация массовых
беспорядков, попытка государственного переворота, смещение с поста Нурсултана
Назарбаева. Столь зловещие слухи начали муссироваться на прошлой неделе в
сопредельной республике.
Власти соседней страны заподозрили политических
противников в организации международного заговора против правящей элиты. По
некоторым данным, казахская оппозиция якобы создала в Бишкеке даже тайную
штаб–квартиру. Где и принялась вынашивать грандиозные планы большой степной
революции. Впрочем, существует ли в кыргызской столице резиденция оппонентов
Назарбаева, до сих пор неясно. Местные источники эту информацию не подтвердили.
По крайней мере, пока.
Но в некоторой степени разговоры о заговоре оказались
небеспочвенны. Не так давно наша газета рассказывала о том, что идеолог
"тюльпановой революции" Топчубек Тургуналиев создал Демократический конгресс
Центральной Азии. В него вошли оппозиционные партии Казахстана. Лидер "Эркиндик"
вознамерился им помочь - подготовить и направить на выборы главы соседнего
государства большое число наблюдателей. Демконгресс собирался опротестовать
вероятную победу фаворита избирательной гонки - Нурсултана Назарбаева. Окружению
последнего, несомненно, об этом было известно. Иначе при кыргызской–то
открытости и быть не могло.
Накануне выборов власти соседей решили сделать все от
них зависящее, чтобы не допустить "оранжево–тюльпановой смуты". Из Казахстана
выдворили чуть ли не пару сотен наших соотечественников. А общие с Кыргызстаном
рубежи закрыли до 10 декабря. Чтобы, видимо, заговорщикам не вздумалось
просочиться под личиной обычных законопослушных граждан. В противном случае для
чего, по большому счету, затевалась вся эта кампания, если не против засланных
казачков?
Олигархи
пытались подкупить Коалицию НПО
Достоверно известно, что к участию в выборном процессе в
Казахстане тамошние организации и олигархи пытались привлечь не только
Демконгресс с Тургуналиевым во главе. Некоторым молодежным организациям оказался
интересен опыт кыргызского "Кел–Кел", сыгравшего немаловажную роль в событиях 24
марта. Одного из участников этого движения специально приглашали в сопредельную
страну в качестве консультанта.
- Меня попросили помочь в подготовке наблюдателей на
выборы. Это была чисто консультативная работа. Но название приглашавшей
структуры я назвать не могу, - рассказывает участник "Кел–Кел" Алишер
Мамасалиев. При этом он утверждает, что приглашали его не как келкеловца, а
опытного наблюдателя. В том же пытаются убедить в самом "Кел–Кел". "Мы - не
политическая организация, - говорит глава молодежной организации Чинара
Айтбаева. - И приглашений от казахских коллег к нам не поступало".
Зато другой представитель неправительственного сектора
Кыргызстана может похвастать повышенным вниманием со стороны казахских
политиков. "К нам обращались с просьбой пронаблюдать за проведением выборов в
соседней стране различные структуры, - заявил в беседе с корреспондентом "ВБ"
глава Коалиции НПО Эдиль Байсалов. - Причем как от оппозиции, так и от
бизнесменов, близких к власти".
- Им хотелось, чтобы мы по итогам голосования выступили
с отчетом, который бы отражал точку зрения, выгодную для приглашающей стороны, -
рассказывает Байсалов. - В общем, либо ругать, либо хвалить. Предлагали большие
деньги. Речь шла о тысячах долларов. Мы отказались. Коалиция НПО не наемная
организация. Наше мнение беспристрастно и независимо. Но знаю, что другие
кыргызские НПО, не буду их называть, на договор с казахской стороной пошли.
Перед
Тургуналиевым хлопнули дверью
Тем не менее помониторить за выборами в Казахстане
коалиция все же собирается. Она готовится отправить в соседнюю республику шесть
человек. По линии и при поддержке международных организаций - ОБСЕ и
Национального демократического института (США). Часть людей будет следить за
процессом голосования в Астане, другая - в Алматы.
А вот Демократическому конгрессу, похоже, о грандиозных
планах придется забыть. Его лидер сейчас занят конституционной реформой в
Кыргызстане. Тургуналиев, как известно, намерен перекроить систему власти в
собственной стране. "У нас сейчас своих проблем хватает", - говорит он. Но, как
выяснилось, дело не только в обновлении Основного закона.
