А американцы все о том же. Почему?
Рудольф Матвеев
Некоторые соображения относительно требований вывести
российские войска из Молдовы
22 декабря 2005 года американский представитель в ОБСЕ
Джулия Финли на заседании Постоянного Совета этой организации вновь призывала
Россию вывести свои войска из Молдовы (Приднестровья). Надо сказать, что США и
НАТО, как и их протеже Молдова, с постоянностью «заезженной» граммофонной
пластинки вот уже несколько лет муссируют тему вывода российских войск и вывоза
российских вооружений из приднестровского региона.
Вот несколько последних примеров. 4 ноября прошлого года
страны-члены объединения ГУАМ не без ведома своего «крестного отца» в совместной
декларации заявляют, что военное присутствие России в Молдове и Грузии является
препятствием в урегулировании конфликтов…, а вывод российских войск в
соответствии с принятыми на Стамбульском саммите ОБСЕ обязательствами ускорит
урегулирование политических, экономических проблем и проблем безопасности,
облегчит вступление в силу адаптированного Договора об обычных вооружениях в
Европе.
10 ноября 2005 г. Рабочая группа высокого уровня НАТО по
контролю над вооружением, которая заслушала соответствующее сообщение Молдовы по
вопросу о пребывании на ее территории (Приднестровский регион) российского
военного контингента и оружия, соглашается с позицией Кишинева и в свою очередь
утверждает, что полный и безусловный вывод российских военнослужащих создаст
необходимые предпосылки для ратификации адаптированного Договора ОВСЕ.
5-6 декабря 2005 г. в Любляне, где проходило заседание
СМИД ОБСЕ, также не было недостатка в настоятельных призывах западников к Москве
вывести своих военных из Приднестровья. И опять, аргументируя свою позицию,
представители западных стран заявляли о невозможности ратификации
адаптированного ДОВСЕ, если российские войска будут оставаться в Молдове.
Самое парадоксальное заключается в том, что эти
требования к России предъявляются в то время, когда США и НАТО не только
приближаются к российским границам, приняв в свои ряды страны бывшего
Варшавского договора и даже бывшие советские республики, но начинают размещать
на их территориях свои военные контингенты и вооружения, создавать или
использовать оставшуюся от советских времен соответствующую военную
инфраструктуру. А ведь США обещали этого не делать, как и не принимать в состав
НАТО Западную Германию после ее объединения с Восточной.
Очень яркий образец логики по-американски Вашингтон
продемонстрировал совсем недавно, заключив с Бухарестом соглашение о
размещении в Румынии своих военных баз. А в Прибалтике вдоль границы с Россией
уже регулярно барражируют натовские самолеты. На днях вот и «панове» из
некогда братской Польши приступили здесь к боевому дежурству.
О каких фланговых ограничениях для России может в этом
случае идти речь? Но Россия и здесь свои обещания в отношении
соответствующих требований по ДОВСЕ сдержала.
Политика США и НАТО по привлечению в Североатлантический
блок новых членов из числа стран СНГ продолжается – на очереди Украина и
Молдова. Генеральный секретарь НАТО Я. де Хооп Схеффер, выступая перед
журналистами 9 января с.г. в Брюсселе, назвал Украину в числе стран,
которые могут войти в следующую волну расширения альянса в 2008 году.
Нравится нам это или нет, янки будут твердо следовать
этой политике, хотя новая Россия, что совершенно очевидно, не
собирается соперничать с США в борьбе за роль мирового гегемона.
Во-первых, это ей не под силу, а во-вторых, ей это и ненужно. Но, чтобы вообще
исключить и в далеком будущем такую перспективу, США намерены не дать России
возможности выбраться из ямы, куда ее столкнули ельцинско-чубайсовские
экономические, социальные и военные реформы, навязать ей роль «сырьевого
придатка» Запада, попытаться окружить ее недружественными оранжевыми
«демократиями», наподобие Украины и Грузии.
С присоединением Киева, Тбилиси, Кишинева и др. к
натовской колеснице на западных границах России замкнется новая «линия Керзона»,
за создание которой эти столицы, выполняя наказ из Вашингтона, уже высказались.
Хотя американцам в достижении этой цели мешает наличие у России пока еще
достаточно надежного ядерного щита, отказываться от нее, как видно, они не
собираются.
