Образовательная система ПМР как составная часть российского образовательного пространства
С.И. Берил, ректор Приднестровского государственного
университета им. Т.Г.Шевченко, Тирасполь
Выступление
на научных чтениях Института стран СНГ «Вчера и завтра. Сотрудничество и
борьба на постсоветском пространстве»
Распад Советского Союза привел к разрушению единого
научно-образовательного и информационного пространства, развалу единой системы
образования.
Новые независимые государства СНГ, практически сразу
после провозглашения суверенитета избрали пути в решении проблем науки и в
формировании своих систем образования, определяемый политическим выбором, т.е.
их геополитической ориентацией.
Национальные системы образования в ряде государств СНГ
резко видоизменились в направлении формирования национальных доктрин,
ориентированных на образовательные системы Запада. Эти процессы были неразрывно
связаны с деруссификацией, принимаемой в качестве символа и условия своей
независимости.
Примером может служить Молдова, которая ещё до
провозглашения своей независимости в (1988-89 г.г.) принципиально изменила
структуру, содержание обучения, в качестве стратегического ориентира выбрала
румынскую систему образования. В содержательной части она сразу отошла от
принципов интернационального воспитания, искаженно и тенденциозно трактуя
проблемы истории, филологии, географии, в которых главным виновником своих
многовековых бед и несчастий выставляла Россию.
Это сделало абсолютно неприемлемым для Приднестровья ни с
идеологических, ни с научных позиций выбранный Молдовой новый вектор
образования. Переход на латиницу для Молдовы не был вопросом выбора более
подходящей графики для языка, он стал одним из краеугольных камней румынизации,
наряду с учреждением румынского флага, и государственной символики, гимнов и
самого румынского языка. Это безусловно был уход от России в другие сферы
политического влияния, который достаточно активно шел все последние годы
независимо от партийных декораций, сменяющих друг друга, но особенно интенсивно
происходит в настоящее время с благословления и под патронажем Евросоюза и
США.
Поэтому с полным основанием мы можем сказать, что
Приднестровье и Молдова политически разошлись не в 2001 г. или в 2003 г., а ещё
в 1990 году. Молдаване нашего края сохранили свою исконную кириллическую
письменность. В Приднестровье изначально, на уровне основного закона ввели в
качестве равноправных три официальных языка: русский, молдавский,
украинский.
Как независимое государственное образование,
Приднестровье избрало особый статус своей научно-образовательной сферы. Несмотря
на административную автономию, система образования Приднестровья содержательно и
организационно включена в научно-образовательную сферу России.
Приднестровье в отличии от Молдовы и ряда других
государств СНГ, категорически и последовательно выступило против пагубной
деруссификации. Российские модели образования, научно-образовательное
пространство России сохранились здесь как приоритетные и отражающие менталитет
общества.
В государственной политике, проводимой руководством
Приднестровья, образование и наука, составляют основу национальной безопасности,
т.е. выступают в качестве одного из основных государственных приоритетов.
Одной из важнейших для нас была и остается, как и для
России, проблема обеспечения, с точки зрения объективных критериев, высокого
качества образования. Оптимальным и естественным её решением и здесь явилось
встраивание в российскую систему квалиметрии качества, созданную Министерством
образования и науки России.
Мы исходим из того, что российская система образования
является одним из ценнейших опытов мировой цивилизации.
Мы рассматривали прогресс в этой области не столько в
административных преобразованиях, и реформах, сколько в последовательном
проведении глубокой демократизации этой сферы и повышения её эффективности.
Введение ГОСов РФ потребовало разработки пакета документов по внедрению и
адаптации их в систему образования ПМР. Для всех уровней образовательных
программ был взят, за основу обязательный минимум содержания образования,
принятый в РФ. Учебные программы, дисциплины, базисный учебный план,
используемые в образовательных учреждениях Приднестровья, идентичны
Российским.
С учетом принятых концепций исторического,
географического и филологического образования в Приднестровье определен порядок
изучения учебных дисциплин данных образовательных направлений. Учебный план
предусматривает обязательное изучение одного из трех официальных языков
Республики. Исходя из потребностей населения, образовательный процесс в учебных
заведениях осуществляется на одном из официальных языков Республики. Уместно ещё
раз подчеркнуть, что независимо от языка обучения, государственный
образовательный стандарт у нас единый - российский. В этом плане нам хотелось бы
обратить внимание на одно важное обстоятельство, касающееся поддержки Россией
своих соотечественников в странах СНГ. В связи с ориентацией системы образования
Приднестровья на российскую, политика России в этой сфере в отношении
Приднестровья должна быть иной, чем в отношении государств СНГ с другой
геополитической ориентацией. В Приднестровье уже сформировались сильные
научно-образовательные центры такие, как многопрофильный Приднестровский
госуниверситет им. Т.Г.Шевченко и создавать филиалы и другие коммерческие
образовательные структуры российских ВУЗов, которые оттянут значительную часть
кадрового и интеллектуального потенциала ведущего ВУЗа Приднестровья – значит
ослаблять позиции России, создавать риск для построения образовательных пирамид.
Можно утверждать, что решение многих непростых проблем переходного периода в
становлении и развитии системы образования Приднестровья потому и проходило
успешно, что руководство России проводило именно такую целенаправленную
поддержку деятельности важнейшей государственной структуры Приднестровья –
Приднестровского государственного университета, которая позволила решить
вопросы признания дипломов университета эквивалентным дипломам
государственных ВУЗов России, аттестации университета в качестве классического
университета Федеральным агентствам в сфере науки и образования Министерством
образования РФ; проведения аттестации научно-педагогических кадров в
Министерстве образования и науки РФ, вхождения в Учебно-методические объединения
ВУЗов России по всем специальностям университета, вхождения университета в
Ассоциацию российских ВУЗов и в Евразийскую Ассоциацию университетов стран СНГ и
другие. Необходимо признать, что Приднестровье все ещё остается ареной
противостояния сфер информационного влияния, на которой активной стороной
оказывается Румыния, подготовившая и продолжающая готовить для Молдовы десятки
тысяч специалистов, в духе румынской «национальной идеи», «непреходящего
национального достоинства» и т.п. Благодаря этому осуществляется
целенаправленное информационное отчуждение общества от духовного присутствия
России и влияния русской думающей части населения.
В противовес этому, на узкой полоске побережья Днестра,
занимаемой нашей Республикой, отстаиваются социогуманитарные и интернациональные
принципы, традиционные для образованной России. Они и составляют основу для
реализации всех образовательных стандартов.
В Приднестровье сохранен баланс между российским
менталитетом и многонациональными и культурными традициями населения нашего
края.
В заключение, хотелось бы отметить, что самим фактом
своего существования, демонстрацией своей самодостаточности, Приднестровье
убеждает мировое сообщество в том, что его возникновение на постсоветском
пространстве было закономерным, что в нем материализованы чаяния значительной
части образованных людей всего постсоветского пространства. Именно здесь
сохранены российская многонациональная культура, русский язык – как
универсальный и общечеловеческие традиции России. Именно народ Приднестровья
пытается сохранить в качестве основополагающих государственных приоритетов все
позитивное, что внесла Великая Россия историю мировой цивилизации.
|