Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №144(15.04.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Защита российских интересов с помощью тарифного регулирования повлечет экономические потери для Беларуси

03 – 10.04.2006. БР. Белорусы и рынок

Татьяна Маненок

Европейская комиссия разработала новый механизм ограничений в отношении товаров из третьих стран. Ключевым моментом для экспортеров является то, что эти меры ЕК предполагает применять в отношении тех стран, которые не входят во Всемирную торговую организацию (ВТО). Но они также могут быть использованы и в отношении членов ВТО, протокол о вступлении которых в эту организацию допускает возможность их применения.

ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на источник в правительстве Беларуси, куда эти данные поступили из Брюсселя, отмечает, что в качестве нового инструмента торговой политики предлагается использовать так называемые балансировочные меры в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпускаемых в режим свободного обращения на территории ЕС.

Этот механизм отличается от практики применения антидемпинговых и защитных мер, поскольку здесь не фигурируют такие понятия, как минимальный ущерб и минимальная демпинговая разница.

Теоретически это позволяет ЕК вводить балансировочные меры в отношении стран, чей импорт какого-либо определенного товара в ЕС составляет даже менее 1% от потребления этого товара в ЕС.

Еще одним отличием от процедуры проведения антидемпинговых расследований является отсутствие четких временных рамок проведения расследования, а также срока действия постоянных мер.

Введение балансировочных мер призвано компенсировать потерю выгоды, получаемой от практики ценообразования либо иной практики правительства третьей страны или государственного предприятия на территории этой страны.

Главное условие применения мер — образование различной цены на сырье, используемое при производстве экспортируемого в ЕС товара, в зависимости от того, экспортируется это сырье либо предназначено для внутреннего рынка.

Вторым необходимым условием применения этих мер является нанесение промышленности ЕС ущерба от импорта товара либо наличие угрозы его причинения.

По данным ПРАЙМ-ТАСС, Еврокомиссия согласовала свои предложения со странами-членами и основными ассоциациями производителей ЕС и уже подготовила проект постановления Совета ЕС, который в соответствии с действующей процедурой должен быть одобрен сообществом предположительно в первой половине 2006 г.

Как ожидается, большинство торговых партнеров ЕС, являющихся членами ВТО, без каких-либо оговорок поддержат возможное применение мер. Этот прогноз основан на том, что экспорт в ЕС дешевых товаров, содержащих в своем составе относительно недорогое сырье, при одновременном экспорте этого сырья по мировым ценам наносит ущерб не только производителям ЕС, но и операторам из третьих стран, которые поставляют аналогичный товар в ЕС, но не имеют доступа к дешевому сырью.

Что касается Беларуси, то возможность применения балансировочных мер в качестве экономических санкций существует главным образом в отношении таких позиций, как металлургия, деревообработка и легкая промышленность. Беларусь использует экспортные пошлины на лом цветных металлов, шкуры и лесоматериалы, а также по всем товарным группам, при производстве которых в качестве сырья и энергоресурсов используются нефть или газ.

В случае с металлом, шкурами и древесиной Беларусь защищает непосредственно свои экономические интересы, по другим позициям — интересы России. Несмотря на то, что Беларусь практически не экспортирует сырую нефть и нефтяные газы, она применяет вывозные таможенные пошлины в отношении этих продуктов в рамках выполнения своих международных обязательств.

Таким образом, отмечают эксперты, защита российских интересов с помощью тарифного регулирования может стать причиной начала балансировочных расследований в отношении белорусских товаров и, возможно, введения балансировочных мер, что повлечет экономические потери.

В связи с этим в правительстве Беларуси считают необходимым начать переговоры с Россией о возможной отмене экспортных пошлин на эти товарные позиции либо о получении от нее компенсации в случае введения таких мер.

Четкого списка "опасных" позиций пока нет, поэтому речь идет о том, чтобы подготовить его для дальнейших действий, а именно: для отмены вывозных пошлин или двойного ценообразования, а в случае невозможности такой практики — для переориентации товарных потоков на другие рынки.

В данной ситуации белорусская сторона, конечно же, будет стремиться обезопасить себя и в рамках работы по вступлению в ВТО, то есть добиваться таких условий присоединения, которые исключают возможность дискриминации в будущем. С одной стороны, это может отодвинуть сроки вступления страны в мировое торговое сообщество, с другой — гарантировать благоприятные условия в экспортном пространстве.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