КАЗАХСТАН
Казахстан: народ – у семи нянек дитя без глаза
Алексей Лобанов (Казахстан)
Или кому он все-таки нужен, народ Казахстана?
Авраам Линкольн в своей знаменитой речи в Геттисберге
сказал бессмертные слова, которые в русском переводе звучат так: «Демократия –
это правительство народа, избранное народом и для народа» (перевод по тексту
энциклопедии афоризмов). Речь была отлита в бронзе и помещена в Оксфордскую
библиотеку.
Мы, оно конечно, не Америка. У нас и «труба пониже и дым
пожиже», да и демократия как бы послабже, мягко говоря, но все же любая персона
выше табуретки и у нас всегда скажет о непоколебимой приверженности демократии.
Так что, уж коли у нас с демократией полный ажур – давайте посмотрим, а что с
народом, не американским – эти сами, пожалуй разберутся, а с нашим
казахстанским. В чем, в чем, а в количестве радетелей за народ мы не уступим и
демократической Америке. Так что же великий американец прямо-таки в нас метил из
19 века?!
Может быть, про нашу ситуацию с народом и не скажешь,
что «у семи нянек – дитя без глаза», но надо иметь очень большое воображение,
чтобы слова легенды Америки иллюстрировать нашим примером. В таком случае можно
задаться вопросом, а кому он нужен «народ» в нашей стране?
А вы, друзья, как ни садитесь…
Главным вопросом в Казахстане все-таки, на наш взгляд,
является гармонизация общества, правильное «выстраивание» всех видов
государственных, социальных, национальных и других институтов и отношений. По
сути, это вопросы, которыми задавалось человечество всегда: и античные авторы, и
ученые Средневековья и многие исследователи сегодняшнего дня. Разумеется, было
бы неплохо жить в «идеальном государстве», например, в каком-нибудь «Городе
солнца», но, увы, это невозможно. И все же, для того, чтобы общество,
государство, народ могли нормально жить – эта жизнь должна быть «нормально»
устроена. Т.е. все компоненты: и политическая система, и экономическая политика,
и социальная среда и пр. и пр. должны быть изначально правильно смоделированы.
Пока же мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье. Возьмем, к примеру,
нашу политическую систему, создание которой мы приветствовали 15 лет назад и
длительное время почти единодушно одобряли. Нет большого секрета, что наши
авторы взяли за образец Французскую Республику и ее Конституцию, запустили туда
своих «тараканов» и получили вполне приличную модель. Но в реальной практике мы
ее значительно «улучшили» и продолжаем «улучшать», а сегодня настойчиво
муссируется идея перехода к парламентской республике. К этому есть,
разумеется, практические и теоретические подпорки, но в голом
реализме больше напоминают басню Крылова о квартете. Пока «музыканты» не поймут,
что для успеха необходимо, как минимум, иметь слух, знать ноты и уметь хорошо
играть - слаженного ансамбля не получится. Не пытаясь анализировать весь
блок проблем – остановимся на одной. Стержневым принципом Французской республики
является принцип приоритета гражданства над всем прочим. Прежде всего, ты
гражданин Франции, а затем ты можешь быть французом, папуасом или все равно кем
ты хочешь себя считать. Продемонстрируем на примере посольства Франции, за
период нашей независимости послом Франции в Казахстане был этнический русский,
атташе – этнический армянин, жена атташе – казашка и т.д. Будучи знаком с ними,
могу однозначно утверждать, что все они с гордостью называют себя «французами».
Среди наших «французских» партнеров по бизнесу есть этнические итальянцы,
русские, евреи, но все они искренне называют себя «французами». Бывая сами за
пределами страны, мы нередко встречаемся с практикой, когда нас определяют
названием «казахи». Это касается в первую очередь постсоветских стран, но и
других также, правда, в дальнем зарубежье всех пока больше числят
«русскими». Но внутри самой страны являемся ли мы все равноправными
«гражданами»? Формально да, но по факту - вопрос.
Играем «Мурку» на скрипке Страдивари
200 лет назад Наполеон сказал: если ты гражданин
Франции, то твои права и свободы защищаются Республикой. Вот и получается –
берем скрипку Страдивари и пиликаем на ней какую-нибудь «Мурку». Плохо и
то, что развивать эту тему себе дороже. Поэтому можно признать мужество
профессора Масанова, который в недавнем интервью журналу «Эксперт-Казахстан»
отметил: «государство не должно быть этнизированным, оно должно быть этнически
нейтральным…хочешь быть русским, казахом, японцем, будь им, это твое личное
дело. Но государство не должно поддерживать эти спекуляции на этнические темы,
для него принципиальное значение должно иметь только одно понятие –
гражданство…». Разумеется, профессор не открыл Америку, но имеет мужество
заявить об этом публично, один из немногих. И вопрос здесь
заключается не только и не столько в гуманитарных принципах - не может
гармонично развиваться и политически и экономически государство, исповедуя
двойной подход к ключевым темам. Там же Масанов продолжил: «это понятие,
которое для нас пока недостижимо». Мы рассматриваем здесь данную дилемму вовсе
не в порядке ее осуждения, и без этого здесь все ясно. Как прагматики, мы
принимаем ее, как данность, но она объясняет, почему эта заимствованная
политическая система дает сбой и в политике, и в экономике. Перейдем ли мы к
парламентской системе, типа итальянской, где президент бутафорская фигура
или любой иной – ничего не изменится.
