Большая дипломатия Минска
Александр Фадеев
В Белоруссии официальные средства массовой информации
продолжают уделять приоритетное внимание итогам прошедшего в Гаване во второй
декаде сентября ХIV саммита глав государств и правительств стран-членов Движения
неприсоединения. Событие подается белорусской общественности как знаковое и
триумфальное в контексте «большой политики» президента Александра
Лукашенко. Не осталось в стороне и национальное сообщество ученых, высказавшись
за тесное сотрудничество со странами Движения неприсоединения, которое «имеет
огромные перспективы для республики». В своем выступлении на форуме глава
белорусского государства заявил «единомышленникам», что странам-членам Движения
необходимо решительно отстаивать право своих народов на выбор самостоятельного
пути развития и содействовать формированию новых центров силы.
В этой связи хочется заметить следующее. NAM образовала
в прошлом веке группа развивающихся, в большинстве своем бедных и беднейших
стран, испытывающая в условиях холодной войны потребность в отстаивании своих
национальных интересов с помощью международной и внеблоковой организации. Одной
из главных целей стран-членов Движения тогда было уйти от втягивания в орбиту
одного из двух геополитических центров силы, острейшая глобальная конкуренция
которых, по их мнению, грозила перейти в ядерный конфликт. Естественно с
изменением ситуации в мире и разрушением биполярной геополитической модели
(которая на наш взгляд играла стабилизирующую роль в системе международных
отношений и содействовала поддержанию мира) Движение неприсоединения утратило
актуальность и его функционирование пошло по амплитуде затухания. В последние
годы деятельность Nonaligned Movement во главе с Малайзией на международной
арене была практически незаметна, и организация оказалась прочно забытой. Да и
численность самой организации резко сократилась - из 177 государств-членов,
участвовавших некогда в ее деятельности, на Кубу прибыли представители только
117 стран.
Движение продолжает искать свою нишу в мировой политике.
Пока же на первом плане по-прежнему больной вопрос о купировании задолженности
стран Юга западным государствам Севера и проблема расширения иностранной помощи.
Поэтому далеко не случайно то, что подавляющее число ораторов из
стран-участников кубинского саммита, посвятили свои выступления проблемам
взаимоотношений богатого Севера и бедного Юга. Поскольку много внимания этим
вопросам традиционно уделяла и уделяет ООН, создав Конференцию по торговле и
развитию, отразив их в своей Программе развития, то логичным было участие в
пленарном заседании Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, речь
которого так не понравилась президентам Ирана и Белоруссии.
Европейские государства, наряду с другими развитыми
государствами мира, фактически полностью проигнорировали встречу стран-членов
Движения в Гаване. Во многом благодаря этому не вызвала она никакого интереса и
у мировой общественности, ориентирующейся на глобальную информационную сеть. Из
европейских стран в организационной структуре ДН сегодня формально
присутствуют только Мальта и Белоруссия. С позиции принципов членства,
заложенных при основании Движения неприсоединения, их участие в деятельности NAM
выглядит, строго говоря, абсурдным. Член ОБСЕ и СЕ Мальта, вошедшая в середине
90-х годов прошлого века в группу развитых стран, вступила в Европейский союз
(01.05.2004), самую мощную в экономическом плане федерацию 25 (27) государств, а
Белоруссия с 2000 года числится в составе создаваемого Союзного государства,
куда входит вместе с Россией. И Европейский союз (фактически блок государств), и
Российская Федерация могут с полным правом рассматриваться в качестве
геополитических центров силы, наряду, например, с США. Поэтому та активная роль,
которую пытается играть Минск в Движении неприсоединения, заставляет, в том
числе, сомневаться в искренности его намерений крепить реальный союз с Россией,
и уже тем более интегрироваться в некое единое государство.
Белорусская дипломатия давно и тщательно готовилась к
сентябрьскому форуму глав государств и правительств стран-членов NAM, которому
придавалось особое значение. Одной из важнейших задач, которые ставил перед
собой Минск, как представляется, - выдвижение Белоруссии, в прошлом якобы
«интеллектуальной, мозговой части СССР» (Лукашенко), в качестве лидера Движения
неприсоединения. Однако еще до встречи в Гаване республиканскому руководству
стало ясно, что осуществить ее на саммите не удастся, и новым председателем
будет выбрана Куба. Поэтому усилия белорусской стороны были сосредоточены на
извлечении из данного мероприятия политических, экономических и дипломатических
выгод. К числу последних относится преодоление частичной международной изоляции
Белоруссии, в которой она оказалась после последних президентских выборов.
