Второй Акаев?
09.12.2005.
ЦентрАзия. Ру
Стас Притчин
Плохому
государству - Конституция мешает
В Киргизии началось всенародное обсуждение проекта новой
Конституции. Таким образом, реализуется главное требование мартовской революции
"тюльпанов". Предполагалось, что новый Основной закон не допустит установления
авторитарного режима. Для этого планировалось привлечь к работе над проектом
представителей гражданского общества, депутатов парламента, представителей
судебной и исполнительной ветвей власти, бизнесменов и общества в целом. Но уже
сегодня очевидно, что открытый процесс работы над новой Конституцией – лишь
видимость. На самом деле новый проект Основного закона создается в недрах
администрации президента. Он лишь закрепляет за избранным в июле Курманбеком
Бакиевым все полномочия, которые были у свергнутого президента Аскара Акаева.
Хотели как лучше…
Вопрос о смене общественно-политического устройства
республики был поднят сразу же после переворота в марте этого года. Уже в апреле
было решено созвать Конституционное Совещание (КС) – орган, который призван
разработать изменения в Основной закон. В состав КС вошли 114 человек:
представители различных партий, ветвей власти, гражданского общества. Кроме
того, рабочая группа совещания рассматривала предложения, выработанные в
регионах. "Киргизии как азиатскому государству свойственно установление
авторитарной власти. Именно поэтому КС должно юридически создать такие условия,
чтобы не повторилась ситуация, когда президент и его окружение монополизируют в
своих руках власть, как это произошло с Аскаром Акаевым", - комментирует цель
созыва КС его участник, член координационного совета партии "Моя страна", доктор
исторических наук Зайнидин Курманов.
В августе по инициативе спикера парламента Омурбека
Тегебаева президент Курманбек Бакиев возглавил КС. Президент сразу же заявил о
том, что нужно пересмотреть состав КС и значительно расширить его. После чего
совещание было увеличено со 114 до 289 членов. В обновленный состав вошли в
основном чиновники различного ранга из окружения президента. Такое развитие
событий вызвало недовольство среди представителей гражданского общества.
"Во-первых, - считает Зайнидин Курманов, - Бакиев заинтересован в сохранении
всех тех полномочий, которые были у Аскара Акаева. Ни разу - ни во времена,
когда он был в оппозиции, ни после, став президентом - он не говорил об
изменении политического устройства республики. Расширение КС легко объяснить.
Бакиев этим шагом стремится сделать работу совещания неэффективной и "размыть"
голоса представителей гражданского общества, которые настаивают на внесении
серьезных изменений в Конституцию".
Как считают наблюдатели и участники, работа КС в новом
составе просто невозможна. Мнение Олега Панкратова, одного из членов КС, как он
сам себя назвал - из "массовки": "Если каждый участник получит 1 минуту для
выступления по 1 статье Конституции (хотя за это время высказаться практически
невозможно), то с учетом количества статей (97) понадобится 58 рабочих дней
(если работать по 8 часов в день). Но ведь необходимо еще и проанализировать
каждое мнение и выбрать наиболее приемлемую формулировку и так далее. Наверное,
именно с учетом всего этого президент и определил, что с момента первого
собрания до момента опубликования готового варианта пройдет всего чуть более 20
дней. Получается, что президент изначально лишил большую часть участников
совещания даже возможности высказаться".
Для того чтобы создать видимость работы совещания,
выбрана редакционная комиссия, которая должна обработать поступающие от
населения предложения. Затем на основе этих предложений формулировать новые
положения Конституции. Но 11 ноября на очередном заседании 26 участников
редакционной комиссии из 49 выразили протест в связи с тем, что выработка нового
проекта Конституции происходит без их участия. Кроме того, они обвинили
президента в том, что новая Конституция по основным вопросам не будет отличаться
от прежней.
Президент КР Курманбек Бакиев высказал свое видение
реформы. 2 ноября 2005 года на пресс-конференции он заявил: "Конституция,
которая у нас действует, - президентско-парламентская, пусть она работает. Чтобы
давать оценку системе управления, надо в этой системе пожить. Надо 4-5 лет,
чтобы сказать, что эта система управления оправдала или не оправдала себя".
Таким образом, президент республики поставил ожидаемую, в принципе, точку по
самой актуальной проблеме изменения Конституции, заявив, что выступает за
сохранение существующей административной системы с полным набором полномочий
президента, что были у его предшественника Аскара Акаева.
Спустя некоторое время после выноса новой редакции
Конституции на всеобщее обсуждение, появилась информация о том, партия
"Эркендик" под руководством Топчупбека Тургуналиева собрала 300 тысяч подписей
избирателей за роспуск парламента. Примечательно, что сбор подписей был начат
сразу же после утверждения законодательного собрания в новом составе. Несколько
раз процесс приходилось начинать заново, так как подписи объявлялись
недействительными. И вот теперь, когда пришло время открытой дискуссии,
депутатам дан ясный сигнал не настаивать на увеличении полномочий парламента.
Иначе будет объявлено о проведении референдума по вопросу роспуска парламента.
Наблюдатели отмечают, что сбор подписей проходил, особенно в регионах, при
участии социальных служб.
Что касается других вопросов реформы, то известно, что в
вынесенном на обсуждение проекте предполагается упразднить институт госсекретаря
и ликвидировать Конституционный суд. Также предлагается изменить систему выборов
на мажоритарно-пропорциональную, с сохранением сегодняшнего числа депутатов. Не
должна коснуться реформа и статуса русского языка, за которым закрепляется
положение официального.
В целом, очевидны попытки команды президента сохранить
статус-кво на политической арене. Причем это делается под лозунгами стремления к
демократии. Такое развитие событий ставит под сомнение все достижения мартовской
революции. Свержение президента Аскара Акаева имело очень широкую поддержку в
обществе. Одним из главных лозунгов был связан с созданием условий, когда
установление авторитарного режима стало бы невозможным. Поэтому люди с надеждой
смотрели на пришедших к власти политиков, ожидая от них адекватных шагов в этом
направлении. Но сегодня очевидно то, что Курманбек Бакиев переиграл своих
товарищей по революции, отрекшись от них после избрания президентом. Благодаря
тому, что работа над новой Конституцией ведется под его контролем, он старается
упрочить свои позиции. После принятия Конституции в том виде, который предлагает
нынешний президент, Киргизия станет той же авторитарной республикой, что была
год назад, только уже с другой семьей во главе…
|