Общеизвестно, что государство – это недобровольное
объединение, при этом истинная устойчивость государства возникает тогда, когда
недобровольное объединение ощущает внутреннее единство. Это единство в
современном мире обеспечивается институтом гражданства. Приведем два примера из
исторической практики. Один из них - Чингисхан. Немало крупных битв «местного»
масштаба ведется в Казахстане вокруг его этнической принадлежности и этнической
принадлежности его воинства, но на самом деле все давно известно. Чингисхан
собрал этнически самое разношерстное сообщество и объявил им – теперь вы все
«монголы», и вошедших в этот круг (гражданство своего рода) поставил выше всех
остальных в правах и свободах. Таков же пример Рима и римского
гражданства, в котором представители самых разных этносов объединялись этим
институтом, и здесь тоже все известно.
Второй пример – Малайзия, которую сейчас весьма часто
отечественные политики и политологи приводят в пример, и справедливо, как
образец политической стабильности, экономического развития и межнациональной
толерантности. Но хотелось бы напомнить, что к пониманию главенства гражданства
над этническим происхождением Малайзия пришла через жесточайшую этническую
резню, и не одну.
С каким народом хочет жить элита?
К большому сожалению, в нашей стране спекуляции на темы
национализма превратились де-факто в политический бизнес. Можем ли мы повлиять
кардинально на изменение ситуации в этом разделе нашей жизни? Скорее всего, нет.
Ход исторического развития определяется по каким-то своим, заданным свыше
законам. Но государство, в лице своих элит, вполне способно пойти по тому
или иному пути, тем самым определив исторический выбор и судьбу нации. Говоря об
абстрактной пользе для государства, видимо было бы гораздо честнее и полезнее
вместо общих разговоров о демократии и равенстве прямо заявить о строительстве
этнического государства. В таком случае исчезнет существующий ныне разрыв между
формой и наполнением. Правда, в этом случае проблем вылезет еще больше. Или же в
реализме поставить институт гражданства, как приоритет политической системы.
Этот путь сулит так же немало трудностей, но, во всяком случае, эти трудности
носят конструктивный характер и дадут стране хороший шанс в построении
действительно конкурентоспособного национального государства. В ином варианте
никакие кластеры сами по себе ничего не дадут заведомо.
То есть, миновав период «дикого», лихорадочного
обогащения, раздела собственности, элиты должны задуматься – в какой стране они
хотят жить, с каким народом? Или этот народ на сегодня им просто мешает жить? На
текущем этапе исторического, политического, экономического и иного развития
государство должно уделить первостепенное внимание формированию единой нации,
единого народа, не как некоего этнического субъекта, а в современном понимании
национального государства, как основной геополитической единицы глобального
мира. При всей конкретности сегодняшнего бытия вопросы приоритетов
государства и государственного строительства лежат в принципиальных
моментах все-таки в более высоких сферах духа и интеллекта, нежели то, в чем
мы обычно варимся.
Как нам кажется, вопрос строительства национального
государства, формирования единой нации – это фундаментальный, базовый
вопрос для Казахстана. Пока элита оставляет этот вопрос на перефирии своего
внимания, полагая, видимо, что что-то слепиться само собой, что-то само по себе
отомрет, но все не так просто. Пока «прирост» экономики и политики
определяется тем, чем наделила Казахстан природа и оставила советская власть.
Поможет ли здесь «кластеризация» всей страны? По этому поводу можно вспомнить
библейскую истину – «ничто не ново под луной». Родоначальником своего рода
тотального «кластерного» подхода в организации народного хозяйства был известный
советский новатор Никита Сергеевич Хрущев. Читатели знают, кто-то помнит, кто-то
читал, чем кончилось всесоюзное внедрение отраслевых совнархозов – кластеров, по
западному. Правда, Никита Сергеевич слова такого красивого еще не знал, но
принцип подхода очень похож. На нынешнем этапе и в дальнейшем все в большей
степени основным политическим и экономическим ресурсом будет народ, он же грозит
стать и самой большой головной болью для власти. Мировая практика показала, что
наибольшего успеха в глобальной гонке достигают страны, с наибольшим успехом
решившие вопросы консолидации нации и использования «человеческого фактора», а
если при этом с природными богатствами все в порядке, и они разумно
используются, то такие страны очень уверенно чувствуют себя в сегодняшнем мире.
В принципе элите страны, нации необходимо концептуально осмыслить идеологические
основы существования Казахстана. Ибо пока между элитой (властью в том
числе) и большинством существует вполне осязаемый вакуум, или вернее некое
пространство, в котором витают всевозможные миражи, фантомы и некие
идеологические штампы и стереотипы прошлого и настоящего. Можно было бы сказать,
что у нас, мол, менталитет такой исторически. Что при царе-батюшке, что
при советской власти применительно к любому нашему этносу соотносится поговорка
– до Бога высоко, до царя далеко – вот вроде бы и весь спрос. И пока народ
вполне переносит такое положение вещей.
Когда закончится сон разума?
