Алиев угрожает Нагорному Карабаху вооруженным вторжением
03.03.2006. KM.Ru
Василий Ваньков
Президент Азербайджана Ильхам
Алиев заявил о том, что «неконструктивная позиция Армении на
переговорах по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта» вынуждает
Азербайджан осуществить ревизию своей стратегии. Как сообщает «Интерфакс», он
недвусмысленно намекнул на возможность применения силы для окончательного
разрешения этого вопроса: «Мы должны быть готовы и к любым иным вариантам, для
чего усиливается армейское строительство, увеличиваются военные расходы»,-
сказал он. Ответ армянской стороны не заставил себя долго ждать. Сегодня
президент Армении Роберт Кочарян заявил о
том, что в этом случае Армения де-юре признает независимость Нагорно-Карабахской
Республики. В качестве дополнительных мер по стабилизации обстановки в регионе
он упомянул о создании договорно-правовой базы, которая позволит ей
«обеспечивать безопасность народа Нагорного Карабаха». В этих целях планируется
начать «комплексное укрепление» территорий вокруг республики, составляющих «пояс
безопасности».
Угрозу применения Азербайджаном
военной силы для решения проблемы Нагорного Карабаха и реакцию на нее со стороны
руководства Армении в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал заведующий
отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров.
- С чем вы связываете последнее обострение
армяно-азербайджанского конфликта? Обмен резкими выпадами высшего руководства
двух стран - это шаг назад в переговорном процессе?
- Я бы не сказал, что мы являемся свидетелями такого
шага. Просто потому, что в последние годы какого-либо продвижения вперед тоже не
было. Из всех достигнутых соглашений, имевших действительно большое значение для
переговорного процесса, было соглашение о достижении перемирия, подписанное еще
в 1994 году. Однако в тех обстоятельствах, когда на театре военных действий
явную победу одерживала армия Нагорного Карабаха, для Азербайджана это
соглашение имело вынужденный характер. Он пошел на перемирие исключительно под
давлением этих обстоятельств. С тех пор идут бесплодные переговоры об
определении статуса НК и об урегулировании этого конфликта в целом. Бесплодные в
первую очередь потому, что позиции сторон прямо противоположны. Нагорный Карабах
не хочет признавать никакого другого решения, кроме предоставления ему полной
независимости от Азербайджана. А последний, в свою очередь, настаивает на том,
что НК в любом случае должен оставаться его составной частью. А поскольку
позиция сторон абсолютно противоположная, то никакого иного способа решения этой
проблемы, кроме военного, быть и не может. В последнее время Азербайджан
пытается принудить Карабах к уступкам путем угрозы применения военной силы. Это
объясняется тем, что в самом Азербайджане очень сильны реваншистские настроения
и руководство этой страны вынуждено им подыгрывать. С другой стороны, за
прошедшие 12 лет НК значительно укрепил свою государственность, нормализовал
экономическую ситуацию, расширил международные связи. Таким образом, требование
о предоставлении ему независимости имеет под собой, безусловно, серьезные
основания. К тому же в самое последнее время появился т.н. «косовский
прецедент», когда этот край в составе Сербии и Черногории близок к тому,
чтобы получить независимость и полное признание со стороны международного
сообщества. Безусловно, это решение является положительным прецедентом для
жителей НК. Теперь они вправе требовать аналогичного решения и в своем случае.
Наконец, в последнее время становится все более очевидным изменение настроений
на Западе. Его дипломатические сотрудники уже не отрицают возможность
предоставления НК независимости. Чем больше проходит времени, тем больше Запад
привыкает к тому, что Карабах уже де-факто является независимым государством.
Так что время сейчас на стороне НК. И это заставляет руководство Азербайджана
нервничать, делать решительные шаги и обострять ситуацию. Выход для него только
один - признать существующие реалии. Потому что войну Азербайджана против НК
никто не поддержит - ни Россия, ни Запад. В случае начала военных действий,
Азербайджан окажется в политической изоляции. В то же время победить НК в
открытом противостоянии без внешней поддержки он не сможет. Турция прямую
поддержку Азербайджану также не окажет, ведь она непосредственно с НК не
граничит и может атаковать только Армению. А это государство, в свою очередь,
имеет союзнические отношения с нами, и Россия, безусловно, выступит на ее
стороне. Потому что мы не можем допустить изменения баланса сил в регионе.
Это стало ясно еще в начале 90-х, когда Турция хотела вмешаться в конфликт и
немедленно последовало заявление Шапошникова (тогда командующего Объединенными
вооруженными силами СНГ) о том, что Россия в этом случае может применить ядерное
оружие. И Турция, естественно, решила не вмешиваться. К сожалению, в Армении
есть силы прозападной ориентации, которые не ценят этот жест
российской стороны, утверждая, что турки и так не напали бы.
Надо им постоянно напоминать, что если бы не Россия, то мог бы повториться
сценарий 1919 года, когда турецкие войска громили армянскую армию на ее
территории.
- Можно ли считать, что в числе основных причин
обострения ситуации - косовский прецедент и недавний срыв переговоров на высшем
уровне в Рамбуйе?
- Совершенно верно. Есть и еще один момент. Запад ведь
долгое время «водил Азербайджан за нос». От Азербайджана ему были нужны нефтяные
контракты, обещание рассмотреть возможность размещения войск НАТО на своей
территории. А Запад взамен обещал помочь разрешить проблему НК. А теперь,
когда руководству Азербайджана стало ясно, что никакого прогресса нет и Запад
никак ему не помогает навязать Карабаху свои условия, оно решило форсировать
ситуацию, действуя самостоятельно. Это недовольство и нашло отражение в
заявлении Алиева. А что ему еще говорить?! А закономерным ответом армян стало
заявление о признании де-юре независимости НК. Как только Косово получит
независимость, я думаю, руководство Армении сразу же признает НК суверенным
государством. На это уже намекали армянские лидеры, когда говорили об
«универсальном характере» косовского прецедента. Об этом говорил и наш
президент. Хотя я полагаю, что Россия займет в этом вопросе взвешенную позицию и
сначала дождется признания НК со стороны мирового сообщества (или хотя бы
нескольких стран), а затем уже присоединится сама. Это было бы здравое решение -
оно позволило бы нам добиться своего (признание независимости НК) при сохранении
нормальных отношений с Азербайджаном.
- Каким образом западные страны
могут интерпретировать «косовский прецедент»?
- По этому поводу не существует единой точки зрения.
Следует иметь в виду вот что: армянская диаспора очень влиятельна во многих
странах (в той же Франции) и она сейчас активно лоббируют интересы своих
соотечественников. В любом случае «косовский прецедент» даст ей очень сильные
аргументы в пользу признания независимости НК. Поэтому в долгосрочной
исторической перспективе это решение, на мой взгляд, неизбежно.
|