БЕЛОРУССИЯ
Хроника
1 сентября. Белоруссия не
будет покупать российский газ дороже, чем Германия, заявил Александр Лукашенко в
ходе своего посещения города Пинска Брестской области.
«Россия продает нам нефть дороже, чем Украине, а
цены на газ предложены выше, чем Германии. Мы никогда не будем покупать газ
дороже, чем Германия. Еще те люди не умерли, которые в одних окопах с россиянами
гибли, - подчеркнул Александр Лукашенко. - Мы абсолютно не против, чтобы цены
росли, но они должны быть такими, как в России. Это заложено в Договоре о
Союзном государстве».
Президент сообщил, что у Белоруссии есть определенные
предложения по добыче нефти в других государствах, например Венесуэле. «Если мы
этот проект воплотим, то будем продавать нефть там, зарабатывать деньги», -
отметил А.Г. Лукашенко.
1 сентября. Половина вопросов,
включенных в проект повестки дня предстоящего заседания Совета Министров
Союзного государства, уже полностью готова к рассмотрению. Об этом сообщил
руководитель представительства Постоянного комитета Союзного государства в
Минске Василий Шолодонов.
По его словам, всего на обсуждение на очередном заседании
союзного Совмина планируется вынести около 20 вопросов, главными из которых
станут итоги исполнения бюджета Союзного государства за I полугодие нынешнего
года и проект союзного бюджета на 2007 год.
2 сентября. В Палату
представителей Национального собрания Белоруссии внесены поправки
в Избирательный кодекс предусматривающие отмену второго тура голосования
по выборам депутатов местных советов. Предполагается, что выборы в
местные советы пройдут в Белоруссии 14 января 2007 года.
Как сообщил секретарь Центральной комиссии
по выборам и проведению республиканских референдумов Николай Лозовик,
изменения и дополнения вносятся с учетом опыта проведения местных
избирательных кампаний.
3 сентября. В городе
Поставы Гродненской области прошли мероприятия по случаю Дня
белорусской письменности - национального праздника Республики Беларусь,
который отмечается ежегодно в первое воскресенье сентября. Нынешние
торжества являются тринадцатыми по счету.
3 сентября. КГБ Белоруссии
задержан работник предприятия «Белшина» (г. Бобруйск), который длительное время
занимался промышленным шпионажем, продавая производственные секреты.
4 сентября. Бывший единый
кандидат в президенты от оппозиции Александр Милинкевич, находясь в Марселе в
ходе встречи с высокопоставленными французскими чиновниками призвал страны
Евросоюза не признавать итоги предстоящего белорусско-российского
референдума по Конституционному Акту Союзного государства.
4 сентября. Госсекретарь
Совета безопасности Виктор Шейман и первый вице-премьер Белоруссии Владимир
Семашко отправились с визитом в Венесуэлу. Основной задачей делегации является
выполнение договоренностей, достигнутых в ходе официального визита в Белоруссию
президента Венесуэлы Уго Чавеса 23-25 июля текущего года.
4 сентября. Александр
Лукашенко убежден, что в отношениях Белоруссии и Азербайджана открывается новая
страница. Об этом заявил президент РБ, принимая верительные грамоты
Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджана в Белоруссии Али Теймур оглы
Нагиева.
По словам А.Г. Лукашенко, Белоруссия рассматривает
Азербайджан как одну из богатейших стран региона. «Мы видим огромные перспективы
Азербайджана. У нас есть к этой стране определенный интерес, и у азербайджанской
стороны есть большой интерес к нашей экономике. Мы готовы в этом направлении
сотрудничать», - подчеркнул он. Белорусский лидер не исключил, что визит
президента Азербайджана Ильхама Алиева в РБ может состояться уже в этом
году, и в его рамках будет подписан документ о долгосрочном
белорусско-азербайджанском экономическом сотрудничестве.
5 сентября. Активы в
российских рублях с 1 сентября 2006 г. будут включаться в состав международных
резервов Белоруссии в национальном определении (золотовалютные резервы).
Соответствующее постановление от 30.08.2006 № 223 принято Советом директоров
Национального банка.
6 сентября. Как сообщил
заместитель генерального директора республиканского унитарного предприятия
«Белгеология» - главный геолог по твердым полезным ископаемым Петр Хомич в
Белоруссии разведано с целью промышленного использования три месторождения бурых
углей Припятской впадины, общие запасы которых составляют более 140 млн.т. В
частности, это Житковичское месторождение с запасом в 69 млн.т, Бриневское (30
млн.т), расположенное в Петриковском районе Гомельской области, а также
предварительно разведанное Тонежское месторождение (42 млн.т) в Лельчицком
районе.
По словам главного геолога, минерально-сырьевая база
бурых углей в Белоруссии, которая не использовалась до настоящего времени, может
стать дополнительным источником топлива для белорусской энергетики.
6 сентября. Белоруссия готова
заменить собственной электроэнергией импорт с Украины в случае
повышения цен на украинскую электроэнергию в 2007 году. Об этом
сообщил советник генерального директора концерна «Белэнерго» Владимир Кордуба.
Он отметил, что в соответствии с заключенным
на 2006 год контрактом Украина поставит в Белоруссию до 2,5 млрд
кВт.ч электроэнергии на сумму 52 млн долларов из расчета 0,021
долларов за 1 кВт.ч. Однако недавно Киев заявил о готовности
с будущего года повысить для Белоруссии цены на 10-15% -
до 0,0231-0,02415 долларов за 1 кВт.ч. В ходе состоявшихся
переговоров белорусская сторона предупредила, что в этом случае она может
отказаться от импорта.
«В случае отказа от импорта электроэнергии
из Украины Белоруссия будет производить собственную электроэнергию», -
сказал Кордуба, уточнив, что в настоящее время оборудование республиканской
энергосистемы позволяет производить до 45 млрд кВт.ч в год.
6 сентября. Находясь в Минске
председатель Счетной палаты России Сергей Степашин заявил, что принятие
Конституционного акта Союзного государства позволит снять актуальные для
Белоруссии нефтяные и газовые вопросы.
Он высоко оценил эффективность взаимодействия Комитета
государственного контроля Белоруссии и Счетной палаты России. «В сотрудничестве
органов финансового контроля Белоруссии и России нет вообще никаких проблем. В
феврале 2006 года мы совместно проверили бюджет Союзного государства. Мы навели
порядок, воровать там перестали», - отметил Сергей Степашин.
6 сентября. Фракция
Европейского парламента «Европейская народная партия-Европейские
демократы» приняла решение о поддержке кандидатуры бывшего единого
кандидата в президенты Белоруссии Александра Милинкевича на получение награды
имени Андрея Сахарова «За свободу мысли». Таким образом Европарламент намерен
оказать поддержку белорусской оппозиции , в том числе, и в ее
противодействии «российской экспансии».
7 сентября. Находясь с рабочим
визитом в Гомельской области министр внутренних дел Российской
Федерации Рашид Нургалиев заявил на пресс-конференции, что опыт
профилактики правонарушений и преступности, наработанный в Белоруссии, полезен и
для российских коллег.
«В Гомеле мы ознакомились с рядом действующих программ,
чтобы в какой-то мере внедрить опыт коллег в ту программу профилактики, которая
сегодня разработана и внедряется в России», - отметил Рашид Нургалиев. Это
касается домов-приютов, реабилитации детей и подростков, в какой-то мере
реабилитации семей, что ведут антисоциальный образ жизни. Ведь самое главное
заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и получал нормальное
воспитание и образование в семье, подчеркнул министр внутренних дел Российской
Федерации.
7 сентября. Проект бюджета на
2007 год передан в Администрацию Президента Белоруссии, который предварительно
одобрен на заседании Совета Министров 29 августа. В проекте бюджета на будущий
год предусмотрено повышение расходов на здравоохранение - с 4,4% до 4,6% от
валового внутреннего продукта. Расходы на социальную политику возрастут на
15,3%. Ассигнования на образование планируется превысить объем текущего
года на 15%
Бюджет 2007 года сохранит социальную направленность -
более 60% расходов предусмотрено на социально-культурную сферу и поддержку
населения.