Но, вот оно, «счастье»! Само правительство
провозгласило доминирующим слоганом – даешь конкурентоспособность в мировом
масштабе. Тут припомним еще одну народную мудрость: «не давши слово - крепись, а
давши – держись». Суть вопроса в том, что, если мы хотим иметь современное
конкурентоспособное государство, а попросту говоря, хотим жить не хуже других, а
значит и хотим иметь суверенное государство в полном смысле этого слова, то
однозначно имеется в виду не элита, которая и так неплохо живет и вполне
конкурентна по всем показателям хоть с кем, а конкретно народ. Именно творческая
инициатива и энергия свободных граждан должны лежать в фундаменте
намерений правительства, а иначе лозунг «повышение конкурентоспособности и
вхождения…» останется всего лишь лозунгом. То есть именно народ должен
явиться объектом и субъектом новой экономической политики, заявленной
властью. Сам факт заявленной правительством программы есть выражение
скрытой, но реально существующей потребности решить определенные острые
проблемы, назревшие в незримом диалоге общества и государства, что в целом
должно было бы создать предпосылки для создания эффективной национальной
идеологии (национальную идеологию, как идеологию национального государства не
следует путать с мифом «национальной идеи»), и эта идеология в принципе должна
была бы быть заявлена вместе с новой экономической политикой или даже ранее. В
условиях вакуума идеологии у нас классическая ситуация, когда «сон разума
порождает чудовищ». Пространство заполняется монстрами и монстриками
псевдонациональных идей, которых плодит воспаленное воображение
самодеятельных «гениев» и «спасителей отечества».
В самом деле, ситуация наша достаточно парадоксальна.
Если пока отставить в сторону реальный, в общем-то, факт, что мы живем
лучше, чем Киргизия и другие соседи, то, что мы имеем в остатке. А мы имеем одну
из богатейших стран мира и по потенциалу природных богатств, и по
количеству квадратных километров на душу населения, и, без преувеличения, очень
нехилый людской потенциал, да собственно и по богатству и роскоши
элиты никому не уступим. Так почему же мы не можем говорить о
попадании не в число самых конкурентоспособных стран, а в число 50 самых
процветающих стран? Добиваясь неких успехов в области макроэкономики и
завоевывая какие-то геополитические позиции в глобальном мире, мы оставляем за
бортом процесса, за скобками, огромную часть сограждан, которая безмолвно
пыхтит, выживая, кто как может. Но, во-первых, экономический потенциал такого
положения в принципе исчерпан, а во вторых, это молчаливое пока большинство,
т.е. народ, в принципе готово наверняка воспринять и подержать посылы
стоящей у руля власти, решись она спродуцировать новую идеологию, объектом
и субъектом которой будет именно народ. У этого большинства (большинства
по отношению к элите) не ахти какие в целом вопросы на сегодня. У казахстанцев в
массе, пока, по крайней мере, нет ни социальной ненависти, ни национальной
ксенофобии, нет и классовых требований (каковые нам популярно излагала
марксистско-ленинская философия), не созрели, видать. Нет пока еще и
неукротимой жажды абстрактной свободы и демократии. Но у народа есть
желание иметь свои простые человеческие радости и иметь достаток,
личную свободу и безопасность и прочее из того же ряда. Возможно, подобная
парадигма кому-то покажется примитивной и банальной, и кто-то
скажет: не оглупляйте наш народ, но в том и соль, что истина всегда бывает
простой.
Пока наше большинство никому из «протестантов» не
ответило взаимностью. Так может власти и не дожидаться этого?!
Если мы вновь обратимся к золотым словам великого
американца Авраама Линкольна, то ей богу жаль, что в нашей стране народ не может
эту сверкающую истину отнести на свой счет. Другой вопрос, что именно из таких
могучих глыб сложен идеологический фундамент американского общества, из
драгоценных творений человеческой мысли и духа, которые объединили
разношерстных пришельцев со всего мира в единую американскую нацию. Задайте
вопрос любому штатовскому негру, латиносу … и он ответит: «Я Американец!»
«Слабо» ли нашей элите подняться на такую же вершину и
поднять за собой весь народ?!
Секрет "Исламского джихада"
01.06.2006.
Экспресс-К
Галина Выборнова
Из Казахстана в Узбекистан будет экстрадирован очередной
"хизбутовец"
В Узбекистан будет экстрадирован член экстремистской
религиозной организации "Хизб-ут-тахрир". Его разыскали и задержали в Таразе
сотрудники ДКНБ по Жамбылской области в порядке помощи дружественному
государству.
Операция по его задержанию прошла успешно, что
неудивительно, ведь в арсенале жамбылских чекистов есть наработки по ликвидации
целой террористической группировки, члены которой уже приговорены Жамбылским
облсудом к различным срокам заключения.
Судебный процесс такого значения и масштаба проходил в
Казахстане впервые: четыре государственных обвинителя, 20 адвокатов, самих
подсудимых - 16. Главное обвинение, предъявленное им, - участие в деятельности
террористической группы. Уже одно то, что в расследовании возбужденного в связи
с этим уголовного дела, вошедшего в 84 тома, принимали участие шесть государств
- Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан, -
говорит о многом.
- Когда-нибудь об этом напишут повесть или снимут фильм,
- заметил один из комитетчиков. - В этой истории столько всего переплетено:
детективные линии, человеческие судьбы, страсти, борьба добра со злом,
государственные интересы: Но всему свое время.
А пока - время суда. Он начался 15 марта прошлого года и
продолжался девять с половиной месяцев. С первого дня процесс был объявлен
закрытым, любые сведения о нем держались в секрете. Даже после вступления
приговора в законную силу Фемида не спешила нарушать обет молчания. И только
сейчас в прокуратуре Жамбылской области сочли возможным поделиться информацией о
"деле Биймурзаева", видимо, полагая, что народ должен знать и об опасной
близости терроризма, и о неотвратимости наказания для тех, кто покушается на
самое святое - человеческие жизни.
