Сергей Гайдукевич: республика нуждается в глубоких преобразованиях
Николай Сергеев (Минск)
В Белоруссии набирает силу предвыборная президентская
кампания. Одним из наиболее заметных и интересных соискателей поста главы
белорусского государства является депутат Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь, председатель Либерально-демократической партии
Белоруссии Сергей Васильевич Гайдукевич. Его мнение об общественно-политической
обстановке в Белоруссии, о перспективах белорусско-российских отношений, о
международном положении республики выяснял корреспондент «Материка».
- Вы являетесь одним из самых заметных политиков в
Белоруссии. Какие проблемы, стоящие перед республикой, можно отнести к разряду
первоочередных?
- Вначале хотелось бы коснуться основополагающих, т. е.
стратегических вопросов. И здесь для любого ответственного политика и
просто здравомыслящего человека, очевидно, что главным направлением белорусской
политики является укрепление союзных отношений с Российской Федерацией и
строительство Союзного государства.
Хочу подчеркнуть, что состоявшееся Союзное государство
необходимо не только Белоруссии и России, но и нашей братской Украине,
политическая элита которой, к сожалению, позабыла (надеюсь, что это временное
явление), что наши три народа есть одно этническое, культурное и историческое
восточнославянское целое. Завет о единстве Русской Земли
идет к нам от предков через всю драматическую историю наших народов, и мы
обязаны быть ему верны. Это наш сыновний и патриотический долг.
В свое время на меня произвел очень сильное впечатление
глубоко символичный жест Владимира Путина, когда президент России подарил
президентам Белоруссии и Украины прекрасно выполненное издание священной для
восточных славян книги – «Слово о полку Игореве».
- Но если отношения между Белоруссией и Россией в целом
развиваются по восходящей и, несомненно, имеют большую перспективу, то с
Украиной дела все более переходят в проблемную плоскость. Что вы думаете
по этому поводу?
- Хотелось бы сказать, что и в Белоруссии есть в прямом
смысле вскормленные Западом политические силы, которые рвутся к власти и
нацелены своими опекунами на решение одной единственной задачи – разрушение
белорусско-российского Союза. Все же их остальные разговоры о демократии, правах
человека и развитии экономики - для отвода глаз, как белорусских граждан, так и
российской элиты. Если посмотреть предвыборную программу т.н. «единого кандидата
от оппозиции» Александра Милинкевича, то она вся наполнена ни к чему
не обязывающими обещаниями по принципу «повысить, углубить и расширить», но зато
старательно замалчивается подлинное отношение Милинкевича к Союзу Белоруссии и
России и белорусско-русскому государственному двуязычию.
- Но ведь еще до начала предвыборной гонки Александр
Милинкевич, выступая на форуме белорусской службы радиостанции «Свобода» заявлял
о том, что Союзное государство – это личный проект Александра Лукашенко и о
своем резко отрицательном отношении к государственному двуязычию в
Белоруссии?
- А кто слушает белорусскую службу радио «Свобода»?
Только люди или разделяющие подобные взгляды, или же специалисты в области
политики, которым и так известны воззрения радикальных националистов из
Белорусского народного фронта, выдвинувших Милинкевича в качестве
кандидата в президенты. Но так как аудитория «белорусской» «Свободы» в
республике крайне незначительна и специфична, то только перед ее микрофоном
Милинкевич и раскрывается в подлинном виде, а перед широким избирателем он
пытается выступать в качестве приверженца демократии и либерализма. Но это
не более чем личина. Ни сам «единый от оппозиции», ни те силы, которые его
продвигают, не являются демократами в принципе.
Они уже в течение десятилетия, с упрямством
достойным иного применения, пытаются лишить белорусских граждан
основополагающего демократического права: самим выбирать язык образования,
творчества и так далее. Им не нравится русский язык и поэтому все белорусы в
угоду их прихотям должны от него отказаться. Но это, извините, не демократия, а
чистейшей воды тоталитаризм, а это мы уже с вами проходили. И оттого, что этот
тоталитаризм уже не красного, а бело-красно-белого цвета простому гражданину не
легче.