7 сентября. Белоруссия
рассматривает Иран как серьезную точку опоры в дальнем зарубежье и намерена
активизировать торгово-экономическое сотрудничество с этим государством. Об этом
заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с министром
иностранных дел Ирана Манучехром Моттаки.
8 сентября. В Минске начала
работу 10-я сессия Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ).
Основной темой обсуждения станет роль этой международной организации в развитии
инновационных технологий, способствующих улучшению качества жизни в крупных
городах.
8 сентября. Заместитель
премьер-министра Белоруссии Иван Бамбиза заявил о необоснованности
претензий российской стороны в отношении белорусского экспорта
сельскохозяйственной продукции. «В ходе моей недавней встречи с российскими
коллегами были развеяны их сомнения по мясомолочной продукции. Мы пригласили их
проинспектировать наши предприятия, посмотреть как у нас организовано
производство и переработка этой продукции», -сообщил белорусский вице-премьер.
«Мы не препятствуем российскому импорту мясной, молочной
продукции, и нам интересно знать, насколько мы конкурентоспособны. Необходимо
стремиться к созданию свободной торговли между Белоруссией и Россией, чтобы
здесь не было никаких препятствий», - отметил Бамбиза.
8 сентября. Как сообщили
в Постоянном комитете Союзного государства союзный бюджет в 2007 году
планируется увеличить на треть. Доходы бюджета Союзного государства
в 2007 году превысят 4 млрд. российских рублей, увеличившись
по сравнению с нынешним годом на 31%. Взнос России в союзную
казну возрастет с 1 млрд. 760 млн. российских рублей до 2 млрд. 400
млн., взнос Белоруссии - с 948 млн. до 1 млрд. 292 млн.
российских рублей.
8 сентября. Преимущества от
участия Белоруссии в Движении неприсоединения (ДН) очевидны, и мы их
ощущаем практически каждый день. Об этом заявил министр иностранных дел
Белоруссии Сергей Мартынов.
«В Движении неприсоединения в настоящее время состоят 116
государств, а это большинство стран мира. И мы как государство-участник ДН имеем
возможность опираться на это большинство для достижения своих внешнеполитических
целей. Это более чем серьезная опора», - подчеркнул глава белорусского МИДа.
8 сентября. Мэр Москвы Юрий
Лужков прибыл в белорусскую столицу с однодневным визитом
8 сентября. Александр
Лукашенко на встрече с градоначальником российской столицы
подтвердил готовность Белоруссии к активному сотрудничеству с Москвой в
осуществлении крупных совместных проектов. Это касается прежде всего
строительной сферы, создания торговых домов и гипермаркетов, логистических
центров, предприятий по производству стройматериалов.
8 сентября. Александр
Лукашенко заявил на встрече в Минске с участниками Международной ассамблеи
столиц и крупных городов, что белорусская сторона никогда не тормозила
интеграционные процессы с Россией и намерена впредь в союзном строительстве
придерживаться Договора о создании Союзного государства.
«Не секрет, что со стороны Запада неоднозначное отношение
к Лукашенко, но даже в России некоторые пытаются «накатить» на нас, обвинить,
что мы якобы тормозим интеграцию. Поверьте, это не так», - подчеркнул А.
Г. Лукашенко,
8 сентября. Министерство юстиции Белоруссии разработало
проект закона, направленный на повышение безопасности граждан, общества и
государства и усиление борьбы с актами терроризма.
«В соответствии с законопроектом предлагается установить
уголовную ответственность за создание организации, деятельность которой
направлена на совершение актов терроризма, или которая признает возможность
использования в своей деятельности терроризма», - отметили в министерстве.
Кроме того, согласно законопроекту планируется
дополнить закон «О печати и других средствах массовой информации» положением о
том, что «не допускается использование средств массовой информации для
распространения сведений, служащих пропаганде или оправданию терроризма».
Проектом закона вносятся также дополнения в Уголовный
кодекс РБ, в соответствии с которыми «лица, совершившие акты терроризма, будут
привлекаться к уголовной ответственности независимо от того, когда они будут
обнаружены», - заявили в министерстве юстиции Белоруссии.
10 сентября. Минский
тракторный завод планирует создать сборочное производство в Венесуэле. Протокол
о намерениях подписан в столице Венесуэлы Каракасе во время визита белорусской
правительственной делегации. Как сообщили в маркетинг-центре МТЗ, Венесуэла
заинтересована в осуществлении этого проекта и долгосрочном сотрудничестве
с белорусским предприятием.
11 сентября. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко дал интервью телеканалу НТВ в рамках
телевизионного проекта с рабочим названием «Союз нерушимый». Этот документальный
фильм посвящен событиям 15-летней давности - подписанию Беловежских соглашений.
По мнению А.Г. Лукашенко, самым отрицательным
последствием распада Советского Союза стало формирование однополярного мира.
Войны, в том числе и на Балканах, многие другие разрушительные процессы стали
возможными благодаря тому, что нет СССР. «Никогда не было бы этих войн, если бы
существовал Советский Союз», - подчеркнул белорусский президент.
11 сентября. Министр
иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов вылетел в Гавану для участия в XIV
конференции Движения неприсоединения.
12 сентября. Как сообщили в
посольстве Белоруссии в России, более ста белорусских предприятий и организаций
примут участие в выставке-презентации «Подмосковье-2006», которая пройдет с 26
по 29 сентября. Она будет организована в выставочном комплексе «Крокус-Экспо»,
расположенном у Московской кольцевой автодороги.
12 сентября. С принятием
Конституционного Акта Союзного государства весь круг вопросов, связанных с
обеспечением равных прав граждан Белоруссии и России, можно будет решать
быстрее. Об этом заявила первый секретарь управления России и Союзного
государства Министерства иностранных дел Белоруссии Светлана Бейнарович. Она
отметила, что Конституционный Акт предполагает формирование единого правового
статуса для граждан Союза Белоруссии и России.
Зачем ведутся разговоры о политическом экстремизме?
Владислав Лосев
В последнее время в Белоруссии много говорится о том, что
белорусско-российские отношения стоят накануне решительного интеграционного
прорыва. Представители депутатского корпуса, МИДа Республики Беларусь и
Постоянного комитета Союзного государства неоднократно в печати, по радио
и телевидению заявляли о большой степени вероятности проведения референдума по
Конституционному Акту в начале 2007 года.
В частности, председатель Постоянной комиссии Совета
Республики Национального собрания РБ по международным делам и национальной
безопасности Николай Чергинец прямо заявил, что проект главного документа
Союзного государства готов на 99 процентов и что не решен только один вопрос —
будет ли в общем государстве пост президента или в качестве верховной власти
будет выступать Высший государственный совет. По словам Н.И. Чергинца, этот
последний вопрос находится в ведении исключительно в ведении глав наших
государств. И остается надеяться, что президенты наконец придут к какому-то
согласию в этом вопросе и дело-таки сдвинется с мертвой точки.
Пока же противники белорусско-российского воссоединения
активно «надувают» пузыри антисоюзных страшилок. Причем, если раньше они в
основном предназначались для запугивания белорусских граждан («наши мальчики
будут гибнуть в Чечне»), то теперь подозрительность и страх перед Союзом
нагнетаются не только в Белоруссии, но и за ее пределами.
В последнее время особенно заметным на этом сомнительном
поприще стал бывший «единый от оппозиции» Александр Милинкевич Во время
своих разговоров с сотрудниками иностранных миссий и многочисленных челночных
поездок за границу этот господин постоянно пытается убедить западных политиков в
том, что для них нет «зверя» страшней создаваемого Союзного
государства.
29 августа Александр Милинкевич на встрече с
представителями посольств стран Евросоюза в Белоруссии просто умолял
зарубежных дипломатов «не ждать назначения даты референдума, а уже в самое
ближайшее время выработать единую позицию государств Европы по непризнанию
итогов референдума. Это не будет объединение двух стран, это настоящий аншлюс,
экономической поглощение Беларуси».
