Затулин: "Референдум о независимости Черногории создает повод для проведения подобных референдумов в непризнанных государствах"
25.05.06, ИА REGNUM
Состоявшийся 21 мая 2006 года
референдум о независимости Черногории, а также его возможные последствия для
непризнанных государств постсоветского пространства прокомментировал 24 мая 2006
года корреспонденту ИА REGNUM директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ по
делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин:
"Референдум о независимости
Черногории создает повод для проведения подобных референдумов в непризнанных на
сегодняшний день миром государствах. И это не только Приднестровье, Южная
Осетия, Абхазия и Карабах, но и целый ряд других территорий, которые явно
тяготятся своим нынешним положением. Например, Республика Сербская в Боснии и
Герцеговине.
Что касается поводов для
проведения таких референдумов, то у Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха
их не меньше, чем у Черногории. Ведь эти территории были автономными
республиками и областями, имели свои суверенные права по законодательству СССР,
которые были нарушены при распаде Союза. Соответственно, сегодня повторение в
этих республиках черногорского сценария не исключается, что, кстати, явствует и
из заявления президента Абхазии Сергея Багапш. Я убежден, что мировому
сообществу очень сложно было бы сегодня объяснить: почему Черногория имеет право
на независимость и даже на аплодисменты Госдепа США, а, вот, скажем, Абхазия не
имеет такого права? И что, кроме геополитического контекста и предвзятости
позволяет в одном случае признавать, а в другом не признавать такого рода
эксперименты?
Я думаю, что для полноты картины
в Южной Осетии должны были бы учесть голоса грузинского населения, живущего в
селах вокруг Цхинвала и других городах. А в Абхазии сделать попытку предложить
участие в референдуме беженцам, не всем, но, по крайней мере тем, которые смогут
доказать факт своего довоенного пребывания в Абхазии. Уверен, что Грузия,
безусловно, будет противиться этому референдуму и даже беженцам не даст такой
возможности. Это лишний раз подчеркнет предвзятость Грузии и, в данном случае,
будет лить воду на мельницу абхазского референдума.
Что касается поведения России в
этой ситуации, то нам сейчас необходимо понимание того, что право народов на
самоопределение не должно носить инструментальный характер, как это происходит и
у нас, и во всем мире. Мы все любим откладывать, на завтра, на потом. А между
тем, повод Черногории может быть использован в течение какого-то не очень
длительного времени. После чего все это будет подернуто тиной забвения, и сам
повод, и актуальность такого референдума будут сведены на нет. Такая опасность
существует, поэтому надо поторопиться. Некоторые наши структуры в Совете
безопасности и некоторых отделах МИД населены такими "медлителями", которые
никогда ни к чему не готовы, и всегда говорят: "Лучше завтра и не при нас".
Между тем успех референдумов в
непризнанных государствах будет зависеть не только от того, как они пройдут, но
и от того, будут ли они признаны. И уж некоторые из государств СНГ, на мой
взгляд, способны повлиять на ситуацию и добиться признания этих референдумов.
При наличии целенаправленной работы нашей дипломатии это возможно, потому что ни
абхазская, ни осетинская дипломатия не способны добиваться этого без нашей
поддержки на серьезном международном уровне".
|