В Союзном государстве политика не успевает за экономикой
03.04.2006.
Белорусские Новости
Александр Зайцев
День единения народов Беларуси и России, отмечаемый 2
апреля, действительно народным праздником за минувшее десятилетие - а именно
столько уже ведутся широкомасштабные интеграционные строительные работы - так и
не стал. И это более чем красноречиво свидетельствует о существенной разнице
между союзными декларациями и их практическим воплощением.
За десять лет, прошедших с момента подписания лидерами
Беларуси и России Александром Лукашенко и Борисом Ельциным договора о Сообществе
двух государств, позже расширенного до договора о создании Союзного государства,
первоначальная цель создания новой межгосударственной структуры затерлась,
потерялась в нагромождениях событий и их разносторонних трактовок.
И даже некогда широко обсуждавшийся в качестве
первопричины всей затеи с единым государством вариант расширения полномочий
Александра Лукашенко от президента Беларуси до главы союзного государства,
сегодня выглядит не более чем интеграционным мифом первой волны.
Возможно, Лукашенко когда-то действительно хотел стать
новым хозяином Кремля и с этой целью, заручившись мнением народа, значительная
часть которого в период постсоветских трансформаций поддерживала идею реанимации
союзных отношений двух стран, и проталкивал единственно возможный для этого
вариант - политическое объединение двух стран.
Но Борис Ельцин не поддержал курс Лукашенко на
интеграционное ускорение, так как, судя по всему, понимал, куда клонит его
молодой белорусский коллега. У первого президента России, судя по всему, были
свои планы относительно того, как использовать заложенный главами государств
союзный фундамент.
Новогодний сюрприз 31 декабря 1999 года, когда Ельцин
ошеломил всех, включая и Лукашенко, своей фразой "Я устал. Я ухожу", во многом
объяснил, почему подписанный тремя неделями ранее договор о создании Союзного
государства был по настоянию российской стороны предельно выхолощен.
Ельцин, к тому времени уже принявший решение о своей
отставке и выбравший преемника, оставлял тому договор о создании Союзного
государства как существенный политический козырь, который можно было
использовать на президентских выборах - интеграционные настроения в российском
обществе в тот период были действительно сильны.
И Лукашенко, который настаивал на более радикальном
варианте - с едиными президентом, валютой и армией, а российский проект договора
называл "посмешищем", в итоге был вынужден подписать лишенный конкретики
документ. Белорусский президент даже не предполагал столь скорую смену власти в
России и, судя по всему, рассчитывал на то, что со временем сумеет пробить новый
вариант договора.
Но Владимир Путин, в отличие от своего предшественника,
оказался не таким сговорчивым. Но именно ему предстояло реализовывать на
практике те договоренности, которые были достигнуты между Ельциным и Лукашенко.
Путин, не отказываясь от обещаний своего предшественника, тем не менее
практически сразу же дал понять, что намерен использовать в отношениях с
Беларусью и ее лидером прагматичный подход, а союзную тему хотел бы перевести в
экономическую плоскость.
Привыкшего играть роль первого интегратора Лукашенко
потеря инициативы, похоже, злила, что вылилось в ряд резких заявлений в адрес
российского руководства. Тем не менее, осознавая экономическую зависимость
страны от России, поставлявшей Беларуси дешевые энергоносители и принимая на
своих рынках белорусскую продукцию, Лукашенко вынужден был продолжать
интеграционные игры, хотя становилось очевидно, что его план уже не реализуем, а
инициатива перешла на сторону России.
Хотя политические разногласия лидеров двух стран часто
приводили к созданию конфликтных ситуаций - здесь и мухи, которые отдельно от
котлет, и перекрытие газовой трубы, и счет, который Беларусь может выставить
России, внешне интеграционное строительство даже как бы и ускорилось. В
соответствии с договором начали формироваться союзные органы - Высший госсовет,
первым главой которого стал Лукашенко, союзный парламент, союзный Совет
министров. Активизировалось экономическое сотрудничество по союзной линии - из
общего бюджета, большую часть которого обеспечивала Россия, началось
финансирование крупных промышленных и социальных программ (сегодня их общее
число приближается к четырем десяткам).
Но реальное объединение двух стран надолго
застопорилось. Ключевые вопросы интеграции - общая валюта и союзная конституция
- до сих пор находятся в стадии проработки. И хотя чиновники с обеих сторон как
один утверждают, что работа идет по плану, спешка в котором неуместна,
принципиальные разногласия стран по этим вопросам очевидны.
Договор о создании Союзного государства однозначно
предполагает создание единого эмиссионного центра, который Россия хотела бы
видеть на своей территории, а в качестве единой валюты предлагает ввести
российский рубль. Такой расклад категорически не устраивает Беларусь, так как
потеря контроля над денежными потоками неминуемо приведет к утрате существенной
части политического суверенитета.
Схожая ситуация и с Конституционным актом. Специальная
комиссия уже не раз вносила в документ правки и обобщала многочисленные
замечания сторон. Но, похоже, что с принципами работы механизма управления
Союзным государством еще не определились лидеры двух стран, за которыми и будет
последнее слово. На январском заседании Высшего госсовета в Санкт-Петербурге, в
виду принятых в его ходе ряде практических документов названном прорывным,
вопрос союзной конституции даже не рассматривался. Скорее всего, не будет
Конституционного акта и в повестке дня следующего заседания, планирующегося на
второй квартал этого года.
Этапы строительства Союзного государства
21 февраля 1995 г. - подписан Договор о дружбе,
добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой
Беларусь.
2 апреля 1996 г. - подписан Договор об образовании
сообщества России и Беларуси.
2 апреля 1997 г. - подписан Договор о Союзе Беларуси и
России.
23 марта 1997 г. - подписан Устав к Договору о Союзе
Беларуси и России от 2 апреля 1997 года.
25 декабря 1998 г. - подписана Декларация о дальнейшем
единении Республики Беларусь и Российской Федерации.
8 декабря 1999 г. - подписан Договор о создании Союзного
государства.
8 декабря 1999 г. - подписана Программа действий
Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о
создании Союзного государства.
|