"Новая" стратегия США в Центральной Азии
03.04.2006. РИА
Новости
Андрей Грозин
Казахстану, заявил на днях в Астане министр энергетики
США Сэмуэль Бодман, необходимо взять на себя роль лидера в регионе для развития
инфраструктуры энергетического сектора, а также создания дополнительных
транзитных маршрутов для энергоресурсов.
И хотя речь тут идет исключительно об энергетике, к
американским высказываниям такого рода интересно прислушиваться хотя бы только в
поисках ответа на вопрос: появилась ли новая политика США в Центральной Азии?
Поначалу такой политики практически не было.
Происходящее в «новой Азии» до последнего времени
привлекало серьезное внимание лишь ее соседей. Москва и Тегеран активно
участвовали в процессе внутритаджикского урегулирования и успешно завершили его.
КНР достигла с Казахстаном не только договоренностей по локализации
сепаратистских движений, пытавшихся в первой половине 90-х годов прошлого века
использовать казахстанские территории в качестве опорных баз для действий в
Синьцзяне, но и разрешила территориальные проблемы двух государств. Киргизия
также шла по пути взаимного снятия приграничной проблемы с Китаем. Туркмения,
несмотря на массу субъективных по своему характеру проблем, наладила действенные
торгово-экономические взаимоотношения с Россией и Ираном. Москва и Пекин
способствовали вовлечению всех, кроме Туркмении, постсоветских республик Азии в
«Шанхайскую пятерку» (сейчас – Шанхайская организация сотрудничества),
ориентированную на решение ряда крупных транспортно-экономических и торговых
проектов, установлению климата подлинного добрососедства на границах
стран-участников ШОС.
Соединенные же Штаты и, шире, Запад, до 2001 г. уделяли
региону сугубо «остаточное» внимание, концентрируясь на заявлениях о его
«богатом энергетическом потенциале» и не слишком активно выступая в защиту
весьма немногочисленных местных диссидентов. США долго относились к новым
независимым республикам Азии если и не враждебно, то очень настороженно. Запад
был убежден, что мусульманская Средняя Азия является удобным «плацдармом» для
динамичного роста исламистского радикализма. Однако, как показала практика,
постсоветская Азия оказалась способной к политическому и деловому сотрудничеству
с мировыми державами, а исламский экстремизм пока так и не завоевал прочных
позиций в регионе. Он лишь ведет затяжную и отнюдь не всегда успешную борьбу за
эти позиции.
До последнего времени и экономическое, и оборонное
сотрудничество с этими странами строилось Вашингтоном на основе а) односторонней
выгоды, б) с минимизацией для себя любых затрат.
Есть основания предполагать, что в Вашингтоне сделали
определенные выводы из своего «иранского опыта» 1979 г. Тогда исламская
революция в этой стране немногим более чем за полтора месяца уничтожила плоды
более чем десятилетней работы с шахским режимом, выглядевшим достаточно
прозападным, но отягощенным системой кланово-родственной коррумпированности и
нищетой более чем 80% населения. Схожую картину можно наблюдать сейчас и на
постсоветском азиатском пространстве.
Американская стратегия там выглядит как разноуровневая
система:
- заигрывание с высшими эшелонами нынешней власти с
обещанием разрешить ее основные внутриполитические проблемы;
- некоторые реверансы в пользу ориентированной на Запад
местной оппозиции. Ее финансирование через различные неправительственные
организации и консолидация в качестве вероятного «резерва»;
- активизация экономического проникновения в регион, с
опорой на новые военные базы.
В то же время расширение американского военного
присутствия привело к активизации внутригосударственных негативных процессов в
азиатских новых независимых государствах.
В марте 2005 года в Киргизии после недельных беспорядков
и погромов в южных областях и столице страны был свергнут режим Аскара Акаева.
События последних месяцев наглядно демонстрируют, что ситуация в стране не
только не стабилизируется, но наблюдается рост напряженности. По всей
вероятности, республика вступает в длительную полосу нестабильности, связанной с
последствиями стихийной смены власти.
