Центром геополитического соперничества в Средней Азии становится Кыргызстан
07.12.2005.
Eurasianet
Стивен Бланк
Президентские выборы в Казахстане подтверждают, что
феномен «цветных революций» идет на спад в Средней Азии. Геополитическая борьба
сегодня явно перемещается в соседний Кыргызстан, где Россия и ее новый союзник,
Узбекистан, стремятся повернуть революцию вспять.
Выборы в Казахстане стали повторением хорошо известной
среднеазиатской и кавказской схемы: по предварительным данным, нынешний
президент Нурсултан Назарбаев получил 91% голосов. Ближайший из его четырех
соперников – Жармахан Туякбай, лидер движения «За справедливый Казахстан», –
получил примерно 6,6%. Этот результат заставил противников Назарбаева говорить о
грязной игре, манипуляции средствами массовой информации, подтасовке цифр явки
избирателей и итогов голосования.
В последние годы недовольство оппозиции мошенничеством
на выборах привело к акциям протеста населения и последующей смене режимов в
Грузии, на Украине и в Кыргызстане – процессу, известному под названием «цветных
революций». Однако в Казахстане такой сценарий невозможен. За последний год
администрация Назарбаева нейтрализовала оппозиционные партии и движения страны.
Лидеры оппозиции заявляют сегодня, что не будут даже пытаться проводить
демонстрации и выражать недовольство махинациями на выборах, а подадут вместо
этого иски в суды, которые, впрочем, по широко распространенному мнению,
находятся под контролем исполнительной ветви власти.
Вероятно, высшей точкой феномена «цветных революций»
стало смещение в марте бывшего кыргызского лидера Аскара Акаева. После этого
начали поднимать голову силы контрреволюции, особенно в Узбекистане. В
значительной мере контрреволюцию подстегнули произошедшие в мае андижанские
события. В последние семь месяцев режим президента Ислама Каримова в Ташкенте
уничтожил все следы демократизации, в том числе независимые средства информации.
Кроме того, былые союзники, Европейский Союз и Соединенные Штаты, превратились
благодаря стараниям узбекской власти во врагов, а Ташкент выдворил американские
вооруженные силы с узбекской базы в Карши-Ханабаде.
К осени 2005 г. Каримов направил свой гнев на внешних
врагов в регионе, в частности на Кыргызстан. В сентябре узбекские власти
обвинили Кыргызстан в помощи исламским радикалам, обвиняемым в участии в
андижанских событиях, а затем прекратили большую часть поставок газа в
Кыргызстан, вызвав энергетический кризис местного значения. Причиной стало якобы
опоздание кыргызских компаний с оплатой по счетам, однако реальный мотив ясен:
Ташкент хотел наказать Бишкек за поддержку позиции международного сообщества и
дозволение андижанским беженцам выехать в третьи страны. Узбекистан требовал,
чтобы все беженцы были возвращены. Однако правозащитники предупредили, что, если
кыргызские власти вернут беженцев, тех скорее всего ожидают пытки и смерть.
Узбекский маневр с газом не удался – в ситуацию
вмешались Соединенные Штаты, которые помогли Кыргызстану получить
электроэнергию. Поэтому в ноябре Узбекистану пришлось уступить и подписать
соглашение о поставке 750 млн кубометров газа в Кыргызстан. Однако первая
неудача не обескуражила Ташкент.
Узбекистан ощущает не только внутреннюю опасность, но и
чувствует себя преданными Евросоюзом и Соединенными Штатами. Брюссель и
Вашингтон настаивали на независимом расследовании андижанских событий, и это
вызвало категорическое неприятие Ташкента. Поэтому Каримов возвратил Узбекистан
в орбиту России. В ноябре Каримов подписал газовые сделки с Москвой и заключил
стратегический союз, открывающий путь к усилению стратегического влияния Кремля
в Узбекистане. Местные и российские СМИ полны сообщений, что Москва якобы жаждет
занять базу в Карши-Ханабаде, как только в начале 2006 г. ее покинут
американские войска. Несмотря на опровержения со стороны России, положения
узбекско-российского договора ясно указывают на такую возможность.
Как и Узбекистан, Россия готова направить свое
недовольство на Кыргызстан, который сегодня можно считать ближайшим союзником
США в Средней Азии. Российские средства информации сообщают, что Москва хотела
бы постепенно поставить энергосектор Кыргызстана под российский контроль. Эти
сообщения сопровождаются информацией о желании Москвы создать в Кыргызстане
вторую военную базу, на этот раз под управлением Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ). Оглядка на реакцию Вашингтона остановила такое
развитие событий, по крайней мере на период обозримого будущего.
Тем не менее политика в Кыргызстане пребывает в
хаотическом состоянии, а власть президента Курманбека Бакиева остается слабой.
Царящая в стране организованная преступность, по словам представителей
кыргызских властей, подрывает нормальную работу правительства. Неопределенность
в Бишкеке указывает на то, что правительство Бакиева уязвимо перед внешним
давлением.
В конечном счете, продолжая оказывать давление на
Бишкек, Россия надеется выдавить из региона вооруженные силы США. Единственная
остающаяся в Средней Азии база США находится в Манасе, пригороде кыргызской
столицы.
В контексте последних событий кажется очевидным, что
Каримов действует против Кыргызстана с благословения, а то и при поддержке
Москвы. Стремясь увековечить собственный режим, Каримов предоставляет России
свободу действий в определении внешней политики Ташкента, выступая пешкой в
опасной игре, направленной на подрыв суверенитета Кыргызстана. В этом смысле на
карту поставлены не только отношения междуУзбекистаном и Кыргызстаном. Речь идет
о более важном вопросе – о будущей независимости обоих этих государств.
|