Ющенко вынесли вердикт
31.03.06,
Сегодня.ру
Директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ
по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин:
Возможно
ли создание новой «оранжевой» коалиции на Украине?
Результаты голосования на выборах в Верховную раду
Украины и местные советы вызвали шок, особенно в лагере Ющенко, в блоке «Наша
Украина». После первого шока начались политические консультации. Особую
активность проявляет Юлия Тимошенко, которая в украинских СМИ пытается не без
успеха представить все, как свою победу и личный реванш. А результат Партии
регионов остается, как бы, в стороне. Победа, мол, и не за ней. Есть мнение о
том, что, судя по результатам выборов, «оранжевая» революция продолжает
пользоваться той же популярностью, что и в 2004г. Но для того, чтобы набрать
совокупно хоть какие-то проценты, уравновешивающие голоса, отданные за
оппозицию, «оранжевым» пришлось разделиться. Сознательно или ситуативно, они
разбились на несколько отрядов. Один из них в полной мере нес на себе всю
ответственность за происходящую «оранжевую» революцию, поскольку находился у
власти с 2004г. Это президентская и исполнительная власть. Но, вопреки
прогнозам, «Наша Украина» потерпела унизительное поражение, не выйдя даже на
второе место. А вот Юлии Тимошенко на финальном этапе избирательной кампании за
счет безудержной демагогии и критики действующей власти удалось собрать не
только голоса, которые восхищались ей на Майдане, но и протестные голоса. Только
с этим связан так называемый «феномен Тимошенко», которая вышла на второе место,
хотя все прогнозы отдавали ей третью позицию. Протестным финалом и обвинениями в
адрес Ющенко она нарастила свои 5-6 %. Нельзя сказать, что голоса, отданные за
БЮТ, не в полном объеме это голоса сторонников «оранжевой» революции. У
Тимошенко есть часть людей, разочаровавшихся в «оранжевой» революции, которые
голосовали за нее именно потому, что она прикинулась оппозицией. Во время
избирательной кампании Юлия Тимошенко отказалась от оранжевых цветов. Все это
так похоже на заявления лидеров Социалистической партии. Министры от нее входят
в правительство Еханурова, а сама партия попыталась дистанцироваться от
«оранжевых» сил, постоянно подчеркивая, что она сугубо договорным образом
присутствует в правительственной коалиции.
То, что поддержка избирателей «оранжевой» революции -
миф. Да, у нее сохранились сторонники, особенно на Западной Украине, где большое
желание голосовать только за «своих», пусть и ошибающихся. Но положение
изменилось. Большинство граждан негативно оценивает состояние страны. Это
вердикт для Ющенко. Теперь Тимошенко попытается как можно быстрее реализовать
себя и навязать себя в роли премьер-министра. Сегодня СМИ суммируют голоса НУ,
БЮТ и Мороза, делая вывод о неизбежности новой «оранжевой» коалиции. Я бы не
торопился с этим утверждением, даже несмотря на меморандум, который был
завизирован г-ми Безсмертным, Морозом с оговоркой, что он вступит в силу только
после решения политсоветов партий и самой Юлии Тимошенко. Если бы они хотели
договориться на самом деле на условиях, которые представила Тимошенко, то есть
признали ее в роли премьера, то уже бы сделали это. Но они пускают процесс
соглашения по «большому кругу». Словами г-на Еатеринчука НУ заявила, что этот
вопрос требует обсуждения на съездах партий, входящих в НУ. Съезд «Нашей
Украины» намечен на 7 апреля. Думаю, сейчас идет поиск выхода из ситуации со
стороны Ющенко, который хотел бы отказаться от коалиции с Тимошенко, и ищет
благовидный предлог для этого отказа. Часть сторонников Тимошенко и Ющенко ждут
такого союза, а президент желает свалить вину за неудавшуюся коалицию на
партнера, и наоборот. Думаю, что съезды партий, входящих в НУ, выскажутся за
коалицию с БЮТ, но при этом отметят, что правительство Еханурова, которое
пережило эти выборы, доказало свою эффективность. Юлии Владимировне могут
предложить пост спикера. А, как известно, она не согласна. Спонсоры ее
избирательной кампании ждут, что ее власть будет реальна, а не виртуальна. В
этом отличие поста спикера от премьера. Тогда у Тимошенко возникает два пути.
Или Юлия Владимировна «умоется», согласившись с тем, что ей предложат. И тогда
президент Ющенко получит возможность остаться на политическом небосводе фигурой
первого ряда. Отказ Юлии Тимошенко будет означать невозможность создания
«оранжевой» коалиции. Если уступит Ющенко, вопреки своим желаниям, то
превратится в фигуру второго плана в собственном политическом лагере. Если же
коалиция Тимошенко - Ющенко не состоится, то возникает призрак большой коалиции
с участием Партии регионов. Думаю, что целый ряд и «бледноголубых», и
бледнооранжевых» стремится к этому. Они находят себе оправдание, считая, что
такая коалиция примирит восток и запад Украины и станет историческим
компромиссом. Тогда в полной неясности остается программа нового правительства.
