Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №153(15.09.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Военное сотрудничество Республики Беларусь с Российской Федерацией

Упоров Д.Г., подполковник, старший офицер 1-го отдела управления международного
военного сотрудничества Министерства обороны Республики Беларусь

Военное сотрудничество Республики Беларусь с Российской Федерацией носит приоритетный характер и играет определяющую роль в системе обеспечения национальной безопасности в военной сфере. Оно развивается на фоне интеграционных процессов между двумя государствами.

Политический процесс единения двух стран был начат в 1996 году образованием Сообщества Белоруссии и России. К моменту образования Сообщества в обоих государствах практически завершился процесс формирования национальных вооруженных сил. При образовании Сообщества стороны обязывались проводить согласованную военную политику, взаимодействовать в обеспечении безопасности и охране границ. В это же время Решением Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России были определены общие принципы военного строительства и использования элементов военной инфраструктуры Белоруссии и России, и тем самым заложена база для дальнейшего военного сотрудничества.

Создание в 1997 году Союза Белоруссии и России позволило сделать крупный шаг к объединению возможностей двух государств для взаимодействия во внешнеполитической области, вести активную линию на согласование позиций по основным международным проблемам, оказывать содействие в обеспечении безопасности и развитии взаимовыгодного сотрудничества в Европе и мире.

За сравнительно небольшой промежуток времени был подготовлен и подписан ряд международных нормативно-правовых актов: Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о военном сотрудничестве, Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, Концепция совместной оборонной политики Белоруссии и России, Концепция безопасности Союза Белоруссии и России.

Принятые документы определили основные принципы, направления совместной оборонной политики, единые подходы к организации и обеспечению вооруженной защиты Белоруссии и России от внешней агрессии, принятия в случае необходимости совместных мер по предотвращению угрозы суверенитету и независимости каждого из государств.

Договором о создании Союзного государства предусмотрено проведение Российской Федерацией и Республикой Беларусь совместной военной политики, координация деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности и обеспечения военной безопасности Союзного государства.

Военная доктрина Союзного государства принята на период создания Союзного государства и воплощается с декабря 2001 г. Она утверждена Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства. Три ее стороны: военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы – нашли свое предназначение в практических делах по созданию Союзного государства и признаны актуальными.

Для обеспечения военного строительства Союзного государства создается военная организация, которая должна отвечать современным и прогнозируемым геостратегическим, социально-политическим, экономическим и военно-техническим условиям эффективного выполнения задач обороны и безопасности Союзного государства. Основные мероприятия по военной организации Союзного государства осуществляются поэтапно в сроки, определенные для создания Союзного государства.

Основными направлениями строительства военной организации Союзного государства являются:

- совершенствование и унификация нормативной правовой базы строительства и применения национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов;

- уификация системы управления вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;

- создание постоянного органа военного управления региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации;

- техническое переоснащение национальных вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов на основе совместных программ вооружений и оборонного заказа;

- подготовка мобилизационных ресурсов для региональной группировки войск (сил);

- создание системы подготовки военных кадров на основе согласованных программ;

- создание объединенных систем технического и тылового обеспечения региональной группировки войск (сил);

- организация и проведение совместной оперативной, мобилизационной и боевой подготовки вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации;

- развитие и совершенствование объектов военной инфраструктуры, предназначенных для совместного использования вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации;

- оптимизация систем военной науки и подготовки научных кадров государств-участников, координация планов научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проведение совместных фундаментальных поисковых и прикладных исследований по созданию новейших военных технологий;

- развитие и углубление производственной и научно-технической кооперации предприятий государств-участников в области разработки и производства вооружения и военной техники;

- обеспечение мобилизационной готовности вооруженных сил, экономики и систем управления го­сударственными структурами государств-участников.

Важное значение в развитии военного сотрудничества между оборонными ведомствами Белоруссии и России играет совместная Коллегия министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации. Положение о совместной Коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации одобрено на заседании Исполнительного Комитета Союза Белоруссии и России в апреле 1998 г., а затем утверждено министрами обороны.

В состав совместной Коллегии входят министры обороны Республики Беларусь и Российской Федерации, заместители министров обороны, другие должностные лица органов управления министерств обороны при равном количестве представителей от каждого министерства обороны.

Основными направлениями деятельности совместной Коллегии являются:

- координация внешнеполитической деятельности министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации, согласование подходов, осуществление сотрудничества с военными ведомствами других государств;

- подготовка предложений по вопросам совместной оборонной политики других концептуальных положений в области военного строительства и обеспечения региональной безопасности;

- организация реализации общих принципов военного строительства, развития вооруженных сил государств в соответствии с целями и задачами по обеспечению региональной военной безопасности;

- рассмотрение предложений по применению вооруженных сил и использованию элементов военной инфраструктуры в регионе;

- рассмотрение предложений по разработке и размещению совместного оборонного заказа, формированию совместной программы вооружений;

- выработка предложений по организации подготовки и переподготовки кадров;

- участие в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам обороны.

