«Нам надо подталкивать Грузию к выходу из СНГ…»
26.04.2006.
МиК
В конце этой недели президент Грузии Михаил Саакашвили
посетит Брюссель, где примет участие в работе форума «Трансатлантические
исследования в глобальную эпоху». Зная внешнеполитические приоритеты грузинского
лидера, можно предположить, что в ходе своего пребывания в бельгийской столице
он посетит штаб-квартиру НАТО, чтобы обсудить с представителями альянса
возможность вступления его страны в североатлантический блок. Не так давно
Михаил Саакашвили назвал одним из главных приоритетов Грузии в 2006 году
получение статуса страны-кандидата на членство в НАТО. «Если все будет так, как
сейчас, если нас не вовлекут в какую-нибудь провокацию, то мы уже в конце года
можем получить статус страны-кандидата на вступление в НАТО», — заявил он.
После недавнего предупреждения спикера грузинского
парламента Нино Бурджанадзе: «Нам впору ставить вопрос о выходе из СНГ. Если
прежде пребывание в Содружестве хоть как-то обосновывалось какими-то
экономическими целесообразностями, то теперь, я вижу, этого нет и в помине -
очень много желающих половить рыбу в мутной воде», активизация евроатлантических
устремлений Тбилиси логична. Особенно на фоне винной войны, которую объявила
Грузии Россия, которую, в свою очередь, Бурджанадзе обвинила в попытках
восстановить при помощи СНГ прежнюю империю.
Правда, сам Михаил Саакашвили от прямых обвинений в
адрес северного соседа воздерживается, заверяя Москву, что вступление Грузии в
НАТО никак не должно влиять на отношения с Россией. «Мы интегрируемся в Европу
вкупе с Россией, я всегда об этом говорил, — пояснил президент в одном из
интервью „Эху Москвы“. — И Грузия никуда от России не уйдет, даже если она
вступит в сто НАТО вместе взятых». Поэтому «Россия не должна ставить вопрос так:
или с нами, или против нас?». «Мы с вами, и мы часть европейского пространства»,
— заверил Саакашвили. И уточил, что «членство в этой организации означает для
нашей страны сохранность наших границ и современную демократическую систему
безопасности страны».
И, наконец, членство Грузии в НАТО не приведет к
размещению на ее территории военных баз альянса. «Подобные разговоры — просто
спекуляция», — заявил Саакашвили. «Вступление в НАТО для Грузии — это вопрос
политического выбора», так как «НАТО — это больше политический блок, чем
военный». "И этот шаг, конечно, позволит Грузии более конструктивно подойти к
разрешению конфликтов, но это совершенно не значит, что она должна решить
конфликты за счет кого-то, за счет какой-то конфронтации", заверил он.
Говорить о сохранности нынешних границ Грузии, и ее
стремлении разрешить конфликты без конфронтации, когда две непризнанные
республики — Абхазия и Южная Осетия, стремятся всеми путями из нее выйти, чтобы
присоединиться к России, проблематично.
Аналогичные устремления питает, как известно, и
Приднестровье, которое не желает отпускать из своих объятий Молдова,
одновременно, как и Грузия, воюющая с Россией на винных фронтах.
Чем разрешится политический спор Москвы со своими
строптивыми соседями, и могут ли непризнанные республики рассчитывать на ее
поддержку? Ответить на эти вопросы МиК попросил Михаила Александрова, заведующего отделом Закавказья
Института стран СНГ:
- Я считаю, что действия России очень целесообразны, и
давно надо было принимать такие санкции против Грузии и Молдавии. Особенно, в
отношении Молдавии это стало актуальным после того, как они ввели блокаду
Приднестровья. Пусть они сейчас сами почувствуют, что такое блокада.
Ну, а Грузия уже давно ведет недружественную политику по
отношению к нам и, соответственно, надо было их наказать. Но, к сожалению, у нас
очень осторожничают, все пытаются показать, что есть какие-то экономические
причины для таких решений, а вовсе это не экономические санкции.
А надо было сделать наоборот — надо было прямо заявить,
что Грузия проводит недружественную политику, и поэтому мы вводим относительно
нее экономические санкции.
Кстати, Грузия, проводя такую линию на вмешательство во
внутренние дела государств-членов СНГ — Белоруссии, например, когда Таргамадзе
финансировал оппозицию и готовил там переворот, а Саакашвили делал политические
заявления в поддержку оппозиции Белоруссии; а раньше он делал то же самое в
отношении событий в Киргизии и на Украине — своим поведением явно противоречит
нормам СНГ. Так почему же дипломатия не пользуется тем инструментарием, который
нам дан документами СНГ?
А там черным по белому написано, что государство
обязуется поддерживать дружеские отношения со своими соседями, не вмешиваться во
внутренние дела, не вредить друг другу. Все это там написано.
И почему на заседаниях СНГ в таком ключе не поставить
вопрос? И Грузия еще говорит, что она собирается выходить из СНГ. Так ее надо
просто исключить из Содружества за такое поведение! И после этого наши позиции,
я уверен, улучшатся. Потому как, что сегодня гарантирует территориальную
целостность Грузии? Исключительно, решение глав государств СНГ. Потому что
никаких двусторонних документов, которые бы гарантировали территориальную
целостность Грузии, нет.