В Узбекистане в последние три года наблюдается рост
внутреннего протестного потенциала, и одними репрессивными мерами сдержать его
уже вряд ли возможно. При довольно высоком приросте населения «буксующая»
экономика не может обеспечить жителям его аграрных регионов стабильную занятость
и достаточный заработок.
Узбекские власти рассчитывали на экономическое и
военно-стратегическое сотрудничество с Соединенными Штатами которые, как они
надеялись, должны были помочь Ташкенту решить экономические проблемы. Однако уже
к концу 2002 г. Ташкент начал серьезно тяготиться чрезмерной зависимостью от США
в различных сферах, сложившейся после появления на узбекской территории
американских опорных военных объектов.
А после подавления попытки мятежа в Андижане против
Узбекистана была развязана полномасштабная информационная война западных
государственных и правозащитных организаций. Усиливаются требования
экономического и политического давления на режим. Ташкент ответил на это
давление выводом американской базы с территории страны, полномасштабной
переориентацией внешней политики на Россию и Китай и вступлением в Евразийское
экономическое сообщество.
Утратив свои позиции в Узбекистане, США в настоящее
время буквально «на ходу» пытаются выстроить новые линии своей стратегии в
Центральной Азии.
Сейчас на роль своего «стратегического регионального
партнера» США усиленно зазывают Казахстан. В последнее время Вашингтон расточает
многочисленные комплименты Астане и даже активно лоббирует идею казахстанского
руководства (появившуюся накануне президентских выборов в республике в декабре
2005 г.) об особой роли Казахстана как страны, призванной стать региональным
лидером в ЦАР, а также в Прикаспийском регионе. Собственно, в этом и состоит
смысл высказываний в Астане министра энергетики США. Который в основном обсуждал
там «желание США о скорейшем завершении переговоров между Казахстаном и
Азербайджаном по транспортировке казахстанских энергоресурсов через трубопровод
БТД».
Стремление Вашингтона поддерживать и выдвигать на роль
лидера в регионе Казахстан понятно: после разрыва с Ташкентом для США просто нет
других вариантов - из пяти постсоветских азиатских республик лишь Ташкент и
Астана могут реально претендовать на роль регионального лидера. Кроме того,
прагматизм политики Казахстана в бассейне Каспия позволяет американским ТНК
свободно вливать в нефтедобычу инвестиции и тем самым контролировать огромную
часть прибыли: если в основе нефтяного бизнеса лежит физический контроль над
нефтезапасами, то еще более важным является вопрос распределения прибылей от
реализации углеводородов.
В то же время подписание межправительственного
соглашения о присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан
переносилось уже несколько раз – и это заставляет нервничать Вашингтон. Ведь,
говоря о потенциальном доминировании в регионе Казахстана, Соединенные Штаты
стремятся к собственному доминированию. Желание американцев «рулить» на Каспии и
в ЦАР подается под весьма привлекательной для казахстанских властей оберткой:
«Прозрачный, стабильный и предсказуемый инвестиционный климат в Казахстане не
только сможет привлечь дополнительные инвестиции, но и станет источником новых
рабочих мест, – высказался Сэмуэль Бодман, – в ближайшие пять лет объем
инвестиций в Республику Казахстан может удвоиться».
Казахстанские власти постоянно говорят о том, что их
страна через десятилетие войдет в десятку ведущих государств-нефтеэкспортеров, и
в этой связи Казахстану было бы нелогично отступать от политики лавирования
между мировыми центрами силы, которая приносила и приносит ему успех.
Не стоит, однако, забывать, что, запустив ряд сценариев
смены политических режимов на постсоветском пространстве («бархатные революции»)
Запад с конца 2003 г. радикализировал процесс борьбы за влияние в бывших
советских республиках. Под воздействием этих механизмов обостряется борьба
внутри элит постсоветских азиатских республиках. В конечном итоге, эти игры,
затеянные в Центральной Азии могут плохо закончиться. И при всех разговорах о
«стратегическом партнерстве» и обещаниях «долларового дождя» инвестиций,
стратегия США на радикальную ротацию элит на постсоветском пространстве остается
неизменной стратегической линией.
|