Как посткиевский ГУАМ "уравновесит" Россию?
23.05.2006. ИА
REGNUM
Виген Акопян
Итак, 22 мая в Киеве стартовал двухдневный саммит
стран-участниц ГУАМ (Украина, Грузия, Азербайджан и Молдавия). По сути,
президенты четырех стран собрались в украинской столице, чтобы реанимировать
данную организацию, которая после выхода Узбекистана, а также смен правящих элит
в Грузии и на Украине переживала не лучший период в плане функциональности.
Каким же будет новый - посткиевский ГУАМ? Очевидно, что
помимо новой вывески - отныне блок будет называться "Организация за демократию и
развитие - ГУАМ" - он обретет новые, актуализированные задачи. В их число, в
первую очередь, войдет консолидация действий в энергетической и транзитной
политике. Выбор не случаен и мотивирован теми акцентами, которые расставила
Россия за последний период.
Официальный старт новому проекту дал в Вильнюсе Дик
Чейни, прямо упрекнув Россию в том, что она использует свои национальные ресурсы
и опять-таки нагло желает реализовывать их по рыночным ценам. Фактически,
представитель Вашингтона кинул перчатку самой идее суверенитета России и
поставил под сомнение ее неотъемлемое право распоряжаться своим же достоянием,
не нарушая при этом общепринятые торговые нормативы. Но суть не в этом...
Задача стран ГУАМ ясна - заключается она в том, чтобы, и
в дальнейшем укрепляя прочность политического заслона по географически четко
очерченной дуге (Прибалтика - Украина - Молдавия - Грузия), принять также
функции максимально неудобного транзитного коридора для российских
энергоносителей, сужать КПД российской энергетической политики в Европе до
допустимого минимума. Организации также приписано инициировать и всячески
поощрять возможности диверсификации нефтегазовых потоков, что представляется на
данном этапе задачей невыполнимой в силу целого ряда объективных причин.
Президент Молдавии Воронин прямо заявляет: "региональное объединение ГУАМ имеет
будущее лишь в том случае, если сумеет решить проблему транспортировки нефти и
газа, альтернативной российской". Однако основная надежда организации (после
выхода Узбекистана) - Азербайджан практически наметил все возможные пути
экспорта нефти и газа из Каспийского региона, да и покупатели этого сырья давно
уже с нетерпением ждут, когда же заработает Баку-Джейхан, сильно тормозящий на
турецком участке. Иранская перспектива также сильно размыта, поскольку ей не
дают самореализоваться те же патроны ГУАМ - США. При таком раскладе
диверсификация поставок газа просто исключена, во всяком случае, в среднесрочной
перспективе.
Чем же реально может заняться ГУАМ в сфере реальной
экономической интеграции? Об этом говорилось и писалось много. Для того, чтобы
придумать реальный экономический интерес во взаимоотношениях Украины с Грузией,
который мог бы затмить ожидающиеся дивиденды от полномасштабного участия
украинской стороны в ЕЭП совместно с Россией, Казахстаном и Белоруссией,
необходимо применить незаурядную проницательность и даже фантазию. Но даже в
этом случае успех не гарантирован. Скажем более - участие в ЕЭП в известной
степени освобождало бы Киев от труда искать черную кошку в темной комнате -
пытаться диверсифицировать поставки газа, находясь в соседстве со страной,
обладающей первыми в мире запасами этого топлива. То же самое касается и Грузии,
которая могла бы развивать экономические отношения с Азербайджаном и Украиной (с
Молдавией в этом плане могла, кстати, и не развивать - потери минимальные) в
двустороннем формате, или же в рамках СНГ, где, что бы ни говорили, определенные
механизмы созданы были. Однако страны "Организации за демократию и развитие -
ГУАМ" выбирают тернистый путь (или им его навязывают?). Нелогичность данной
политики усугубляется тем, что даже если сбросить со счетов антироссийскую
сущность ГУАМ, менее всего руководители этих стран заботятся о нуждах
собственного населения, которое, кстати, уже платит за газ и электроэнергию по
новым тарифам. Разве украинцы, грузины и молдаване озабочены вопросом
диверсификации - думается, российский газ они потребляют не с меньшим комфортом,
чем потребляли бы тот же иранский.
Суть энергетической политики ГУАМ будет состоять в
создании сдержек и противовесов, препятствующих России свободно распоряжаться
своими ресурсами, свободно их экспортировать и получать за это своевременную и в
полном объеме оплату. Не исключен также диктат стран-транзитеров по тарифам,
который в долгосрочной перспективе сыграет и роль сдерживающего фактора при
определении новых цен для европейского потребителя.
Второй основополагающей функцией ГУАМ, ради чего там,
собственно, и присутствует Азербайджан, будет претензия на выработку политики
урегулирования конфликтов, возможно даже с созданием некоего подобия совместного
миротворческого формата. Что же касается СНГ, то страны-члены ГУАМ выходить из
этой организации не будут еще долго по той простой причине, что это лишит их
возможности голосовать дружным хором по актуальным вопросам, рассматриваемым
нередко в рамках СНГ. Причем вопросы эти на поверку нередко оказываются более
близки грузинской, молдавской, украинской и азербайджанской действительности,
чем стремление заменить российский газ за $110 иранским за $230.
|