Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №138(15.01.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



Стороны "арийской" медали

08.01.2005. Немецкая волна

В.Волков, Н.Бухари-заде, Ю.Черногаев

Конец 2005 – начало 2006 годов отмечены активизацией властей государств региона на идеологическом фронте. Мы уже рассказывали о том, что в Казахстане разработана долгосрочная программа патриотического воспитания граждан, в Киргизии президент распорядился создать рабочую группу по разработке государственной и национальной идеологии.

В Таджикистане к вопросу разработки национальной идеологии подошли фундаментально: наступивший год там объявлен президентом страны Годом арийской культуры. Вот что передает наш корреспондент в Душанбе Нигора Бухари-Заде:

НБ: Как считают таджикские ученые, идея провести этот год под знаком арийской культуры возникла с целью привлечь внимание мировой общественности к изучению истории многочисленных индоевропейских племен, именуемых ариями или арийцами. После Второй мировой войны этот пласт истории был преднамеренно и незаслуженно предан забвению. Древнеарийский знак – крест с загнутыми концами или свастика - многие годы воспринимался исключительно как символ фашизма, а само слово "ариец" стало почти синонимом слова "нацист". По мнению доктора исторических наук, академика Рахима Масова, пришло время реабилитировать арийскую культуру и символы, вернуть им их подлинное значение:

- Эта идея имеет гуманитарный, культурный характер, это попытка восстановить историческую справедливость, потому что арийская проблема в нашей новейшей истории никогда не поднималась. Хотя арийцы были не только предками таджиков, а, как говорят историки, сорока народов. Но арийская символика, арийский дух именно в нашей культуре сохранились до сегодняшнего дня.

По словам Масова, сегодня в некоторых постсоветских государствах пытаются "углубить" историю своего народа, показать его наидревнейшее происхождение, прибегая при этом к откровенно лженаучным суждениям. Так, буквально пару дней назад Рахиму Масову пришлось оппонировать своему узбекскому коллеге, академику А. Аскарову. В своей статье "Тюркизация арийцев: чушь или недомыслие?" Масов опровергает бездоказательное, по его мнению, утверждение Аскарова о тюркском происхождении арийских племен. "Вся эта надуманная ахинея, - пишет Масов, - выстроена лишь для того, чтобы обосновать желание политического руководства Узбекистана считать нынешних тюркоязычных узбеков древнейшим населением Средней Азии". Неудивительно, что такой политизированный подход к истории имеет резонанс не только среди ученых, но и среди политиков. Зампредседателя Партии Исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири отмечает, что, поскольку инициатива обращения к арийской эпохе исходила от руководства страны, эта идея приобретает не только научное, но и политическое звучание.

ВВ: Об этом политическом звучании "года арийской культуры", и о неслучайной реакции Ташкента на это начинание в программе "Фокус" говорит эксперт по Центральной Азии Юрий Земель:

ЮЗ: Выяснение отношений между официальными Ташкентом и Душанбе, ставшее привычным для широких кругов общественности, получило за последнее время новый импульс. Узбекистан самым решительным образом выступил против наращивания мощностей на Таджикском алюминиевом заводе, который действует вблизи узбекско-таджикской границы еще с советских времен и загрязняет, по утверждениям узбекской стороны, окружающую среду вредоносными выбросами, в том числе ядовитым фтористым водородом. При этом Ташкент намекнул, что все основные транспортные пути, соединяющие Таджикистан с Россией и Европой, проходят транзитом через территорию Узбекистана. Из Душанбе тут же последовало заявление о том, что уже в скором времени Таджикистан получит широкий транспортный выход через Китай и Пакистан и значительно сократит необходимость использования узбекских автомобильных и железных дорог.

На этом очередной виток конфронтации не замкнулся. Снизить разгоравшиеся страсти явно помешало стремительное сближение Ташкента и Москвы. Долгое время правящему в Таджикистане режиму удавалось доказывать Кремлю свою исключительную выгодность в деле реализации российских интересов в Центральной Азии, и Душанбе, вынужденный отступить с первых позиций, весьма болезненно к этому отнесся. В поисках реванша окружение Эмомали Рахмонова не придумало ничего лучше, как громко объявить начавшийся 2006-й год "Годом арийства".

