Союзная волокита и «польская интрига»
Владислав Лосев
Когда наблюдаешь со стороны за высказываниями
белорусских, российских и союзных должностных лиц по поводу проведения
референдума по Конституционному Акту Союзного государства, то складывается
впечатление, что в этом вопросе в головах у ответственных лиц, в ведении которых
находится белорусско-российская интеграция, царит полный кавардак.
В этом не трудно убедиться, если ознакомиться с
сообщениями печати и других средств массовой информации на тему союзного
строительства хотя бы за последнее время. В Белоруссии в конце августа
представители МИДа РБ, близкий к президенту член Совета республики НС Николай
Чергинец и руководитель представительства Постоянного комитета Совета
министров Союзного государства в Минске Василий Шолодонов на специально
собранной пресс-конференции сообщили о том, что проект Конституционного акта
полностью готов (за исключением одного вопроса о президентстве СГ), и
предстоящей зимой, самое позднее весной будущего года, сей
многострадальный и долгожданный документ, наконец, будет вынесен на
белорусско-российский референдум. Угасший интерес общественности по проблеме
российско-белорусского объединения пытались пробудить председатель верхней
палаты российского парламента Сергей Миронов и госсекретарь Постоянного комитета
Совмина Союзного государства Павел Бородин, заявившие, что общенародное
голосование по проекту Конституционного акта может состояться уже в конце
текущего – начале будущего года.
Всех этих лиц трудно заподозрить в незнании Конституции
РФ и федерального законодательства по выборам России, которые запрещают
проведение подобных референдумов в год, предшествующий парламентским или
президентским выборам. В оставшееся до декабря 2006 г. время (подготовка
референдума – 3,5 месяца), а также в 2007 и 2008 гг. любые референдумы по
проблемам, требующим внесения изменений в Основной закон России, в том числе и
по проекту КА Союзного государства, просто не могут быть проведены. Поэтому
можно предположить, что заявления вышеназванных политических функционеров и
чиновников преследовали исключительно пропагандистскую цель сознательного
введения в заблуждение общественности двух стран. Что касается Чергинца и
Шолодонова, то они, возможно, стремились дипломатическими методами обеспечить
республике благоприятный фон для ведения переговоров с российской стороной по
болезненному вопросу о поставках энергоресурсов.
Тем не менее, это известие вызвало в белорусском
обществе большое оживление. Сторонники Союза с надеждой встрепенулись, готовясь
к масштабной политической кампании. В оппозиционных же рядах стремительно начали
нарастать панические настроения. Ее лидеры срочно выехали в западные столицы,
рассчитывая убедить тамошние политические круги в том, чтобы они ни в коем
случае не признавали потенциальное воссоединение двух русских
(восточнославянских) государств.
Один только бывший «единый» кандидат в президенты
Александр Милинкевич, ныне претендующий на роль единственного вождя оппозиции,
за последний месяц-полтора побывал по этому поводу в Брюсселе, Варшаве и
Париже. Ну, а 19 сентября Милинкевич встретился в Хельсинки с
председательствующим в Евросоюзе премьер-министром Финляндии Матти
Ванханеном, которого просил не только содействовать усилению санкций в отношении
белорусских чиновников, но и сделать все возможное, чтобы белорусско-российское
воссоединение никогда не состоялось.
В отличие от России, в Белоруссии эти заявления вызвали
определенный отклик в обществе, но затем, в который уже раз поступила если и не
напрочь их опровергающая, то, по крайней мере, не подтверждающая информация.
22 сентября секретарь Центральной избирательной комиссии
Белоруссии Николай Лозовик довел до сведения общественности, что в ЦИК «никаких
указаний по подготовке референдума не поступало». В свою очередь
пресс-секретарь белорусского президента Павел Легкий заявления о
скором объединительном референдуме комментировать вообще отказался. В общем, в
этом вопросе была восстановлена уже ставшая привычной неопределенность, и все
вернулось на круги своя.