Но вернемся на Украину. По моему мнению, одной из
главных причин нынешних трудностей в российско-украинских отношениях
является то, что ныне властвующая украинская элита (это относится и к части
белорусской) никак не может (или не желает) понять того, что с приходом
Владимира Путина в российской политике, по сравнению с ельцинской эпохой,
произошли принципиальные изменения. Российской Федерации больше не грозит
распад, экономика набирает мощь и конкурентоспособность, государственная
политика все в большей степени отвечает национальным интересам.
А на Украине многие политики продолжают считать, что
Российскую Федерацию можно по прежнему дурачить – проводить недружественную
антироссийскую политику, запрещать русский язык, русскую культуру и музыку, идти
в НАТО и при этом продолжать, на правах друга и союзника, получать ценовые
льготы и режим благоприятствования в торговле.
Некоторые на Западе, да и в наших странах тоже,
обвиняют российскую сторону в том, что она, поставляя газ Белоруссии в текущем
году по цене 46 долларов за тысячу кубометров, якобы нарушает некие рыночные
принципы. Однако такие разговоры являются обычной демагогией тех сил,
которые очень не хотят, чтобы Белоруссия и Россия восстановили свое
единство и выстроили эффективное Союзное государство.
Причина всей этой критики лежит исключительно в
политической, а не экономической плоскости.
Белоруссия и Российская Федерация в соответствии с
Договором с создании Союзного государства выстраивают общее экономическое
пространство и поэтому совершенно естественно, что внутри границ Союзного
государства отношения (в том и числе и экономические) между странами-партнерами
(т.е. Белоруссией и Россией) строятся на иных подходах, нежели с
государствами не входящими в наш Союз. И поэтому 46 долларов за тысячу
кубометров – это рыночная внутрисоюзная цена.
Многие представители российской элиты уже понимают, что
Белоруссия это не просто близкородственная страна, а надежный партнер и друг, и
единственный союзник России. Более того, успешный Союз будет залогом того, что
Россия вновь станет не только великой державой, но и тем центром силы, который
умерит непомерные глобальные притязания США. Я уверен, что после президентских
выборов, уже в 2006 году будут сделаны решительные шаги в деле союзного
строительства.
- Вы опытный политик, депутат парламента, руководитель
крупной политической партии и, наконец, кандидат в президенты Белоруссии. Что,
по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы обеспечить дальнейшее развитие
республики?
- За прошедшие 10-12 лет в Белоруссии сделано очень
многое, и отрицать это могут только совершенно безответственные
люди. Но в то же время в своем движении республика начинает пробуксовывать.
Советское наследие уже исчерпано и нужны новые решения. Белорусская экономика
нуждается в серьезных инвестициях, обновлении и развитии частной инициативы.
Необходима продуманная государственная программа приватизации промышленных
предприятий, создания конкурентной среды и становления делового класса, к
которому необходимо изменить отношение, как со стороны государства, так и со
стороны общественного мнения. До сих пор государственные органы и в целом
белорусское общество довольно подозрительно относятся не только к
предпринимательской деятельности, но и вообще к частным начинаниям как таковым.
Это касается не только области экономики, но и любой сферы
общественной деятельности.
Белорусские предприятия (при чем всех форм
собственности) находятся под жестким давлением фискальных органов, что не только
препятствует их развитию, но и просто выталкивает капитал из республики.
Белорусская экономика остро нуждается в масштабных капиталовложениях, (износ
основных фондов достиг критической черты), а капитал продолжает уходить вовне.
Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата.
В последнее время в Белоруссии много говорится о
развитии сельского хозяйства и подъеме малых городов. Все это верно. Но решать
эту проблему предлагается вновь в основном за счет пресловутого
административного ресурса. Но такой путь нельзя считать приемлемым. Только
усилиями местной исполнительной власти и Белкоопсоюза вдохнуть жизнь в малые
города и села невозможно. Нужно дать возможность свободно работать местному
малому и среднему предпринимательству. Это новые рабочие места, это
дополнительные деньги в местную казну и, следовательно, развитие регионов.
Экономику надо поднимать комплексно, а не только за счет государственного
бюджета.
