Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №153(15.09.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Иллюзорные ожидания

30.08.2006, http://eursa.org

Владислав Л. ИНОЗЕМЦЕВ, "Русская мысль"

Одним из условий возрождения России большинство отечественных политиков считает исправление сложившейся в стране демографической ситуации. Но одно из главных средств решения проблемы в ближайшей перспективе – а им, похоже, считают теперь возвращение в страну оставшихся за ее рубежами соотечественников – вряд ли окажется эффективным.

Весьма примечателен в этом аспекте подписанный президентом В. Путиным Указ «О мерах по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Предполагается, что уже в 2007-2009 гг. изложенные в нем меры будут способствовать репатриации в Россию около 300 тыс. человек. Насколько серьезны такие ожидания? На наш взгляд, они просто безосновательны.

Начнем с цифр. Эксперты считают, что в странах СНГ проживают сегодня от 4 до 6 млн. тех, кто может захотеть вернуться в Россию. Казалось бы, привлечь в страну 1/10 этого контингента за три года – задача посильная. Вопрос лишь в том, как постараться. Но именно характер предстоящих «стараний», предусмотренных Указом и прилагаемой к нему Программой, вызывает сомнения.

Во-первых, не вполне ясно, кто подпадает под их действие. Соотечественниками считаются люди, «воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией». Формулировка далека от юридической определенности.

Во-вторых, крайне смутно прописаны финансовые и иные обязательства Российской Федерации перед репатриантами. Говорится лишь о компенсации расходов на проезд к новому месту жительства и транспортировку имущества, а также о возмещении трат, связанных с таможенным оформлением и оформлением необходимых документов, удостоверяющих российское гражданство. Упоминаются «подъемные» (без указания суммы) и пособие, которое будет выплачиваться в течение 6 (!) месяцев и определяться «с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации». Социальная поддержка репатриантов и меры по обеспечению жильем отнесены к ведению субъектов Федерации и финансируются из их бюджетов. Масштаб помощи можно оценить исходя из того, что в 2007 г. на прием 50 тыс. мигрантов планируется выделить около 5 млрд. руб., т. е. около 100 тыс. на человека (из которых не менее половины уйдет на транспортные услуги). Можно ли устроиться в России на оставшиеся 40-60 тыс. руб. – решать «соотечественникам».

В-третьих, остаются непроясненными «технические» инструменты приема прибывающих людей: как будет организовано временное их размещение, медицинская помощь, каковы нормы обеспечения жильем, и т. д.

В-четвертых, остается непонятным, какие экономические мотивы должны подвигнуть «соотечественников» к репатриации. Например, ими могли бы стать бесплатное наделение людей значительными земельными участками, пяти- или десятилетнее освобождение от налогов, иные виды льгот и преимуществ.

И это лишь самые очевидные пробелы закона. Зато инструкции чиновникам, как и когда писать очередные постановления или инструкции, занимают 18 из 34 (!) страниц текста Программы и насчитывают 45 пунктов, каждый из которых более конкретен, чем все миграционные меры.

Но ведь есть опыт других стран, облегчающих въезд соотечественников, – в первую очередь Германии и Израиля. В Германию только из России с 1990 г. выехали 2,6 млн. этнических немцев. Репатриантам выдавали «подъемные» в размере от 4 до 6 тыс. евро в зависимости от возраста приезжающего. Социальное пособие составляет 250 евро в месяц на главу семьи и 150 евро на каждого члена (срок выплаты не ограничен). Государство оплачивает жилье из расчета 50 кв. м на главу семьи и 10-15 кв. м на остальных членов, в зависимости от возраста. В Израиле, принявшем с 1989 г. в общей сложности 1,2 млн. человек, выдаваемая на первые 6 месяцев «корзина абсорбции» оценивается в 30,1 тыс. шекелей (6,3 тыс. долл.), после чего на граждан распространяются общие нормы социального обеспечения. Семьи пенсионеров, неполные семьи или семьи с детьми-инвалидами обеспечиваются государственным жильем. Остальным выдается пособие на аренду квартиры в размере 450 шекелей (95 долл.) в месяц, снижающееся до 110 шекелей к пятому году с момента получения статуса репатрианта. Ничего подобного русских на Родине – увы – не ждет.

Возвращение соотечественников в Россию – великая и благородная задача. Пытаясь ее решить, нельзя забывать, что все упомянутые меры те же Германия и Израиль считали возможным позволить себе, когда, в отличие от современной России, их бюджеты сводились с дефицитом, а государственный долг увеличивался. И что департамент абсорбции возглавляет министр в ранге вице-премьера (а комиссия, которая образована согласно Указу В. Путина, – его личным помощником, г-ном Ивановым В.П.). Да много еще чего нужно помнить... А еще лучше – просто иметь достаточно совести, чтобы не устраивать пиар на столь деликатной проблеме. И не плодить ожидания, которые почти наверняка окажутся иллюзорными.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