Стороны "арийской" медали
08.01.2005. Немецкая
волна
В.Волков, Н.Бухари-заде, Ю.Черногаев
Конец 2005 – начало 2006 годов отмечены активизацией
властей государств региона на идеологическом фронте. Мы уже рассказывали о том,
что в Казахстане разработана долгосрочная программа патриотического воспитания
граждан, в Киргизии президент распорядился создать рабочую группу по разработке
государственной и национальной идеологии.
В Таджикистане к вопросу разработки национальной
идеологии подошли фундаментально: наступивший год там объявлен президентом
страны Годом арийской культуры. Вот что передает наш корреспондент в Душанбе
Нигора Бухари-Заде:
НБ: Как считают таджикские ученые, идея провести этот
год под знаком арийской культуры возникла с целью привлечь внимание мировой
общественности к изучению истории многочисленных индоевропейских племен,
именуемых ариями или арийцами. После Второй мировой войны этот пласт истории был
преднамеренно и незаслуженно предан забвению. Древнеарийский знак – крест с
загнутыми концами или свастика - многие годы воспринимался исключительно как
символ фашизма, а само слово "ариец" стало почти синонимом слова "нацист". По
мнению доктора исторических наук, академика Рахима Масова, пришло время
реабилитировать арийскую культуру и символы, вернуть им их подлинное
значение:
- Эта идея имеет гуманитарный, культурный характер, это
попытка восстановить историческую справедливость, потому что арийская проблема в
нашей новейшей истории никогда не поднималась. Хотя арийцы были не только
предками таджиков, а, как говорят историки, сорока народов. Но арийская
символика, арийский дух именно в нашей культуре сохранились до сегодняшнего
дня.
По словам Масова, сегодня в некоторых постсоветских
государствах пытаются "углубить" историю своего народа, показать его
наидревнейшее происхождение, прибегая при этом к откровенно лженаучным
суждениям. Так, буквально пару дней назад Рахиму Масову пришлось оппонировать
своему узбекскому коллеге, академику А. Аскарову. В своей статье "Тюркизация
арийцев: чушь или недомыслие?" Масов опровергает бездоказательное, по его
мнению, утверждение Аскарова о тюркском происхождении арийских племен. "Вся эта
надуманная ахинея, - пишет Масов, - выстроена лишь для того, чтобы обосновать
желание политического руководства Узбекистана считать нынешних тюркоязычных
узбеков древнейшим населением Средней Азии". Неудивительно, что такой
политизированный подход к истории имеет резонанс не только среди ученых, но и
среди политиков. Зампредседателя Партии Исламского возрождения Таджикистана
Мухиддин Кабири отмечает, что, поскольку инициатива обращения к арийской эпохе
исходила от руководства страны, эта идея приобретает не только научное, но и
политическое звучание.
ВВ: Об этом политическом звучании "года арийской
культуры", и о неслучайной реакции Ташкента на это начинание в программе "Фокус"
говорит эксперт по Центральной Азии Юрий Земель:
ЮЗ: Выяснение отношений между официальными Ташкентом и
Душанбе, ставшее привычным для широких кругов общественности, получило за
последнее время новый импульс. Узбекистан самым решительным образом выступил
против наращивания мощностей на Таджикском алюминиевом заводе, который действует
вблизи узбекско-таджикской границы еще с советских времен и загрязняет, по
утверждениям узбекской стороны, окружающую среду вредоносными выбросами, в том
числе ядовитым фтористым водородом. При этом Ташкент намекнул, что все основные
транспортные пути, соединяющие Таджикистан с Россией и Европой, проходят
транзитом через территорию Узбекистана. Из Душанбе тут же последовало заявление
о том, что уже в скором времени Таджикистан получит широкий транспортный выход
через Китай и Пакистан и значительно сократит необходимость использования
узбекских автомобильных и железных дорог.
На этом очередной виток конфронтации не замкнулся.
Снизить разгоравшиеся страсти явно помешало стремительное сближение Ташкента и
Москвы. Долгое время правящему в Таджикистане режиму удавалось доказывать Кремлю
свою исключительную выгодность в деле реализации российских интересов в
Центральной Азии, и Душанбе, вынужденный отступить с первых позиций, весьма
болезненно к этому отнесся. В поисках реванша окружение Эмомали Рахмонова не
придумало ничего лучше, как громко объявить начавшийся 2006-й год "Годом
арийства".
Это решение не было спонтанным, неожиданным. Еще лет
пять-шесть назад от имени таджикского президента распространялась теория
(корректнее было бы называть это гипотезой), с помощью которой была сделана
попытка связать национальное самосознание таджиков с зороастризмом, который был,
как известно, главенствующей религией древних ариев. Науке не очень много
известно об этих племенах, которые в третьем тысячелетии до нашей эры
распространились на территориях Евразии и стали основой многих этносов.