И сколько бы не говорили представители Госдепартамента и
Пентагона, что действия США и НАТО, как и размещение 4-х американских военных
баз в Румынии не несут угрозы безопасности нашей стране, на самом деле такая
угроза существует. А раз так, то стоит ли России держаться за адаптированный
ДОВСЕ, который нужно еще раз менять с учетом присоединения к НАТО в 2004 г.
новых стран, на которых действие этого договора пока не распространяется.
И готовы ли западники пойти на новую адаптацию ДОВСЕ, еще также не известно. А
что натовский «Дранг нах Остен» к границам России опасен, фактически признал,
наконец, и министр обороны РФ С.Иванов, который подчеркнул, что «в связи с
продвижением инфраструктуры США и НАТО к границам России возникает вопрос и о
судьбе ДОВСЕ». С этим можно только согласиться.
Если же говорить об стамбульских обязательствах России
1999 г., в невыполнении которых ее обвиняют, то еще раз повторим, что все,
связанное с адаптированным Договором об обычных вооруженных силах в Европе,
Москва уже исполнила. В частности, в конце 2001 г. в Россию из Молдовы
(Приднестровья) было вывезено 125 единиц тяжелого вооружения и утилизировано
(уничтожено) на месте 239 единиц (танки, бронемашины пехоты, артиллерийские
системы и др.). Таким образом, Россия выполнила свое обещание по вывозу из
региона боевой техники, которая попадала под ограничения по ДОВСЕ. В 2002 г.
после настойчивой работы с приднестровским руководством, подкрепленной
материальной компенсацией за понесенные приднестровцами «расходы», удалось
осуществить отправку в Россию еще нескольких эшелонов с боеприпасами. Кроме
вывезенного имущества, на месте было утилизировано несколько тонн инженерных и
пиротехнических средств, около 5 тыс. единиц легкого стрелкового оружия, а также
часть списанной боевой техники – системы залпового огня и зенитные
установки.
Больше того, сознавая свою ответственность, Россия в
соответствии с принятым в Порту в декабре 2002 г. решением Совета министров
иностранных дел ОБСЕ в 2003 г. вывезла из Приднестровья 45 эшелонов с
боеприпасами и вооружениями. Часть имущества (переносные зенитно-ракетные
комплексы и зенитные управляемые ракеты) была вывезена военно-транспортной
авиацией. Общее число вывезенных боеприпасов превысило 22 тысячи тонн – это
более 50% всех хранившихся в Приднестровье боеприпасов на начало 2003 г.
Следует заметить, что в 2003 г. между Кишиневом и
Тирасполем шли интенсивные переговоры по урегулированию приднестровской
проблемы, совместная молдавско-приднестровская комиссия работала над проектом
новой конституции будущего общего молдавского федеративного государства, что
создавало благоприятные условия для выполнения Москвой своих обязательств. Но
после того как Кишинев отказался подписать согласованный сторонами конфликта при
посредничестве России документ, фиксирующий их договоренность о политическом
урегулировании и нормализации отношений, переговорный процесс был прерван, вывоз
российских вооружений и боеприпасов из Приднестровья был прекращен.
Благоприятная атмосфера испарилась, между Кишиневом и Тирасполем усилились
взаимное недоверие и подозрительность. Приднестровские власти в этой связи вывоз
оружия запретили.
В упомянутый период (2003 г.) одновременно шло
сокращение численного состава российских войск по мере того, как уменьшалось
количество вооружений и соответственно сокращалось число постов по его охране.
После масштабных расформирований и вывода в Россию крупных воинских частей и
соединений 14-ой армии в середине 90-х гг. оставшиеся российские воинские части
были преобразованы в Оперативную группу российских войск, численностью примерно
около 3 тысяч человек, из которых сегодня в Приднестровье осталось всего порядка
1500 российских военнослужащих. Из них где-то 1200 несут караульную службу по
охране находящегося на складах ОГРВ военного имущества, не охранять которое
Россия по понятным причинам не имеет права. Особенно, в условиях резкого
обострения ситуации в регионе в результате отказа Кишинева от прежних
договоренностей по урегулированию приднестровской проблемы и упорному
навязыванию Тирасполю молдавской модели объединения страны любыми средствами.
Остальные российские военнослужащие входят в воинский
контингент, который в рамках Соглашения, подписанного между Молдовой и Россией
21 июля 1992 г., осуществляет в составе Совместных миротворческих сил (Молдова,
Приднестровье и Россия) операцию по поддержанию мира и стабильности в зоне
безопасности и регионе в целом.
