Россия и диаспора
В РФ должен быть единый орган по работе с соотечественниками.
Так считает глава Центра
международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ
(Росзарубежцентр) Элеонора Митрофанова. И с ней трудно не
согласиться. С большим удовлетворением воспринимается её заявление о том,
что работая с соотечественниками надо «… подходить к этой работе и
исполнять ее надо профессионально…». Тем более, когда к соотечественникам России
причисляешь главу иностранного государства. А положение русской диаспоры в
Казахстане считаешь «комфортным». И не знаешь, что начиная с Беловежского
заговора и по сей день Казахстан по количеству эмигрантов, переселяющихся в
Россию, стоит на первом месте среди всех государств постсоветского пространства.
Да надо учиться. И прежде всего – у Правительства Москвы, косвенно обвинённом г.
Митрофановой в некомпетентности. Благо, что уже с этого номера «Бюллетеня», мы
публикуем информацию о деятельности Департамента международных
связей, занимающегося и работой с российскими
соотечественниками.
22.02.2006., «КазИнформ»
(http://www.inform.kz)
Арнур Рахымбеков
В феврале состоялось первое в текущем году заседание
комиссии по делам соотечественников при правительстве России. Возглавляет
совещательный орган министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, что говорит о
важности государственных интересов России в данной сфере.
После распада СССР большое количество русского населения
автоматически оказалось «за границей» исторической Родины. По некоторым данным,
около 25 миллионов русских столкнулись с выбором: продолжать жить в новых
условиях либо выехать на историческую родину.
Девяностые годы прошлого столетия в новейшей истории
России ознаменовались бурными политическими процессами. В Москве, как и по всей
стране, политики были полностью заняты решением внутренних вопросов. Шло
становление новой российской государственности. На этом фоне для центральной
власти и чиновников на местах казалась «второстепенной» помощь прибывающим
согражданам, и тем, кто обрел статус иностранцев для России.
Русская диаспора в Казахстане, как и казахи России,
играют значительную роль в укреплении российско-казахстанских отношений. В этом
контексте политики обеих стран часто используют термин – «народная дипломатия».
О нынешнем курсе России в связях с соотечественниками и
перспективах своей деятельности в интервью Казинформу рассказывает глава Центра
международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ
(Росзарубежцентр) Элеонора Митрофанова .
- Элеонора Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о
сегодняшнем дне Росзарубежцентра, и как Вы понимаете термин «народная
демократия»?
- Росзарубежцентр – организация не новая. Она была
создана в 1925 году. В прошлом году мы отпраздновали свой восьмидесятый юбилей.
На всем долгом пути задачи ставились абсолютно разные. В советское время это
была мощная пропагандистская машина. Это гуманитарная помощь за рубежом, и
продвижение советской культуры, русского языка, образовательный блок.
Велось информирование общественности зарубежных стран,
донесение информации о жизни в СССР, продвигалась советская культура,
преподавался русский язык.
В то время на курсах Росзарубежцентра за рубежом училось
около 14 тысяч людей. Сейчас эта цифра гораздо меньше – около 7 тысяч.
Сегодня наши руководители являются координаторами,
отслеживают процессы, протекающие вокруг русского языка в тех или иных странах.
Оказывают методическую помощь учебным заведениям, где преподается русский
язык.
Я считаю, в этом наша основная миссия. Мне бы хотелось,
и сейчас мы движемся в этом направлении, чтобы повсеместно расширялась данная
деятельность. Уже на русский язык «нарезаются» остальные направления нашей
работы – культурологическое, историческое, знакомство с нашей страной и так
далее.
Мы занимаемся набором иностранных студентов, особенно в
странах Африки и Азии, Латинской Америки. Государство выделяет нам средства на
указанные цели, а также предусмотрен коммерческий набор студентов. Это также
достаточно серьезное направление деятельности.