- Лицо без гражданства Жакшибек Биймурзаев, -
рассказывает заместитель начальника управления прокуратуры области Нуржан
Боранбаев, - в 1998 году добровольно вступил в террористическую организацию
"Исламское движение Узбекистана" (ИДУ), целью которой являлось свержение
конституционного строя Республики Узбекистан и создание исламского государства.
В составе этой организации Биймурзаев около полугода проходил курсы боевой
подготовки на территории Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана.
Затем в 1999 году под руководством Джумы Намонгани участвовал в боевых действиях
на территории Кыргызской Республики.
Там в ходе вооруженного конфликта террористы завладели
несколькими селами и захватили в качестве заложников генерал-майора вооруженных
сил КР Шанкеева и еще пять человек, которых отпустили после получения выкупа. В
2000 году Биймурзаев из-за разногласий с Джумой Намонгани вышел из состава ИДУ и
вступил в террористическую организацию международного уровня "Аль-Каеда". И
после получения у арабских инструкторов навыков совершения терактов Биймурзаев в
2002 году отправился в Казахстан. Здесь он сколотил свою террористическую группу
из числа наших граждан, в том числе жителей Тараза. Себя они причисляют к
организации "Жамагат моджахедов Центральной Азии".
30 июня 2004 года в Ташкенте возле зданий Генеральной
прокуратуры Узбекистана и посольств ряда иностранных государств прогремели
мощные взрывы, повлекшие многочисленные жертвы. При расследовании
правоохранительные органы вышли на организаторов терактов - Биймурзаева и его
подручных, которые уже придумали для себя новое грозное название - "Исламский
джихад". И с августа они уже были объявлены в международный розыск.
Всего Жакшибек Биймурзаев и его соратники в период с
1998-го по октябрь 2004 года совершили более 30 преступлений, связанных с
террористической деятельностью, и общеуголовных, среди которых есть тяжкие и
особо тяжкие. География их преступных деяний: Таджикистан, Афганистан,
Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан.
А откуда сами они, осужденные террористы? Восемь из них
- семипалатинцы, четверо - шымкентцы, Дильмурат Азизов - из Тараза и Ильяс
Арсабиев - из Чечни. Кроме не имеющего никакого гражданстве Жакшибека
Биймурзаева лицом без гражданства оказалась единственная в группе осужденных
женщина - Наргиза Алимова. Она, имеющая несовершеннолетних детей, приговорена к
условной мере наказания. Все остальные получили сроки от 7 до 25 лет за участие
в террористической деятельности, совершение терактов, умышленные убийства и по
другим статьям УК РК.
Лидер террористической группировки Жакшибек Биймурзаев
приговорен к 25 годам лишения свободы с отбытием срока наказания в колонии
строгого режима.
Первая скважина казахстанского "Курмангазы". Пока сухо
02.06.2006.
Ведомости
Александр Тутушкин, Ксения Рыбак
Очередное разочарование принес нефтяникам каспийский
шельф. На этот раз сухую" скважину пробурили на месторождении Курмангазы,
которое на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) начали осваивать
Роснефть" и казахстанская госкомпания Казмунайгаз". Разведка на этом не
заканчивается, и в Роснефти" все-таки надеются найти промышленные запасы на
Курмангазы.
Еще в 2002 г. Россия и Казахстан договорились, что
месторождение Курмангазы, прогнозные ресурсы которого составляют 0,3-1,8 млрд т
нефти, должно разрабатываться в режиме СРП и каждая из сторон получит в проекте
50%. Право представлять Россию в проекте в острой конкуренции с Лукойлом"
получила Роснефть", а казахстанская доля досталась Казмунайгазу". У Роснефти" в
проекте сейчас 25%, и такой же опцион имеет Россия. Опцион на 25% есть и у
казахстанской стороны. СРП сроком на 55 лет с большой помпой было подписано в
июле прошлого года. Оно предполагает инвестиции в объеме $22- 23 млрд.
Оператором проекта является Курмангазы-Петролеум", паритетное СП двух
госкомпаний.
Еще на прошлой неделе президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев после встречи с президентом Владимиром Путиным рассуждал о скором
удвоении товарооборота между странами благодаря проекту Курмангазы". По
прогнозам, запас нефти на этом месторождении 1 млрд т. Добывать ее будет
совместное казахстанско-российское предприятие с участием сторон 50 на 50" такие
слова Назарбаева приводит сайт посольства Казахстана.
Однако вчера стало известно, что первая разведочная
скважина этого многообещающего месторождения не дала признаков залегания нефти и
газа. Об этом сообщило вчера агентство Прайм-ТАСС" со ссылкой на источник в
Казмунайгазе". Окончательное решение о будущем проекта, по словам источника,
будет принято по результатам бурения второй разведочной скважины, которое
проводит российская Дальневосточная морская компания. Первую скважину
Курмангазы-Петролеум" бурила самостоятельно, арендовав у Лукойла" буровую
платформу Астра" с экипажем. В Роснефти" информацию о неудачной скважине
Ведомостям" подтвердили. Но ни о каком закрытии проекта в связи с этим речи быть
не может, заявил представитель компании Николай Манвелов. Мы будем использовать
данные по бурению этой скважины для получения более полной информации о
месторождении и надеемся, что она окажется позитивной", добавил он, отказавшись
назвать понесенные компанией затраты.