- Казахская сторона до невозможности урезала
аккредитацию наблюдателей на президентские выборы, - сетует Топчубек
Тургуналиев. - Разрешение провести мониторинг голосования получили лишь
международные организации. В том числе те, что существуют в рамках СНГ. А
местным НПО отказали. Так что от нас поедут в Казахстан лишь несколько
человек.
Давайте
говорить соседям комплименты
В общем, что бы ни говорили официальные представители
Казахстана, но, однозначно, правящую элиту соседей наша революция напугала до
чертиков.
На международной конференции в Европе один из известных
бишкекских правозащитников (по некоторым данным, Турсунбек Акун, возглавляющий
Комиссию по правам человека при президенте) сравнил правление Назарбаева с
акаевским периодом в Кыргызстане. Суть выступления: подобные режимы морально
устарели и нуждаются в реконструкции. Наивный оратор, мало знакомый с
дипломатическим этикетом, и не подозревал, что задел соседей за живое. А встречи
в демократических странах Запада - не свободная трибуна на родине, где
позволительно говорить все, что вздумается.
Казахская делегация, переварив услышанное, конечно же,
возмутилась. Чего это, дескать, вы нас грязью поливаете, тогда как, напротив,
благодарить должны. За помощь, которая оказывалась Кыргызстану в трудную минуту.
В общем, случился досадный конфуз. И он, увы, был не единичным, поскольку
подобную точку зрения публично выказывают и другие известные в нашей стране
персоны. Включая того же Топчуке.
Соседи кыргызскую искренность оценили. По–своему. Как
того требуют интересы безопасности, исключающие экспорт революции. Чтобы не
допустить возможность появления "цветных провокаторов", власти сопредельной
республики не стали отделять зерна от плевел. Рубанули сплеча. Депортацией
занялись. Но прежде чем винить в грубости Астану, стоит задуматься: а может,
хоть иногда стоит придерживаться этикета? Ведь в чужой монастырь со своими
правилами не лезут. В противном случае и монастырь не монастырь, а так,
проходной двор.
Воздух напитан тревогой
03.12.2005.
Труд
Носырев Илья
Все
больше русских уезжают из Киргизии
Глава МИД Киргизии Роза Отунбаева обратилась к русским с
призывом не покидать страну. Правительство республики то и дело выражает
серьезную озабоченность возросшим уровнем эмиграции. Последние события - бунты в
тюрьмах, требования отставки премьера - будоражат общество. Неужели
нестабильность, волнения в обществе становятся "нормой"? Как живут русские в
Киргизии? Что пугает наших соотечественников?
"Тюльпановая революция" и последовавшее за ней
двухдневное разграбление столицы вселили острую тревогу в жителей обычно
спокойной страны. Больше всего насильственная смена власти напугала русских. У
российского миграционного центра сразу возникла толпа. После событий сюда стали
приходить по 200-300 человек в день вместо обычных 60-70.
"Из квартиры вынесли все до нитки: мебель, телевизор,
холодильник, ложки-вилки, всю одежду. Даже семейные портреты - и те унесли", -
рассказывает предприниматель Светлана Казакова, потерявшая в дни "тюльпановой
революции" практически все имущество, в том числе частный магазин. Она уверена:
не случайно мародеры нанесли визит именно семье русских бизнесменов. В апреле в
Бишкеке появились листовки, угрожающие русским физической расправой. Кто их
распространял - неизвестно до сих пор. Одна из вдохновительниц свержения
прежнего режима, киргизский политик и дипломат, лидер движения "Ата-Журт"
("Отечество") Роза Отунбаева попыталась возложить ответственность за эту
провокацию на противников "революции", стремящихся взять реванш.
"Контрреволюционные силы пытаются дестабилизировать обстановку; у них здесь
бизнес, финансы, они присутствуют во всех структурах власти", - сказала она.
Но многие эксперты видят и иные силы, заинтересованные в
подобных акциях. К примеру, здесь расширяет влияние запрещенная исламская
националистическая группировка "Хизб-ут-Тахрир". Домохозяйка из Бишкека Юлия
Кочергина говорит, что покинуть страну задумала с мужем после появления в городе
этих листовок. Значит, кому-то выгодны такие настроения.
Между тем тревоги русских стали одним из аргументов в
предвыборной борьбе, когда началась президентская кампания. "Сейчас начинается
процесс стабилизации. Я, как премьер-министр и исполняющий обязанности
президента, и новое правительство, и местные органы власти - мы постараемся
сделать все, чтобы подобные события не повторились", - заявлял Курманбек
Бакиев.