Собственно говоря истерики лидеров оппозиции легко
объяснимы. Дело в том, что воссоединение Белоруссии и России для многих из
них будет означать конец политической карьеры, так как большинство из
оппозиционных политиков не смогут найти себе место в новой политической
реальности.
Ведь, несмотря на то, что оппозиция именует себя
демократической, таковой она по своей сущности не является. Ее лидеры и
идеологи напрочь отметают такой неотъемлемый атрибут демократии как
право на свободное культурное и языковое самоопределение белорусов, навязывают
свои этнические, исторические и геополитические предпочтения. Нынешняя
оппозиция – это оборотная и наихудшая сторона сложившейся в Белоруссии
политической системы.
В большинстве своем оппозиционная среда крайне нетерпима
к иному мнению, страдает высокомерным «шляхетским» презрением к
реально существующему белорусскому народу и болезненной русофобией. В
общем, белорусская оппозиция в ее нынешнем виде и демократические принципы –
вещи достаточно далекие друг от друга и, пожалуй, не совместимые.
В современной же России, при всех существующих
недостатках и «болезнях роста», последовательно складывается
многопартийная демократия, которая при воссоздании общего белорусско-российского
государства неизбежно распространится и на Белоруссию. И тогда
оппозиционным группировкам придется или изменять свои взгляды и лозунги
(что вряд ли возможно) и становиться частью общесоюзного политического класса,
или же довольствоваться участью политической обочины с последующей
маргинализацией. Вот и получается, что создание Союзного государства для
нынешней оппозиции означает неизбежный и скорый крах.
Теоретически для оппозиции, точнее для ее
экстремистского крыла, есть еще путь политического бандитизма, т.е. терроризма.
Но это скорее из области невероятного. Ведь терроризм требует не только
нечеловеческой ненависти к предполагаемым жертвам, но и наличие разветвленного
диверсионно-террористического подполья, тренировочных баз и лагерей, больших
денежных средств (хотя, конечно, деньги на это дело могут дать на Западе).
И самое существенное – террористы должны пользоваться поддержкой и
сочувствием со стороны значительной части населения. О чем
свидетельствует опыт Косова, Ирака, Чечни и других терророопасных регионов, а
также бесславный конец бандитских формирований польской Армии Крайовой в
послевоенной Западной Белоруссии. И чтобы кто ни говорил, но всего этого набора
(кроме, пожалуй, ненависти) у оппозиции как раз-то и нет. Да и белорусские
спецслужбы обладают необходимым уровнем профессионализма, чтобы пресечь
это уродливое и опасной явление в зародыше.
Поэтому лидеры оппозиции, встречаясь с западными
политиками отчаянно блефуют, пытаясь заполучить поддержку (в первую очередь,
финансовую) с их стороны. Так, 1-2 сентября в Марселе на встрече с
министром иностранных дел Франции Филиппом Дуст-Блази, министром внутренних дел
Николя Саркози и другими французскими официальными лицами Александр
Милинкевич откровенно запугивал французских чиновников предстоящим
белорусско-российским воссоединением: «Угроза потери независимости ведет к
дестабилизации в нашем регионе. В Беларуси есть множество людей, которые никогда
не смирятся с исчезновением нашего государства с политической карты мира»
(видимо уйдут в леса – авт.).
Таким образом, Милинкевич вполне прозрачно намекает
на возможность использования неправовых экстремистских способов борьбы против
белорусско-российского воссоединения. Конечно, всерьез относится к подобным
заявлениям не приходится, но вот пощекотать нервы обывателю они, в принципе,
могут. Тем более, когда к провокационному «хору» оппозиции присоединяются голоса
из числа тех кто определяет себя в качестве сторонников Союза.
К примеру, в «Литературной газете» (9-15.08.2006 г.) в
статье «Многогранный суверенитет или кто тормозит белорусско-российскую
интеграцию» заместитель шеф-редактора газеты «Союз. Беларусь-Россия»
Аркадий Медведев в своих рассуждениях недалеко ушел от Милинкевича,
заявив следующее: «Серьезные аналитики считают, что угроза возникновении в
случае «аншлюса» Россией Беларуси белорусских организаций, аналогичных
ирландской ИРА или баскской ЭТА, вполне реальна».
Непонятно, что подразумевает под «аншлюсом» г-н Медведев,
но вот белорусские оппозиционеры этим словом обозначают любую (подчеркиваю,
любую) форму государственной общности Белоруссии и России. У них единственная
цель – окончательный отрыв Белой Руси от России, с последующим вступлением в
НАТО и созданием новой (форма может быть любая) Речи Посполитой «от моря
до моря».
Собственно, утверждения Медведева о том, что «белорусы
просто не позволят руководящим кругам Минска даже ставить вопрос о том, чтобы
Беларусь стала провинцией России», мягко говоря, не корректны. Во-первых,
потому что ни о каких «провинциях» речь вообще никто не ведет, а, во-вторых, в
связи с тем, что настроения белорусского общества заметно отличаются от той
картинки, которую он старательно рисует.
Подобные заявления нужны не только оппозиции, но и тем
силам в белорусских правящих кругах, которые не заинтересованы в реальном
объединении с Российской Федерацией и хотели бы максимально растянуть во времени
существующую интеграционную неопределенность. В справедливости данной мысли
убеждает, в частности, то обстоятельство, что упомянутое издание
«Союз. Беларусь-Россия» является приложением (с белорусской стороны) к газете
«Советская Белоруссия», которая отнюдь не отличается излишней приверженностью
идее белорусско-российского единства.
И все же общество не может не волновать вопрос даже
о гипотетической возможности того хода событий, который пытаются
предрекать Милинкевич и Медведев. В этом смысле представляют несомненный интерес
результаты (табл. 1) национальных опросов проведенных оппозиционным Независимым
институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, в РБ
закрыт, в н/в базируется в Вильнюсе).
Таблица 1.
Распределение ответов на вопрос «Недавно президент России Владимир Путин заявил:
«Мы и белорусы, по большому счету, – одна нация». Как Вы оцениваете это
высказывание?»(«Новости НИСЭПИ», выпуск 2, июнь 20006 г.)
Вариант ответа |
% |
Согласен |
56,8 |
Не согласен, но отношусь к этому высказыванию В.
Путина спокойно |
31,7 |
Возмущен (оскорблен) этим высказыванием В.
Путина |
4,3 |
Меня это вообще не волнует |
7,1 |
НО |
0,1 |
Как видно из приведенной таблицы без малого 57 процентов
белорусов считают себя в этническом смысле одним целым с русским народом. Около
32 процентов хоть и придерживаются иного мнения, но, судя по спокойной реакции,
дружески относятся к Российской Федерации. И только 4,3 процента оказались
категорически не согласны.
Именно эти четыре с небольшим процента только и могут
стать средой для вербовки политических экстремистов. А так как между
эмоциональным возмущением и участием в экстремистской, а тем более в
террористической деятельности дистанция огромного размера, то говорить о
какой-либо мало-мальски массовой базе для антироссийского экстремизма в
Белоруссии не приходится.
Так, что все устрашающие предупреждения Милинкевича, а
вслед за ним и «друга Союза» Медведева на поверку оказываются блефом,
нацеленным на решение сугубо материальных вопросов в интересах тех кругов,
которые каждый из них представляет. Эти господа явно заблудились в тумане
собственных страхов, а в качестве противодействия общерусскому объединению
рисуют апокалипсические картины разгула терроризма в будущем Союзном
государстве.
Провинциальное экономическое чванство
Андрей Суздальцев (Москва)
Опубликованная в августе 2006 в информационном бюллетене Администрации Президента Республики
Беларусь статья «О советском и мировом опыте планирования развития» (автор -
помощника А. Лукашенко по экономике Сергей Ткачев) не могла не привлечь
внимание российского экспертного сообщества, изучающего процессы формирования на
постсоветском пространстве национальных моделей экономического
развития.
