Великое русское переселение?
25.09.2006.
Профиль
Екатерина Головина, Константин Гетманский, Полина
Русяева
Десятки тысяч русских, оказавшихся после распада СССР за
пределами России и не успевших вернуться в 90-е годы, вскоре смогут переехать на
родину. Государство обещает оплатить им переезд, найти работу. Но остается много
вопросов.
Государственные гарантии
Первые переселенцы должны приехать уже в 2007 году, по
утвержденной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию
соотечественников, проживающих за рубежом. Программа ставит две цели. Первая:
стимулирование переселения в Россию путем повышения привлекательности отдельных
регионов. Вторая и, скорее всего, основная: компенсация естественной убыли
населения в стране.
Реализовать эти цели предполагается в три этапа. До
конца 2006 года примут нормативные акты, регионы оценят свои потребности в
трудовых ресурсах, утвердят региональные программы переселения, начнется
информационная кампания в странах СНГ. В 2007—2008 годах будет происходить сам
процесс переселения. Если пойдет хорошо, то в 2009—2012 годах планируется
привлечь в Россию сотни тысяч человек.
Переселенцы получат госгарантии того, что им
компенсируют расходы на переезд к будущему месту проживания, расходы на уплату
государственной пошлины за оформление российских документов. Еще они получат
пособие на обустройство, подъемные. Если они не сразу найдут работу, то в
течение шести месяцев смогут получать пособие по безработице. Правительство
должно выделить на эти цели около 17 млрд. рублей. Предусмотрен некий
«компенсационный пакет», который подразумевает предоставление мест в детских
садах, школах, техникумах, бесплатное медицинское и социальное обслуживание. За
это заплатят регионы России.
Чего ни центр, ни субъекты Федерации прибывшим не
гарантируют, так это бесплатного отдельного жилья. По крайней мере, механизм его
предоставления в программе не прописан. Президент Центра изучения проблем
вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская сказала «Профилю», что основная
нагрузка по расселению мигрантов придется на те предприятия, которые их
«зафрахтуют». Она не исключает и вариант, при котором переселенцы будут жить в
общежитиях либо «вскладчину строить один дом на несколько семей». По мнению
эксперта, не предоставлять в собственность репатриантам жилье разумно, чтобы не
накалять их отношения с «аборигенами», вызывая в них зависть. Однако нельзя не
заметить, что в мире подобных прецедентов (по отношению именно к приглашаемым
легальным иммигрантам, которым предоставляется помощь по другим направлениям)
нет.
Закрытые столицы
Соотечественников ждут не везде. В столицах они даром не
нужны. Иллюзии перебраться в арбатские переулки или на Невский стоит сразу же
оставить. Правда, по мнению Зайончковской, надолго «по месту распределения»
мигранты не задержатся и, заработав денег, переберутся в стольные города.
Впрочем, в программе, как в хорошем контракте, оговорено, что, если
соотечественник, прибывший в рамках госпрограммы в Россию, ранее чем через два
года покинул предложенную территорию, он обязан возместить государству свои
подъемные.
По оценкам ВЦИОМа, именно жители Москвы и
Санкт-Петербурга более всего неодобрительно относятся к идее переселения
мигрантов «повсюду»: своих соотечественников в любой точке России хотели бы
видеть только 10% опрошенных. Что касается кардинального отселения мигрантов «на
незаселенные территории Сибири и Дальнего Востока», то этот вариант импонирует
19% респондентов. Оптимальный же ареал их размещения для большинства опрошенных
россиян (34%) — это «сельская местность».
Сначала репатриантов примут 12 регионов, условно
разделенных на три категории (см. таблицу). Соотечественников ждут в
Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, а также в Амурской, Иркутской,
Калининградской, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тамбовской, Тверской и
Тюменской областях.
Правительство России хочет, чтобы переселенцы приезжали
конкретно туда, где их точно обеспечат рабочими местами. В идеале каждый
переселенец еще до переезда узнает, где он будет жить, кем работать, сколько
получать, в какую школу пойдут его дети. Все это должно быть прописано в
региональных программах переселения. Например, в следующем году Тверская область
точно готова предоставить переселенцам 876 рабочих мест. Ожидается, что до 2010
года в область приедут 8 тыс. человек. Губернатор же Калининградской области
Георгий Боос вообще намерен привлечь к себе в губернию за 10 лет 450 тыс.
человек (см. статью «Добро пожаловать, или...» на с. 42).