Лозунг Акаева "Кыргызстан - наш общий дом" означал
сдерживание киргизского национализма, и новое руководство Киргизии стремится
продолжать этот курс. И все же еще при Аскаре Акаеве были заметны серьезные
симптомы обособления русских от жизни страны. К примеру, в политике Киргизии
слишком сильны кланово-родовые отношения, в систему которых русские, понятно, не
вписываются. Они не вступают в партии, практически не участвуют в демонстрациях
и митингах. Показательно, что все шесть кандидатов в президенты на недавних
выборах были киргизами по национальности, а из 75 депутатов новоизбранного
парламента русских только четверо. А если учесть, что самые богатые люди в
республике - чиновники, легко сделать вывод о том, что и в экономике у русских
здесь ослабленные позиции. Правда, в частном бизнесе больше равноправия, чем в
политике. Есть прослойка киргизских "новых русских", у которых - собственные
предприятия, недвижимость, основательный (правда, только по местным меркам) счет
в банке… Однако после "тюльпановой революции" и они не уверены в стабильности
своего положения. Приходится полагаться исключительно на собственные силы. В
дни, когда в Бишкеке бесчинствовали толпы грабителей, крупнейший в Средней Азии
рынок "Дордой" организовал собственную дружину самообороны во главе с
председателем профсоюза Анатолием Новиковым. Однако подобную решимость
продемонстрировали далеко не все.
Гораздо хуже положение рабочих, учителей, врачей.
Многочисленные опросы общественного мнения показывают: около 90 процентов
русских, проживающих в Киргизии, хотят уехать отсюда, чтобы навсегда поселиться
на исторической родине - в России. Однако им не позволяют это сделать финансовые
возможности. В Киргизии квартиры можно продать лишь за гроши. Даже в центре
Бишкека двухкомнатная стоит не дороже 3-4 тысяч долларов. Для обустройства в
крупных городах России таких денег явно недостаточно.
Сегодня русских в Киргизии около 600 тысяч. Многие живут
в этой горной стране уже несколько поколений, кое-кто (в частности, потомки
казаков, осевших в этих местах) еще с XIX века. За последние полтора десятилетия
численность русских в республике сократилась более чем в полтора раза (по
переписи 1990 года их было 916,5 тысячи из четырехмиллионного населения
Киргизской ССР). Кровавые столкновения в Оше в 1990 г., обретение республикой
независимости после распада СССР - вот те события, после которых начался их
массовый отъезд. Сейчас это уже не второй, а третий по численности народ в
республике - после узбеков.
Последствия эмиграции русских могут быть катастрофичны.
Ведь они в основном квалифицированные специалисты в разных сферах, в том числе в
промышленности. Власти это понимали. Еще при Акаеве русскому языку был придан
статус официального, на нем проводилось большинство мероприятий государственного
масштаба. Совместно с Россией был создан Славянский университет, ставший
культурным центром русскоязычной диаспоры. В прошлом году власти рапортовали о
том, что миграция "этнического меньшинства" пошла на спад. Но глубинные причины
нынешнего оттока русских из Киргизии не были устранены. А тут еще и
политические, социальные катаклизмы…
…На улицах Бишкека по-прежнему слышна в основном русская
речь. Вывески магазинов, объявления, афиши чаще всего даже не дублируются
по-киргизски. И наши соотечественники, и киргизы в большинстве смотрят
российские телеканалы, слушают песни российской эстрады...
Но воздух напитан тревогой. Сможет ли новая власть в
Киргизии дать русским гарантии безопасности и равноправия с "титульной" нацией,
гарантии сохранения своей культуры?.. А пока нарастают центробежные
настроения.
Центром геополитического соперничества в Средней Азии становится Кыргызстан
07.12.2005.
Eurasianet
Стивен Бланк
Президентские выборы в Казахстане подтверждают, что
феномен «цветных революций» идет на спад в Средней Азии. Геополитическая борьба
сегодня явно перемещается в соседний Кыргызстан, где Россия и ее новый союзник,
Узбекистан, стремятся повернуть революцию вспять.