На сегодняшний день у Росзарубежцентра сорок шесть Домов
в странах ближнего и дальнего зарубежья. В Казахстане Дом Росзарубежцентра
открыт в городе Астане. Недавно, открылось представительство в Ташкенте. Скоро
планируем открытие Дома в Киеве.
Поэтому у нас достаточно большие планы. После 1991 года
наши представительства располагались в 127 странах, а сейчас в 63, не считая
стран СНГ. А востребованность в этом есть. У нас крупные общества выпускников
российских ВУЗов в странах Азии и Африки, много смешанных браков. Поэтому
решили, что будем создавать региональные Центры в странах Азии, Африки и
Латинской Америки.
Что касается «народной дипломатии». В советский период
Росзарубежцентр считался общественной организацией. Конечно, эта общественность
бралась в кавычки. Но, тем не менее…
И организация всегда работала, и сейчас продолжает эти
принципы сотрудничества с общественными организациями за рубежом, в тех странах,
где действует Росзарубежцентр. Несмотря на то, что наша подведомственность
постоянно менялась: то мы были в составе правительства, то теперь часть МИД РФ.
Тем не менее, нашими партнерами как были неправительственные организации, так
они и остались.
- Простите, а какие неправительственные организации Вы
имеете в виду?
- В первую очередь общества дружбы, различные культурные
фонды, которые ориентированы на Россию. К примеру, в Европе сохранилось
множество фондов Пушкина. У нас большая армия выпускников советских, российских
учебных заведений. В этих организациях заложен большой потенциал. Указанные
общества весьма положительно «заряжены» к России, к сотрудничеству с нами.
Видимо, сохранились теплые воспоминания о студенческих годах, проведенных в
бывшем СССР.
Конечно же, организации наших соотечественников за
рубежом. По некоторым данным, сейчас около трехсот обществ русских диаспор в
мире. Могу сказать, что эта среда сложная, особенно в СНГ. Бывает некоторое
соперничество, противоборство, ведь люди разные. Тем не менее, мы стараемся ко
всем, кто желает сотрудничать, относиться толерантно.
Наша работа выстраивается на фундаментальных принципах.
Это культура мира, толерантность и ответственность. В нынешней обстановке, росте
межрелигиозного напряжения, стараемся прививать указанные начала работы нашим
сотрудникам. Мне кажется, это достаточно важно.
Безусловно, на территории других стран мы сотрудничаем с
православной церковью. Особенно по проблемам соотечественников. Зачастую это
одни и те же люди: прихожане церкви и члены диаспор. Все они наши партнеры.
Естественно, контактируем с представителями других конфессий за рубежом.
Если помните в 2003 году, в качестве первого заместителя
министра иностранных дел России я пришла на этот пост. Потом в результате реформ
департамент по делам соотечественников был упразднен. Однако жизнь показала
свое, и указанные задачи никто не снимал с внешнеполитического ведомства.
Поэтому департамент по делам соотечественников в МИД России восстановлен, его
курирует заместитель министра Григорий Карасин.
Что касается нас, то работаем «в поле». Повторю,
Росзарубежцентр на экспертном уровне отслеживает обстановку в среде
соотечественников, ведет определенный мониторинг. А МИД, как госорган, несет
ответственность за формирование внешней политики. В этом разделение полномочий
между нами и министерством.
В СНГ работаем в тесном контакте с российскими
посольствами. Могу сказать, что, к сожалению, на посольства в Содружестве помимо
основных возложено много дополнительных функций, из них преобладают социальные.
Приходится оказывать материальную помощь соотечественникам, ведь люди обращаются
по широкому кругу вопросов. Поэтому, тот «собес», который присутствует в МИДе, в
некоторой степени осложняет работу.
- Элеонора Валентиновна, на Ваш взгляд, сколько
российских соотечественников проживает в СНГ?
- В российском законодательстве широкая трактовка
понятия «соотечественник». За рубежом порядка 1 миллиона 300 тысяч граждан
России. Эта цифра была выведена из выборов президента РФ. Абсолютно точной и
понятной статистики нет.
