Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №144(15.04.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В чем состоит процедура вступления Украины в НАТО и каковы ее возможные сроки?

07.04.2006. Единое Отечество

Не так давно мы обсуждали на нашем портале ранее статью Юрия РОМАНЕНКО, представителя "Національного інститута стратегічних досліджень". Наша редакция получила еще один матриал нашего читателя, в котором анализируются настоящие цели и задачи этой организации, которые легко увидеть, прочитав план вступления в НАТО, прописанный этим учрежденим для Украины. Предлагаем нашим читателям включиться в нашу полемику.

Процесс вступления в НАТО состоит из ряда шагов разной степени формализации. Причем, каждый следующий шаг, как правило, все более формализован. Ввиду этого, процедуру вступления удобней рассматривать с конца, а не начала.

Итак, если ориентироваться на юбилейный саммит НАТО в ознаменование 60-летия подписания Североатлантического Договора, который, следуя логике вещей, должен состоятся в апреле 2009 года, то третий после окончания "холодной войны" раунд расширения, если таковой будет, должен бы, по идее, завершится к этому времени.

Шаг "Ч" (обретение членства). Согласно процедуре, страна считается членом НАТО с момента сдачи на хранение правительству США своего документа о присоединении. Далее, правительство США должно уведомить всех остальных членов организации об этом событии. Для Украины, как и для подавляющего большинства других стран, документ о присоединении представляет собой решение высшего законодательного органа о ратификации Североатлантического Договора. Все, что нужно сделать на данном шаге — привести этот документ в Вашингтон. В общем случае, сделать это должен Министр иностранных дел. Передача на хранение проходит в торжественной обстановке в присутствии представителей всех членов клуба, что позволяет свести до минимума период их оповещения о завершении процедуры принятии нового члена. Не исключено, что если сроки будут поджимать, это событие может произойти в рамках самого юбилейного саммита. Тогда ключевыми фигурами торжеств, очевидно, будут главы государств.

Шаг "Ч"-1 (ратификация Североатлантического Договора Украиной). Ратификация Североатлантического Договора Верховным Советом Украины, если до этого дойдет, будет очень важным событием в жизни государства, возможно одним из важнейших за все годы независимости. Формально, это дело одного голосования, но на практике его подготовка требует времени, и, возможно, предварительных слушаний. Не исключено, что ратификация Североатлантического Договора будет идти в одном пакете с некоторыми конституционными изменениями и другими законодательными изменениями, необходимыми для полноценного участия Украины в НАТО. Следуя гипотетическому сценарию членства к юбилейному саммиту, ратификация Североатлантического Договора украинским парламентом должна произойти самое позднее к апрелю 2009 года. Происходить это будет в атмосфере приближающихся президентских выборов.

Шаг "Ч"-2 (Получение официального юридически оформленного приглашения). Согласно процедуре, изложенной в статье 10 Североатлантического Договора, новая страна может присоединяется к НАТО только по единогласному приглашению членов организации. Сложившаяся десятилетиями процедура четко определяет, как именно это делается. Приглашение имеет форму специального протокола (в случае Украины он так и будет называться — "Протокол к Североатлантическому Договору о присоединении республики Украина"), подписанного и ратифицированного всеми членами НАТО. Как правило, это очень короткий документ, состоящий из преамбулы и трех статей (в некоторых особых случаях их может быть больше). Первая статья гласит, что после вступления протокола в силу Генеральный Секретарь НАТО от имени всех членов организации передаст стране, о которой идет речь, официальное приглашение присоединиться, и после этого она станет членом НАТО, как только сдаст на хранение правительству США свой документ о присоединении. Следуя гипотетическому сценарию членства к юбилейному саммиту, получение Украиной официального приглашения можно ожидать к концу 2008 года.

Шаг "Ч"-3 (Подписание и ратификация членами НАТО протокола о присоединении). Официальное приглашение становится возможным после вступления в силу протокола о присоединении. Как показывает практика, это длительный и сложный процесс со все менее гарантированным, принимая во внимание сильно возросшее число членов, результатом. Протокол, даже подписанный и согласованный исполнительными органами власти и политическими лидерами всех стран-членов, должен пройти через парламенты. Успех голосования, как правило, требует дипломатической поддержки особо заинтересованных стран. Посему, без серьезной заинтересованности со стороны США вступить в НАТО практически невозможно. Однако, даже при должной дипломатической и общеполитической поддержке внутри и вне каждой отдельной страны, ратификация важных международных документов (как воочию показала история с европейской конституцией) вовсе не гарантирована.