Выборы в Казахстане стали повторением хорошо известной
среднеазиатской и кавказской схемы: по предварительным данным, нынешний
президент Нурсултан Назарбаев получил 91% голосов. Ближайший из его четырех
соперников – Жармахан Туякбай, лидер движения «За справедливый Казахстан», –
получил примерно 6,6%. Этот результат заставил противников Назарбаева говорить о
грязной игре, манипуляции средствами массовой информации, подтасовке цифр явки
избирателей и итогов голосования.
В последние годы недовольство оппозиции мошенничеством
на выборах привело к акциям протеста населения и последующей смене режимов в
Грузии, на Украине и в Кыргызстане – процессу, известному под названием «цветных
революций». Однако в Казахстане такой сценарий невозможен. За последний год
администрация Назарбаева нейтрализовала оппозиционные партии и движения страны.
Лидеры оппозиции заявляют сегодня, что не будут даже пытаться проводить
демонстрации и выражать недовольство махинациями на выборах, а подадут вместо
этого иски в суды, которые, впрочем, по широко распространенному мнению,
находятся под контролем исполнительной ветви власти.
Вероятно, высшей точкой феномена «цветных революций»
стало смещение в марте бывшего кыргызского лидера Аскара Акаева. После этого
начали поднимать голову силы контрреволюции, особенно в Узбекистане. В
значительной мере контрреволюцию подстегнули произошедшие в мае андижанские
события. В последние семь месяцев режим президента Ислама Каримова в Ташкенте
уничтожил все следы демократизации, в том числе независимые средства информации.
Кроме того, былые союзники, Европейский Союз и Соединенные Штаты, превратились
благодаря стараниям узбекской власти во врагов, а Ташкент выдворил американские
вооруженные силы с узбекской базы в Карши-Ханабаде.
К осени 2005 г. Каримов направил свой гнев на внешних
врагов в регионе, в частности на Кыргызстан. В сентябре узбекские власти
обвинили Кыргызстан в помощи исламским радикалам, обвиняемым в участии в
андижанских событиях, а затем прекратили большую часть поставок газа в
Кыргызстан, вызвав энергетический кризис местного значения. Причиной стало якобы
опоздание кыргызских компаний с оплатой по счетам, однако реальный мотив ясен:
Ташкент хотел наказать Бишкек за поддержку позиции международного сообщества и
дозволение андижанским беженцам выехать в третьи страны. Узбекистан требовал,
чтобы все беженцы были возвращены. Однако правозащитники предупредили, что, если
кыргызские власти вернут беженцев, тех скорее всего ожидают пытки и смерть.
Узбекский маневр с газом не удался – в ситуацию
вмешались Соединенные Штаты, которые помогли Кыргызстану получить
электроэнергию. Поэтому в ноябре Узбекистану пришлось уступить и подписать
соглашение о поставке 750 млн кубометров газа в Кыргызстан. Однако первая
неудача не обескуражила Ташкент.
Узбекистан ощущает не только внутреннюю опасность, но и
чувствует себя преданными Евросоюзом и Соединенными Штатами. Брюссель и
Вашингтон настаивали на независимом расследовании андижанских событий, и это
вызвало категорическое неприятие Ташкента. Поэтому Каримов возвратил Узбекистан
в орбиту России. В ноябре Каримов подписал газовые сделки с Москвой и заключил
стратегический союз, открывающий путь к усилению стратегического влияния Кремля
в Узбекистане. Местные и российские СМИ полны сообщений, что Москва якобы жаждет
занять базу в Карши-Ханабаде, как только в начале 2006 г. ее покинут
американские войска. Несмотря на опровержения со стороны России, положения
узбекско-российского договора ясно указывают на такую возможность.
Как и Узбекистан, Россия готова направить свое
недовольство на Кыргызстан, который сегодня можно считать ближайшим союзником
США в Средней Азии. Российские средства информации сообщают, что Москва хотела
бы постепенно поставить энергосектор Кыргызстана под российский контроль. Эти
сообщения сопровождаются информацией о желании Москвы создать в Кыргызстане
вторую военную базу, на этот раз под управлением Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ). Оглядка на реакцию Вашингтона остановила такое
развитие событий, по крайней мере на период обозримого будущего.
Тем не менее политика в Кыргызстане пребывает в
хаотическом состоянии, а власть президента Курманбека Бакиева остается слабой.
Царящая в стране организованная преступность, по словам представителей
кыргызских властей, подрывает нормальную работу правительства. Неопределенность
в Бишкеке указывает на то, что правительство Бакиева уязвимо перед внешним
давлением.