Однако статья С. Ткачева,
выступающего в роли яркого апологета социалистической плановой экономики,
безусловно, не является вкладом в экономическую теорию. Дискуссия по
поводу преимуществ плановой экономики давно закончилась, но, к
сожалению, помощник белорусского президента видимо ее пропустил и упорно
оперирует заблуждениями пятнадцати – двадцатилетней давности.
С. Ткачев снова и
снова активно путает Госплан с его тысячами балансов, пресловутыми
зонами снабжения и периодически возвращающимися карточками на продукты и водку
с современный корпоративным менеджментом и маркетингом, социалистическую
плановую экономику, в основе которой была монопольная государственная
форма собственности, что и обеспечило использование командно-административных
методов управления, с реальной рыночной экономикой с различными
вариантами и объемами государственного рыночного вмешательства.
С. Ткачев, как типичный
продукт политэкономии социализма, как наивный ребенок, радуется оперативности
плановиков Канады («Треть века назад, помню,
побывали в Канаде работники нашей легкой промышленности -- и были шокированы. В
их присутствии за четыре часа одно из подразделений Экономического совета
собрало данные о запасах, объемах производства и продажи всех типов, размеров и
фасонов обуви в масштабах страны. Чтобы составить оптимальный план работы
обувной отрасли...»), хотя для того, чтобы понять какой «оптимальный план работы обувной отрасли» создавали
тридцать лет назад канадцы, С. Ткачеву и сейчас не поздно почитать на
ночь любой учебник по маркетингу.
Но нет, практически единственный представитель
белорусской экономической науки в верхнем эшелоне белорусской власти
продолжает рассказывать сказки 70-80 – х гг. о том, что несчастные
капиталисты учились планированию в СССР. Правда почему-то ни в США, ни
странах Западной Европы так и не возникло аналогов Госплана СССР с его «функциями распределения финансовых и материальных
ресурсов». Да это было и невозможно, так как для подтверждения плановых распределительныхфункций в тех же США, несмотря на
катастрофические социальные и политические последствия, всю
экономику пришлось бы ударно национализировать. Автору статьи в органе АП РБ
словно невдомек, что вместо примитивного советского планирования с массой
показателей, в мире уже второе столетие существует развитое опирающееся на
солидную прогностическую базу государственное бюджетное планирование. Остальное
планирование сосредоточено в корпорациях, где сконцентрированы и основные
финансовые ресурсы
Экзотический набор странных примеров и цифр,
используемых помощником А. Лукашенко можно комментировать бесконечно. К
примеру, «Валовой внутренний продукт (СССР) к 1990 году
достиг 64 процентов ВВП Соединенных Штатов Америки». И это слова
экономиста! Интересно, по какому курсу рубля он считает тот пресловутый
советский ВВП 1990 года, когда дефицит на советском потребительском
рынке стал повальным. Люди заявляют или повторяют за кем-то заведомые
глупости, не представляя себе всю мощь американской
экономики, которая даже при нынешней белорусской туземной традиции расчета
ВВП, когда в него вбивают годами валяющийся на складах предприятий
неликвид, больше белорусской почти в 350 (!) раз. Исходя из их логики,
Уолл-стрит «поднялся», используя опыт первых советских пятилеток.
Так что же случилось с нашим бесценным советским
опытом планирования от производства топоров и до пуска ядерных реакторов,
если в итоге Советский Союз элементарно разорился? Страна к 1991 году
осталась без валютного резерва, но зато с огромным внешним
долгом. С. Ткачев привел говорящие сами за себя примеры
планового абсурда, который в сумме с другими объективными причинами и привели
народохозяйственный комплекс СССР к тяжелому структурному кризису. Но помощник
белорусского президента не стал себя утруждать поиском ответов на причины
экономической катастрофы начала 90-х годов.
Он поступил в духе современной белорусской политики
- курс верен, но исполнители подкачали. Эти «нехорошие человеки» все
извратили и исказили, искали некие формы повышения эффективности –
развивали хозрасчет, боролись за самостоятельность предприятий, а надо было
просто построже требовать выполнение показателей: «Решать назревшие проблемы экономики с учетом современных
требований, а также уроков собственного и мирового опыта новые руководители
страны, пришедшие к власти в середине 1950-х годов, оказались
неспособны».
Правильно, а вот до «середины
1950-х годов», т.е. при Сталине, все решалось быстро и с учетом
«уроков собственного и мирового опыта» - или к
стенке сразу или в ГУЛАГ на двадцать пять лет. Альтернатива одна -
труд в форсаже ускоренного боя по примеру северокорейских товарищей, где, между
прочим собственный ГУЛАГ функционирует уже пятьдесят лет и
исправно работает на северокорейскую экономику. Всю страну уже зарыли под землю…
Экономическая наука, оперирующая столь специфическими
терминами, как «враги», «забугорные хозяева» и прочие «враги народа» является
чем угодно, даже пособием для карательных органов, но не экономической наукой.
Судя по статье С. Ткачева, именно такой, «гулаговский» уровень и
переживает ныне передовая белорусская экономическая мысль.
Можно еще привести не мало примеров воинствующего
провинциального чванства, когда одним пером новый экономический «минский гений»
низвергает крупнейших мировых авторитетов: «Мы,
конечно, признательны Людвигу фон Мизесу, Фридриху фон Хайеку, Милтону Фридману,
Джеймсу Бьюкенену и другим, поставившим свой мощный интеллектуальный и
нравственный потенциал, как в свое время и А. Смит, на службу свободы личности,
выступившим против всякого притеснения индивидуализма... Но история не
посчиталась и с их рекомендациями». Если считать «историей» А. Лукашенко, то
с С. Ткачевым стоит согласиться – какая там «свобода личности» и прочие
Мизесы с Хайеками: Всех в Чернобыльскую зону, картошку копать!
Но в целом статья С. Ткачева безусловно
полезна, так позволяет понять некоторые особенности появления и
функционирования белорусской экономической модели. Специфический феномен
псевдосоветской экономики с элементами контролируемого («крышуемого»)
государственным аппаратом (не путать с государством!) частного сектора и
работающий в парниковых условиях многомиллиардных российских преференций и льгот
требуется как –то обосновать.
Оказывается во времена СССР «без
устали копали, плавили, строили, накапливали, вместо того чтобы обдумать,
осмотреться и сделать правильные выводы». В Белоруссии, мол,
«осмотрелись» и такие «выводы» сделали. В итоге создали «белорусскую
экономическую модель» - показатель зрелости белорусского интеллектуального мира
и его готовности к суверенному и независимому развитию. Ничего не поделаешь,
если получился классический колхоз с традиционным шефством города (в
данном случае России с ее необъятным рынком и энергетикой по символическим
ценам).
Выше колхоза правящая белорусская элита пока так и не
выросла. Вот она и оперирует образами середины ХХ века: «Ныне налицо кричащее
противоречие между возрастающей ролью государства в современной хозяйственной
жизни самых развитых рыночных стран и доминирующей установкой экономической
науки на минимизацию действий государства, ревнивой подозрительностью к любым
попыткам ограничения индивидуалистического подхода. Однако… рано или поздно это
противоречие разрешится и, несомненно, маятник начнет движение в сторону
развития плановости, а стало быть, и в сторону приоритета общих, коллективных интересов». В общем, колхозный строй во
главе с мудрым и, естественно, несменяемым председателем и даже с
колхозной демократией (кто против, тому накостыляют за околицей). Но это еще не
предел. К примеру, туркменская правящая верхушка, как оказалась, застряла
на стадии восточных деспотий. Вот где истинное счастье народное…
Бессмысленную гонку за пресловутым валом, экономику,
погрязшую в показухе и приписках, огромный продажный аппарат ревизоров и
проверяющих, бесконечные «упорядкования» и пересадки/посадки высшей
номенклатуры, глобальную государственную коррупцию «штатные экономисты» пытаются
как-то прикрыть рассуждениями о верности курса, плановости, «абсолютной
управляемости» белорусской экономики, старательно уходя от главной причины
данной «управляемости» и «плановости» - господства в белорусской экономике
псевдогоссектора, давно приватизированного кланом А. Лукашенко.