Это решение не было спонтанным, неожиданным. Еще лет пять-шесть назад от имени таджикского президента распространялась теория (корректнее было бы называть это гипотезой), с помощью которой была сделана попытка связать национальное самосознание таджиков с зороастризмом, который был, как известно, главенствующей религией древних ариев. Науке не очень много известно об этих племенах, которые в третьем тысячелетии до нашей эры распространились на территориях Евразии и стали основой многих этносов. Недостаточная изученность истории ариев породила множество связанных с ними предположений, фальсификаций и спекуляций. Никому не нужно напоминать сегодня, как это происходило в "третьем рейхе" и к чему там привело провозглашение "арийской расы" высшей.

Именно это обстоятельство вряд ли вызовет к объявленной в Таджикистане акции симпатию со стороны широких кругов мировой общественности.

ВВ: Если Душанбе будет педалировать идею "арийства", каковы могут быть последствия этого?

ЮЗ: Власти, видимо, считают, что смогут, призвав в помощь тени арийских предков, укрепить единство своего народа, предотвратить нарастание процессов чрезмерной исламизации и тюркизации таджикского общества. Власти надеются приглушить нарастающее недовольство таджиков нищетой и канализировать протестные настроения в этнонациональное русло. Но раскручивание "концепции арийской цивилизации" не только не будет способствовать достижению поставленных правящим в Таджикистане режимом, но может привести общество к окончательному расколу между Севером и Югом. Клановая борьба за власть между Севером и Югом республике в 90-е годы уже привела республику к кровопролитной гражданской войне, в которой, строго говоря, победителей не оказалось. И сегодня в стране есть элитные группы, которые считают, что с помощью "арийского рычага" их хотят уже окончательно отлучить от власти.

Обращение властей к арийству не вызвало поддержки и у влиятельных исламских священнослужителей. Уже больше тысячи лет ислам в Центральной Азии решительно борется с зороастризмом как несомненной и опасной ересью.

Что касается шестимиллионной народной массы Таджикистана, то эти люди, преимущественно крестьяне, знают об арийцах по мифам и сказкам. В большинстве своем они озабочены тем, как им пережить трудные времена. И они в очередной раз могут заплатить высокую цену за достижение целей, которые им стараются представить с исключительно благообразной стороны.

В свою очередь, как сообщает из Душанбе Нигора Бухари-заде, ссылаясь на слова заместителя председателя Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири, в самой исламской партии к вопросу изучения доисламского прошлого относятся достаточно лояльно:

- Возрождение идеи арийской цивилизации не противоречит основным принципам ислама или политики нашей партии, поскольку речь идет о более глубоком изучении своей истории, а не о насаждении другой идеологии или религии. Сама идея, может быть, на данный момент, полезна для таджикского народа, но поскольку инициаторами этой идеи были политики, многие рассматривают ее, как политический вопрос, а не научный или исторический. Было бы правильнее, если бы этим вопросом занимались ученые, а не политики.

И в заключение сегодняшнего выпуска программы "Фокус" – сообщение о том, как преломляется идея таджикских властей в соседнем Узбекистане. Из Ташкента передает наш корреспондент Юрий Черногаев:

ЮЧ: Свастика на улицах таджикских городов как символ официально провозглашенного Года арийской культуры – эта ситуация не перестает волновать таджиков, живущих в других государствах Центральной Азии. С не меньшим вниманием следят за событиями в соседней стране и узбекские власти – ведь по опыту известно: все, что происходит на этнической родине, напрямую "аукается" в таджикской диаспоре в Узбекистане. А в Узбекистане живут, по официальным данным, 1 миллион 160 тысяч таджиков, - это одна треть от всего населения Таджикистана. Причем в сельских районах Самаркандской области, например, численность таджиков за последние годы выросла в 7 раз! И вот теперь они узнали, что в их жилах течет благородная арийская кровь, что именно их культура легла в основу цивилизации и именно они призваны определять судьбы и нести людям Центральной Азии правильное миропонимание. А символ этого миропонимания – свастика. Такая картина представляется сейчас многим жителям и руководителям Узбекистана. Впрочем, известный таджикский политолог, историк и журналист Маруф Отахон-зода, живущий в Узбекистане, предлагает смотреть на затею с Годом арийской культуры спокойнее :

