Первородный грех оккупанта
Статья о судьбах русских в
Средней Азии. Окончание. Начало смотрите в выпуске «Бюллетеня» № 153 , от
01.09.2006 года.
04.07. 2006,
http://www.analitika.org
Вадим Муратханов
Впрочем, и поводов для благодарности по отношению к
власти, насаждающей жесткую национальную идеологию, у русских нет. В школьном
курсе новейшей истории русские объявлены захватчиками и завоевателями, а басмачи
— героями национально-освободительной борьбы. Учебники советского образца изъяты
и уничтожены еще в 90-х, при обнаружении подобных книг и директора школ, и
заведующие библиотеками лишались работы. Участь неактуальных учебных пособий
разделили сочинения наиболее пролетарских писателей советского прошлого —
Горького и Маяковского.
Чувства школьника, за которым государство с ранних лет
закрепляет первородный грех принадлежности к народу-агрессору, игнорируются с
казенным бесстыдством. Пусть пока растет и учится, раз уж родился здесь. Но
забыть о том, что эта страна — не для него, ему уже никто не позволит. Помогут в
этом и экскурсии в Музей истории — бывший Музей Ленина. Для того чтобы
переписать историю, не обязательно трогать экспонаты. Иногда достаточно заменить
под ними ярлыки. Отнимая у русских прошлое, государство автоматически лишает их
будущего.
“Держите нацию!..”
Воспоминание из начала 90-х. Дюжего русского парня
запихивают в “воронок” четверо милиционеров-узбеков. Он упирается бычьей шеей в
потолок машины и смеется разбитыми губами: “Что, не лезет, да? Не заходит?”
Борьба длится несколько минут. Русский милиционер стоит поодаль и увещевает:
“Тебя как зовут? Сергей? Не сопротивляйся, Серега, чтоб сильно не били”. Силы
неравны, и Серегу наконец запихивают в машину. “Русаки! — кричит он поверх
милицейских плеч. — Не сдавайтесь! Держите свою нацию, русаки!”
Сейчас, спустя десять лет, русских с таким зарядом
пассионарности в Узбекистане уже не встретишь. Как не встретишь и русского
милиционера — это уже даже не Красная книга, а разряд ископаемых.
Легенды и мифы изоляции
О России живущие в Узбекистане русские знают по сути дела
немного и понаслышке. Отгороженные визовым режимом от более открытой и
русскоговорящей Киргизии и объявленным в 2002 году “временным” карантином — от
Казахстана, соседствующего с РФ, они и в прошлые годы были лишены реального
представления о том, что происходит на исторической родине. Ныне же изоляция
достигла степени небывалой. Кабельное телевидение здесь — плохая подмога.
Постоянные сообщения о катастрофах и покушениях на бескрайних российских
просторах порождают у широкой категории наивных русских азиатов уверенность в
том, что в страшной Москве стреляют и взрывают на каждом шагу: местные
безоблачные репортажи с хлопковых полей, как ни странно, делают свое дело.
Костя Арзуманов, до недавнего времени владелец одной из
крупнейших в Ташкенте коллекций рок-музыки, ныне без особого успеха пытающийся
заработать на хлеб продажей дисков и кассет, в ответ на банальный вопрос об
отъезде качает головой: “Ну уж нет. Здесь я по крайней мере под какую-нибудь
шальную пулю не попаду”.
Другие, не оболваненные прессой, становятся жертвами иной
иллюзии. Они напоминают человека из притчи, рассказанной Лукой в горьковской
пьесе “На дне”: жил один мужик трудно и бедно, но утешал себя тем, что где-то в
Сибири есть земля, население которой благоденствует и круглый год забот не
знает. Вот припрет совсем — возьмет он и туда уедет.
Некоторые узбекистанцы, сталкивающиеся каждый день с
безденежьем, взяточничеством, произволом, видят в России своего рода антипод
своей республике: мол, там все — с противоположным знаком и люди живут безбедно
и счастливо. “Ничего, — думает узбекистанец, — вот поднакоплю к следующему году,
и тогда…”
Наука быть русским
Когда среднеазиатский русский выходит на привокзальную
площадь по эту сторону межреспубликанского занавеса, его шокирует многое. Низкое
сырое небо над головой, советская символика в названиях улиц, гранитные вожди
революции, от созерцания которых он успел поотвыкнуть. Приезжий удивленно
взирает на бутылки пива в руках идущих навстречу горожан, которые держат их так
же непринужденно, как сигарету. Ему непривычна звучащая кругом русская речь и
обилие мало того что русских, но и преимущественно сытых и довольных лиц
вокруг.