К сожалению, неоправданная волокита давно
уже стала отличительной чертой всего хода возведения здания союзной
государственности. К примеру, еще в январе нынешнего года в
Санкт-Петербурге белорусским и российским президентами были подписаны четыре
соглашения, призванные придать реальные очертания Союзному государству в области
социального обеспечения, медицинского обслуживания, налогообложения и союзной
собственности. И если белорусская сторона уже ратифицировала первые три
соглашения, а четвертое находится в стадии подготовки к ратификации, то в
Российской Федерации дела по этому вопросу обстоят по иному. По словам
Павла Бородина российская сторона до сих пор не только не ратифицировала,
но даже не рассматривала, подписанные союзные соглашения.
В середине сентября госсекретарь Союзного государства
поднимал этот вопрос перед Владимиром Путиным и тот, по утверждению Бородина,
дал «жесткие указания министерствам и ведомствам по ускорению процесса
ратификации соглашений». Как видим решения, направленные на реальное
становление Союзного государства, в том числе и принятые на самом высоком
уровне, имеют неприятное свойство надолго застревать в бюрократических
коридорах.
Спустя десять лет с начала строительства
белорусско-российского Союза сделано на этом поприще, на самом деле, очень
немного. Единственным направлением, где достигнуты мало-мальски заметные
успехи – это военное сотрудничество. В любом случае эта грань наших
союзнических отношений высоко оценивается белорусской стороной. Недавно
государственный секретарь Совета безопасности Республики Беларусь Виктор
Шейман, говоря о достижениях белорусско-российского Союза в военной
области подчеркнул: « За последние годы нам удалось сохранить и существенно
улучшить общую систему обмена информацией, закупок вооружения и техники,
подготовки кадров, проведения научных исследований. Это позволило привести
вооруженные силы в соответствие с современными требованиями».
В текущем году была перевооружена одна из
белорусских зенитных ракетных бригад на более современные ЗРК С-300, что
позволило заметно повысить боевые возможности этого соединения ПВО и
значительно отодвинуть дальнюю границу зоны поражения воздушных целей в западном
направлении. Обнадеживающим является и факт регулярного проведения учений
белорусских и российских частей и соединений, входящих в Западную группировку
войск. В нынешнем году – это командно-штабное учение «Щит Союза-2006», на
будущий год – планируемые совместная командно-штабная военная игра и
стратегическое командно-штабное учение «Запад-2007».
Белорусские вооруженные силы в настоящее время
насчитывают чуть более 50-ти тысяч человек. И хотя они имеют статус хорошо
подготовленных и в полной степени укомплектованных, белорусская армия все же не
может считаться достаточным противовесом той группировке НАТО, которая
располагается вблизи западных рубежей Союзного государства. Кстати, в Минске это
понимают и поэтому в своей военной доктрине уповают не на разгром агрессора, а
на нанесение ему т.н. «неприемлемых кровавых потерь». После которых, по мнению
белорусских стратегов, нападающая сторона откажется от продолжения боевых
действий и вступит с официальным Минском в переговоры о заключении мира на
выгодных для него условиях.
Возможно, что такой подход к войне и имеет право на
существование, но только в том случае, если эти самые «кровавые потери» будут
отличаться заметным уроном для противника. Однако, похоже, что белорусская
военная мысль в последнее время шла на поводу у расхожего мнения о том, что
если, например, югославским ПВО в ходе бомбардировок НАТО удалось бы сбить не
два-три самолета, а несколько десятков, то Запад бы «сдался» и войну бы
прекратил. То же касается и войн с Ираком. Думается, что это серьезное
заблуждение.
Как бы там ни было, но современные белорусские
вооруженные силы ориентируются на показатель «неприемлемых кровавых
потерь» для армий НАТО равный 4-5 процентам.
Таким образом, расчет делается на то, что если в ходе
гипотетической (дай Бог, чтобы она таковой и оставалась) военной операции против
Белоруссии, в которой НАТО пустит в дело 1000 самолетов и ракет авиации и ПВО
Белоруссии удаться сбить 40 из них, то война закончится к вящему удовольствию и
славе белорусского генералитета. Все это как-то несерьезно и похоже на игру в
шашки-шахматы или солдатики. Кстати, к этому следует добавить, что белорусская
армия в отличие от хотя бы войска польского совершенно не имеет опыта
участия ни в боевых действиях, ни в миротворческих операциях. А такая практика,
как известно, дорогого стоит.