Каспийский шельф не впервые приносит разочарование
российским нефтяникам. Год назад Лукойл" в азербайджанском секторе Каспия
пробурил на месторождении Ялама сухую скважину, которая обошлась ему в $50 млн.
Компания будет бурить там еще одну скважину. Такая же ситуация сложилась у
Лукойла" и Казмунайгаза" и на месторождении Тюб-Караган в казахстанском секторе,
где на бурение было затрачено более $20 млн. В 1999 г. из-за недостаточности
обнаруженных запасов был закрыт проект Карабах" в азербайджанском секторе
Каспия, крупнейшим участником которого был Лукойл". Тогда нефть стоила всего $14
за баррель, но теперь, когда она почти впятеро дороже, проект может быть
возобновлен.
Аналитик из ИФК Солид" Денис Борисов считает, что
Роснефти" не стоит расстраиваться из-за неудачного первого бурения. Часто бывает
так, что вторая скважина дает положительный результат", отмечает Борисов. Но, по
его словам, геология это большой риск, на начальных стадиях проекта вероятность
успеха бурения равна вероятности неудачи". А Максим Шеин из Брокеркредитсервиса"
добавляет, что Роснефти" проще заняться приобретением новых объектов, поскольку
бурение это рискованный бизнес", а компания поставила цель к 2015 г. удвоить
добычу нефти. Если повторное бурение на Курмангазы окажется неудачным, то
компания может принять решение о выходе из проекта либо его перепродаже, считает
Борисов.
От добра добра не ждут
02.06.2006.
Республика (Казахстан)
Тулеген Аскаров
Высокие цены на нефть парадоксально сказались на
структуре экспорта
Благоприятная конъюнктура цен на мировых рынках сырья
вызвала парадоксальные перемены в структуре казахстанской внешней торговли.
Начнем с того, что экспорт нефти и газового конденсата
за первый квартал сократился на 10,2% по сравнению с тем же периодом прошлого
года, до 12,1 млн. тонн.
Экспорт нефти падает
С одной стороны, это даже к лучшему. Во-первых, такое
сырье относится к невозобновляемым ресурсам, и чем меньше его вывозится из
страны, тем больше останется «черного золота» будущим поколениям. Во-вторых,
даже при столь значительном сокращении физического объема экспорта нефти и
конденсата в стоимостном выражении выручка выросла на 41,3% (до $4,8 млрд.)!
С другой стороны, получается странная картина –
руководство страны обещает своим партнерам заполнить казахстанской нефтью все
новые трубопроводы, в то время как ее экспорт падает. В итоге получается нечто
похожее на блеф, когда игрок, не имея стоящих карт, тем не менее поднимает банк
все выше и выше. Наверное, поэтому-то руководители Азербайджана и сделали
недавно сенсационное заявление о том, что трубу из Баку на Джейхан они заполнят
исключительно своей нефтью.
Кстати, экспорт сырой нефти из Азербайджана за первую
треть текущего года не сокращался, как у нас, а стремительно рос – по информации
агентства Kazakhstan Today, его прирост по сравнению с тем же периодом прошлого
года составил 67,2% (до 5,7 млн. тонн).
По экспорту нефтепродуктов из Казахстана картина в
первом квартале сложилась явно не в пользу отечественных производителей. В
физическом выражении вывоз нефтепродуктов сократился на 20,2% по сравнению с тем
же периодом год назад, до 396,3 тыс. тонн, а в стоимостном эквиваленте – на
12,6% (до $120,4 млн.).
Еще по одной статье энергетического экспорта – углю –
ситуация также сложилась не в пользу наших горняков. Хотя вывоз угля вырос на
19,5% (до 7,1 млн. тонн), в стоимостном выражении прибавка составила только 4,1%
(до $108,5 млн.).
В гору пошли аграрии, а металлы – в пролете
Перейдем теперь к металлургической номенклатуре.
Производители железной руды гнали ее за рубеж ударными
темпами, увеличив объемы экспорта на 20,4%, до 3,2 млн. тонн, но при этом в
денежном эквиваленте они потеряли по сравнению с первым кварталом прошлого года
20,1%, выручив $149,4 млн. Для сравнения: год назад в стоимостном выражении
экспорт железной руды вырос в 4,4 раза!
По ферросплавам при сокращении физического объема их
экспорта на 4,4% в стоимостном выражении снижение составило 20% (до $179,8
млн.), тогда как год назад за этот же период выручка увеличилась в 1,7 раза.
С алюминием дела в этом году также не ладились: объемы
его экспорта снизились на четверть до 26,8 тыс. тонн, а в стоимостном выражении
– на 14,3% (до $24,6 млн.) против роста в 1,7 раза год назад. Отсюда нетрудно
сделать вывод, что в епархии Евразийской промышленной ассоциации наступили
трудные времена под растущим давлением российских конкурентов. Может быть,
ситуация изменится в лучшую сторону после того, как ЕПА в альянсе с
правительством проведет IPO в Лондоне и привлечет стратегических зарубежных
инвесторов. Впрочем, не исключено, что российские металлурги при поддержке
Кремля все же установят контроль над предприятиями, принадлежащими ЕПА.
Довольно странно выглядит ситуация и с экспортом меди.
