Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №138(15.01.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


МИД Азербайджана отчиталось об итогах деятельности в 2005 году

05.01.2006. ИА Regnum

Министерство иностранных дел Азербайджана в 2005 году осуществляло последовательную деятельность, направленную на дальнейшее укрепление международного престижа и авторитета государства, содействие обеспечению национальной безопасности, устойчивого развития и защиты интересов граждан страны. Об этом говорится в пресс-релизе МИД по итогам прошлого года.

В документе указывается, что приоритетным направлением внешней политики страны продолжало оставаться урегулирование дипломатическими средствами армяно-азербайджанского конфликта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности Азербайджана.

Азербайджан ясно демонстрировал свое стремление к конструктивному решению проблемы, используя для этого все имеющиеся у него политические и дипломатические ресурсы. Последовательно претворялась в жизнь стратегия, основанная на первоочередной необходимости освобождения всех оккупированных азербайджанских территорий, на создании условий для возвращения изгнанного населения в родные места и мирного сосуществования азербайджанской и армянской общин нагорно-карабахского региона. В центре внимания ведомства и восстановление коммуникаций и обеспечение социально-экономического подъема этого региона в рамках общего экономического развития Азербайджана и региональных интеграционных процессов, с последующим рассмотрением правового статуса Нагорного Карабаха.

Состоявшиеся в 2005 году 2 встречи президентов Азербайджана и Армении, а также переговоры министров иностранных дел двух государств в рамках Пражского процесса позволили предметно рассмотреть вопросы устранения последствий вооруженного конфликта и создания нормальных условий для решения политических проблем. Переговоры выявили некоторые возможности для продвижения в 2006 году.

Вместе с тем были продолжены усилия по консолидации позиции международного сообщества в вопросе о конфликте, основанной на уважении территориальной целостности Азербайджана и осуждении оккупации и этнической чистки его территорий. Как подчеркнуто в документе, в прошлом году внимание международного сообщества было привлечено к попыткам армянской стороны закрепить результаты агрессии и оккупации азербайджанских территорий.

Так, логическим следствием инициативы Азербайджана о включении в повестку дня 59-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН пункта 163 повестки дня "Положение на оккупированных территориях Азербайджана" стало посещение с 30 января по 5 февраля 2005 года оккупированных территорий Миссией Минской группы ОБСЕ по установлению фактов незаконных поселений. Главным итогом деятельности Миссии стал доклад, подготовленный ею на основе всестороннего фактологического материала, как предоставленного азербайджанской стороной, так и полученного в ходе изучения ситуации на месте. Миссия однозначно подтвердила заселение оккупированных территорий, разделив тем самым озабоченность Азербайджана. В свою очередь, сопредседатели Минской группы ОБСЕ, основываясь на выводах доклада Миссии, подчеркнули недопустимость изменения в демографическом составе региона и призвали соответствующие международные учреждения провести оценку потребностей с целью переселения размещенного на оккупированных территориях населения и возвращения вынужденных переселенцев в места своего постоянного проживания. Доклад и сделанные на его основе рекомендации сопредседателей Минской группы ОБСЕ создали надежный фундамент для дальнейшего рассмотрения и решения этой проблемы. Вопрос о положении на оккупированных территориях Азербайджана был включен также в повестку дня текущей 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В целом, вопросы, связанные с нарушением норм и принципов международного гуманитарного права и другой незаконной деятельностью на оккупированных территориях, находились в центре самого пристального внимания органов дипломатической службы. Сегодня уже можно говорить о наличии серьезной информационной базы для последующего наращивания всеми доступными политико-правовыми средствами действий по проблемам разрушения памятников истории и культуры, изменения облика азербайджанских населенных пунктов, незаконной экономической деятельности на оккупированных территориях и др.

Тема конфликта и его урегулирования продолжала оставаться в повестке дня Совета Европы. Итогом рассмотрения на январской сессии Парламентской Ассамблеи СЕ результатов деятельности докладчика ПАСЕ по армяно-азербайджанскому конфликту стало принятие соответствующей резолюции, в которой нашли свое отражение принципиальные выводы и оценки европейских парламентариев по конфликту. В данном документе подтверждается факт оккупации значительной части территории Азербайджана и осуществления на ней этнической чистки, а также содержится призыв выполнить резолюции Совета Безопасности ООН, в частности, посредством вывода вооруженных сил с оккупированных территорий, и недвусмысленное заявление о международно-правовой ответственности Армении за грубое нарушение обязательств как члена Совета Европы.

В 2005 году Азербайджан продолжил участие в международной борьбе против терроризма, транснациональной организованной преступности, незаконного оборота наркотиков и иных опасных видов преступлений. Были представлены соответствующие доклады и презентации, в Баку проведен целый ряд международных конференций как в рамках ООН, так и евроатлантического партнерства. Азербайджан принимал активное участие в процессе обсуждения реформы ООН, нацеленной на обеспечение эффективности и оперативной готовности структур глобальной организации для выполнения задач, стоящих перед международным сообществом. Будучи приверженным европейским ценностям и следуя политическому курсу на формирование единого пространства безопасности, свободного рынка и демократии в Европе, Азербайджан продолжал развивать партнерство с НАТО и Европейским Союзом. Значительным этапом в процессе развития интеграционных связей Азербайджана с НАТО и повышения его способности взаимодействовать с этой евроатлантической структурой стало утверждение Президентом Азербайджанской Республики и руководством НАТО Индивидуального плана действий партнерства, который успешно реализуется в настоящее время. Партнерство Азербайджана с НАТО имеет и четко выраженное общественное измерение. Проводятся общественно-политические мероприятия в рамках недель НАТО в Азербайджане, создана Международная школа НАТО в Азербайджане, с помощью НАТО решаются проблемы сбора и уничтожения боеприпасов в районе Салоглу, а также нейтрализации и утилизации ракетного топлива, оставшегося в Азербайджане после ухода советской армии.

