Россия – Белоруссия - США: треугольника не будет
Вадим Елфимов, доцент кафедры политологии Академии управления при Президенте Республики
Беларусь
Одно из наиболее перспективных направлений
российско-белорусского сотрудничества – это координация внешнеполитической
деятельности. За последние год-два она существенно возросла, и этого нельзя не
заметить. В том числе и по реакции Соединенных Штатов, которые, как известно,
почти единственные в мире занимали, – и занимают до последнего времени, –
очень жесткую позицию по отношению к Белоруссии, прикрывая ее тем, что это якобы
жесткая позиция «по отношению к руководству республики».
И, тем не менее, это именно отношение к Белоруссии
как государству, расположенному на стыке Запад-Восток, в гипотетическом
«балто-черноморском поясе», которое не позволяет этот пояс застегнуть, а,
значит, превратить его в реальность.
Однако на кого же сей «пояс» должен быть одет? В ответе
на данный вопрос и кроется причина возросшего в последнее время взаимопонимания
между Москвой и Минском в сфере внешней политики. А это взаимопонимание, в свою
очередь, сказывается так, что тон антибелорусской риторики Вашингтона постепенно
снижается, да и сама антибелорусская позиция Вашингтона все более становится
риторической. Взять хотя бы последний саммит «большой восьмерки», что проходил
под председательством России. Сколько было различных предсказаний и ожиданий со
стороны всевозможных наблюдателей и не только, дескать, в Санкт-Петербурге
Россию будут серьезно критиковать западные лидеры и, прежде всего, Джордж Буш по
двум пунктам: «демократия собственно в России» и «поддержка Белоруссии».
А что же получилось в реальности? Ни так называемый
«демократический» вопрос, ни «белорусский» не были подняты даже в кулуарах. И
этот факт явно сигнализирует не столько о том, что Запад подрастерял свой
менторский запал, сколько о том, что российское руководство, наконец-то, ясно
дало понять, что ни свою внутреннюю политику, ни внешнюю политику по отношению к
своим ближайшим союзникам оно не намерено обсуждать с кем бы то ни было. Тем
паче в тенденциозном ключе. И этой ясности вполне оказалось достаточно, чтобы
все спекуляции спустились с высокого политического уровня туда, где им и место:
на страницы околополитических таблоидов. Без увязки же с собственно российской
тематикой американским высшим должностным лицам стало совершенно не интересно
муссировать тематику белорусскую.
Конечно, данным примером российско-белорусское
внешнеполитическое взаимодействие далеко не исчерпывается, но он примечателен
тем, что выдает сходство подходов к ведению международных дел у Москвы и у
Минска, по крайней мере, в той части, что касается суверенитета и взаимного
уважения между государствами.
Итак, сама логика национально-государственных интересов
руководит процессами, если только эту логику не затуманивать и правильно
понимать. И если интересы Соединенных Штатов в европейском регионе заключены в
одном, то интересы России и Белоруссии – в другом. Пусть не в диаметрально
противоположном, но все же другом.
Ясному пониманию этого «другого» способствуют сами
американцы, последовательно и настойчиво добиваясь во всех регионах именно своих
целей и, тем самым, сокращая ареал обитания для целей своих партнеров.
Вообще, можно утверждать с достаточной долей
достоверности, что национально-ориентированная внешнеполитическая повестка дня у
большинства постсоциалистических стран до сих пор формируется и будет еще долго
формироваться «от обратного». Сперва это было обратное тому, что бытовало во
времена Советского Союза и СЭВ, но нынче этот период борьбы с мифами прошлой
империи постепенно проходит. Ибо все четче проступают реальности современные.
Нынче принцип «от обратного» означает потребность
выработать собственное отношение к новой империи, – Соединенным Штатам,
действующим без каких-либо ограничителей и не имеющим себе более противовеса.
Выбор, который выглядит вроде бы чисто морально-нравственным, а на поверку
оказывается более чем материальным. Имеющим самые далеко идущие экономические и
прочие последствия. Ведь достаточно вспомнить основной принцип уже американской
внешней политики, – каждый вложенный в нее доллар должен принести два доллара
прибыли, – чтобы понять, что даже в самом лучшем случае, получив от США доллар,
в ближайшем будущем вы отдадите в два раза больше. Как минимум…
В подобном контексте вроде бы и возникает классический
треугольник Вашингтон-Москва-Минск, в рамках которого любое движение одного
партнера навстречу другому тут же компенсируется его удалением от третьего. Но
устраивает всех троих подобная логика? Только не Россию и Белоруссию. Ибо они
заинтересованы не просто в нормальных, но еще и в сбалансированных отношениях с
Америкой. Сбалансированных по интересам.
Как же добиться подобного баланса? Есть способ.
Рассчитывать на то, что американцы откажутся в одночасье от своей стратегии
глобализации, то есть своего глобального присутствия, трудно. Но и тактика
просто ограничения, тактика «от обратного», нацеленная лишь на поиск того,
что еще осталось после глобализации, хоть и позитивна на определенном этапе, не
имеет большого будущего. Необходимо свое собственное позитивное предложение по
трансформации глобализации. По превращению ее из чисто американской глобализации
в нашу. Необходимо заявлять серьезные глобальные проекты собственного
происхождения, такие как глобальная энергетическая безопасность. Или проекты,
способные повлиять на глобальную интеграцию, как, например, создание Единого
экономического пространства или Союзного государства.
Одним словом тенденцию, ставшую общим местом мировой
политики, можно изменить только встречной тенденцией, как волну волной. И
из их столкновения попытаться извлечь как можно больше энергии для себя.
В русле такого взаимодействия с США и речи не возникнет
ни о «балто-черноморских поясах», ни о «треугольниках», ибо внешнеполитический
ландшафт Европы, да и всего мира начнет выстраиваться не по «единому плану». И
пусть такое строительство чуть потеряет в темпах, зато можно будет надеяться,
что возведенное здание, став на несколько опор, не рухнет в самом ближайшем
будущем…
Вот где открывается истинное поле для внешнеполитической
координации России и Белоруссии, как двух государств, которые первыми из
постсоветского пространства, кажется, уже способны вырваться из логики
реагирования на глобальные тенденции и приступить к совместному формированию
своих собственных, позитивных предложений.
|