Как известно, цены на нее сейчас достигли рекордных высот, и поэтому владельцам
«Казахмыса», перебазировавшимся в Лондон, следовало бы радовать своих новых
партнеров ударными показателями, дабы акции компании шли вверх. Действительно,
котировки на эти акции растут, однако по итогам первого квартала выясняется, что
экспорт рафинированной меди и сплавов из нее сократился на 27,2% (до 71 тыс.
тонн)! И только благодаря удачной конъюнктуре цен «Казахмысу» все же удалось
сохранить лицо – в денежном эквиваленте экспорт меди увеличился на 8,7% (до
$332,8 млн.). Впрочем, по сравнению с тем же периодом прошлого года этот
результат выглядит весьма скромно – тогда экспортная выручка медных «королей»
выросла в 1,6 раза!
Неплохо сложилась в этом году конъюнктура по цинку:
вывоз этого металла из Казахстана увеличился на 8% (до 81 тыс. тонн), а в
стоимостном выражении – на 72,5% (до $122,8 млн.).
В гору шли дела и у аграриев: экспорт пшеницы увеличился
почти в два раза, до 787,8 тыс. тонн (в денежном эквиваленте – на 45,2%, до $80
млн.), а хлопкового волокна – соответственно на 20,7% (до 61,3 тыс. тонн) и
20,2% (до $61,3 млн.).
География экспорта
В географической разбивке экспорта статистики поставили
на первое место Швейцарию, на которую приходилось 22% казахстанского экспорта.
За ней следуют Италия (18,5%) и Россия (8,8%).
На страны СНГ в общей сложности пришлось 12,7% нашего
экспорта, а их доля в импорте в Казахстан составила 47,1%, из которых 39,2%
приходилось на Россию.
В целом же экспорт из Казахстана за первый квартал вырос
на 30,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года (до $7,4 млрд.). Импорт
рос в полтора раза медленнее – на 20,5%, немного перевалив за $4 млрд.
В итоге сальдо внешней торговли увеличилось на 43,5% (до
$3,3 млрд.).
Казахстан готов к 2009 году стать космической державой
07.06.2006.
Gazeta.kz
Андрей Королев
Многие политические деятели уже обсуждают перспективы
развития космонавтики, прикидывая будущие экономические и политические дивиденды
от развития отечественной космонавтики.
О первых можно уже сейчас догадываться, ознакомившись с
итогами бакинской встречи главы казахстанского правительства Д. Ахметова, с
премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом, когда была обсуждена возможность
использования казахстанского спутника связи для нужд турецкой
телекоммуникационной отрасли.
Многие считают, что первый казахстанский спутник связи
"KazSat" будет первой ласточкой, своеобразным проводником в клуб космических
стран.
Это и понятно, так как зона обслуживания космического
аппарата будет охватывать территорию Казахстана, прилегающих к нему республик
Центральной Азии (Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан), а также
центральную часть территории России.
И сейчас в этом направлении проводится большая работа
совместно с российскими коллегами, которые помогают нам не только в создании
космического аппарата, но и в постройке пункта управления космическим спутником
Казахстана.
Данный центр предназначен для управления орбитальными
группировками различного назначения - одним космическим аппаратом "КазСат",
затем "КазСат-2" и другими системами.
Расположился наземный комплекс управления космическими
аппаратами в городе Акколе Акмолинской области, расположенном в 110 км от
Астаны. Общая площадь территории комплекса составляет 6916 тыс. кв. метров. На
оснащение комплекса было выделено 7 млн. долл. США.
Кроме того, российские коллеги на основе договоренности
будут подготавливать казахстанские кадры. Параллельно с этим в Республике
планируется разработать и принять стратегическую программу развития космической
науки в республике до 2020 года.
Конечно, подобные амбициозные планы, связанные с
космосом только показывают, что Казахстан по всем направлениям пытается
вырваться из разряда "сырьевых придатков" развитых стран мира.
Но давайте пристальнее посмотрим на состояние дел в
данной сфере. Еще в январе 2005 года в Москве между правительствами России и
Казахстана было подписано соглашение, в котором были определены основные
принципы и условия сотрудничества по созданию спутника, выведению его на
геостационарную орбиту и созданию на его базе казахстанской космической системы
связи и вещания
При всей помпезности работы, дата запуска спутника
отодвигалась несколько раз.
Напомним, что первое заявление прозвучало еще в 2005
году, когда запуск, планировавшийся на конец 2005 года, был перенесен на первое
полугодие 2006 года. По словам представителей Роскосмоса в связи с
необходимостью решения ряда технических вопросов руководством Государственного
космического научно-производственного центра им. Хруничева, являющегося головным
предприятием по подготовке и запуску казахстанского спутника, принято решение о
продолжении наземных испытаний аппарата.
Вторым рубежом стало 8 июня. Да и в Сочи, на прошедших
переговорах между главами государств В. Путиным и Н. Назарбаевым, президенты
также заявили о намерении присутствовать при запуске первого казахстанского
спутника, который в первой половине июня должен вывести на орбиту с Байконура
российский ракетоноситель.
Однако и эта дата была перенесена теперь уже на 18 июня
- об этом сообщил председатель Агентства по информатизации и связи А.
Жумагалиев. Начальник отдела космических комплексов связи и ретрансляции
Роскосмоса, полномочный представитель Роскосмоса от Государственного
космического научно-производственного центра им Хруничева по проекту "KazSat" А.