Возможные конфликты
Приезд большого числа «чужих» людей из-за границы вполне
может вызвать напряжение в небольших городках и поселках, где «все друг друга
знают». А именно туда и отправятся большинство репатриантов. И если, например,
губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин уверен, что в его вотчине никаких
столкновений не будет, то властям Калининградской области впору задуматься, как
предотвратить возможные конфликты между местными жителями и переселенцами. Они
случались в середине 90-х годов, когда в область приехало много русских и немцев
из Казахстана. До поножовщины не доходило, но мелкие стычки случались. Местным
не нравилось, что «казахи» вкалывают, строят дома и богатеют.
Учитывая, что, скажем, в Хабаровском крае 10%
трудоспособного населения не имеют работы, предоставление рабочих мест
репатриантам тоже может привести к конфликтам. Не произойдет это только в том
случае, если переселенцы займут низкооплачиваемые места, на которые местные
жители не идут. Но какой смысл им тогда вообще возвращаться в Россию на роль
третьесортной рабочей силы?
Нужные ресурсы
Уровень жизни соотечественников в ближнем зарубежье в
последние годы и так можно обозначить как невысокий. Согласно мониторингу,
проведенному Росзарубежцентром (данные за 2004 год, позже не обновлялись. —
«Профиль») среди российской диаспоры в странах СНГ и Балтии, русские расценивают
свое материальное состояние следующим образом: лидирует позиция «денег хватает
только на еду и самые необходимые вещи» — от 40% до 67%. 30—51% признаются, что
«денег в основном хватает, но покупка дорогих вещей вызывает затруднения».
Наиболее пессимистично свое благосостояние расценивают в Грузии и Таджикистане,
где ответ «денег не хватает даже на еду, приходится брать в долг» составляет
47,3% и 40% соответственно.
Переселенцы стране нужны еще и потому, что, по данным
Росстата, в 2007 году убыль трудоспособного населения России составит 300 тыс.
человек, в 2008-м — возрастет вдвое, в 2010—2018 прогнозируется смертность на
уровне 1 млн. человек в год. Как полагают эксперты Независимого
исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии, при таком
демографическом сценарии для поддержания баланса России понадобится более 25
млн. иммигрантов. В то же время, по оценке фонда «Наследие Евразии»,
максимальный миграционный потенциал русской диаспоры не превышает 4 млн.
человек. В постсоветских республиках сейчас осталось всего 18 млн. русских.
Социологи, комментируя настрой соотечественников на
репатриацию, связывают желание-нежелание выезжать с уровнем экономической
стабильности в странах и «цивилизационной» совместимостью. То есть стремление
уехать значительно слабее в более развитой и буржуазной Прибалтике, а также на
Украине, где исконно существует славянская совместимость. В депрессивных же
среднеазиатских странах, напротив, желание уехать высоко. Кроме того, помимо
экономических и этнических факторов играют роль соображения личной безопасности,
которые значительны для Закавказья, и здесь мотивы возможного отъезда русских,
например в Грузии и Азербайджане, пересекаются.
Лучше, чем ничего
Константин Затулин, депутат Госдумы, директор Института
стран СНГ:
«Программа переселения, утвержденная президентом, это
лучше, чем отсутствие такой программы. Данная программа — шаг вперед с точки
зрения ее конкретности. Но, к большому сожалению, целый ряд ошибок, и серьезных
ошибок, был сделан в этой программе. Стимулы в программе вроде бы намечены, но
они недостаточны. Они не являются решающим элементом для человека, который
думает, ехать ему в Россию или оставаться на насиженном месте. Одна из
ключевых ошибок заключается в том, что составители программы проигнорировали
всех тех мигрантов, которые уже находятся на территории России и остаются
неустроенными. Программа не дает ответа, из каких стран мы намерены черпать
миграционные потоки, а из каких — нет. Между прочим, это важный вопрос нашего
позиционирования во внешней политике. Что случится с Украиной, если русские
начнут оттуда уезжать? Что будет с ее отношением к России? Нужно ли нам черпать
русских с Украины? Или, допустим, из Казахстана, из Белоруссии? Я, например, в
этом не убежден. Будет поначалу определенный ажиотаж с переселением, будут и
разочарования. Еще один недостаток программы: решили осчастливить регионы
мигрантами, но при этом возложили всю ответственность на сами регионы. В
результате они рассматривают программу как обузу. Уходят от контрольных цифр.
Даже пилотные регионы в большинстве своем постарались свести к минимуму свои
заявки на переселение».
|