В рамках обеспечения функционирования региональной группировки войск (сил) министерствами обороны Белоруссии и России проводится согласованная работа по созданию объединенных систем технического и тылового обеспечения, по реконструкции объектов военной инфраструктуры, осуществляются поставки комплектующих изделий и запасных частей, используемых для выполнения ремонта авиационной, бронетанковой, автомобильной техники и средств ПВО, а также другого вооружения.

Проведенные совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки способствуют повышению уровня взаимодействия и слаженности органов управления и войск, позволяют изучить достижения в области военной теории и практики, обменяться опытом военного строительства вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации, проводить ряд мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) и развивать совместную военную инфраструктуру.

В качестве основных направлений сотрудничества систем ВВС и ПВО Республики Беларусь и ВВС Российской Федерации определены:

- совершенствование взаимодействия дежурных по противовоздушной обороне сил и средств ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь и ВВС Российской Федерации;

- организация и проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки;

- подготовка специалистов ВВС и войск ПВО на базе учебных центров ВВС Российской Федерации;

поддержание в боеготовом состоянии вооружения и военной техники соединений и воинских частей ВВС и войск ПВО.

Серьезное внимание уделяется совместной боевой подготовке ВВС и войск ПВО Белоруссии и ВВС России, проведению боевых стрельб на полигонах Российской Федерации, командно-штабных тренировок и совместному несению боевого дежурства по противовоздушной обороне.

Ежегодно на российском полигоне «Ашулук» проходят оперативно-тактические учения с боевой стрельбой соединений и воинских частей ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также совместные учения с боевой стрельбой «Боевое содружество» на которых в реальных условиях обстановки отрабатываются действия расчетов.

Военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией осуществляется на основе достигнутых соглашений и договоренностей, а также в рамках работы Белорусско-Российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. В настоящее время в рамках комиссии подготавливается ряд соглашений, которые позволят создать нормативно-правовую базу для более тесной интеграции в военно-технической области.

Одним из главных итогов сотрудничества двух государств в области ВВС и ПВО является реализация в 2006 году контракта с Федеральным государственным унитарным предприятием «Рособоронэкспорт» на поставку для Вооруженных Сил Республики Беларусь ЗРС С-300ПС.

Военно-научное сотрудничество Министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется уже более девяти лет. Оно организовано и проводится в соответствии с Договором о военном сотрудничестве между нашими государствами. Основным планирующим документом, на котором строится военно-научное сотрудничество, является пятилетняя Программа военно-научного сотрудничества министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации. С 2005 года возобновлена работа военно-научного совета министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.

Одним из направлений обеспечения функционирования Союзного государства является создание совместного правового пространства в области обороны. Работа в этом направлении в соответствии с решением совместной Коллегии министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации в 2001 году поручена рабочей группе министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации по сближению и унификации законодательства в области обороны, военной службы и социальной защиты военнослужащих.

Разработаны перечень первоочередных нормативных правовых актов Союзного государства в области обороны, воинской службы и социальной защиты военнослужащих и проект Концепции Основ законодательства Союзного государства о воинской обязанности и военной службе. Совместной Коллегией одобрен проект Концепции Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе», который определяет основные этапы разработки Основ законодательства Союзного государства «О воинской обязанности и военной службе».

Одновременно ведется непосредственная работа по унификации национальных законодательств в области обороны, важнейшим аспектом которой являлась выработка единых подходов к определению Основ законодательства Союзного государства об обороне.

Актуальность разработки Основ законодательства Союзного государства об обороне обусловлена необходимостью:

- создания единого правового пространства для обеспечения обороны и реализации государством и гражданами конституционного долга и обязанности по защите Союзного государства;

- гармонизации, сближения и унификации законодательства государств-участников Союзного государства в области обороны;

- формирования правовой базы для проведения согласованной оборонной политики Союзного государства, государств-участников Союзного государства, направленной на создание условий для предотвращения и отражения возможной агрессии против любого из государств-участников Союзного государства в регионе;

- обеспечения в государствах-участниках Союзного государства равных условий при организации обороны и прохождении военной службы.

Развивается сотрудничество министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам выполнения обязательств в области контроля над вооружениями:

- регулярно проводятся заседания Совместной консультативной группы по вопросам контроля над вооружениями и Межправительственной Белорусско-Российской комиссии по открытому небу;

- осуществляются совместные инспекции по Договору об обычных вооруженных силах в Европе и наблюдательные полеты в рамках Договора по открытому небу.

Продолжается обучение белорусских военнослужащих в докторантурах, адъюнктурах военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по очной и заочной форме. Это позволяет говорить о том, что военная наука Белоруссии и России развивается в одном направлении.

С 1998 года по настоящее время окончили военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации в интересах Вооруженных Сил Республики Беларусь 638 военнослужащих, из них 343 слушателя и 295 курсантов.

Анализ достигнутых результатов наглядно показывает, какие реальные выгоды несет двустороннее военное сотрудничество оборонным ведомствам Белоруссии и России, в тоже время следует признать, что перспективы его развития будут зависеть от глубины политической, экономической и военной интеграции в рамках Союзного государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