На мой взгляд, российских соотечественников в СНГ около
16 миллионов. Везде называются разные цифры: 25, 30, когда-то звучала даже цифра
50 миллионов. Но я считаю, что все-таки 16 миллионов - это наиболее близко к
истине.
Возьмем, к примеру, Главу Казахстана Нурсултана
Назарбаева. Я бы отнесла его к замечательным соотечественникам. Он учился у нас
в России. Прекрасно владеет русским языком. Любит и знает русскую культуру.
Видите, здесь присутствует невнятность в терминологии,
которая сводит все к общим понятиям. В настоящее время, «соотечественники» -
люди, определившиеся в своем самоопределении. Если вернуться к законам, то там
прописывалось, что соотечественники должны были получать определенные документы.
Но по каким-то причинам эта работа не велась. Если бы каждый соотечественник
получил бы такой документ, то статистика была бы более точной.
- Что Вы думаете о положении русских в Казахстане?
- По нашим данным, в настоящее время среди русских
Казахстана не широко присутствуют настроения по возвращению на историческую
родину. Русские чувствуют себя достаточно комфортно в этой среде. Сказать, что
из Казахстана большие миграционные ожидания в Россию, то я так не считаю.
Единственно, достаточно сложно живут русские в Южном
Казахстане. Этот факт есть. Может в силу того, что в южных регионах русские
чувствуют себя в иной этнокультурной среде.
В Казахстане у Росзарубежцентра есть центр в Астане,
работает представитель в Алматы. Только представитель, хотя, я считаю, что
Алматы ключевой город в нашей работе. Мы сейчас будем ставить вопрос о том,
чтобы там был достаточно полноценный филиал Росзарубежцентра.
- Насколько известно, в России существует несколько
структур, занимающихся соотечественниками. Контактируют и помогают
соотечественникам в мэрии Москвы, в МИДе, в администрации президента России. Нет
ли здесь дублирования?
- Мое личное мнение заключается в том, что
приоритетность работы с соотечественниками диктует нам поиск новых подходов.
Поэтому назрела необходимость в образовании единого специализированного
государственного органа для ведения указанной работы.
Концепция единой структуры не новая, и ее проблема в
том, что соотечественниками стали заниматься многие властные субъекты. На самом
деле все выходило не так стройно и красиво.
Да, традиционно Москва и Санкт-Петербург – финансовые
доноры России. Эти города способны тратить деньги на различные цели, в том числе
и на соотечественников.
Однако нет профессиональной структуры, специалисты
которой могли бы грамотно и системно формировать российскую политику.
Разрабатывать общую концепцию работы, координировать других исполнителей. На мой
взгляд, подходить к этой работе и исполнять ее надо профессионально.
- Спасибо за интервью.
Справка Казинформа: Элеонора Валентиновна Митрофанова
родилась в 1953 году в Волгограде. В 1975 году окончила Московский
государственный институт международных отношений МИД СССР. С 1975 по 1990 год
прошла путь от аспирантки до старшего научного сотрудника Государственного
проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского
транспорта «Союзморниипроект». С 1990 по 1993 год работала генеральным
директором консультационной фирмы «Эколекс». В 1993 была избрана депутатом
Государственной Думы федерального собрания Российской Федерации. С 1995 по 1999
являлась аудитором Счетной палаты Российской Федерации. С 2001 года
Э.Митрофанова состоит на дипломатической службе. С 2001 по 2003 год была
заместителем генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования, науки и
культуры.
В 2003 году стала первым заместителем Министра
иностранных дел Российской Федерации, членом коллегии МИД России. В августе 2004
года распоряжением правительства РФ Э.Митрофанова назначена руководителем
российского центра международного научного и культурного сотрудничества при
министерстве иностранных дел Российской Федерации. Э.Митрофанова награждена
орденом «Дружбы народов» (2003 год), является кандидатом экономических наук,
владеет английским и испанским языками. Замужем. Воспитывает четверых детей.
|