Недостаточная изученность истории ариев породила множество связанных с ними
предположений, фальсификаций и спекуляций. Никому не нужно напоминать сегодня,
как это происходило в "третьем рейхе" и к чему там привело провозглашение
"арийской расы" высшей.
Именно это обстоятельство вряд ли вызовет к объявленной
в Таджикистане акции симпатию со стороны широких кругов мировой
общественности.
ВВ: Если Душанбе будет педалировать идею "арийства",
каковы могут быть последствия этого?
ЮЗ: Власти, видимо, считают, что смогут, призвав в
помощь тени арийских предков, укрепить единство своего народа, предотвратить
нарастание процессов чрезмерной исламизации и тюркизации таджикского общества.
Власти надеются приглушить нарастающее недовольство таджиков нищетой и
канализировать протестные настроения в этнонациональное русло. Но раскручивание
"концепции арийской цивилизации" не только не будет способствовать достижению
поставленных правящим в Таджикистане режимом, но может привести общество к
окончательному расколу между Севером и Югом. Клановая борьба за власть между
Севером и Югом республике в 90-е годы уже привела республику к кровопролитной
гражданской войне, в которой, строго говоря, победителей не оказалось. И сегодня
в стране есть элитные группы, которые считают, что с помощью "арийского рычага"
их хотят уже окончательно отлучить от власти.
Обращение властей к арийству не вызвало поддержки и у
влиятельных исламских священнослужителей. Уже больше тысячи лет ислам в
Центральной Азии решительно борется с зороастризмом как несомненной и опасной
ересью.
Что касается шестимиллионной народной массы
Таджикистана, то эти люди, преимущественно крестьяне, знают об арийцах по мифам
и сказкам. В большинстве своем они озабочены тем, как им пережить трудные
времена. И они в очередной раз могут заплатить высокую цену за достижение целей,
которые им стараются представить с исключительно благообразной стороны.
В свою очередь, как сообщает из Душанбе Нигора
Бухари-заде, ссылаясь на слова заместителя председателя Партии исламского
возрождения Таджикистана Мухиддина Кабири, в самой исламской партии к вопросу
изучения доисламского прошлого относятся достаточно лояльно:
- Возрождение идеи арийской цивилизации не противоречит
основным принципам ислама или политики нашей партии, поскольку речь идет о более
глубоком изучении своей истории, а не о насаждении другой идеологии или религии.
Сама идея, может быть, на данный момент, полезна для таджикского народа, но
поскольку инициаторами этой идеи были политики, многие рассматривают ее, как
политический вопрос, а не научный или исторический. Было бы правильнее, если бы
этим вопросом занимались ученые, а не политики.
И в заключение сегодняшнего выпуска программы "Фокус" –
сообщение о том, как преломляется идея таджикских властей в соседнем
Узбекистане. Из Ташкента передает наш корреспондент Юрий Черногаев:
ЮЧ: Свастика на улицах таджикских городов как символ
официально провозглашенного Года арийской культуры – эта ситуация не перестает
волновать таджиков, живущих в других государствах Центральной Азии. С не меньшим
вниманием следят за событиями в соседней стране и узбекские власти – ведь по
опыту известно: все, что происходит на этнической родине, напрямую "аукается" в
таджикской диаспоре в Узбекистане. А в Узбекистане живут, по официальным данным,
1 миллион 160 тысяч таджиков, - это одна треть от всего населения Таджикистана.
Причем в сельских районах Самаркандской области, например, численность таджиков
за последние годы выросла в 7 раз! И вот теперь они узнали, что в их жилах течет
благородная арийская кровь, что именно их культура легла в основу цивилизации и
именно они призваны определять судьбы и нести людям Центральной Азии правильное
миропонимание. А символ этого миропонимания – свастика. Такая картина
представляется сейчас многим жителям и руководителям Узбекистана. Впрочем,
известный таджикский политолог, историк и журналист Маруф Отахон-зода, живущий в
Узбекистане, предлагает смотреть на затею с Годом арийской культуры спокойнее
:
МО: Я недавно был в Таджикистане, свастику нигде не
видел. Однако во многих местах сохранились памятники Ленина. Это надо
рассматривать как проявление демократии. В Таджикистане много партий. В том
числе и Партия исламского возрождения, коммунистическая партия. И это нисколько
не задевает интересы других партий. Если же говорить о свастике, я все же не
сторонник этого. Пусть об этом пишут, говорят, но не все люди такие грамотные, а
потому будут понимать этот знак как символ фашизма. Исходя из этих соображений
на улице вывешивать такие знаки не целесообразно и я не одобряю этого.
ЮЧ: Вообще-то в Узбекистане никто ничего не имеет против
арийцев и арийской культуры. Но до тех пор, пока это в теории и в истории. А
потому один из собеседников "Немецкой волны", имеющий непосредственное отношение
к охране правопорядка, выразился совершенно определенно: " Нам тут в горячем
регионе только "настоящих арийцев" со свастикой не хватало…"
|