В конечном счете, продолжая оказывать давление на
Бишкек, Россия надеется выдавить из региона вооруженные силы США. Единственная
остающаяся в Средней Азии база США находится в Манасе, пригороде кыргызской
столицы.
В контексте последних событий кажется очевидным, что
Каримов действует против Кыргызстана с благословения, а то и при поддержке
Москвы. Стремясь увековечить собственный режим, Каримов предоставляет России
свободу действий в определении внешней политики Ташкента, выступая пешкой в
опасной игре, направленной на подрыв суверенитета Кыргызстана. В этом смысле на
карту поставлены не только отношения междуУзбекистаном и Кыргызстаном. Речь идет
о более важном вопросе – о будущей независимости обоих этих государств.
Второй Акаев?
09.12.2005.
ЦентрАзия. Ру
Стас Притчин
Плохому
государству - Конституция мешает
В Киргизии началось всенародное обсуждение проекта новой
Конституции. Таким образом, реализуется главное требование мартовской революции
"тюльпанов". Предполагалось, что новый Основной закон не допустит установления
авторитарного режима. Для этого планировалось привлечь к работе над проектом
представителей гражданского общества, депутатов парламента, представителей
судебной и исполнительной ветвей власти, бизнесменов и общества в целом. Но уже
сегодня очевидно, что открытый процесс работы над новой Конституцией – лишь
видимость. На самом деле новый проект Основного закона создается в недрах
администрации президента. Он лишь закрепляет за избранным в июле Курманбеком
Бакиевым все полномочия, которые были у свергнутого президента Аскара Акаева.
Хотели как лучше…
Вопрос о смене общественно-политического устройства
республики был поднят сразу же после переворота в марте этого года. Уже в апреле
было решено созвать Конституционное Совещание (КС) – орган, который призван
разработать изменения в Основной закон. В состав КС вошли 114 человек:
представители различных партий, ветвей власти, гражданского общества. Кроме
того, рабочая группа совещания рассматривала предложения, выработанные в
регионах. "Киргизии как азиатскому государству свойственно установление
авторитарной власти. Именно поэтому КС должно юридически создать такие условия,
чтобы не повторилась ситуация, когда президент и его окружение монополизируют в
своих руках власть, как это произошло с Аскаром Акаевым", - комментирует цель
созыва КС его участник, член координационного совета партии "Моя страна", доктор
исторических наук Зайнидин Курманов.
В августе по инициативе спикера парламента Омурбека
Тегебаева президент Курманбек Бакиев возглавил КС. Президент сразу же заявил о
том, что нужно пересмотреть состав КС и значительно расширить его. После чего
совещание было увеличено со 114 до 289 членов. В обновленный состав вошли в
основном чиновники различного ранга из окружения президента. Такое развитие
событий вызвало недовольство среди представителей гражданского общества.
"Во-первых, - считает Зайнидин Курманов, - Бакиев заинтересован в сохранении
всех тех полномочий, которые были у Аскара Акаева. Ни разу - ни во времена,
когда он был в оппозиции, ни после, став президентом - он не говорил об
изменении политического устройства республики. Расширение КС легко объяснить.
Бакиев этим шагом стремится сделать работу совещания неэффективной и "размыть"
голоса представителей гражданского общества, которые настаивают на внесении
серьезных изменений в Конституцию".
Как считают наблюдатели и участники, работа КС в новом
составе просто невозможна. Мнение Олега Панкратова, одного из членов КС, как он
сам себя назвал - из "массовки": "Если каждый участник получит 1 минуту для
выступления по 1 статье Конституции (хотя за это время высказаться практически
невозможно), то с учетом количества статей (97) понадобится 58 рабочих дней
(если работать по 8 часов в день). Но ведь необходимо еще и проанализировать
каждое мнение и выбрать наиболее приемлемую формулировку и так далее. Наверное,
именно с учетом всего этого президент и определил, что с момента первого
собрания до момента опубликования готового варианта пройдет всего чуть более 20
дней. Получается, что президент изначально лишил большую часть участников
совещания даже возможности высказаться".
Для того чтобы создать видимость работы совещания,
выбрана редакционная комиссия, которая должна обработать поступающие от
населения предложения. Затем на основе этих предложений формулировать новые
положения Конституции. Но 11 ноября на очередном заседании 26 участников
редакционной комиссии из 49 выразили протест в связи с тем, что выработка нового
проекта Конституции происходит без их участия. Кроме того, они обвинили
президента в том, что новая Конституция по основным вопросам не будет отличаться
от прежней.
