«Вишнёвый сад» отшумел для Владимира Русинова
25.05.2006., Ташкент, Вести.UZ.
Анна Воронова
На сцене Академического
Русского драматического театра вот уже полгода идет пьеса русского классика и
великого драматурга Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Постановка была
осуществлена по совместному проекту с посольством Российской Федерации к
145-летию со дня рождения писателя. Спектакль носит название «Коломенковый рай».
Само событие весьма
значительно, потому что в последние годы на сцене театра Русской драмы, как ни
странно, ставились пьесы достаточно заурядные, в которых не было ничего
«русского, драматического и академического».
«Вишневый сад» был
изначально задуман Чеховым, как комедия, из которой получилась поразительно
трогательная человеческая драма. В первом акте, казалось, не происходило ничего
особенного - но что-то необъяснимое останавливало и не давало покинуть театр…
Возможно, это была сцена, в
которой героиня, возвратившись в дом своего детства, открывает шкаф, и на
пушистый белый ковер выкатываются разноцветные детские мячики… Они символизируют
детство, которое вспоминают герои, но обиды, наносимые ими наносят друг другу,
уже далеко не детские… А потом эти мячики «превращаются» в бильярдные шары,
которыми, как большой ребенок, всю свою жизнь играет Гаев (в исполнении Олега
Васильева).
Товстоногов когда-то
сказал, что «театральное действо - это заговор». И если ты хочешь стать
участником этого заговора, никогда не уходи, не дождавшись конца. Потому, что
самое волшебное, что мы привыкли называть силой воздействия театра, может
произойти в финальной сцене, и даже, что, казалось бы, невозможно, в финальной
реплике. И мы, в свою очередь, дождавшись конца спектакля, оказались во власти
театра, который заставил задуматься, заставил посмотреть на свою жизнь с другой
точки зрения.
Приятно было то, что Антона
Павловича Чехова не переписали на новый лад, который сейчас принято называть
«модерном» и «современным театром», когда героев классической пьесы одевают в
джинсы, вручают им мобильные телефоны и заставляют сквернословить, называя это
«современным прочтением пьесы».
Текст в спектакле
практически не был изменен, что очень важно для драматургии Чехова, поскольку в
любой его, казалось бы, незначительной фразе, может таиться тот скрытый смысл,
который принято называть «феноменом Чехова».
Второй акт захватил с
первой минуты, и, если в первой половине действия возникал шепот и даже
разговоры, не имеющие отношения к спектаклю, то во второй половине - в зале
царила тишина. С каждой минутой спектакль двигался к своему высшему пику, и
финальным аккордом стала заключительная сцена, которая сразила наповал своей
«сложностью простоты». Сцена эта являет собой монолог Фирса (недавно
скончавшийся народный артист Узбекистана Владимир Русинов), забытого героями
пьесы в пустом доме.
Фирса, который всю свою
жизнь посвятил служению господам, и, понимая всю глубину той ситуации, в которой
он оказался, но, уже не имея сил с ней бороться, все сетовал на то, что «барин
забыл шубу…» И, умирая вместе с садом, вместе с той действительностью, в которой
жили господа, умчавшиеся строить «новую жизнь», он оставляет этот мир, а нам
вопрос: будет ли эта жизнь такой новой и такой «другой»?
Время меняется, но люди и
их пороки, привычки, переживания, склоки - остаются теми же…
Хочется отметить
искренность актера Сергея Архипова в роли купца Лопахина, симпатия, возникшая по
отношению к нему в начале пьесы, сохраняется до конца спектакля. Как и
антипатия, которую вызывает «вечный студент» Петя Трофимов, прекрасно сыгранный
Иваном Ненашевым. Манерный Яша-лакей (Андрей Кошелев) и обманутая им,
простодушная горничная Дуняша (Дина Абдулина) представляют собой интересный
дуэт.
Необычно выглядел партер,
застеленный тканью, символизирующий сам вишневый сад… Кстати, коломенка - это
разновидность льняной ткани.
В заключение нельзя не
заметить некоторых минусов. К ним можно отнести акустику зала, а также некоторые
сцены, которые волей режиссера Владимира Шапиро происходили в таком отдалении от
зрителей, что приходилось напрягать слух и зрение, чтобы понять
происходящее.
|