Успехом белорусской дипломатии можно считать включение в
итоговый документ саммита одного из предложений Белоруссии о том, что
государства, входящие в Движение неприсоединения, будут воздерживаться от мер,
включая односторонние экономические санкции, которые могут рассматриваться как
давление на страны-члены Движения, угрожать их суверенитету и независимости,
свободе торговли и капиталовложений, а также выбору пути развития. Главе
белорусского государства вообще хотелось бы добиться того, чтобы Движение
неприсоединения решительно вставало на защиту своих членов, «подвергшихся
внешнему давлению или агрессии», сообща вырабатывало и придерживалось единой
позиции в ООН и других международных организациях. При этом нельзя заподозрить
Александра Лукашенко в незнании предшествующей практики NAM (весьма далекой от
этих концепций деятельности). Возможно, Лукашенко действительно находится в
плену подобных иллюзий и в силу этого верит в эффективность обновленного,
чудесным образом реформированного Движения.
Другой важной задачей «большой дипломатии» Минск считал
демонстрацию позиции отстраненности от популистского антиамериканизма,
проявляемого некоторыми представителями стран-членов Движения. Официальные
белорусские СМИ вообще аккуратно обходили тему антиамериканских выступлений в
Центре международных конгрессов, характеризуя их как темпераментные, горячие
заявления «коллег из южных стран». При этом подчеркивалось, что конфронтация
между развивающимся и развитым миром является ошибочным, тупиковым путем. Это
свидетельствует и о том, что республика заинтересована в поддержании и развитии
отношений с администрацией США. Президент РБ Александр Лукашенко сразу после
форума в Гаване в эксклюзивном интервью Би-Би-Си сделал упор на том, что
Белоруссия стремится к «нормальному» сотрудничеству с Вашингтоном. С точки
зрения Лукашенко, давление, которое недавно оказывали на Минск Соединенные
Штаты, ослабло, и в отношениях двух государств наметилось потепление, были
установлены определенные контакты.
Президент РБ Александр Лукашенко даже не стал скрывать
прагматический характер своего визита в Гавану, цель которого - расширение
зоны реализации экономических интересов Белоруссии и использование саммита для
приобретения новых, выгодных республике торгово-экономических партнеров. Более
того, он открыто и довольно цинично заявил о том, что рассматривает форум на
Кубе как удобный повод, позволяющий при экономии средств и ресурсов подготовить
визиты на высшем уровне сразу в целый ряд богатых финансами, энергоносителями и
другими важными ресурсами стран: Малайзию, ЮАР, Иран, Венесуэлу, Алжир, а также
в Египет. Лукашенко, в частности, встретился в Гаване с премьер-министром
Малайзии Абдуллой Ахмадом Бадави, президентами Ирана Махмудом Ахмадинежадом, ЮАР
Табо Мбеки, Алжира Абдельазизом Бутефликой и врио руководителя Кубы Раулем
Кастро.
Вообще сложилось впечатление, что Белоруссию, несмотря
на пассажи по реформированию NAM, содержавшиеся в выступлении Лукашенко,
больше интересует не судьба Движения как международной организации развивающихся
стран Юга и ее программа действий, а группа богатых ресурсами стран-членов –
Бразилия (нефть, алмазы, золото, бокситы, цветные руды, железная и марганцевые
руды, никель, олово), Венесуэла (нефть, руды черных и цветных металлов, алмазы,
бокситы), Малайзия (финансовые активы, нефть, бокситы, олово, железная руда,
каучук), ЮАР (золото, платина, хромовая, железная и марганцевая руды, алмазы,
уран, никель), Иран (нефть, природный газ), Алжир (природный газ, нефть,
железная руда, ртуть, вольфрам, уран) и Индия (нефть, уголь, железная и
марганцевая руды, бокситы, медь).
Озвученный Александром Лукашенко ряд идей о построении
многополярного и справедливого миропорядка, о восстановлении утраченных
Движением позиций не представляет собой прагматическую и целостную
геостратегическую концепцию. Лукашенко фактически предложил странам-членам
крепить свои ряды с тем, чтобы противостоять политике тотального контроля со
стороны коллективного Запада, бороться с навязываемой им своей модели
развития, а также противодействовать угрозе складывания однополюсного мира.