Если русский приехал на родину предков всерьез и надолго,
он должен быть готов многому удивляться и отучаться от многого. Например, от
цоканья языком при выражении сильных эмоций, от неуместной здесь
гипертрофированной восточной вежливости в повседневном общении и конечно же от
непроизвольного прикладывания ладони к животу при встрече, прощании и изъявлении
благодарности. Ему предстоит учиться русской прямоте и широте, принимая как
должное обильное употребление алкоголя в застольях, мата — в мирных беседах и не
стесненные, не пониженные до шепота разговоры о политике. А пока привыкание не
завершилось, он обречен чувствовать себя иностранцем, узбеком — так же, как
чувствовал он себя иноземцем в еще недавно родной Средней Азии. Он понимает,
сколь много, сам того не желая, перенял от “бабаев”, и с удивлением убеждается,
что лишь среди них мог по-настоящему ощущать себя русским. “Странные они люди, —
отзывается о россиянах Игорь, каждый год отправляющийся сезонным рабочим на
заработки в Москву. — Вот об узбеках, например, я никогда не знаю, что они
скажут в следующую минуту, но всегда знаю наперед, что они сделают. А россиянин
— всегда известно, что сейчас скажет, но что сделает после этого, никогда не
угадаешь. Сидишь с ним, выпиваешь, все нормально, казалось бы. И вдруг…”
Хождение по мукам регистраций, получения временных
прописок и видов на жительство у приехавшего еще впереди. В бесконечных очередях
в милицию и паспортный стол у него еще будет время оглянуться назад и внутренне
оправдать свой поступок. Наверное, потому, как бы ни было трудно, не
возвращается большинство русских переселенцев в Среднюю Азию, что понимает
главное: та жизнь, в которой они могли ощущать себя полноценными людьми с
прошлым, настоящим и будущим, в которой могли гордиться своим происхождением и
корнями, не исчезла в никуда. Здесь, в России, она продолжалась, и, хотя ушла
далеко вперед, у них еще есть шанс настичь ее, сделать своей, доказать свое
родство отвернувшейся от них родине-матери.
В зоне слепого пятна
Как же видится проблема русских в Средней Азии отсюда, из
России? Боюсь, что никак. Нет взгляда — нет проблемы. Говорят о притеснениях
русских в Прибалтике. Вспоминают периодически, как обижают ветеранов на Западной
Украине. По традиции, интересен Кавказ. Средняя Азия прочно обосновалась в зоне
слепого пятна и российской политики, и российского общества. Типичная реакция:
разве там еще остались русские? Познакомившись с узбекистанцем, россиянин
вежливо интересуется: “Ну как там у вас, в Ашхабаде? Наверное, жарко?”
Как-то в Москве, общаясь с тамошней поэтессой, я
посетовал, что милиция с проверкой документов шагу ступить не дает. “А нечего
взрывать”, — упрекнула она в ответ. Крыть было нечем.
Спортивный комментатор, делящийся новостями с Олимпиады,
без тени иронии сообщает: “В четвертом раунде наш боксер точными ударами
укладывает казаха Головкина”.
Почему-то кажется, что до тех пор, пока Ашхабад путают с
Ташкентом, Среднюю Азию — с Чечней, а казахстанца — с казахом, останется не
распутанным для России и кавказский узел. Трудно представить ситуацию, когда на
одном направлении политики национальный вопрос разрешается блестяще, а на другом
— заходит в полный тупик.
Когда исламские боевики в Ираке берут в заложники
несколько испанцев или итальянцев, народ выходит на улицы, а правительства этих
стран задумываются над тем, не вывести ли им войска. В Средней Азии у России с
1991 года несколько миллионов заложников, поставленных на грань гуманитарной
катастрофы. Сколь угодно можно клеймить Израиль за милитаризм и сионизм, но его
отношение к разбросанным по всему свету разноязыким соплеменникам не может не
внушать уважения. Так же как пример Франции, не оставившей соотечественников на
горящей у них под ногами земле получившего независимость Алжира.
“Мы вас туда не посылали…”
Как относиться к приехавшим в страну азиатам, в России,
похоже, ясно не представляют. Даже на интернациональном юге. Благодушный
советский идеал дружбы народов в считанные годы изжит как нелепый и вредный
комплекс, и в то же время тень его еще маячит где-то на периферии общественного
сознания. А между тем национальный вопрос в пронизанной автономиями Федерации не
теряет своей актуальности.