Конечно, в настоящее время нет каких-либо условий для
возникновения военного конфликта или тем более войны между Белоруссией и
странами НАТО. Но как учит трагедия и гибель некогда влиятельной и
процветающей Югославии во времена передела мира ничего нельзя исключать. Тем
более, что желающих продолжить перекраивать карту Европы отнюдь не
поубавилось.
Поэтому, если реальные условия для возникновения
конфликта и межгосударственных столкновений отсутствуют, то их можно
создать в той же Гродненской области на основе «непрекращающихся ущемлений прав
польского меньшинства».
В последнее время, особенно после провозглашения
программы строительства Четвертой Речи Посполитой, Варшава активно стремиться
определять политику Евросоюза относительно Белоруссии, а также консолидировать
польскую диаспору и оппозиционные антироссийские силы в республике.
В первой половине сентября в сенате Польши состоялось
координационное совещание Комиссии по вопросам эмиграции и связи с поляками
зарубежья и трех, действующих на европейском востоке фондов – «Польское
образование за рубежом», Фонд «Proakademia», «Фонд помощи детям Гродненщины»
(вспомним О. Бендера! – авт.). На этом заседании непосредственно обсуждался
вопрос об усилении деятельности в Республике Беларусь.
Кроме того, по сообщению газеты «Речь Посполитая», «на
самом высоком уровне было принято решение значительно расширить права поляков
зарубежья». В связи с чем, предполагается принять новый «Закон о польском
гражданстве», который позволит полякам, проживающим вне Польши иметь двойное
гражданство и голосовать на выборах. В дополнение к этому будет введена т.н.
«карта поляка», предусматривающая ряд льгот полякам зарубежья. Помнится, нечто
подобное относительно русских людей пытался воплотить в жизнь депутат
Государственной Думы России Константин Затулин, но для российской бюрократии
подобные предложения показались, очевидно, чересчур обременительными. А
вот в Польше такое отношение к своим соплеменникам по видимости найдет
поддержку.
Что касается Белоруссии, то, как заявил депутат
Европарламента от Польши Б. Сонник еженедельнику «Tygodnik Powszechny»
(12.09.2006), «Польша владеет необходимыми инструментами для воздействия
на положение в Белоруссии». По его словам, необходимо интенсивнее расширять сеть
польских культурных центров на Востоке, а также сделать «восточный вектор»
внешней политики Варшавы доминирующим. При этом, определяющими
призваны стать информационные, культурно-просветительские и образовательные
проекты, ведущие, в конечном итоге, к усилению польского присутствия
в Белоруссии. Кстати, только в текущем году в Белоруссии реализуется 24 проекта
финансируемых из Варшавы.
Активную деятельность по приданию «облика польского»
нынешней Гродненской области проводит Союз поляков в Белоруссии. За последнее
время в этой области резко возросло количество польских творческих коллективов
(с одного, пятнадцать лет назад, до более сотни в настоящее время), проводимых
дней польского слова, поэзии и других зрелищно-массовых мероприятий. Достаточно
сказать, что еженедельно в одном из крупных населенных пунктов Гродненщины
проводятся тематические дни польской культуры с участием большого количества
местного польского населения и гостей из Польши.
Понятно, что сами по себе эти мероприятия не подают
какого-либо повода для беспокойства. Тем более что они проводятся под эгидой
местных властей и государственного комитета по делам религии и национальностей.
Но нельзя забывать и о той узкой грани, которая может отделять развитие
национальной культуры от культивирования агрессивного национализма. Ведь те же
народные хоры могут быть и центрами распространения певческой культуры, и
(при определенных условиях) «точками сборки» политического экстремизма. Примеров
тому в истории более чем достаточно.
Сейчас в Польше имеется немало политических сил,
которые были бы не прочь разыграть карту «польского вопроса» в Белоруссии. При
этом, надо учитывать, что планы по созданию новой региональной
сверхдержавы «от моря до моря» пользуются большой поддержкой со стороны
Вашингтона. И поэтому никак нельзя сбрасывать со счетов пресловутое американское
упорство и польскую настырность в достижении желанных целей.
Этот «дуэт» остановится только при одном условии: когда
поймет, что игра потеряла всякие шансы на успех. А это станет возможным лишь при
окончательном объединении Белоруссии и России в единое государство. В
любом ином случае «польская интрига» будет лишь закручиваться и активно
развиваться.
|