Чтобы покончить с имевшей место путаницей, когда речь
шла о российских войсках в Приднестровье, вывода которых требовали и продолжают
требовать Молдова и Запад, Минобороны РФ приняло недавно решение полностью
вывести свой миротворческий контингент в Приднестровье из подчинения Оперативной
группы российских войск. Раньше, когда миротворческий батальон заканчивал
выполнение своей миссии в зоне безопасности, он возвращался из Бендер в
Тирасполь и поступал в распоряжение командования ОГРВ. Теперь,
миротворческий батальон в резерве, даже располагаясь в казармах группы, все
равно подчиняется командованию миротворческого контингента.
Впрочем, все это до деталей известно Вашингтону.
Вроде бы уже и не осталось причин, мешающих западникам
ратифицировать адаптированный ДОВСЕ. В своем заявлении от 19 ноября 2005 г. МИД
РФ еще раз разъяснил российскую позицию относительно Договора об обычных
вооруженных силах и вооружениях в Европе и обозначил причины, препятствующие
решению вопроса о вывозе военного имущества и боеприпасов из Молдавии, тем не
менее, американцы не перестают настаивать на вывозе и утилизации всего
российского военного имущества.
Почему? Очевидно, что, кроме стратегических целей США, о
которых было сказано выше, у американской администрации есть и конкретные
тактические «задумки». В Вашингтоне прекрасно понимают, что без вывоза
российских вооружений из Приднестровья трудно рассчитывать и на вывод российских
военных. Представляется, что именно это обстоятельство побудило американцев
подключиться к урегулированию приднестровской проблемы. Военное присутствие
России за пределами ее национальных границ, безусловно, всегда рассматривалось
ими как серьезное препятствие в реализации американской политики в мире, и в
частности, на постсоветском пространстве. Чтобы придать своим действиям
«гуманитарный» характер, Палата представителей Конгресса США еще в середине 1999
г. принимает закон о финансовой помощи бывшим советским республикам, в т.ч.
России. Москве, согласно этому закону, на вывоз арсеналов 14-ой армии
предполагалось выделить довольно большую сумму – до 30 миллионов долларов. А
американцев, как известно, трудно заподозрить в бескорыстии.
В основе такого решения, что более отчетливо проявилось
позднее, лежало стремление незаметно пробраться на постсоветское пространство,
создать предпосылки для последующего постепенного выдавливания России из сферы
ее традиционных интересов, в том числе из Молдавии. Что касается Молдовы и
Приднестровья, то к концу 2002 г. идея оказания помощи в вывозе российских
вооружений и боеприпасов реализовалась в виде учреждения т.н. Добровольного
фонда ОБСЕ, в который 17 стран-членов организации внесли более 22 млн. евро, из
них около 14,7 млн. – США (по состоянию на март 2003 г.). Всего было
израсходовано около 5,5 млн. евро. Из них, например, за 16 эшелонов с
боеприпасами, бронемашинами и автотехникой, др. военным имуществом, отправленных
с середины марта по конец апреля 2003 г., российской стороне было перечислено
около 1,4 млн. долл. США. Интересно, что из этого же фонда почти 2 млн. долл.
получила также и американская компания в качестве компенсации за приобретение и
доставку в Молдову специальной камеры по уничтожению боеприпасов, несмотря на
то, что оборудование простояло «без дела» и в Приднестровье не попало. Вопрос о
его использовании американцы с Тирасполем согласовывать не захотели. Но
«денежки» (70% от всех расходов) они получили.
Уточним, что Россия при осуществлении вывоза военного
имущества из Приднестровья несла и собственные расходы. Так, на вывоз тех же 16
эшелонов Минобороны РФ израсходовало более 10 млн. рублей из своего бюджета.
Хотелось бы обратить внимание еще на один пассаж из
выступления представителя США в ОБСЕ Д. Финли в Вене, в котором она, во-первых,
совершенно бездоказательно обвиняет приднестровскую делегацию в
обструкционистской позиции на последних переговорах по урегулированию,
состоявшихся в Кишиневе и Тирасполе 15-16 декабря прошлого года. А во-вторых,
посол США, выразив недовольство отсутствием результатов на прошедших встречах, в
бестактной и безапелляционной манере заявила, что следующий раунд переговоров…
предоставит всем сторонам «возможность доказать, что они относятся к переговорам
серьезно». Заметим, что США приглашены к участию в переговорах по урегулированию
приднестровской проблемы в качестве наблюдателей, а не судей.
|