Для ратификации протокола всеми нынешними 26 членами НАТО нужен год, а то и больше. Даже если удастся уложиться в меньший срок, следуя гипотетическому сценарию членства к юбилейному саммиту, подписание протоколов должно произойти не позднее начала 2008 года и сразу же начаться их ратификация.

Шаг "Ч"-4 (украинский референдум о членстве в НАТО). Перед подписанием протокола о присоединении страна, о которой идет речь, должна подтвердить свои намерения. Смысл этого шага в том, чтобы не тратить время и силы на ратификацию протокола о присоединении и не ставить в глупое положение инициаторов этого процесса, если нет твердой уверенности, что страна действительно ратифицирует Североатлантический Договор после получения официального приглашения. Иногда этот этап называют подачей официальной заявки, но главное в нем — это зримая демонстрация заинтересованности страны в членстве в НАТО. Очевидным (хотя и не единственно возможным) средством для этого является проведение референдума. Его положительные результаты — наиболее прочная гарантия того, что законодательный орган в критический момент не свернет с выбранного пути. Следуя гипотетическому сценарию членства к юбилейному саммиту, референдум должен пройти в начале 2008 или конце 2007 года.

Шаг "Ч"-5 (уведомление Украины о желательности ее членства в НАТО). На этом этапе Генеральный Секретарь НАТО сообщает руководству страны о достижении в рамках Альянса консенсуса относительно желательности ее членства. Такое решение должно приниматься на саммите НАТО. Следуя гипотетическому сценарию членства к юбилейному саммиту, саммит, на котором должен быть достигнут консенсус по этому поводу, должен пройти самое позднее в конце 2007 – начале 2008 года. Это тот самый "саммит расширения", на котором может быть рассмотрен вопрос о приглашении нынешних официальных кандидатов (Албании, Македонии и Хорватии), Украины и, возможно, некоторых других стран. Следует учитывать, что результаты этого саммита во многом будут зависеть от решений "саммита трансформации", который, вероятно, соберется в 2006 году. Более того, может оказаться, что задачи НАТО будут настолько глубоко пересмотрены, что все нынешние представления о параметрах и темпах расширения окажутся совершенно неадекватными. Чего стоят, например, упоминания некоторых представителей США о возможности приглашения в НАТО североамериканских и ближневосточных стран. Однако, в любом случае, если "саммит расширения" будет назначен на срок, более поздний, чем начало 2008 года, это будет означать, что завершение процедур принятия новых членов планируется НАТО не ранее, чем к концу 2009 года.

Шаг "Ч"-6 (подготовка в рамках Плана действий во имя членства). Вообще говоря, подготовка страны к членству в рамках ПДЧ должна продолжаться до момента обретения членства, и неудачи на этом пути могут стать причиной отказа от ратификации протоколов о присоединении даже после прохождения всех предыдущих шагов. На более раннем этапе успех подготовки в рамках ПДЧ является важным критерием (но далеко не единственным) при формировании консенсуса среди членов НАТО о желательности приглашения каждого нового члена. Подготовка в рамках ПДЧ носит цикличный характер на основании годичных циклов подготовки. Мероприятия в рамках годичного плана начинаются с сентября, результаты выполнения анализируются в конце весны – начале лета. По результатам выполнения формируются планы на следующий цикл. Приглашение страны присоединиться к ПДЧ является официальным признание за ней статуса кандидата в члены, однако, без каких-либо гарантий членства.

Следуя гипотетическому сценарию членства к юбилейному саммиту, до "саммита расширения", который вероятно соберется в самом начале 2008 года, Украина должна пройти хотя бы один годичный цикл подготовки в рамках ПДЧ, который в этом случае должен начаться в сентябре 2006 года. Чтобы это стало возможным, решение о присоединении Украины к ПДЧ должно быть принято НАТО к лету 2006 года. Хотя, строго говоря, подготовка в рамках ПДЧ не является юридически обязательной для обретения членства, то, что может быть дозволено, например, Швеции, вполне может быть не дозволено Украине.

Шаг "Ч"-7 (интенсифицированный диалог). Этап, на котором сейчас находится Украина.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