Но с другой стороны, если верить на слово С. Ткачеву,
оплакивающему оказавшейся жертвой людоедов – либералов («Враги!») российскую
экономику («Опустили Россию-матушку дальше
некуда»), то получается, что Белоруссия уже достигала столь
впечатляющих успехов в своем экономическом развитии, что уже вполне может себе
позволить помочь «опущенной России» - заплатить, к
примеру, за газ по рыночной цене, вернуть российскому бюджету упущенную выгоду
за экспорт нефтепродуктов, прекратить государственную сахарную контрабанду,
окончательно отказаться тянуть все что приглянется с российского транзита,
перестать перерегистрировать на таможенных постах в Хотежино и Степянке товары
третьих стран перед их отправкой на российский рынок и т.д. и т.п. Во всяком
случае, трудно представить «гениев» мировой экономической мысли, столь
«обоснованно» защищающих экономические опыты белорусского президента, в
роли газовых попрошаек у страны, ставшей жертвой «шайки
либералов», тем более, что «ядро
либерал-реформаторской команды составили выходцы из одного города».
С отображением неприязни, испытываемой белорусскими
властями к В. Путину, С. Ткачев все-таки переборщил: «И поневоле приходят на ум слова видного общественного
деятеля царской России, славянофила А. Кошелева: «Знаете, шибко я боюсь вашей
петербургской стряпни. Уж как вы, господа чиновники, да к тому ж петербуржцы, да
еще вдобавок ученые, приметесь законодательствовать, право, из этого может выйти
чисто-начисто беда, да еще какая! Знаете, мороз по коже дерет… Многого мы от вас
боимся, но на деле вы будете страшнее и ужаснее». Но с другой стороны,
помощнику белорусского президента наверняка известны расчеты
НИИ проблем экономики РБ:
Если «Газпром» на самом деле осуществит свое намерение
повысить для Белоруссии стоимость поставок газа до уровня
среднеевропейских (235 долларов) и одновременно до мировых будут повышены
цены на нефть, то потери для ВВП страны составят 13%. Компенсировать эти потери
Белоруссия не сможет.
В случае, если рост цен на нефть составит 80% от
уровня мировых и на газ до 110 долларов, то потери ВВП РБ составят 4%.
В случае, если рост цен на нефть достигнет уровня
мировых и на газ – до 160 долларов, то потери ВВП составят 9%. И эти потери
компенсировать Белоруссия не сможет.
Просчитан возможный эффект от возможного повышения тарифа
на транзит газа. Он вряд ли превысит 1% ВВП. Тем более, что возможности
Белоруссии здесь невелики, поскольку газопровод «Ямал-Европа» (а по нему
сейчас перекачиваются большие объемы, чем по белорусской газотранспортной
системе) является собственностью «Газпрома».
Валютные резервы Нацбанка, несмотря на то, что их удалось
нарастить, в целом мизерны и не смогут покрыть даже месячного импорта.
Тот же НИИ проблем экономики завершил работу над расчетом
наиболее пессимистичных сценариев в экономическом секторе. Он включает:
- повышение цен на газ до 200 долларов;
- ревизия схем поставок сырой нефти;
- прекращение всех форм дотирования и субсидирования
белорусской экономики (кредиты и покупка белорусских ГКО);
- введение защитных мер на внутреннем российском рынке от
белорусских товаров, производство которых дотируется белорусским
правительством.
Фактически это и есть основные направления, по которым
Россия сегодня дотирует белорусскую экономику.
В случае, если все эти действия будут реализованы,
Белоруссия получит удар, эквивалентный потере 15-20% ВВП. Это только
прямые потери, но они обязательно повлекут за собой косвенные, и страна окажется
в глубочайшем экономическом кризисе – такого удара не могут выдержать даже
экономически сильные страны. Стоит напомнить, что только таможня приносит
Белоруссии до 40% ВВП. В конечном итоге Белоруссия фактически
окажется в ситуации, эквивалентной периоду распада Советского Союза. В общем,
закрыл «вентиль» и страны, как субъекта мировой экономики, просто нет.
Ну и как тут быть с бесценным опытом белорусского
планирования, когда «такой мороз по коже
дерет»? В свое время некого господина Лоханкина, глубоко
обдумывающего свое место в мировой интеллектуальной элите, соседи
коллективно пороли на коммунальной кухне. Что поделать, в этом была своя
«сермяжная правда».
Россия – Белоруссия - США: треугольника не будет
Вадим Елфимов, доцент кафедры политологии Академии управления при Президенте Республики
Беларусь
Одно из наиболее перспективных направлений
российско-белорусского сотрудничества – это координация внешнеполитической
деятельности. За последние год-два она существенно возросла, и этого нельзя не
заметить. В том числе и по реакции Соединенных Штатов, которые, как известно,
почти единственные в мире занимали, – и занимают до последнего времени, –
очень жесткую позицию по отношению к Белоруссии, прикрывая ее тем, что это якобы
жесткая позиция «по отношению к руководству республики».
И, тем не менее, это именно отношение к Белоруссии
как государству, расположенному на стыке Запад-Восток, в гипотетическом
«балто-черноморском поясе», которое не позволяет этот пояс застегнуть, а,
значит, превратить его в реальность.
Однако на кого же сей «пояс» должен быть одет? В ответе
на данный вопрос и кроется причина возросшего в последнее время взаимопонимания
между Москвой и Минском в сфере внешней политики. А это взаимопонимание, в свою
очередь, сказывается так, что тон антибелорусской риторики Вашингтона постепенно
снижается, да и сама антибелорусская позиция Вашингтона все более становится
риторической. Взять хотя бы последний саммит «большой восьмерки», что проходил
под председательством России. Сколько было различных предсказаний и ожиданий со
стороны всевозможных наблюдателей и не только, дескать, в Санкт-Петербурге
Россию будут серьезно критиковать западные лидеры и, прежде всего, Джордж Буш по
двум пунктам: «демократия собственно в России» и «поддержка Белоруссии».
А что же получилось в реальности? Ни так называемый
«демократический» вопрос, ни «белорусский» не были подняты даже в кулуарах. И
этот факт явно сигнализирует не столько о том, что Запад подрастерял свой
менторский запал, сколько о том, что российское руководство, наконец-то, ясно
дало понять, что ни свою внутреннюю политику, ни внешнюю политику по отношению к
своим ближайшим союзникам оно не намерено обсуждать с кем бы то ни было. Тем
паче в тенденциозном ключе. И этой ясности вполне оказалось достаточно, чтобы
все спекуляции спустились с высокого политического уровня туда, где им и место:
на страницы околополитических таблоидов. Без увязки же с собственно российской
тематикой американским высшим должностным лицам стало совершенно не интересно
муссировать тематику белорусскую.
Конечно, данным примером российско-белорусское
внешнеполитическое взаимодействие далеко не исчерпывается, но он примечателен
тем, что выдает сходство подходов к ведению международных дел у Москвы и у
Минска, по крайней мере, в той части, что касается суверенитета и взаимного
уважения между государствами.
Итак, сама логика национально-государственных интересов
руководит процессами, если только эту логику не затуманивать и правильно
понимать. И если интересы Соединенных Штатов в европейском регионе заключены в
одном, то интересы России и Белоруссии – в другом. Пусть не в диаметрально
противоположном, но все же другом.
Ясному пониманию этого «другого» способствуют сами
американцы, последовательно и настойчиво добиваясь во всех регионах именно своих
целей и, тем самым, сокращая ареал обитания для целей своих партнеров.
Вообще, можно утверждать с достаточной долей
достоверности, что национально-ориентированная внешнеполитическая повестка дня у
большинства постсоциалистических стран до сих пор формируется и будет еще долго
формироваться «от обратного». Сперва это было обратное тому, что бытовало во
времена Советского Союза и СЭВ, но нынче этот период борьбы с мифами прошлой
империи постепенно проходит. Ибо все четче проступают реальности современные.