В газетной заметке под рубрикой “Криминал” повествуется о
том, что разбойное нападение на склад совершил К. — 27-летний уроженец
Туркменистана. Не гражданин — уроженец. Вряд ли место, где появился на свет
разбойник, заслужило бы упоминания в газете, если бы тот родился в Пензе или
Саратове. Надо полагать, склонность к пороку он впитал с молоком матери.
“Правильно этих приезжих не регистрируют, — то и дело
приходится слышать от мирных горожан, — а то эти чечены, ары и азеры весь город
заполонили”.
Еще большие сложности начинаются тогда, когда приходится
решать судьбы русских, волей исторических обстоятельств оказавшихся в
безвременье, в роли чужих среди своих. Нет ни четкой политики на их счет, ни
адекватного законодательства, ни соответственно какой-либо программы помощи
беженцам или проектов, которые облегчали бы их психологическую адаптацию и
обеспечивали социальную поддержку.
“Мы вас туда не посылали”, — говорит в сердцах иной
чиновник какому-нибудь досаждающему жалобами бедолаге из Душанбе, будто тот в
поисках сладкой жизни эмигрировал в Штаты, а теперь передумал и запросился
обратно. Сколь же оправдан этот убийственный аргумент?
Буфер империи
Первые русские пришли в Среднюю Азию в 70-х годах XIX
века, вслед за армией генерала Скобелева. Захват и покорение существовавших
тогда на этой территории феодальных государств — Кокандского, Хивинского ханств
и Бухарского эмирата — были, по-видимому, вопросом времени. С юга (территории
нынешних Индии, Афганистана и Пакистана) ширилось и усиливалось британское
влияние. Не прояви тогда Россия имперского своеволия, Средняя Азия, вероятнее
всего, разделила бы судьбу южноазиатских стран, попавших под английское
владычество, отнюдь не способствовавшее их экономическому и культурному росту. А
российское государство, вполне возможно, имело бы у своих южных пределов
недоброжелательное соседство английских протекторатов, причем не где-нибудь, а,
не исключено, прямо под Оренбургом и Южной Сибирью.
К 1913 году в Средней Азии возникло порядка 120 русских
селений. Семиречье (район современных Алматинской и Талды-Корганской областей
Казахстана) заняли казаки, Чуйскую долину (север Киргизии) — переселенцы из
Южной России и Малороссии. Население Нового — русского — города в Ташкенте
сформировалось главным образом за счет военного и гражданского чиновничества, а
также политических ссыльных — людей преимущественно культурных и образованных.
Многие переселенцы-россияне не выбирали места жительства, но, оказавшись здесь,
внесли вклад в просвещение и благоустройство края, ставшего неотъемлемой — как
казалось тогда — частью великой империи.
Сосланный в Ташкент великий князь Николай Константинович
Романов усовершенствовал местную ирригационную систему, проложив несколько новых
каналов. А его экспроприированная после революции богатейшая художественная
коллекция составила основу Национального музея Узбекской ССР (ныне —
Государственный музей искусств Узбекистана).
Врач Федор Боровский открыл и описал возбудителя
пендинки, от которой испокон века страдало население края.
Усилиями русских колонистов непредсказуемый, чуждый и
отсталый регион стал превращаться в надежный и стабильный буфер Российской
империи.
Туркестан советский
Революция оставила в Туркестане столь же кровавый след,
как и в любом другом уголке России. С той разницей, что кровь здесь проливали не
только русскую. Был нарушен свято соблюдавшийся царской администрацией принцип
невмешательства во внутренние дела “туземного” населения. Большевики рвались
осчастливить весь мир, и феодальный уклад жизни азиатов не устраивал их ни в
коей мере. Именно этого в первую очередь не могут простить русским идеологи
современного Узбекистана.
Стараниями Красной Армии к началу 30-х годов с
басмачеством было покончено. В 1937—1938 годах сталинская карательная машина
расправилась с последними неугодными в лице местной интеллигенции — носителями
идей “мелкобуржуазного национализма”. Средняя Азия становится одной из вотчин
Союза, столь же безопасной и советской, как любая другая. Вопрошать сегодня:
зачем ты или твои родители потащились в Среднюю Азию, столь же нелепо, как
выяснять, почему другая семья не уклонилась от переезда, скажем, в Приморье.
Счет русских среднеазиатов уже тогда шел на сотни тысяч. Ехали сюда советские
люди чаще всего не по прихоти, а по распределению.
