За кулисами миротворческой операции
12.01.2006.
МиК
Интервью первого заместителя председателя Правительства
Республики Южная Осетия, сопредседателя юго-осетинской части СКК Бориса Чочиева:
- Борис Елиозович, в последнее время широкий
резонанс получила история с неплановой ротацией грузинского батальона ССПМ.
- Как известно, 9 января 2005 года Грузия
провела ротацию своего миротворческого батальона в составе ССПМ. Мы
в своем письме Сопредседателям СКК от России, Северной Осетии
и Грузии, Главе миссии ОБСЕ в Грузии г-ну Р. Риву и Командующему
ССПМ. М. Кулахметову обратили внимание на данное — уже не
первое — нарушение грузинской стороной ранее подписанных соглашений
и режима миротворческих сил.
- Как на это отреагировала грузинская сторона?
- В ответ с грузинской стороны, как обычно,
раздались только брань и оскорбления. В частности, Руководитель
Генерального штаба Вооруженных Сил Грузии Леван Николеишвили назвал
<глупостью> наше заявление. Слыша оскорбительные высказывания
представителей Генерального штаба Грузии, нам приходится не в первый раз
констатировать общий низкий уровень политической культуры некоторых
высокопоставленных должностных лиц руководства Грузии.
- На каких ранее подписанных соглашениях основывается
позиция юго-осетинской стороны в данном вопросе?
- Для Л. Николеишвили и ему подобных мы сообщаем,
что неплановая ротация грузинского батальона ССПМ является прямым нарушением
пункта 5 Решения Смешанной контрольной комиссии от 6 декабря
1994 года, где говорится: Предусмотреть ротацию личного состава
в осетинском и грузинском батальонах через 6 месяцев,
а также нарушением статьи 14 Положения об основных принципах деятельности
воинских контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для
нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта, которая
предусматривает: Старшие военные начальники от каждой из сторон назначаются
соответствующими органами на срок не менее 6 месяцев.
Между тем, Грузия провела ротации своего батальона
22–23 сентября 2004 года, 17–18 ноября 2004 года,
24–27 января 2005 года, 24–25 марта 2005 года, то есть
каждые два месяца. 6 сентября 2005 года была произведена плановая
ротация, а в ноябре 2005 года — снова неплановая! Незаконные
ротации своего батальона Грузия совершает без согласования с Объединенным
военным командованием ССПМ, а также без согласования с СКК. Это,
в свою очередь, является нарушением статей 5 и 6 последнего
документа, предписывающих, что <Организационно-штатная структура воинских
контингентов и военных наблюдателей утверждается СКК. Изменения в ней
допускаются только с разрешения СКК> (статья 5) и что <воинские
контингенты и военные наблюдатели в своей повседневной деятельности
руководствуются требованиями настоящего Положения, решениями СКК, приказами
и распоряжениями Объединенного военного командования> (статья 6). Помимо
этого, был нарушен пункт 4 Решения СКК от 30 сентября —
2 октября 2004 года (Протокол №38), который прямо указывает: <План
проведения ротации представлять на утверждение Командующего ССПМ
с уведомлением Сопредседателей СКК от сторон не позднее месяца до указанной
даты>.
Плюс ко всему, в связи с тем, что грузинская
сторона постоянно нарушает установленные сроки ротации, на заседании СКК
в Москве 16–17 марта 2005 года грузинской стороне было прямо
предписано <строго придерживаться установленных сроков проведения ротации
грузинского батальона ССПМ> (п. 4. Приложения 2 к Протоколу №42).
Теперь спрашивается, где Л. Николеишвили прочитал, что
<ротация миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта
происходит на основе предварительного согласования и не определяется
конкретными сроками>? Таким образом, видно, чье высказывание является
глупостью.
Остается констатировать, что г-н Николеишвили
некомпетентен и не осведомлен о решениях, принятых
в международном формате в рамках СКК и которые поэтому подлежат
обязательному исполнению независимо от внутреннего национального
законодательства сторон-участниц.
- Как Вы можете это объяснить?
- Видимо, Николеишвили не общается с Хаиндравой,
а то ему должно быть известно, что грузинская сторона по поводу
согласования ротации не обращалась ни к СКК, ни к ССПМ, хотя должны
уведомлять за месяц до предполагаемой ротации, что также ни разу не было
соблюдено. Ротация от 9 января 2006 года была не только не согласована
ни с одной из сторон-участниц переговорного процесса и ССПМ, но
и была охарактеризована ими как нарушение. С кем же тогда
Николеишвили согласовал ротацию?
- Какую позицию заняла Миссия ОБСЕ в Грузии по
данному вопросу?
- Следует отметить, что в очередной раз вызвала
наше недоумение позиция Миссии ОБСЕ в Грузии, которая, по русской
пословице, в чужом глазу видит соринку, а в собственном не замечает
и бревна. 5 января 2006 года, когда офицер по мониторингу миссии
ОБСЕ неправильно понял высказывание временно исполняющего обязанности
Командующего ССПМ, вместо того, чтобы на месте переспросить и уточнить
услышанное, он поднял панику и уже через час Глава миссии ОБСЕ
в Грузии Рой Рив начал рассылать тревожные факсы, что, мониторинги
в зоне конфликта приостановлены по причине того, что МО РЮО, якобы, не
обеспечивает наблюдателям безопасность, а на самом деле причина была
в новогодних каникулах. Однако Р. Рив почему-то до сих пор не отреагировал
на письмо юго-осетинской стороны, на острый сигнал о грубом нарушении
Грузией ранее подписанных соглашений, а тем более не осудил их. По
всей видимости, это будет объясняться тем, что был выходной день.
А 5 числа не выходной?! Их позиция ясна: кричать о выдуманных
нарушениях с юго-осетинской и российской сторон и замалчивать
реальные нарушения со стороны Грузии.
- К каким последствиям могут привести действия
грузинской стороны?
- Ни для кого не секрет, что такие частые ротации
проводятся с целью <прогнать> через Южную Осетию как можно больше
живой силы, чтобы они лучше ориентировались на местности в случае нападения
Грузии на Южную Осетию. В соответствии с вышеупомянутыми
и другими имеющимися решениями в рамках урегулирования, в зоне
конфликта имеет право присутствовать только миротворческие батальоны от сторон,
которые находятся в подчинении ОВК ССПМ и действуют на основе ранее
подписанных соглашений в рамках Смешанной контрольной комиссии. Грузинский
батальон, отказываясь подчиняться СКК и ОВК ССПМ, слагает с себя
полномочия и статус миротворческого, что ставит под сомнение легитимность
его пребывание в зоне грузино-осетинского конфликта. По всей видимости,
кое-кто в руководстве Грузии рассчитывал, что юго-осетинская сторона
воспрепятствует ротации, и что это можно будет представить на заседании
парламента Грузии 10 февраля как <препятствование осетинами
миротворческой операции>. Однако позволю себе охладить горячие головы
некоторых <парламентских активистов> Грузии: Миротворческие силы были
введены в зону грузино-осетинского конфликта не по решению грузинского
парламента, а по межгосударственному договору между Россией и Грузией,
и не грузинскому парламенту их отсюда выводить.
|