МО: Я недавно был в Таджикистане, свастику нигде не видел. Однако во многих местах сохранились памятники Ленина. Это надо рассматривать как проявление демократии. В Таджикистане много партий. В том числе и Партия исламского возрождения, коммунистическая партия. И это нисколько не задевает интересы других партий. Если же говорить о свастике, я все же не сторонник этого. Пусть об этом пишут, говорят, но не все люди такие грамотные, а потому будут понимать этот знак как символ фашизма. Исходя из этих соображений на улице вывешивать такие знаки не целесообразно и я не одобряю этого.

ЮЧ: Вообще-то в Узбекистане никто ничего не имеет против арийцев и арийской культуры. Но до тех пор, пока это в теории и в истории. А потому один из собеседников "Немецкой волны", имеющий непосредственное отношение к охране правопорядка, выразился совершенно определенно: " Нам тут в горячем регионе только "настоящих арийцев" со свастикой не хватало…"




В Таджикистане судят бывшего командующего Президентской гвардией

12.01.2006. Немецкая волна

Н. Бухари-заде

В Душанбе в среду начался суд над Гафором Мирзоевым - экс-главой Агентства по контролю за наркотиками и бывшим командующим Президентской гвардией Таджикистана.

По решению Верховного суда страны, процесс проходит в закрытом режиме в СИЗО министерства безопасности, где содержится генерал. Первое судебное заседание подлилось менее часа.

Как сообщил «Немецкой волне» адвокат Мирзоева Абдукаюм Юсупов, из-за нерешенности некоторых организационно-технических вопросов слушание дела будет продолжено на следующей неделе:

- Процесс по делу Мирзоева начался, но по техническим причинам, нерешённости некоторых организационных вопросов, о которых мы не можем рассказать прессе, объявлен перерыв до 16 января.

Дело Мирзоева было засекречено ещё на стадии предварительного следствия. В Главной военной прокуратуре говорят, что оно содержит сведения, представляющие государственную и военную тайну. Гафор Мирзоев, известный в республике ещё со времён гражданской войны как полевой командир Гафор «Седой», до последнего времени был соратником действующего главы государства и в течение 9 лет командовал Президентской гвардией. Два года назад он был со скандалом снят с этой должности, а через несколько месяцев арестован. Генерал обвиняется более чем по 30-ти статьям Уголовного кодекса Таджикистана. Ему вменяется в вину, в частности, организация вооруженного мятежа, убийство, диверсия, незаконное хранение оружия, превышение должностных полномочий и хищение госимущества. В общей сложности, обвинение инкриминирует Гафору Мирзоеву более сотни преступлений. Вместе с Мирзоевым на скамье подсудимых два его заместителя по Президентской гвардии, водитель и ещё 12 гвардейцев – командиров войсковых частей. Сам генерал не признаёт себя виновным ни по одному из предъявленных обвинений. Через своего адвоката он заявил, что суд должен быть открытым для общественности, иначе его независимость будет поставлена под сомнение. Кроме того, как передаёт слова Мирзоева адвокат Абдукаюм Юсупов:

- Оппозиционные силы могут использовать закрытость судебного процесса, чтобы заявить о несоблюдении Таджикистаном международных норм в области прав человека, и могут придать политическую окраску делу Мирзоева.

Экс-директор Антинаркотического агентства не считает своё дело политическим и говорит, что его просто «очернили» в глазах высшего руководства страны. Он готов вновь и вновь заявлять о том, что «всю жизнь преданно служил своему народу и президенту». Между тем, по совокупности статей Гафору Мирзоеву может грозить до 25 лет тюремного заключения.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