Мартынов также подтвердил, что запуск первого казахстанского спутника "KazSat" с
космодрома Байконур должен состояться не позднее 20 июня.
Уже сейчас говорят, что проводятся испытания
ракеты-носителя "Протон-К" и разгонного блока ДМ-3, с помощью которых спутник
будет выведен в космос.
В то же время, памятуя о постоянно сдвигающихся сроках
запуска казахстанского спутника, общественность Казахстана и деловые круги
других стран, заинтересованных в использовании на коммерческих условиях
казахстанского спутника, постепенно начинают терять интерес к реализации данного
проекта.
Вполне вероятно, что 18 июня 2006 года мы станем
свидетелями запуска нашего, отечественного спутника "KazSat", и будем гордиться
этим.
Но не покидает ощущение, что где-то во второй половине
июня очередное официальное лицо снова заявит о переносе даты запуска поистине
долгожданного спутника…
Казахстан - "головокружение от успехов"?
03.06.2006.
DUMAEM.RU
Вероятно, именно успехи во внешней политике стали причиной
весьма интересных явлений в политической жизни Казахстана.
В последнее время внешнеполитический имидж Казахстана
«хорошеет» на глазах. Президент РК Нурсултан Назарбаев является единственным из
лидеров стран СНГ, который приглашен на саммит G8 в Санкт-Петербурге. А
вице-президент США Дик Чейни, во время своего недавнего визита в Астану,
удивлялся и восхищался демократическими успехами Казахстана.
Кроме того, РК председательствует в таких организациях
как СНГ и ШОС, и возможно, будет председательствовать в ОБСЕ в 2009 году (вопрос
об этом будет решен в декабре этого года).
Вероятно, именно успехи во внешней политике стали
причиной весьма интересных явлений в политической жизни Казахстана.
Во-первых, внутренняя и внешняя политика страны
становится все более активной и амбициозной. Похоже, что принцип
сбалансированной и многовекторной внешней политики, сформулированный
Н.Назарбаевым в начале 90-х гг., дополнился принципом относительной
независимости и активного участия во всех важных международных проектах. Об этом
свидетельствует жесткая позиция Казахстана по ШОС: Астана выступила
категорически против расширения организации, пытаясь предотвратить вступление
Ирана, Индии и Пакистана.
Помимо этого, Казахстан официально заявил о своей
заинтересованности войти в число стран-партнеров Евросоюза в рамках программы
«Европейской политики соседства».
Во-вторых, изменилась «самооценка» Казахстана, она
повысилась (если не сказать большего). Астана хочет думать, что представляет
интерес не только в качестве страны, обладающей богатыми ресурсами, но и страны
с широкими политическими взглядами и передовой экономикой. Казахстанский
истеблишмент, увлекшийся идеями «глобализации» и «евразийства», выступает с
различными инициативами в области международной политики.
К примеру, министр иностранных дел К.Токаев активно
поддерживает идею реформирования таких организаций как ОБСЕ и ШОС. В частности,
официальную Астану не устраивает в ОБСЕ то, что она в своей деятельности
использует политику «двойных стандартов». Отметим, что именно такую политику
проводит Вашингтон и Брюссель в отношении Казахстана и многих других
центрально-азиатских республик.
Формула этой стратегии предельно проста: политическая
лояльность Запада в обмен на экономические привилегии. Если сделать тщательный
анализ выступлений самых известных казахстанских политиков, то можно сделать
вывод, что у Казахстана от политических успехов в политике и экономике вскружило
голову.
Политическая элита, к примеру, серьезно увлеклась
«глобальными» идеями. Самые популярные из них следующие:
Астана должна стать духовной столицей крупного
евразийского объединения
Казахстан в скором времени должен стать великой
космической державой и в течение 10 лет войти в число 50-ти конкурентоспособных
стран мира
Казахстан единственный на пространстве СНГ достойный
кандидат на пост председателя ОБСЕ
Казахстан - региональный лидер, который «поведет» за
собой не только Таджикистан, Киргизию, но и Афганистан и Узбекистан
США как государство-лидер высоко оценивает политические
достижения Казахстана
Самой «опасной» из вышеперечисленных идей является
последняя. Вашингтон, в силу последних событий в Казахстане (убийство
оппозиционного политика, новый закон «О СМИ») придерживается, скорее всего,
противоположного мнения. Не следует серьезно относится к заявлениям и
комплиментам высокопоставленных западных гостей, чьи слова лишь часть сложной
«дипломатической» игры.
В действительности нет никакого паритета и равенства в
международных отношениях. А Казахстан испытывает серьезное давление со стороны
США и ЕС, которые лоббируют в этой стране свои экономические и политические
интересы. Эти обстоятельства, в свою очередь, требуют от казахстанского
правительства более взвешенного и «прагматичного» внешнеполитического курса.
Совещание ОБСЕ в Казахстане
13.06.2006. Немецкая
волна
З. Козыбаева
Казахстан сегодня больше похож на страну, которая строит
имитационную демократию
В Алма-Ате начало работу совещание ОБСЕ по вопросам
толерантности и дискриминации. В работе двухдневного совещания примут участие
более трехсот представителей 55 стран - участниц ОБСЕ, международных
организаций, иностранных и отечественных НПО.