Нынче принцип «от обратного» означает потребность
выработать собственное отношение к новой империи, – Соединенным Штатам,
действующим без каких-либо ограничителей и не имеющим себе более противовеса.
Выбор, который выглядит вроде бы чисто морально-нравственным, а на поверку
оказывается более чем материальным. Имеющим самые далеко идущие экономические и
прочие последствия. Ведь достаточно вспомнить основной принцип уже американской
внешней политики, – каждый вложенный в нее доллар должен принести два доллара
прибыли, – чтобы понять, что даже в самом лучшем случае, получив от США доллар,
в ближайшем будущем вы отдадите в два раза больше. Как минимум…
В подобном контексте вроде бы и возникает классический
треугольник Вашингтон-Москва-Минск, в рамках которого любое движение одного
партнера навстречу другому тут же компенсируется его удалением от третьего. Но
устраивает всех троих подобная логика? Только не Россию и Белоруссию. Ибо они
заинтересованы не просто в нормальных, но еще и в сбалансированных отношениях с
Америкой. Сбалансированных по интересам.
Как же добиться подобного баланса? Есть способ.
Рассчитывать на то, что американцы откажутся в одночасье от своей стратегии
глобализации, то есть своего глобального присутствия, трудно. Но и тактика
просто ограничения, тактика «от обратного», нацеленная лишь на поиск того,
что еще осталось после глобализации, хоть и позитивна на определенном этапе, не
имеет большого будущего. Необходимо свое собственное позитивное предложение по
трансформации глобализации. По превращению ее из чисто американской глобализации
в нашу. Необходимо заявлять серьезные глобальные проекты собственного
происхождения, такие как глобальная энергетическая безопасность. Или проекты,
способные повлиять на глобальную интеграцию, как, например, создание Единого
экономического пространства или Союзного государства.
Одним словом тенденцию, ставшую общим местом мировой
политики, можно изменить только встречной тенденцией, как волну волной. И
из их столкновения попытаться извлечь как можно больше энергии для себя.
В русле такого взаимодействия с США и речи не возникнет
ни о «балто-черноморских поясах», ни о «треугольниках», ибо внешнеполитический
ландшафт Европы, да и всего мира начнет выстраиваться не по «единому плану». И
пусть такое строительство чуть потеряет в темпах, зато можно будет надеяться,
что возведенное здание, став на несколько опор, не рухнет в самом ближайшем
будущем…
Вот где открывается истинное поле для внешнеполитической
координации России и Белоруссии, как двух государств, которые первыми из
постсоветского пространства, кажется, уже способны вырваться из логики
реагирования на глобальные тенденции и приступить к совместному формированию
своих собственных, позитивных предложений.
Военное сотрудничество Республики Беларусь с Российской Федерацией
Упоров Д.Г., подполковник, старший офицер 1-го отдела
управления международного военного сотрудничества
Министерства обороны Республики Беларусь
Военное сотрудничество Республики Беларусь с Российской
Федерацией носит приоритетный характер и играет определяющую роль в системе
обеспечения национальной безопасности в военной сфере. Оно развивается на фоне
интеграционных процессов между двумя государствами.
Политический процесс единения двух стран был начат в 1996
году образованием Сообщества Белоруссии и России. К моменту образования
Сообщества в обоих государствах практически завершился процесс формирования
национальных вооруженных сил. При образовании Сообщества стороны обязывались
проводить согласованную военную политику, взаимодействовать в обеспечении
безопасности и охране границ. В это же время Решением Высшего Совета Сообщества
Белоруссии и России были определены общие принципы военного строительства и
использования элементов военной инфраструктуры Белоруссии и России, и тем самым
заложена база для дальнейшего военного сотрудничества.
Создание в 1997 году Союза Белоруссии и России позволило
сделать крупный шаг к объединению возможностей двух государств для
взаимодействия во внешнеполитической области, вести активную линию на
согласование позиций по основным международным проблемам, оказывать содействие в
обеспечении безопасности и развитии взаимовыгодного сотрудничества в Европе и
мире.
За сравнительно небольшой промежуток времени был
подготовлен и подписан ряд международных нормативно-правовых актов: Договор
между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве,
Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном
обеспечении региональной безопасности в военной сфере, Концепция совместной
оборонной политики Белоруссии и России, Концепция безопасности Союза Белоруссии
и России.
Принятые документы определили основные принципы,
направления совместной оборонной политики, единые подходы к организации и
обеспечению вооруженной защиты Белоруссии и России от внешней агрессии, принятия
в случае необходимости совместных мер по предотвращению угрозы суверенитету и
независимости каждого из государств.
Договором о создании Союзного государства предусмотрено
проведение Российской Федерацией и Республикой Беларусь совместной военной
политики, координация деятельности в области военного строительства, развитие
вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной
инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности и
обеспечения военной безопасности Союзного государства.
Военная доктрина Союзного государства принята на период
создания Союзного государства и воплощается с декабря 2001 г. Она утверждена
Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства. Три ее
стороны: военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические
основы – нашли свое предназначение в практических делах по созданию Союзного
государства и признаны актуальными.
Для обеспечения военного строительства Союзного
государства создается военная организация, которая должна отвечать современным и
прогнозируемым геостратегическим, социально-политическим, экономическим и
военно-техническим условиям эффективного выполнения задач обороны и безопасности
Союзного государства. Основные мероприятия по военной организации Союзного
государства осуществляются поэтапно в сроки, определенные для создания Союзного
государства.
Основными направлениями строительства военной организации
Союзного государства являются:
- совершенствование и унификация нормативной правовой
базы строительства и применения национальных вооруженных сил, других войск,
воинских формирований и органов;
- уификация системы управления вооруженными силами
Республики Беларусь и Российской Федерации;
- создание постоянного органа военного управления
региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации;
- техническое переоснащение национальных вооруженных сил,
других войск, воинских формирований и органов на основе совместных программ
вооружений и оборонного заказа;
- подготовка мобилизационных ресурсов для региональной
группировки войск (сил);
- создание системы подготовки военных кадров на основе
согласованных программ;
- создание объединенных систем технического и тылового
обеспечения региональной группировки войск (сил);
- организация и проведение совместной оперативной,
мобилизационной и боевой подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и
Российской Федерации;
- развитие и совершенствование объектов военной
инфраструктуры, предназначенных для совместного использования вооруженными
силами Республики Беларусь и Российской Федерации;
- оптимизация систем военной науки и подготовки научных
кадров государств-участников, координация планов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских работ и проведение совместных фундаментальных поисковых и
прикладных исследований по созданию новейших военных технологий;
- развитие и углубление производственной и
научно-технической кооперации предприятий государств-участников в области
разработки и производства вооружения и военной техники;
- обеспечение мобилизационной готовности вооруженных сил,
экономики и систем управления государственными структурами
государств-участников.
Важное значение в развитии военного сотрудничества между
оборонными ведомствами Белоруссии и России играет совместная Коллегия
министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации. Положение о
совместной Коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской
Федерации одобрено на заседании Исполнительного Комитета Союза Белоруссии и
России в апреле 1998 г., а затем утверждено министрами обороны.
В состав совместной Коллегии входят министры обороны
Республики Беларусь и Российской Федерации, заместители министров обороны,
другие должностные лица органов управления министерств обороны при равном
количестве представителей от каждого министерства обороны.
Основными направлениями деятельности совместной Коллегии
являются:
- координация внешнеполитической деятельности министерств
обороны Республики Беларусь и Российской Федерации, согласование подходов,
осуществление сотрудничества с военными ведомствами других государств;
- подготовка предложений по вопросам совместной оборонной
политики других концептуальных положений в области военного строительства и
обеспечения региональной безопасности;
- организация реализации общих принципов военного
строительства, развития вооруженных сил государств в соответствии с целями и
задачами по обеспечению региональной военной безопасности;
- рассмотрение предложений по применению вооруженных сил
и использованию элементов военной инфраструктуры в регионе;
- рассмотрение предложений по разработке и размещению
совместного оборонного заказа, формированию совместной программы вооружений;
- выработка предложений по организации подготовки и
переподготовки кадров;
- участие в работе по совершенствованию
нормативно-правовой базы по вопросам обороны.
