Национальная автономия в различных форматах
Текст доклада на конференции ЕРА
9 сентября 2006 г. в Риге
10.09.2006,
http://eursa.org/
Владимир ВИДЕМАНН
Принцип самоопределения наций был выдвинут впервые в
начале XX века, взамен "принципа национальности" ("право нации"), который
толковался как догма о преимуществах при любых обстоятельствах создания
однонациональных государств: "Одна нация - одно государство". Со временем
принцип самоопределения превратился в международно-правовую норму, обязательную
для всех государств. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 637 (VII) от 16
декабря 1952 года записано, что "право народов и наций на самоопределение
является предпосылкой для пользования всеми основными правами человека".
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной
Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., гласит: "Все народы имеют право на
самоопределение. В силу этого закона они свободно устанавливают свой
политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и
культурное развитие... Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в
соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на
самоопределение и уважать это право»".
Считается, что этот принцип имеет два аспекта -
юридический и политический. В юридическом плане право на самоопределение
признается за всеми народами и нациями. Однако определение формы, в которой
реализуется это право в каждом конкретном случае (отделение, автономия,
федерация и др.), является политическим вопросом.
Одной из таких форм будет национально-культурная
автономия. Впервые концепция национально-культурной автономии была разработана в
конце XIX века австрийскими социал-демократами Карлом Реннером и Отто Бауэром.
Она строились на идее национально-персональной, экстерриториальной автономии,
где источником и носителем национальных прав являются не территории, а сами
нации. Не удивительно, что эта концепция появилась именно в Австрии - в то время
одном из самых многонациональных государств Европы. После Февральской революции,
на территории другого многонационального государства, бывшей Российской империи,
было предпринято несколько попыток осуществления национально-культурных
автономий: для мусульман России и Сибири, автохтонных народов Дальнего Востока,
русского, еврейского и польского меньшинства на Украине, немецкого и шведского
меньшинства в Прибалтике.
Очевидно, что принцип самоопределения вступает в
противоречие с принципом территориальной целостности государства. В СССР идея
экстерриториальной национально-культурной автономии не прижилась, большевики
пошли путем строительства многонационального государства на основе
неционально-территориальной автономии: автономные республики, автономные
области, автономные округа и национальные районы-сельсоветы. Сегодня проект
экстерриториального "права народов" пытаются продвигать отдельные
идеологи-неоевразийцы, но в целом понятие национально-культурной автономии, как
оно прописано в современном российском законодательстве и законодательстве
других постсоветских государств, не имеет ничего общего с декларативным "правом
народов" как ius gentius, а больше касается прав общественных организаций на
культурно-просветительскую деятельность в том или ином формате.
Однако, это вовсе не значит, что тема
национально-культурной автономии окончательно уходит с повестки дня в
исторический архив. Благдатную почву для ее возрождения представляет Единая
Европа как многонациональное, мультикультурное образование. Сам принцип
"национального государства" подвергается в современной Европе радикальному
пересмотру. Сегодня уже принято делать различие между "национальным" и
"этническим" государством. "Национальное" - это такое, где законодательная
деятельность осуществляется демократически избранным общенациональным (т.е.
общегражданским) парламентом. С этой точки зрения, национальное государство
может быть моно- или мультиэтничным, но не может быть недемократическим, ибо в
этом случае законодательную власть осуществляет не "нация" как гражданское
общество, а некая элита (опять же, моно- или мультиэтническая).
В современной Европе мы видим государственные
образования как моно-, так и мультиэтнические, причем с разными пропорциями
автохтонных и пришлых меньшинств. Компактно проживающие местные меньшинства
больше заинтересованы в реализации для себя "советской" модели территориальной
автономии, тогда как пришлые диаспоры видят перспективу в модели
экстерриториальной культурной автономии в общеевропейском формате. Это -
совершенно новая тема, которая только начинает проявляться в общественном
сознании неавтохтонных диаспор Евросоюза. Правда, в самое последнее время она
сильно нагружает и самые что ни на есть титульные нации - и моно (как в
Германии), и мультиэтнические (как в Швейцарии).
Сегодня уже можно ставить вопрос о
национально-культурной автономии литовцев в Ирландии, поляков в Великобритании
или русских в Германии. Это уже не говоря про вероятные евро-автономии арабов,
турок, индийцев и китайцев. С другой стороны, можно поднять тему культурных
автономий, к примеру, англоговорящих или франкофонных диаспор Евросоюза.
Разумеется, все это, в сущности, пока что совершенно праздные вопросы, но
дискурс проблемы уже задан - самой жизнью.
Каким образом сложится европейская практика т. н.
национально-культурных автономий (и сложится ли она вообще) - пока что никому не
ясно, поскольку сами государства ЕС переживают сегодня парадоксальный процесс
экономической и правовой консолидации, при одновременном усилении
регионалистских тенденций, стремлении местных авторитетов воспроизвести в общем
хоре собственный фальцет. Иными словам, юридический формат Единой Европы пока
что строится по хорошо известному в теологии принципу
"нераздельности-неслиянности". Это - хорошая загадка для политологов, бьющихся
над созданием европейского Универсала согласия.
|