Нужны изменения и в сельском хозяйстве. Необходимо
проводить политику поощрения развития аграрного предпринимательства. Недавно был
принят Закон о крестьянских (фермерских) хозяйствах. Но этого недостаточно.
Нужен Земельный банк и стимулирующая налоговая политика. В этом смысле полезен
опыт России, которая вновь становится мировой житницей. Тем более, что мы
идем к созданию и общего аграрного рынка. Оживление деловой активности в малых
городах и на селе неизбежно повлечет за собой рост народонаселения в
регионах, как за счет рождаемости, так и за счет трудовой миграции.
Таким образом, для успешного продвижения вперед нам
необходимы глубокие преобразования и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и
в общественной жизни.
- Не является секретом, что уже в ближайшие годы
Республика Беларусь может столкнуться с нехваткой трудоспособного
населения. Какие меры, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы подобная
перспектива не стала действительностью?
- Данную проблему невозможно решить отдельными мерами.
Необходима соответствующая государственная программа по обеспечению
демографической безопасности республики, в которой должны быть отражены не
только вопросы стимулирования рождаемости и поддержки молодой семьи, но и
проведения не только продуманной, но и строгой миграционной политики.
- Что вы имеете в виду?
- Миграционная политика должна быть ответственной перед
белорусским обществом и способствовать развитию республики, а не создавать почву
для проблем в будущем. К чему ведет безответственный подход в сфере
миграции мы видим на примере Франции, Великобритании, Германии, Австралии и
других европейских государств и стран европейской культуры.
Отрицательный опыт Европейского союза однозначно
свидетельствует о том, что массовое расселение в той или иной стране
представителей культурно, религиозно и этнически чуждых народов
создает угрозу не только общественной безопасности, но и реально подрывает
сами основы существования этого государства.
Поэтому, предметом заботы белорусского государства и в
целом общества должно быть не просто увеличение количества дееспособного
населения, а целенаправленное поддержание исторически сложившегося славянского
этнического характера народонаселения Белоруссии.
По данным последней переписи (1999 г.) славяне
(белорусы, русские, украинцы, поляки, болгары, чехи, сербы) составляли
98,95 процентов жителей Белоруссии. За прошедшие 6 лет, конечно, произошли
изменения в количественном составе населения. Однако несомненно, что Республика
Беларусь этнически является славянским государством.
Конечно, было бы хорошо, если бы демографические вопросы
решались только естественным путем, но если жизнь требует и других
решений, то государственная политика в области миграции должна содействовать
переселению в Белоруссию дееспособного славянского населения из государств
бывшего СССР. В Средней Азии и государствах Закавказья в очень нелегких
условиях живут миллионы людей славянской национальности, у которых по большому
счету в этих странах нет будущего. С другой стороны в большинстве своем
это квалифицированные специалисты и работящие люди.
Поэтому привлечение в республику культурно близких и
этнически родственных специалистов славянских национальностей будет
способствовать как поступательному развитию белорусского государства, так и
обеспечению национальной безопасности. Именно такой подход должен стать
определяющим в миграционной политике белорусского государства.
- Существует мнение, что Республика Беларусь является
проблемным с точки зрения внешней политики государством. Насколько такое мнение
соответствует действительности? И что могло бы содействовать улучшению
внешнеполитического облика Белоруссии?
- Такое отношение к нашей республике является абсолютно
надуманным. Главный принцип белорусской внешней политики – это развитие
добрососедства со всеми государствами и, в первую очередь, со странами-соседями.
Другое дело, что некоторые наши соседи, действуя в интересах западных
геополитических игроков, активно участвуют в попытках экспорта в Белоруссию т.н.
«оранжевой» революции, цель которой более чем очевидна – насадить в Белоруссии
прозападный марионеточный режим и оторвать Белоруссию от России.
Однако смею заверить, что «оранжевый» вирус в Белоруссии
не приживется. В республике против этой «хвори» имеются хорошие лекарства – и
невосприимчивость населения, и сильная государственная власть, и эффективные
правоохранительные органы.
А так как «оранжевый» сценарий в Белоруссии
маловероятен, то это вызывает раздражение у правящих кругов на Западе и отсюда –
периодически возникающие антибелорусские кампании. Но западные политики должны,
наконец, понять, что Белоруссию надо воспринимать такой, какая она есть и не
относится серьезно к той «картинке», которую рисуют для заграницы Милинкевич,
Позняк и им подобные.
