Иллюзорные ожидания
30.08.2006,
http://eursa.org
Владислав Л. ИНОЗЕМЦЕВ, "Русская мысль"
Одним из условий возрождения России большинство
отечественных политиков считает исправление сложившейся в стране демографической
ситуации. Но одно из главных средств решения проблемы в ближайшей перспективе –
а им, похоже, считают теперь возвращение в страну оставшихся за ее рубежами
соотечественников – вряд ли окажется эффективным.
Весьма примечателен в этом аспекте подписанный
президентом В. Путиным Указ «О мерах по добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Предполагается, что уже в
2007-2009 гг. изложенные в нем меры будут способствовать репатриации в Россию
около 300 тыс. человек. Насколько серьезны такие ожидания? На наш взгляд, они
просто безосновательны.
Начнем с цифр. Эксперты считают, что в странах СНГ
проживают сегодня от 4 до 6 млн. тех, кто может захотеть вернуться в Россию.
Казалось бы, привлечь в страну 1/10 этого контингента за три года – задача
посильная. Вопрос лишь в том, как постараться. Но именно характер предстоящих
«стараний», предусмотренных Указом и прилагаемой к нему Программой, вызывает
сомнения.
Во-первых, не вполне ясно, кто подпадает под их действие.
Соотечественниками считаются люди, «воспитанные в традициях российской культуры,
владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией». Формулировка
далека от юридической определенности.
Во-вторых, крайне смутно прописаны финансовые и иные
обязательства Российской Федерации перед репатриантами. Говорится лишь о
компенсации расходов на проезд к новому месту жительства и транспортировку
имущества, а также о возмещении трат, связанных с таможенным оформлением и
оформлением необходимых документов, удостоверяющих российское гражданство.
Упоминаются «подъемные» (без указания суммы) и пособие, которое будет
выплачиваться в течение 6 (!) месяцев и определяться «с учетом прожиточного
минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации».
Социальная поддержка репатриантов и меры по обеспечению жильем отнесены к
ведению субъектов Федерации и финансируются из их бюджетов. Масштаб помощи можно
оценить исходя из того, что в 2007 г. на прием 50 тыс. мигрантов планируется
выделить около 5 млрд. руб., т. е. около 100 тыс. на человека (из которых не
менее половины уйдет на транспортные услуги). Можно ли устроиться в России на
оставшиеся 40-60 тыс. руб. – решать «соотечественникам».
В-третьих, остаются непроясненными «технические»
инструменты приема прибывающих людей: как будет организовано временное их
размещение, медицинская помощь, каковы нормы обеспечения жильем, и т. д.
В-четвертых, остается непонятным, какие экономические
мотивы должны подвигнуть «соотечественников» к репатриации. Например, ими могли
бы стать бесплатное наделение людей значительными земельными участками, пяти-
или десятилетнее освобождение от налогов, иные виды льгот и преимуществ.
И это лишь самые очевидные пробелы закона. Зато
инструкции чиновникам, как и когда писать очередные постановления или
инструкции, занимают 18 из 34 (!) страниц текста Программы и насчитывают 45
пунктов, каждый из которых более конкретен, чем все миграционные меры.
Но ведь есть опыт других стран, облегчающих въезд
соотечественников, – в первую очередь Германии и Израиля. В Германию только из
России с 1990 г. выехали 2,6 млн. этнических немцев. Репатриантам выдавали
«подъемные» в размере от 4 до 6 тыс. евро в зависимости от возраста
приезжающего. Социальное пособие составляет 250 евро в месяц на главу семьи и
150 евро на каждого члена (срок выплаты не ограничен). Государство оплачивает
жилье из расчета 50 кв. м на главу семьи и 10-15 кв. м на остальных членов, в
зависимости от возраста. В Израиле, принявшем с 1989 г. в общей сложности 1,2
млн. человек, выдаваемая на первые 6 месяцев «корзина абсорбции» оценивается в
30,1 тыс. шекелей (6,3 тыс. долл.), после чего на граждан распространяются общие
нормы социального обеспечения. Семьи пенсионеров, неполные семьи или семьи с
детьми-инвалидами обеспечиваются государственным жильем. Остальным выдается
пособие на аренду квартиры в размере 450 шекелей (95 долл.) в месяц, снижающееся
до 110 шекелей к пятому году с момента получения статуса репатрианта. Ничего
подобного русских на Родине – увы – не ждет.
Возвращение соотечественников в Россию – великая и
благородная задача. Пытаясь ее решить, нельзя забывать, что все упомянутые меры
те же Германия и Израиль считали возможным позволить себе, когда, в отличие от
современной России, их бюджеты сводились с дефицитом, а государственный долг
увеличивался. И что департамент абсорбции возглавляет министр в ранге
вице-премьера (а комиссия, которая образована согласно Указу В. Путина, – его
личным помощником, г-ном Ивановым В.П.). Да много еще чего нужно помнить... А
еще лучше – просто иметь достаточно совести, чтобы не устраивать пиар на столь
деликатной проблеме. И не плодить ожидания, которые почти наверняка окажутся
иллюзорными.
|