То есть, мы снимаем с себя все обязательства и в этой
ситуации вполне можем признать независимость Абхазии и Южной Осетии. А пока нас
сдерживает членство Грузии в СНГ. Поэтому, как они только выйдут оттуда, нам это
будет выгодно. И наоборот, нам надо подталкивать Грузию. Пусть они выходят
оттуда. Все равно они себя поставили уже вне СНГ. Они заявили, что ориентируются
на евроатлантические структуры, собираются вступать в НАТО. А это, кстати, тоже
противоречит принципам СНГ, согласно которым надо поддерживать дружественные
отношения друг с другом.
И я вообще не представляю, как одно и то же государство
может быть одновременно и членом СНГ, и членом НАТО? Это явный нонсенс. И
естественно, если Грузия вступит в НАТО, то она выйдет из СНГ.
Они такой курс провозгласили, и это их выбор, а
Белоруссия, например, или Казахстан такого курса не провозгласили. На Украине
руководство об этом заявляет, но большинство населения против. Они даже боятся
референдум по этому вопросу проводить. А в Грузии и политическая элита, и
население — все этот курс поддерживают. Ну и пожалуйста, вступайте в НАТО,
выходите из СНГ. Нам от этого будет только лучше.
- Сейчас многие говорят о
прецеденте Косово в связи с тем, что непризнанные республики смогут им
воспользоваться. А наше руководство и Госдума, на ваш взгляд, смогут этот
процесс довести до конца, если все правовые коллизии будут соблюдены, в этих
республиках пройдут референдумы и т.д.?
Если исходить из слов Владимира Владимировича Путина, то
этот факт должен стать универсальным прецедентом, и такое понимание у нашего
руководства есть. Но насколько они смогут это реализовать и противостоять
давлению Запада — вот тут у меня стопроцентной уверенности нет. Как часто
бывало, они заявляют, заявляют, а как только Запад начинает оказывать давление,
сразу дают задний ход.
Взять хотя бы продажу ракет Ирану «Тор-М1» — мы обещали
их продать, и сейчас уже неудобно говорить, что не будем продавать, но продажу
явно затягивают. А весной уже должны были начать поставки. И говорят сейчас, ну
вот, мы вам их когда-нибудь в будущем поставим, мы не отказываемся…, но по
существу не продают.
И тут тоже может быть так, что на словах будут заявлять,
что да, мы признаем эти республики, но не будут признавать на самом деле. То
есть, стопроцентной гарантии нет. И если бы у нас была не прозападная элита, а
пророссийская, то они несколько по-другому бы себя вели и, может быть, эти
республики можно было уже давно признать. По крайней мере, Южную Осетию. То
есть, даже не признать, а включить ее в состав России, так как достаточные
юридические основания для этого есть, поскольку южные осетины присоединялись
действительно как единый народ на основе подданства. А подданство не касается
территории, а касается конкретного народа, конкретных людей, которые принимают
подданство царя.
И естественно, они принимают подданство вместе с теми
территориями, на которых проживают. А южные осетины тогда проживали на своей
нынешней территории и поэтому, приняв подданство российского царя, они,
естественно, вошли в состав Российской империи вместе со своими землями. То
есть, юридические основания для того, чтобы присоединить Южную Осетию к России,
сегодня есть.
И конечно, тут можно спорить и что-то доказывать, но
трактовать это дело в своих интересах можно, как это всегда делают американцы.
Если есть хоть маленькая зацепочка, чтобы они могли трактовать дело в свою
пользу, то они это делают, будьте уверены. А у нас все оправдываются, ссылаются
на какие-то абстрактные нормы , которые вообще никто не соблюдает.
- Многие наблюдатели заявляют о
возможном намерении Грузии и Молдавии отозвать свои подписи под протоколом о
согласии на вступление России в ВТО. Это будет как бы ответным шагом на винную
войну. Что Вы по этому поводу думаете?
Что касается ВТО, то вопрос заключается в том, что
сейчас многие вообще выступают против вступления в ВТО. У нас есть группа
олигархов, связанная, например, с экспортом стали — они заинтересованы во
вступлении в ВТО. Что же касается нефтяных и прочих олигархов, то им это не
нужно, потому что нефть и так будут покупать. Газ и лес у нас тоже будут
покупать без всякого ВТО, и цветные металлы тоже, а это основные предметы нашего
экспорта.
И вступление в ВТО вовсе не гарантирует того, что наши
высокотехнологичные товары и наши сельскохозяйственные товары получат доступ на
рынки этих стран. Потому что в ВТО есть всякие барьеры нетарифного свойства —
так называемые нетарифные барьеры. Есть экологические и медицинские стандарты,
стандарты безопасности и т.д., то есть, можно напридумывать что угодно, чтобы
товары не пускать.
Поэтому вступим мы в ВТО или не вступим, большой разницы
не будет. И я считаю, что нам не надо особо форсировать это вступление. И, в
конце концов, все сейчас зависит от американцев. Если американцы дадут согласие,
то никакая Молдова и Грузия ничего не смогут сделать. Их просто проигнорируют. А
если не дадут и проигнорируют наше стремление, то ладно, будем дальше
торговаться. Вот китайцы же вели 10 лет переговоры, и мы будем 10 лет их
вести.
|