В то же время, МИД Белоруссии, в целом, и белорусские
посольства в западных странах, в частности, совершенно не используют в интересах
республики те немалые возможности для укрепления позиций Республики Беларусь,
которые имеются у зарубежного частного капитала заинтересованного в
экономических связях с нашей республикой. Но, понятно, что диалог с частными
компаниями на Западе должны вести, в первую очередь, не чиновники, а
представители белорусских деловых кругов. Для улучшения внешнеполитических
позиций нужно активно подключать экономику и торговлю, промышленников и
предпринимателей. Ведь большинство деловых людей настроены очень патриотично и
готовы всеми силами помогать своему государству.
- Вы депутат Палаты представителей Национального
собрания Республики Беларусь, демократически избранного законодательного и
представительного органа власти. Насколько уровень развития демократических
институтов в Белоруссии соответствует Вашим представлениям о народовластии?
- Действующей конституцией и, в целом, белорусским
законодательством создана правовая основа для
деятельности институтов народовластия. Однако все это требует
дальнейшего развития и совершенствования. В частности, необходимо расширение
полномочий парламента, усиление его контрольных функций и изменение порядка его
формирования. В дальнейшем выборы в парламент должны проводиться по смешанной
системе – 50 процентов по одномандатным округам, 50 процентов по партийным
спискам.
Помимо парламентской реформы требуется и развитие таких,
предусмотренных конституцией и законодательством, институтов народовластия как
референдумы и народные собрания различных уровней, призванные стать
действенными инструментами формирования гражданской активности и ответственности
населения. Собственно говоря, нам нужны граждане, которым есть до всего дела.
Мне вообще не понятно, почему нам постоянно внушается,
что восточные славяне являются приверженцами авторитарных методов
управления обществом и государством. Но это ведь не так. Из нашей истории
лично мне по нраву демократические Господин Великий Новгород, Господарь Псков и
вечевой Полоцк, а не времена царей, королей и генеральных секретарей. Собственно
говоря, либеральная демократия, т.е. свобода и народоправство, является исконной
славянской традицией устройства жизни общества.
- И последний вопрос. Кто является партнерами
Либерально-демократической партии Белоруссии в России?
- В своей политической работе мы поддерживаем деловые
отношения со всеми партиями, входящими в Государственную Думу, но все же в
большей степени мы сотрудничаем с родственной нам
Либерально-демократической партией России Владимира Жириновского. В то же время,
уже в текущем году мы планируем подписать соглашения о сотрудничестве с «Единой
Россией» и партией «Родина». Хочу подчеркнуть, что в Государственной Думе нет
политических сил, которые не понимали бы важности для России укрепления
белорусско-российских отношений и ускорения строительства Союзного
государства.
Более того, я считаю, что в рамках формирования единого
политического пространства Союзного государства пришло время поставить вопрос о
создании белорусской и российской либерально-демократическими партиями (ЛДПБ и
ЛДПР), построенного на принципах конфедерации Либерально-демократического союза
Союзного государства.
Справка: С.В. Гайдукевич (1954 г. р.), профессиональный
военный, закончил в 1976 г. Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище
ПВО, а в 1989 г. Военную командную академию ПВО им. маршала Г.К. Жукова. С 1992
по 1994 год работал в Управлении национальной безопасности Государственного
секретариата Республики Беларусь, затем председателем Комитета при Совете
Министров Белоруссии в правительстве Вячеслава Кебича. Одновременно в 1992 г.
выступил одним из инициаторов создания Народного движения Белоруссии (НДБ),
объединившего более двух десятков политических партий и общественных
объединений. Сергей Гайдукевич был избран председателем Координационного
комитета НДП. В первой половине 1990 годов Народное движение Белоруссии сыграло
большую роль в нейтрализации антироссийских националистических тенденций в
тогдашней политической жизни республики. С 1995 г. С.В.
Гайдукевич - председатель Либерально-демократической партии Белоруссии. В
настоящее время Сергей Гайдукевич является членом Постоянной комиссии по
международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь.
|