В рамках обеспечения функционирования региональной
группировки войск (сил) министерствами обороны Белоруссии и России проводится
согласованная работа по созданию объединенных систем технического и тылового
обеспечения, по реконструкции объектов военной инфраструктуры, осуществляются
поставки комплектующих изделий и запасных частей, используемых для выполнения
ремонта авиационной, бронетанковой, автомобильной техники и средств ПВО, а также
другого вооружения.
Проведенные совместные мероприятия оперативной и боевой
подготовки способствуют повышению уровня взаимодействия и слаженности органов
управления и войск, позволяют изучить достижения в области военной теории и
практики, обменяться опытом военного строительства вооруженных сил Республики
Беларусь и Российской Федерации, проводить ряд мероприятий по обеспечению
функционирования региональной группировки войск (сил) и развивать совместную
военную инфраструктуру.
В качестве основных направлений сотрудничества систем ВВС
и ПВО Республики Беларусь и ВВС Российской Федерации определены:
- совершенствование взаимодействия дежурных по
противовоздушной обороне сил и средств ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил
Республики Беларусь и ВВС Российской Федерации;
- организация и проведение совместных мероприятий
оперативной и боевой подготовки;
- подготовка специалистов ВВС и войск ПВО на базе учебных
центров ВВС Российской Федерации;
поддержание в боеготовом состоянии вооружения и военной
техники соединений и воинских частей ВВС и войск ПВО.
Серьезное внимание уделяется совместной боевой подготовке
ВВС и войск ПВО Белоруссии и ВВС России, проведению боевых стрельб на полигонах
Российской Федерации, командно-штабных тренировок и совместному несению боевого
дежурства по противовоздушной обороне.
Ежегодно на российском полигоне «Ашулук» проходят
оперативно-тактические учения с боевой стрельбой соединений и воинских частей
ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также совместные учения с
боевой стрельбой «Боевое содружество» на которых в реальных условиях обстановки
отрабатываются действия расчетов.
Военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией
осуществляется на основе достигнутых соглашений и договоренностей, а также в
рамках работы Белорусско-Российской межправительственной комиссии по
военно-техническому сотрудничеству. В настоящее время в рамках комиссии
подготавливается ряд соглашений, которые позволят создать нормативно-правовую
базу для более тесной интеграции в военно-технической области.
Одним из главных итогов сотрудничества двух государств в
области ВВС и ПВО является реализация в 2006 году контракта с Федеральным
государственным унитарным предприятием «Рособоронэкспорт» на поставку для
Вооруженных Сил Республики Беларусь ЗРС С-300ПС.
Военно-научное сотрудничество Министерств обороны
Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется уже более девяти лет.
Оно организовано и проводится в соответствии с Договором о военном
сотрудничестве между нашими государствами. Основным планирующим документом, на
котором строится военно-научное сотрудничество, является пятилетняя Программа
военно-научного сотрудничества министерств обороны Республики Беларусь и
Российской Федерации. С 2005 года возобновлена работа военно-научного совета
министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.
Одним из направлений обеспечения функционирования
Союзного государства является создание совместного правового пространства в
области обороны. Работа в этом направлении в соответствии с решением совместной
Коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации в 2001
году поручена рабочей группе министерств обороны Республики Беларусь и
Российской Федерации по сближению и унификации законодательства в области
обороны, военной службы и социальной защиты военнослужащих.
Разработаны перечень первоочередных нормативных правовых
актов Союзного государства в области обороны, воинской службы и социальной
защиты военнослужащих и проект Концепции Основ законодательства Союзного
государства о воинской обязанности и военной службе. Совместной Коллегией
одобрен проект Концепции Союзного государства «О воинской обязанности и военной
службе», который определяет основные этапы разработки Основ законодательства
Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе».
Одновременно ведется непосредственная работа по
унификации национальных законодательств в области обороны, важнейшим аспектом
которой являлась выработка единых подходов к определению Основ законодательства
Союзного государства об обороне.
Актуальность разработки Основ законодательства Союзного
государства об обороне обусловлена необходимостью:
- создания единого правового пространства для обеспечения
обороны и реализации государством и гражданами конституционного долга и
обязанности по защите Союзного государства;
- гармонизации, сближения и унификации законодательства
государств-участников Союзного государства в области обороны;
- формирования правовой базы для проведения согласованной
оборонной политики Союзного государства, государств-участников Союзного
государства, направленной на создание условий для предотвращения и отражения
возможной агрессии против любого из государств-участников Союзного государства в
регионе;
- обеспечения в государствах-участниках Союзного
государства равных условий при организации обороны и прохождении военной
службы.
Развивается сотрудничество министерств обороны Республики
Беларусь и Российской Федерации по вопросам выполнения обязательств в области
контроля над вооружениями:
- регулярно проводятся заседания Совместной
консультативной группы по вопросам контроля над вооружениями и
Межправительственной Белорусско-Российской комиссии по открытому небу;
- осуществляются совместные инспекции по Договору об
обычных вооруженных силах в Европе и наблюдательные полеты в рамках Договора по
открытому небу.
Продолжается обучение белорусских военнослужащих в
докторантурах, адъюнктурах военно-учебных заведений Министерства обороны
Российской Федерации по очной и заочной форме. Это позволяет говорить о том, что
военная наука Белоруссии и России развивается в одном направлении.
С 1998 года по настоящее время окончили военно-учебные
заведения Министерства обороны Российской Федерации в интересах Вооруженных Сил
Республики Беларусь 638 военнослужащих, из них 343 слушателя и 295
курсантов.
Анализ достигнутых результатов наглядно показывает, какие
реальные выгоды несет двустороннее военное сотрудничество оборонным ведомствам
Белоруссии и России, в тоже время следует признать, что перспективы его развития
будут зависеть от глубины политической, экономической и военной интеграции в
рамках Союзного государства.
Мечтания о недрах
04.09.2006.
«БелГазета»
Сергей Жбанов
Белоруссии
никак не продадут нефтяные скважины
Заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Михаил
Осипенко сообщил на пресс-конференции в Минске, что Белоруссия проводит
переговоры об участии в добыче газа и нефти на российской территории. Однако на
пути Белоруссии к российским недрам постоянно возникают преграды. По нефтяным
месторождениям пока не удается договориться из-за высоких продажных цен, а по
газовым дела обстоят и того хуже: мешает отвергаемая «Газпромом» энергетическая
хартия. В общем, ни там, ни тут интеграция не помогает.
По словам Михаила Осипенко, белорусские интересы в Москве
представляет ЗАО «Беларуснефтегаз», которое занимается вопросами приобретения
двух нефтяных месторождений на территории России. Ни одной скважины пока купить
не удалось, поскольку владельцы месторождений запрашивают слишком высокую цену.
Но и без прямого доступа к российским недрам недостатка нефтепродуктов на
белорусском рынке не ощущается. Сегодня предложение превышает спрос.
По данным зампреда «Белнефтехима», за I полугодие
предприятия концерна реализовали на внутреннем рынке на 11,8% нефтепродуктов
больше, чем за аналогичный период прошлого года. Общий объем реализации
нефтепродуктов через АЗС к уровню 2005г. тоже возрос на 31%. К тому же,
государство по возможности сдерживает рост цен на автотопливо, «поэтому ожидать
каких-то серьезных изменений цены до конца года не стоит». Благодарить за низкие
цены на бензин, видимо, следует как российские, так и белорусские власти.
Осипенко даже предложил подсчитать, сколько стоила бы
нефть для Белоруссии, «если бы мы не были в союзе с РФ», но при этом не уточнил,
чей вклад в этот показатель больше. Однако лучше все-таки не считать, а просто
верить президенту Лукашенко, убежденному в том, что Белоруссия нефть покупает по
мировым ценам. Тогда и благодарить Россию нам будет не за что. Ведь стоит только
начать экономические подсчеты - и мало не покажется.
