Америке нужен Казахстан
30.12.2005. Литер
(Казахстан)
Роман Ушаков
НАТО и Соединенные Штаты все больше превращаются в
источник угрозы безопасности и стабильности в Казахстане и других странах СНГ.
Формированию данного настороженного отношения со стороны республик региона
послужило несколько фактов из внешнеполитической деятельности Вашингтона. В
частности, уход НАТО от сложившейся после Второй мировой войны системы
международного права; отказ Белого дома от основополагающих принципов Устава
ООН; отказ Белого дома от Хельсинкского Заключительного акта и возведение в
норму права вмешиваться во внутренние дела суверенных государств под каким-либо
предлогом.
При этом Вашингтон до конца не осознает, что Центральная
Азия – это регион, где имеют место межэтнические конфликты, где получил
распространение религиозный экстремизм и агрессивный национализм, где уже
столкнулись с гражданской войной и не понаслышке знают, что такое политическая
нестабильность и какие последствия она может принести.
В то же время Центральная Азия для Вашингтона является
жизненно важной зоной, где отмечается отсутствие успехов Белого дома в
урегулировании ряда региональных конфликтов и, прежде всего, конфликта в
Афганистане. Фактором, который значительно усиливает этот потенциал, является
превращение Афганистана в центр международного терроризма и наркоторговли, что
создает реальную угрозу безопасности не только странам, которые непосредственно
с ним граничат, но и многим другим государствам как ближнего, так и дальнего
зарубежья. В этом случае речь идет о странах Европейского союза и самих США.
В то же время геополитическая ситуация в Центральной
Азии, сложившаяся в результате обострения внутриполитической ситуации в
Афганистане (общественность так и не узнала результатов проведения выборов в
афганский парламент) и Узбекистане (события в Андижане являются только началом
системного кризиса Ташкента), а также положение в Кыргызстане (где
внутриполитическая ситуация в любой момент может выйти из-под контроля и
перерасти в гражданскую войну), существующие и перспективные военные угрозы
безопасности Казахстана и других государств Центральной Азии (Китая и России)
поднимают вопрос об укреплении их военного потенциала. Вместе с тем обеспечение
мира и стабильности в Центральной Азии – проблема комплексная, следовательно,
решать ее надо с помощью хорошо продуманных дипломатических, экономических и
других мер.
Вашингтон это осознал и стал постепенно менять тактику
проведения своей политики по центральноазиатскому вектору. Потерпев фиаско в
Узбекистане, сохраняя напряженные отношения с Кыргызстаном, не найдя должной
поддержки в Таджикистане, Вашингтон обратил свой взор на Казахстан.
Подтверждением тому являются зачастившие визиты в Астану американских
гостей.
Так, 6 октября специальный представитель Генерального
секретаря НАТО по Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонс завершил свой визит
в Казахстан.
На встрече с депутатами Симмонс говорил об основных
приоритетах НАТО в регионе, отметив расширение взаимодействия
Североатлантического альянса с Казахстаном. В ходе встречи с министром обороны
РК Мухтаром Алтынбаевым спецпредставитель Генерального секретаря НАТО отметил
высокий уровень двустороннего сотрудничества в военной сфере.
Далее, с 9 по 11 ноября в Астане с рабочим визитом
находилась делегация экспертов НАТО. Во время встреч с представителями
Минобороны и других ведомств Казахстана обсуждались вопросы содержательной части
проекта "Индивидуальный план действий партнерства", который включает в себя
такие аспекты, как поддержание региональной и международной безопасности,
трансформация Вооруженных сил РК, борьба с терроризмом и ряд других.
Далее в рамках реализации целей Плана пятилетнего
сотрудничества между Вооруженными силами Республики Казахстан и США с 7 по 9
декабря состоялся визит представителей Центрального командования США (ЦЕНТКОМ) и
Национальной гвардии штата Аризоны в г. Алматы с целью проведения заседания по
разработке проекта Плана военного сотрудничества между РК и США на 2006–2007 гг.
Стоит отметить, что данный План пятилетнего военного сотрудничества между
Вооруженными силами Республики Казахстан и США, подписанный в сентябре 2003
года, является одним из инструментов содействия укреплению казахстанских
Вооруженных сил, особенно миротворческого потенциала Казбата, повышению
боеспособности Аэромобильных войск и созданию Военно-морских сил.
В результате участившихся в Казахстан визитов
американских специалистов и представителей государственных органов власти у
людей, не так хорошо знающих географию, может сложиться впечатление о
географической близости расположения США и Казахстана. Но их регулярность дает
основание полагать, что мы становимся свидетелями подготовительной работы,
которая направлена на решение рабочих вопросов, связанных с определением
дальнейшего сотрудничества между двумя странами. Это, конечно, по многим
параметрам отвечает целям стратегического партнерства по обеспечению
региональной безопасности, но активизация Белого дома в отдельно взятой
республике Центральной Азии настораживает, а в некоторых случаях и вносит
элемент раздражения.
Принимая во внимание сложившуюся напряженную ситуацию в
Центральной Азии и падение авторитета США в регионе, можно предположить, что
путем ведения переговоров и регулярных встреч на различном уровне Белый дом не
только пытается закрепить свои позиции в пока еще лояльной по отношению к
Америке республике, но и расширить свое влияние на Астану. Вполне вероятно, что
таким образом Вашингтон хочет подготовить возможный плацдарм для продвижения
своих идей, продиктованных национальными интересами США в Центральной Азии, вот
только насколько это будет выгодно республикам региона и Казахстану? Или мы
опять окажемся в роли пассивного наблюдателя за происходящими событиями в
регионе?
|