В частности, специальный посланник действующего
председателя ОБСЕ Пьер Шевалье, генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перин де
Бришамбо, директор БДИПЧ/ОБСЕ Кристиан Штрохал, верховный комиссар ОБСЕ по
правам национальных меньшинств Рольф Экеус, представитель Комитета ОБСЕ по
свободе прессы Миклош Харашти и другие.
Это уже шестая конференция Организации по безопасности и
сотрудничестве в Европе, посвященная межкультурному и межрелигиозному согласию.
В Казахстане же она проводится впервые. Здесь собрались представители всех стран
- участниц ОБСЕ, международных и неправительственных организаций.
Участникам форума предстоит выработать конкретные
рекомендации для стран - участниц ОБСЕ, обсудить вопросы разрешения современных
вызовов и конфликтов в различных сферах. На совещании будут обсуждены такие
темы, как роль гражданского общества в предотвращении конфликтов, в содействии
межнациональному, межконфессиональному и межкультурному взаимопониманию.
Тема первого заседания: "Межкультурный,
межконфессиональный и межнациональный диалог в интересах предотвращения
конфликтов и постконфликтное примирение". По словам директора БДИЧ/ОБСЕ
Кристиана Штрохаля, отсутствие толерантности - это, прежде всего, национальная и
международная опасность. (цитата) "Наша задача - разобраться в межнациональных,
межэтнических и межрелигиозных отношениях, прежде чем эти проблемы превратятся в
реальную угрозу для общества. Наша сегодняшняя цель - выработать конкретные
рекомендации, направленные на реализацию поставленных задач" - говорит Кристиан
Штрохаль.
В открытом диалоге, в котором приняли участие и
представители неправительственных организаций России, Узбекистана, Таджикистана
и Кыргызстана, прозвучали предложения об упрощении регистрации религиозных
объединений, развитии применении языков этнических меньшинств, создании
государственной программы организации межнациональных отношений. Также
представители НПО предложили создать в государстве политику позитивного
взаимодействия культур и выстроить непрерывный социальный диалог на локальном
уровне.
Надо сказать, что участники совещания коснулись и очень
важного для Казахстана вопроса, а именно возможности председательствования
страны в ОБСЕ в 2009 году. Как заявил специальный представитель действующего
председателя ОБСЕ Пьер Шевалье, Казахстан имеет хорошую возможность стать
председателем ОБСЕ.
Впрочем, говоря о том, что у Казахстана есть чему
поучиться, Пьер Шевалье заметил, что он пока придерживается нейтральной позиции,
поскольку на данный момент еще продолжается консультационная работа по вопросу
вхождения Казахстана в председательство ОБСЕ.
В свою очередь, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
выступая перед участниками совещания, отметил:
- В Казахстане сложилась оптимальная система поддержания
межнационального согласия, главным принципом которого является диалог общества и
государства. Полагаю, что наш опыт может представлять интерес для всего
сообщества ОБСЕ. Мы шли по принципу: сначала экономика, улучшение жизни людей -
дать им работу, дать им кров над головой, дать им заработную плату, дать им
почувствовать в условиях независимости плоды демократии.
Но не все казахстанцы согласны с заявлением Нурсултана
Назарбаева. В частности, в интервью "Немецкой волне" один из лидеров
казахстанской оппозиции Галымжан Жакиянов заметил, что в Казахстане не все так
хорошо, как об этом говорит глава государства.
- Если посмотреть по структуре расходов населения, то
значительная часть населения перебивается с хлеба на воду. Потому что есть
первостепенные платежи, первостепенные расходы. Это оплата коммунальных услуг,
оплата за квартиру, приобретение товаров первой необходимости, затраты на
медицину. Особенно это сильно бьет по карману старшего поколения. У нас
экономика монополизирована. У нас экономика ориентирована только лишь на
сырье.
В свою очередь, отвечая на вопрос корреспондента
"Немецкой волны" о возможности председательствования Казахстана в ОБСЕ, директор
международного Бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис
заметил, что у Казахстана действительно есть большие шансы возглавить ОБСЕ в
2009 году.
Однако при этом, казахстанский правозащитник отметил,
что в случае положительного решения вопроса о председательствовании Казахстана,
невозможно за оставшиеся три года в корне изменить ситуацию в стране, в которой
до сих пор нарушаются права человека, подавляется свобода словам, существуют
политические заключенные и не регистрируются политические партии.
- К сожалению, Казахстан признает термины стандартов
ОБСЕ, но при этом категорически отказывается признавать их содержание. То есть,
если господин Путин строит совершенно непредсказуемую вещь под названием
"управляемая демократия", то Казахстан сегодня больше похож на страну, которая
строит имитационную демократию.
У нас стоят сплошные фасады. Вот, пожалуйста, у нас есть
выборы, у нас есть политические партии, есть парламент, есть свобода слова, есть
свобода мирного собрания. Но ведь понятно, что по существу ничего в Казахстане
из вышеперечисленного нет, а если и есть, то в очень незначительном, зародышевом
виде.
В заключение хотелось бы отметить, что руководители ОБСЕ
высказали намерение направить своих наблюдателей на судебный процесс по делу об
убийстве политика Алтынбека Сарсенбаева и его помощников - Василия Журавлева и
Бауржана Байбосына, который состоится 14 июня в городе Талды- Кургане.
В частности, по словам директора БДИПЧ/ОБСЕ Кристиана
Штрохала, "тот, кто заинтересован в получении информации об этом судебном
следствии, должен принять в нем участие".
|