Президент КР Курманбек Бакиев высказал свое видение
реформы. 2 ноября 2005 года на пресс-конференции он заявил: "Конституция,
которая у нас действует, - президентско-парламентская, пусть она работает. Чтобы
давать оценку системе управления, надо в этой системе пожить. Надо 4-5 лет,
чтобы сказать, что эта система управления оправдала или не оправдала себя".
Таким образом, президент республики поставил ожидаемую, в принципе, точку по
самой актуальной проблеме изменения Конституции, заявив, что выступает за
сохранение существующей административной системы с полным набором полномочий
президента, что были у его предшественника Аскара Акаева.
Спустя некоторое время после выноса новой редакции
Конституции на всеобщее обсуждение, появилась информация о том, партия
"Эркендик" под руководством Топчупбека Тургуналиева собрала 300 тысяч подписей
избирателей за роспуск парламента. Примечательно, что сбор подписей был начат
сразу же после утверждения законодательного собрания в новом составе. Несколько
раз процесс приходилось начинать заново, так как подписи объявлялись
недействительными. И вот теперь, когда пришло время открытой дискуссии,
депутатам дан ясный сигнал не настаивать на увеличении полномочий парламента.
Иначе будет объявлено о проведении референдума по вопросу роспуска парламента.
Наблюдатели отмечают, что сбор подписей проходил, особенно в регионах, при
участии социальных служб.
Что касается других вопросов реформы, то известно, что в
вынесенном на обсуждение проекте предполагается упразднить институт госсекретаря
и ликвидировать Конституционный суд. Также предлагается изменить систему выборов
на мажоритарно-пропорциональную, с сохранением сегодняшнего числа депутатов. Не
должна коснуться реформа и статуса русского языка, за которым закрепляется
положение официального.
В целом, очевидны попытки команды президента сохранить
статус-кво на политической арене. Причем это делается под лозунгами стремления к
демократии. Такое развитие событий ставит под сомнение все достижения мартовской
революции. Свержение президента Аскара Акаева имело очень широкую поддержку в
обществе. Одним из главных лозунгов был связан с созданием условий, когда
установление авторитарного режима стало бы невозможным. Поэтому люди с надеждой
смотрели на пришедших к власти политиков, ожидая от них адекватных шагов в этом
направлении. Но сегодня очевидно то, что Курманбек Бакиев переиграл своих
товарищей по революции, отрекшись от них после избрания президентом. Благодаря
тому, что работа над новой Конституцией ведется под его контролем, он старается
упрочить свои позиции. После принятия Конституции в том виде, который предлагает
нынешний президент, Киргизия станет той же авторитарной республикой, что была
год назад, только уже с другой семьей во главе…
Русский язык как инструмент политики
12.12.2005.
Независимая газета
Виктория Панфилова
После
выборов в Киргизии волна вытеснения русскоязычных граждан из государственных
структур
Для Киргизии было бы большой потерей отгородиться от
русского языка и русской культуры, заявил пару дней назад в Бишкеке во время
международного форума, посвященного 125-летию российского образования в
Киргизии, президент республики Курманбек Бакиев. «Мы осознаем значимость шагов,
предпринятых 125 лет назад Россией и ее интеллигенцией. Без этого не было бы
сегодня нормального вхождения Киргизии в мировое сообщество», – подчеркнул
Бакиев.
Русский язык и образование в Киргизии, по словам
президента, играют роль политического фактора, который «определил
геополитический курс для многих поколений киргизского народа». «А русское
образование до сих пор является престижным в Киргизии, – отметил президент. – Я
сам учился в России и этот диплом ни разу не посрамил».
Действительно, до недавнего времени русский язык в
Киргизии был основным языком, на котором не только говорили и учились, но языком
делопроизводства – на русском издавались все официальные документы,
государственные законы, проводились заседания парламента. Попытки перевести
официальные материалы на киргизский язык заканчивались неудачей, ибо при
переводе возникала, мягко говоря, путаница. То ли не было хороших переводчиков,
то ли незнание киргизского языка было настолько велико, что чиновники во
избежание неразберихи предпочитали использовать русский язык. При этом русский
имел статус официального языка, а киргизский – государственного.