Однако белорусский проект борьбы с диктатом Запада предполагает превращение
самого Движения неприсоединения в мировой центр политической силы. Т.е. по сути,
президент РБ настаивает на создании нового блока государств «третьего пути», но
уже на принципах горизонтальной солидарности и взаимозависимости. При этом
совершенно игнорируются современные геополитические реалии, когда мировой
порядок определяют блоки, построенные на вертикальном подчинении и
взаимодействии, а также мощные отдельные акторы с устойчивой внутренней
федеральной структурой строгого вертикального соподчинения.
Спорность и отсутствие практической значимости в
программе политической модернизации по Лукашенко видна невооруженным глазом.
Белорусский лидер предложил свою программу «падающей» международной организации,
крайне слабой, неоднородной, страны-члены которой зависимы в ключевых сферах от
Севера. Большинство стран-членов национальную стратегию развития никак не
увязывают с планами политической модернизации Движения, тем более превращения
его в блок, альтернативный развитым государствам Севера. Напротив – все их
помыслы кроются в стремлении в той или иной мере получить помощь стран-лидеров
Севера, интегрироваться в его экономические, финансовые и другие проекты. Даже
те страны Движения, которые отметились на саммите критикой Вашингтона, вполне
отдают себе отчет, что их успешность и процветание во многом достигнуто
благодаря тесному торгово-экономическому партнерству с США и другими развитыми
странами Севера.
Многие участники Движения действительно болезненно
реагируют на отдельные импульсы со стороны западного сообщества, направленные на
внедрение его стандартов в их политические и социально-правовые системы. Но это
совсем не означает, что они по своим национальным параметрам и политической
практике являются антизападными государствами-обществами. Просто они вообще не
готовы к восприятию каких-то идей политической модернизации, от кого бы они ни
исходили (в том числе от Минска), в силу своего традиционализма и консерватизма,
а также исторически сложившегося незападного мировоззрения. Создается
впечатление, что лейтмотивом взаимодействия с богатым Севером для подавляющего
числа стран-членов ДН выступает концепция внешнего приспособления своей
традиционалистской политико-социальной и правовой среды к запросам западного
сообщества, при консервации ее главных устоев. Современная международная
практика показывает, что на этом пути ряд африканских и азиатских стран достиг
искомого, устраивающего их политические и экономические элиты
политико-институционального состояния.
А в этих условиях реформаторские идеи Лукашенко,
исходящие из представлений о разделе мира на управляющих и управляемых, о
глобальной эксплуатации со стороны Севера стран Юга, заимствованные им во многом
у неомарксистов (А.Франка и др.), падают на бесплодную почву. Не говоря уже о
том, что экономическое сотрудничество страны-члены Движения предпочитают
развивать с успешным Севером, в том числе в рамках функционирования постоянного
органа Генассамблеи ООН ЮНКТАД, а не внутри своей организации, к чему их
призвал Александр Лукашенко. Подавляющее большинство стран ДН придерживается
программы развития, изложенной еще в Алжирской инициативе (1973), в которой
ведущее место уделено стремлению развивающихся стран получить доступ к кредитам
МВФ, обеспечению помощи со стороны стран Севера (включая технологическую) и
решить вопрос с погашением долгов. К тому же их вряд ли устроит формула
взаимоотношений, предложенная в Гаване Лукашенко – финансовые и природные
ресурсы стран Юга в обмен на технологии функционирования хозяйственного
комплекса, доставшиеся Белоруссии в наследство от СССР.
Ну а для России особый интерес представляет то, что Александр Лукашенко в ходе саммита очертил свое новое
видение «внешней дуги» белорусской политики и экономических интересов. Эта
внешняя дуга, по Лукашенко, идет от Кубы через богатые ресурсами страны
Латинской Америки, ЮАР, зону Персидского залива, Иран, Китай, Вьетнам и
заканчивается в «одной из богатейших стран» Малайзии. Таким образом, можно
говорить о радикальной смене со стороны республиканского руководства приоритетов
в «многовекторной» внешней политике, о попытке подменить западноевропейский и
восточноевропейские полюса притяжения белорусского внешнеполитического
«маятника», когда Белоруссия лавирует между Евросоюзом и Россией, выгнув
траекторию его движения далеко на юго-запад, юг и юго-восток.
|