Россия стремится как можно скорее закрепить свои стратегические достижения в Средней Азии, завоеванные на протяжении 2005
04.01.2006.
Eurasianet
Стивен Бланк, профессор Колледжа Армии США
В последние год-полтора произошли серьезные
геополитических перемены: в Средней Азии возродилось влияние России, а
Соединенные Штаты потеряли там свои позиции. Среднеазиатские государства,
особенно Узбекистан, были разочарованы сотрудничеством с Вашингтоном и так
называемыми "цветными революциями", которые привели к смене режимов в Грузии,
Украине и Кыргызстане. Многие представители местных властей сочли Вашингтон
катализатором революций, хотя руководство США и отрицало свою прямую
причастность к этим событиям. Россия быстро заполнила стратегический вакуум,
свидетельством чему стало быстрое расширение сотрудничества Москвы с
Узбекистаном в оборонной сфере.
Несмотря на резкое падение своего влияния, Соединенные
Штаты остаются мощной в геополитическом смысле державой в Средней Азии, о чем
говорит продолжающееся присутствие вооруженных сил США на авиабазе "Манас" в
Кыргызстане. Не позволяя Соединенным Штатам вновь перейти в наступление,
российские стратеги разработали многоаспектный план значительного расширения
стратегического влияния Москвы в Средней Азии, а также усиления тактической
координации действий с другими игроками в регионе, особенно с Китаем и
Индией.
За планами России на 2006 г. в этом регионе скрывается
желание серьезно усилить роль российских вооруженных сил и оборонной
промышленности страны. Например, Москва информировала в декабре о заключении
договора с Узбекистаном о совместном производстве 40 транспортных самолетов
Ил-76 для продажи Китаю. Примерно в то же время Россия объявила о соглашении, по
которому российские и индийские вооруженные силы будут совместно пользоваться
авиабазой в Таджикистане.
База, расположенная в Айни, пригороде столицы – Душанбе,
является вторым российским военным объектом в Таджикистане. В дополнение к этому
Москва объявила о создании специальной базы, которая должна обеспечить
бесперебойную доставку оружия, продаваемого Китаю. Помимо этих уже заявленных
планов, многие региональные эксперты ожидают, что Москва рассмотрит вопрос о
создании военной базы в Узбекистане. Создание такой базы предусмотрено в
российско-узбекском пакте о стратегическом сотрудничестве, подписанном в 2005 г.
Еще одним ключевым аспектом российских планов является
повышение роли Организации Договора о коллективной безопасности, быстро
превращающейся в один из главных инструментов развития многостороннего
сотрудничества в регионе. Москва продвигает идею, что ОДКБ должна стать главной
организацией, через которую будут происходить региональные контакты с НАТО. В
настоящий момент Атлантический альянс взаимодействует с государствами региона на
двусторонней основе. Придание ОДКБ статуса промежуточной инстанции между НАТО и
среднеазиатскими государствами повысит влияние Москвы на действия в регионе
Атлантического альянса, фактически предупреждая установление региональными
лидерами независимых отношений с Брюсселем.
Реализовать российские планы, касающиеся повышения роли
ОДКБ в Средней Азии, будет трудно, говорят эксперты. НАТО, конечно же, не готов
согласиться с тем, что должен иметь дело с Бишкеком или Душанбе через посредство
Москвы, или на условиях Москвы. Кроме того, среднеазиатские правительства вряд
ли отнесутся позитивно к такому повороту событий, хотя Узбекистан дошел до такой
степени отчуждения от Запада, что у него практически не осталось другого выбора,
как следовать желаниям России.
Если Россия, как многие ожидают, приступит к созданию
военной базы в Узбекистане, она скорее всего будет делать это под эгидой ОДКБ.
Это поможет оградить Россию от обвинений в том, что ее шаги мотивируются
имперскими намерениями. Чтобы сделать Узбекистан более сговорчивым к возможному
российскому присутствию, Москва уступает ему оружие по субсидированным
ценам.
В связи со значительным расширением своего
стратегического присутствия в Средней Азии Россия или уже начала проводить, или
объявила о серии учений с целью объединения своих сил с силами среднеазиатских
союзников под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), еще одной
поддерживаемой Москвой многосторонней организации. Наблюдатели отмечают, что
Россия и, возможно, Индия хотели бы превратить ШОС в настоящий
военно-стратегический альянс, в то время как Китай предлагает сосредоточиться на
торговле и экономике.
На западном фланге среднеазиатского региона Россия, не
привлекая к этому Соединенные Штаты, стремится к созданию Каспийской флотилии,
которая должна обеспечить главенствующую роль Москвы в системе безопасности
каспийского бассейна. Собственная российская Каспийская флотилия – единственное
военно-морское соединение Москвы, которое было расширено после распада СССР в
1991 г.
В совокупности действия Москвы означают дальнейшую
милитаризацию геополитического соперничества в Средней Азии. Российские
стратеги, по-видимому, убеждены, что Москва может и должна бросить вызов Западу,
даже если это предполагает демонстрацию силы. Кроме того, российская политика
повышает вероятность того, что внутренние и, возможно, иностранные силы могут
быть когда-нибудь брошены на подавление внутренних мятежей в одном из государств
Средней Азии.
|