Ситуация кардинально начала меняться в начале 2004 года,
когда был принят Закон «О государственном языке». Кстати, впервые подобный закон
был принят еще при советской власти в 1989 году. Он был направлен на защиту
национального языка, чтобы предотвратить его исчезновение. Правда, когда через
10 лет подводились итоги, то неожиданно выяснилось, что ситуация в этом плане
нисколько не улучшилась по сравнению с советскими временами. Русский язык
продолжает доминировать. В 1999 году решили сделать новую редакцию этого закона.
Но дело шло ни шатко ни валко, поэтому к этой проблеме вернулись только через
пять лет. И вот в феврале 2004 года закон о языке были принят. При этом новый
закон обязывает госслужащих говорить и писать по-киргизски, особенно это
касается президента, премьер-министра, председателей Конституционного и
Верховного судов. Но это было еще в прошлом году. Тогда сразу поползли слухи,
что южане, гораздо лучше знающие киргизский, вытеснят русскоговорящих
северян.
Впрочем, на практике почти так и получилось. И помогла
этому в значительной степени мартовская революция, которая привела к власти в
Киргизии южный клан. Многочисленные заявления президента страны Курманбека
Бакиева о сохранении русского языка не успокоили население республики. Русским и
русскоязычным гражданам стало довольно неуютно жить в многонациональной
Киргизии. Хотя не так давно прежний президент Аскар Акаев объявлял страну общим
домом: «Кыргызстан – наш общий дом». И вот теперь в этом доме стали раздаваться
голоса в пользу киргизского языка. Более того, некоторые требуют выкинуть из
конституции статьи об официальном статусе русского языка.
Дело в том, что после 24 марта в Киргизии все-таки
началась новая активная волна вытеснения русскоязычных граждан из различных
государственных структур. Остался незамеченным и тот факт, что во время
инаугурации в июле нынешнего года Курманбек Бакиев произнес клятву на верность
своему народу лишь на государственном – киргизском – языке. Это тоже сыграло
свою роль.
Стали образовываться новые неправительственные
организации, выступающие за чистоту языка и нации. В киргизской прессе стали
появляться статьи типа «Джихад – всем, кто не знает кыргызского языка»,
объясняющие, что «во всех бедах кыргызского языка виноваты русские и «киргизы» –
то есть те, кто не владеет государственным языком, – так считает автор статьи,
опубликованной в газете «Аалам».
По мнению киргизского политолога, вице-президент Фонда
международных исследовательских программ Нура Омарова, «сегодня в Киргизии, как
грибы, появляются различные неправительственные объединения, которые пытаются
заработать дешевый авторитет на раздувании истерии вокруг падения роли
киргизского языка». Вместе с тем на этом фоне отток русских и русскоязычного
населения приобрел систематичный регулярный характер. Хотя, по мнению
киргизского аналитика, причина отъезда связана не столько со снижающимся
статусом русского языка, сколько с накапливающейся экономической и политической
нестабильностью.
Истерия вокруг русского и киргизского языков
активизировалась не случайно, и направлена она на выведение ведущих политиков из
игры. Прежде всего из обоймы надо вывести премьер-министра Феликса Кулова. Всем
известно, что Кулов не вполне владеет киргизским языком. Это дает его
противникам некий карт-бланш, поскольку госслужащий столь высокого ранга не
имеет права занимать пост премьер-министра без знания национального языка,
считает Нур Омаров. Кулову уже неоднократно намекали, что его карьера может и не
состояться именно по этой причине.
Поэтому прозвучавшие заявления президента о роли
русского языка носят декларативный характер, и их не стоит рассматривать как
серьезную политическую составляющую. На самом деле сегодня не наблюдается
никакой особой поддержки русского языка или русскоязычного населения. Нет и
никакого финансирования развития новых программ, нет новых учебников, кроме тех,
которые поставляет российское посольство в Киргизии. По сути, идет обычная
манипуляция общественным сознанием.
Если дело так пойдет и дальше, то русский язык будет
вытеснен из страны полностью уже через 15–20 лет, когда вырастет новое
поколение. Естественным образом будет происходить замена одного языка другим. А
сейчас, когда Россия объявлена стратегическим партнером, вполне естественно, что
власти не могут не делать подобные заявления. Только поэтому Курманбек Бакиев и
заявляет, что «русский язык и образование в Киргизии играют роль политического
фактора, который определил геополитический курс для многих поколений киргизского
народа».
|