В Великую Отечественную воевать с фашизмом шли
представители всех народов, живущих в Средней Азии. Знаменитая Панфиловская
дивизия, в 1941-м полегшая под Москвой почти целиком, но не пустившая врага к
столице, была полностью сформирована в этом регионе. В начале войны в Среднюю
Азию эвакуировались фабрики и заводы, театральные коллективы и киностудии. В
1942—1943 годах Ташкент дал приют Фаине Раневской, Анне Ахматовой, Алексею
Толстому и многим другим деятелям культуры. Память об их здесь пребывании до сих
пор бережно хранится местными русскими.
Новый наплыв приезжих случился в 1966 году, после
разрушительного землетрясения, уничтожившего по сути дела весь старый саманный
город. Заново возводили Ташкент строители со всего СССР. Кто-то из них оставался
навсегда.
Некоторые политики и публицисты, не имея рецепта
выстраивания отношений с бывшими колониями, злорадствуют: “Ну что, поняли, как
туго без России? Какова она на вкус, ваша независимость?” Видимо, они путают
Среднюю Азию с Прибалтикой. На референдуме 1991 года абсолютное большинство не
только русских, но и узбеков в республике высказалось за сохранение Союза. А
потом были ГКЧП и Беловежская пуща…
Безответная любовь
Следы русского присутствия стираются сейчас с большим или
меньшим усердием во всех республиках Средней Азии. Но старика с буденновскими
усами, в фуражке с казачьей кокардой и богомольную старушку в белом платочке,
отбивающую поклоны у ворот Свято-Успенского собора, — этих свидетелей века не
сотрешь, не отменишь, не переименуешь. Так же как и их внуков, возящихся с
компьютерами, слушающих CD с российскими группами, переписывающих друг у друга
“Бригаду” и все чаще повторяющих в разговорах между собой: “Здесь нечего
ловить”. Они не в обиде на историческую родину; они смотрят в ее сторону с
надеждой. Русские в Азии вообще в большинстве своем оправдывают Россию — в
спорах с другими, в мучительных внутренних диалогах. Ей самой, объясняют они,
сейчас трудно, хватает своих проблем… Эта любовь сильна, бескорыстна и
безответна. Так, детдомовец до последнего ждет бросившую его мать, не верит в
бессрочность разлуки и оставленности.
Каждую субботу у российского посольства в Ташкенте
собирается живая очередь на получение гражданства — в основном русские. По
списку — разлинованной вручную тетрадке — проводят перекличку. В списке тысячи
фамилий, поэтому когда зачитывающий его доброволец спустя несколько часов
добирается до конца, голос у него уже заметно подсаженный и охрипший. Отмечаться
в очередь ездят аккуратно, как на службу. Некоторые — из области. Не пришел два
раза — вычеркивают, и месяцы, а то и годы ожидания идут насмарку. В приемный
день в посольство с документами попадают пять человек, не больше: таковы
правила. Смотришь в чье-нибудь пожилое лицо — и понимаешь, что до России оно
просто не доживет.
Утверждают, что очередь можно обойти, если сунешь
милиционеру у входа долларов сто. Но такие деньги для русского ташкентца — целое
состояние.
Эпилог
По Ливерпулю ходит священник. Он останавливает чернокожих
прохожих и просит у них прощения за века работорговли, за все прегрешения своих
белых сородичей против черной расы. Чернокожие с улыбкой пожимают плечами и
отпускают грехи. И с каждым актом прощения чуточку меньше становится зла в нашем
мире.
Сегодня этнические русские как никогда ранее ощущают
эфемерность, неподлинность своего азийского бытия. В их памяти еще не стерлись
тени прервавшейся на их веку эпохи — кажется, только вчера в глазах окружающих
они были достойными и востребованными гражданами большой страны. Они еще не
научились, подобно ташкентским армянам, корейцам, евреям, жить национальной
общиной. Великое и слишком недавнее прошлое не дает им осознать реальные потери,
сомкнуть поредевшие ряды, ощутить себя диаспорой, живущей в своем ритме, своими
некрупными, частными заботами и успехами, найти свое место среди громад железа и
тонированного стекла, выросших в считанные годы на месте прежних словно бы
игрушечных глинобитных построек. Отсюда, видимо, и угнетенность, прострация,
потерянность во времени и легкий налет неуверенности и рассеянности на всех
действиях и начинаниях...
Минует несколько десятилетий — и “белые негры” Средней
Азии, возможно, сами превратятся в тени, в недостоверное воспоминание о русском
присутствии в этом крае. История никого и ничему не учит. Но вспомнят
когда-нибудь и о них.
|