Понятно, что тогда премьером, скорее всего, должен стать Янукович. Функции и
роли будут распределены. К примеру, Мороз становится спикером. Ющенко остается
президентом и пытается, используя свои полномочия, через правительство
перетянуть одеяло на себя во всей этой истории. Каждый из участников коалиции
продолжит внутреннюю борьбу, поэтому сама коалиция будет крайне неустойчива. Но
для сторон в этой коалиции, в том числе для людей, которые не желают добра ПР и
лично Виктору Януковичу, есть одно привлекательное свойство. Янукович становится
ответственным за экономические результаты. Ему уступят ход. И ему придется
продемонстрировать свои способности в переговорах с Россией по газовым и иным
вопросам, или расшибить себе лоб. В обоих случаях этим воспользуются на
следующем витке политической истории Украины. Это второй вариант коалиции.
Наконец, есть еще два варианта, если «оранжевая»
коалиция не состоится. Один выглядит экзотически: союз между Тимошенко и
Януковичем. Пока он не просматривается. Кто же тогда будет премьером? И
Тимошенко, и Януковичу не хотелось бы такого альянса. Есть и третий вариант –
консультации окончатся ничем, и через два месяца возникнет перспектива роспуска
Верховной рады Украины. Думаю, большинство в Партии регионов, в «Нашей Украине»
и саму Юлию Тимошенко не устраивает этот вариант. Это затраты, хлопоты,
отношение избирателей. И никто не может гарантировать, что через два месяца
мнение избирателей изменится, и кто-то сможет получить фактическое
большинство.
Скорее всего, положение в экономике только ухудшится в
условиях такой неопределенности. И у власти появится возможность получить еще
более оппозиционную Верховную раду, чем вырисовывается сейчас.
Безусловно, российско-украинские отношения опустились на
очень низкую отметку. Это и объективная, и субъективная оценка. Все-таки при
таком президенте, как Ющенко, активность такого министра, как Тарасюк,
совершенно очевидно, создает проблемы в российско-украинских отношениях. Как
один из руководителей «Нашей Украины», Тарасюк только что озвучит свою
принципиальную позицию о невозможности союза с ПР, если ПР не откажется от
федерализации Украины, государственного статуса русского языка, и если ПР
сомневается в европейском выборе Украины. На самом деле, никто в европейском
выборе Украины, как и России, не сомневается. Сомневаются регионалы, как и
большинство граждан Украины, в евроатлантическом выборе Украины и нежелании идти
на долгосрочные договоренности с Россией по ЕЭП. Очевидно, что с таким министром
иностранных дел, как Тарасюк, этого не произойдет. Поэтому от персонального
решения по главе МИД Украины после создания коалиции зависит очень многое.
Думаю, что в любом случае политика официального Киева будет более осторожной,
чем та, что проводилась до сих пор. Даже если допустить, что «оранжевая»
коалиция будет создана, сегодня есть потребность в персональных изменениях как
раз в руководстве внешней политики страны. Необходима более тонкая линия, чем
та, что демонстрировалась Бутейками, Огрызками, Тарасюками. Хотя бы, потому что
политические выборы продемонстрировали – Украина, как никогда, расколота на
восток и запад. И этот раскол с 2004г. только усилился, приобрел определенные
институциональные формы. Проводить в условиях такого раскола нахрапистую внешнюю
политику, на самом деле не учитывающую волеизъявление доброй половины страны,
было бы чрезвычайно накладно с любой точки зрения. Хотя, безусловно, сохраняется
очень высокая степень зависимости правящей команды и самого президента от
западных «друзей» и «союзников». Не успели чернила просохнуть на протоколах, тут
же ОБСЕ проштамповало вывод о демократичности выборов и о том, что по сравнению
с 2004г. сделан грандиозный шаг вперед. Считается модным, что 2004г. уже
заклеймен в истории, как прием грубой фальсификации. Хотя хочу заметить, что
прошло полтора года с выборов 2004г., но никто не доказал никакой фальсификации,
никто не осужден за эту фальсификацию. И не представлено доказательств этой
риторики, как и доказательств отравления Ющенко или убийства Гонгадзе руками
самого Кучмы. Все эти громкие дела, которые звучали и толкали людей на выбор в
2004г., оказались недоказанными. Хотя все это время власти Украины могли бы,
использовав свой административный ресурс, сделать тоже самое с результатами
расследований, что и со списками русских фамилий. Но они этого не сделали.
Поэтому риторика эта чрезвычайно предвзятая. Так что после выборов Украине еще
предстоит выбор.
|