В контексте развития партнерства и дальнейшего сближения с Европейским Союзом большое значение имеет разработка Плана действий в рамках Политики Европейского Соседства. После соответствующего решения Совета Министров ЕС и создания Указом Президента Азербайджанской Республики Государственной комиссии по европейской интеграции был дан старт началу согласования Плана действий с Европейской Комиссией, в связи с чем в декабре в Баку состоялась первая встреча экспертов сторон. Европейский и евро-атлантический опыт в области планирования политики в области безопасности и развития системы ее обеспечения был непосредственно использован в ходе разработки проекта концепции национальной безопасности Азербайджана. Этот процесс, осуществляемый под руководством МИД с участием всех заинтересованных государственных органов и при поддержке группы международных экспертов, вышел в настоящее время на завершающий этап.

В истекшем году Азербайджан продолжал активную работу в различных структурах Совета Европы. Важной вехой в развитии отношений с СЕ стал визит в Азербайджан Генерального секретаря организации Т.Дэвиса и начало осуществления плана действий, предусматривающего целый ряд мероприятий в сфере прав человека, выборов и укрепления демократических институтов. Являясь частью исламского сообщества, Азербайджан продолжал уделять большое внимание участию в деятельности Организации Исламская Конференция. В ходе состоявшихся в 2005 году III Чрезвычайного саммита ОИК и 32-ой Конференции министров иностранных дел стран ОИК организация в очередной раз подтвердила свою принципиальную позицию и солидарность с Азербайджаном, осудив продолжающуюся армянскую агрессию и призвав к полному и безоговорочному освобождению оккупированных азербайджанских территорий. Кроме того, Саммит ОИК принял решение о председательстве Азербайджана в организации в 2006 году и приветствовал проведение в следующем году в Баку очередной 33-й Конференции министров иностранных дел государств-членов ОИК и 5-го заседания министров туризма стран организации.

Активные меры осуществлялись и во внешнеэкономическом направлении. Предпринимались усилия по продвижению интересов государства как в рамках глобальных, так и региональных интеграционных процессов. В течение года Азербайджан продолжал переговоры по вопросу вступления во Всемирную Торговую Организацию в рамках созданной для этой цели Рабочей группы. Велась также подготовка к предстоящему в 2006 году председательству Азербайджана в Организации Экономического Сотрудничества и проведению в связи с этим в Баку 9-го Саммита и 16-ого заседания министров иностранных дел государств-членов ОЭС. Наряду с этим, Азербайджан продолжил активную деятельность в рамках Организации Черноморского Экономического Сотрудничества. В контексте регионального направления внешнеполитической деятельности, нельзя не отметить расширение и углубление сотрудничества государств ГУАМ, в особенности в области обеспечения эффективных и безопасных транспортных коридоров. Свое продолжение получил стратегически важный проект развития транспортного коридора, связывающего Каспийский и Средиземноморский бассейны, особое место в котором занимают нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, а также проект строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, получивший широкую международную поддержку как в рамках ООН, так и со стороны региональных организаций.

Очередные успехи были достигнуты также в обеспечении более активного участия Азербайджана в международных структурах. Так, постоянный представитель Азербайджана при ООН был единогласно избран председателем IV Комитета Генеральной Ассамблеи, занимающегося специальными политическими вопросами и вопросами деколонизации. Помимо этого, на сессии другого основного органа ООН - Экономического и Социального Совета - Азербайджан был избран членом Комиссии по правам человека. Уходящий год отметился также дальнейшим развитием и укреплением двусторонних отношений. В течение года были осуществлены многочисленные взаимные визиты на уровне глав государств и правительств, руководителей парламентов и министров иностранных дел, проведены заседания совместных межправительственных комиссий и рабочих групп, в ходе которых состоялись обмены мнениями по широкому кругу вопросов, представляющих взаимный интерес, продолжен процесс расширения договорно-правовой базы сотрудничества. Были достигнуты важные договоренности по обеспечению населения блокадного Нахчывана природным газом и упрощенному порядку пересечения азербайджано-иранской границы гражданами нашей страны, постоянно проживающими в автономной республике. Определенные качественные подвижки наблюдались также в ходе переговоров по делимитации границы с соседними государствами и разработки проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Помимо этого, продолжалось последовательное расширение дипломатического присутствия Азербайджана, учредившего в этом году свои посольства в Болгарии, Индонезии, Испании, Латвии, Молдове и Японии, а также генеральное консульство в Лос-Анжелесе. В течение года не останавливался процесс совершенствования инфраструктуры Министерства, развития нормативно-правовой базы дипломатической службы, укрепления кадрового потенциала ее органов и повышения профессиональной подготовки дипломатов. Важно отметить целенаправленное претворение в жизнь принципа ротации руководителей и сотрудников дипломатических представительств, а также впервые примененную в практике внешнеполитического ведомства страны тестовую система отбора кадров. Министерство иностранных дел будет и далее поддерживать тесные связи с общественностью, своевременно и всесторонне информировать ее о своей деятельности по выполнению функций и задач, лежащих в основе внешнеполитического курса государства, говорится в отчете внешнеполитического ведомства Азербайджана.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