Тот же Михаил Осипенко в бытность и.о. зампреда концерна
«Белнефтехим», комментируя на пресс-конференции механизм возможного повышения
белорусских таможенных пошлин до российского уровня, отметил, что «если Россия
будет настаивать на повышении экспортных пошлин в Белоруссии, государство должно
будет пойти на снижение акцизной части». После чего«акцизы перейдут в таможенные
пошлины».
Но, как известно, акцизы уплачиваются покупателями
нефтепродуктов на внутреннем рынке, а экспортные пошлины придется платить
«Белнефтехиму». Концерн не хочет нести убытки, а акцизы (независимо от желания)
платят все покупатели автотоплива. Поэтому спешить с благодарностью в адрес
заботливого государства как-то не хочется, даже несмотря на то, что «с начала
текущего года цена на нефть для наших предприятий выросла на 30%, а
нефтепродукты в розничной торговле подорожали в среднем всего на 10%». Ведь
акцизная составляющая в Белоруссии выше, чем в России.
Между тем высокие экспортные пошлины, которые в очередной
раз будут повышены в России 1 октября, составят: на нефть - $237,5 за т, на
светлые нефтепродукты - $172,3, на темные - $92,8. С их помощью в России
удерживают более низкие цены на автотопливо на внутреннем рынке, ограничивая
экспортеров в желании вывезти всю нефть за рубеж. Только вот с Белоруссией, где
отсутствуют ввозные таможенные пошлины, у России этот механизм не срабатывает. И
все благодаря единому таможенному пространству союзного государства.
Перспективы покупки Белоруссией газовых месторождений на
пресс-конференции подробно не рассматривались. И, видимо, не случайно, поскольку
к этим месторождениям Россия никого просто так подпускать не собирается,
невзирая на участие потенциальных покупателей в любых союзах на постсоветском
пространстве. Здесь Россия руководствуется теми же принципами, которые позволили
ей отказаться от ратификации энергетической хартии. К российским недрам
подпускают только компании тех государств, которые предпринимают ответные шаги,
открывая свои энергетические рынки для российского бизнеса. И Белоруссия, не
впускающая «Газпром» на свой внутренний рынок, тоже попадает под это жесткое
правило.
Каждый остается при своих интересах: Белоруссия
по-прежнему мечтает прикупить газовые месторождения, где можно добыть 12 млрд.
куб. м в год, а «Газпром» так и не может заняться доставкой более дешевого (в 2
раза) газа для белорусских предприятий и населения. Проблема не решится даже в
случае создания газотранспортного СП после продажи российскому холдингу 50%
акций «Белтрансгаза».
Только после того как «Газпром» будет допущен к
акционированию не только «Белтрансгаза», но и «Белтопгаза», можно будет
надеяться на более активное обсуждение проблемы допуска Белоруссии к газовым
месторождениям России и системе транспортировки добытого газа, также
контролируемой российским газовым монополистом.
Между тем первый вице-премьер белорусского правительства
Владимир Семашко сообщил, что оценку стоимости «Белтрансгаза» планируется
провести в октябре 2006г., и оценка эта «должна быть рыночной», согласно
существующей договоренности. Причем будут установлены минимальная и максимальная
цены. И только после того как продавцом и покупателем будет определена
компромиссная цена, может начаться процесс подготовки соответствующих
документов. В общем, до покупки месторождений еще далеко.
Правительство Белоруссии не хочет называть причины роста отрицательного сальдо
07.09.2006. Агентство
финансовых новостей (Белоруссия)
6 сентября на пресс-конференции в Минске заместитель
министра экономики РБ Татьяна Старченко назвала те отклонения в «успехах»
белорусской экономики, которые вызывают у правительства опасения - это параметры
снижения энергоемкости ВВП и существенное превышение импорта над экспортом, т.е.
высокое отрицательное сальдо внешней торговли. В невыполнении показателя по
энергоемкости «виновницей» как всегда оказалась «суровая белорусская зима», а за
отрицательное сальдо ответственность почему-то правительство возложило на
высокие цены на нефть на мировом рынке.
«(Отрицательное сальдо внешней торговли) действительно
беспокоит правительство», - и, предвосхищая вопросы журналистов, Старченко
решила углубиться в эту проблему.
Прочитав короткую лекцию о делении импорта на
инвестиционный, промежуточный и потребительский, заместитель министра выбрала
наиболее, по ее словам, проблематичный промежуточный (материалы, сырье,
комплектующие), на долю которого приходится более 70% всего импорта. А основную
часть промежуточного импорта составляют, конечно же, нефть нефтепродукты и
природный газ. Прирост промежуточного импорта за полугодие составил 58,7% и
связан, в основном, с повышением цен на нефть.
«Цена одной тонны нефти увеличилась на 84 доллара,
составив 268 (267,9) USD (среднеконтрактная). Только за счет этого одного
фактора прирост импорта в абсолютном значении составил более 900 млн.USD. Если
посчитать прирост промежуточного импорта без учета упомянутого повышения цены на
нефть, то прирост промежуточного импорта составил бы 27,8%», - озвучила
Старченко данные статистики.
«Такое значительное увеличение импорта существенно
связано с увеличением мировых цен на нефть», - логично отмечает представитель
Минэкономики.
Однако, повышение импортных цен на нефть никак не
объясняет отрицательное сальдо внешней торговли. Выросли импортные цены на
нефть, но ведь выросли и экспортные цены на нефтепродукты. Поскольку чиновник
приводила данные за полугодие, воспользуемся статистикой по импорту-экспорту за
полугодие. Импорт нефти в Белоруссию за 6 месяцев текущего года составил в
денежном выражении 2907,7 млн.USD, экспорт нефтепродуктов за этот же период –
3862,0 млрд. USD, что при простой арифметической операции дает нам положительное
сальдо в 954 млн. USD. За этот же период прошлого года положительное сальдо
импорта нефти – экспорта нефтепродуктов составило около 750 млн.USD. Повышение
цен на нефть выгодно сказалось на внешнеторговом сальдо Белоруссии.
Так что не в нефти дело. Более того, Белоруссия имеет
положительное сальдо в 150 млн. по итогам полугодия от импорта-экспорта (42%
всего экспорта) всей группы «минеральные продукты», т.е. с учетом импорта угля,
электроэнергии, нефтепродуктов.
Нельзя назвать причиной отрицательного сальдо и возросший
на 101 млн. USD импорт легковых автомобилей, который, по словам Старченко,
вызывает определенную озабоченность. Легковые автомобили относятся к группе
«транспортные средства» (10,3% экспорта). И по этой группе Белоруссия во внешней
торговле имеет также положительное сальдо в 354 млн.USD.
«Объективно увеличился импорт инвестиционных товаров,
вызванный курсом на модернизацию мощностей. Рост инвестиционного импорта
составил 56%, что также повлияло на отрицательное сальдо», - сообщила
замминистра, указав на реальную проблему отрицательного сальдо. Ведь по группе
«машины и оборудование», несмотря на что, на эту группу приходится 7,9% всего
экспорта, Белоруссия, тем не менее, имеет отрицательное сальдо в 670 млн.USD.
Представитель Минэкономики сообщила, что правительством
уже несколько раз рассматривались меры по ограничению объемов импорта. В
частности, она упомянула о принятом постановлении, обязывающем министерства
жестко выполнять условие, согласно которому объем экспорта должен опережать
объем импорта на 2%. Однако, при этом замминистра не назвала те министерства,
которым действительно придется выполнять это требование. Ведь даже в торговле
текстилем, благодаря все той же России, за 6 месяцев Белоруссия имеет
положительное сальдо в 190 млн.USD.
Правительство Белоруссии не хочет афишировать реальные
причины роста отрицательного сальдо внешней торговли. Однако неустанно борется с
этим «негативным явлением» различными мерами: от введения временных таможенных
пошлин на импорт продовольствия и принятия Программы импортозамещения до 2010
года до создания Парка высоких технологий. Ведь особые надежды возлагаются на
рост экспорта услуг, который помогает чиновникам компенсировать большую часть
отрицательного сальдо по товарам.
|