Трудный выбор России
Рудольф Матвеев
Итак, население Приднестровья на референдуме
относительно будущего республики, состоявшемся 17 сентября с.г., подавляющим
большинством (97,2%) однозначно высказалось за независимость своего края –
Приднестровской Молдавской Республики и за последующее ее вхождение в состав
Российской Федерации.
Когда это произойдет и произойдет ли вообще, пока
сказать не представляется возможным, но в любом случае решение приднестровской
проблемы путем возвращения Приднестровья в Молдову, даже с особым и
гарантированным статусом, становится делом весьма и весьма трудным, а, может
быть, и нереальным.
И это, несмотря на то, что за данный вариант
приднестровского урегулирования выступает Россия, да и США с ЕС при определенных
условиях могли бы его поддержать, как это было до ноября 2003 г., ибо
независимость ПМР, а, тем более, дальнейшее ее присоединение к России их никак
устраивать не может.
Представляется, что и Кишинев с Тирасполем, каждый
своими действиями, сознательно или нет, загнали себя в угол и лишились поля для
маневра, когда исчезает сама возможность поисков компромиссных выходов из
тупиковой ситуации, сложившейся на переговорах по приднестровскому
урегулированию.
Инициаторами в этом, как известно, выступили молдаване,
когда парламент РМ принял в июне 2005 г. ряд документов по урегулированию
проблемы Приднестровья - Обращение "О критериях демократизации приднестровского
региона Республики Молдова", Обращение "О принципах и условиях демилитаризации
приднестровского региона РМ", Декларацию об инициативе парламента Республики
Молдова в связи с инициативой Украины по урегулированию приднестровского
конфликта, Закон об основных положениях особого правового статуса населенных
пунктов левобережья Днестра (Приднестровья) и др. Эти документы предусматривают
решение приднестровского вопроса на основании внутреннего законодательства,
исключительно в рамках действующей Конституции РМ как унитарного
государства.
Приднестровскому руководству, которое провело упомянутый
выше референдум, теперь также будет очень сложно заниматься поисками другого
решения проблемы урегулирования отношений с Молдовой, иначе как на основе
волеизъявления населения ПМР в поддержку независимого развития своей республики,
отрицающего совместное проживание в одном государстве, даже если представить,
что Кишинев вдруг согласиться наделить Приднестровье какими-то «сверх
автономными» правами.
Недавнее интервью министра реинтеграции РМ В.Шовы
украинскому еженедельнику «Зеркало недели», а также заявление президента
В.Воронина на встрече со специальным представителем Евросоюза по Молдове
А.Якобовицем де Сегедом о том, что переговоры о приднестровском урегулировании
должны базироваться на положениях закона о статусе приднестровского региона от
22 июня 2005 г., говорят сами за себя.
Так, что Приднестровью, с учетом этой твердолобой
политики Кишинева и в условиях продолжающейся дискриминации права региона на
самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, ничего другого не остается,
как отстаивать свою позицию до конца, надеясь на помощь России. Президент
ПМР И.Смирнов на пресс-конференции в Москве 21 сентября с.г. заявил журналистам:
«Вы знаете результаты прошедшего референдума. Говорить о присоединении к Молдове
бессмысленно».
А что же Россия? Ее позиция по приднестровскому
урегулированию (с июля 2002 г. и до последнего времени) предусматривает создание
общего молдавского государства в виде федерации, где Приднестровье обладало бы
особым статусом автономного государственного образования с правом
самостоятельного проведения внутренней, административно-кадровой,
торгово-экономической, социальной, культурной политики и т.д.
Термин «общее» государство был впервые зафиксирован в
Московском меморандуме от 8 мая 1997 г. Юридическое и конкретное воплощение идея
создания молдавской федерации нашла в Меморандуме «Козака» (ноябрь 2003 г.).
Заметим, что в предложениях России от сентября 2005 г., хотя и не говорится,
какой должна быть форма будущего молдавского объединенного государства, все же
понятно, что речь идет о федеративных принципах его построения.
Реализация такой позиции, по мысли ее российских
разработчиков, решала бы не только саму проблему «застаревшего» конфликта,
но несла еще ряд моментов, отвечающих интересам России. А именно: Приднестровье
с его полумиллионным населением, достаточно развитой экспортной и
конкурентноспособной экономикой, наличием политизированного, в основном
пророссийски настроенного общества не могло не стать в объединенной стране такой
ее частью, которая прямо и весомо участвовала бы в выработке внутренней и
внешней политики Молдавии, оказывала бы серьезное влияние на проведение ее
внешнеполитического курса, что исключало бы появление антироссийских тенденций,
делала бы невозможным осуществление вынашиваемого радикальными националистами
плана присоединения Молдовы к Румынии и сдерживало бы «тихую» экспансию Киева в
отношении этого региона, некогда входившего в состав Украины на правах
автономной республики (1924 – 1940 гг.).
Следует сказать при этом, что сумма ежегодного экспорта
в Приднестровье украинских товаров превысила 250 млн. долл. США, украинские
инвесторы приватизировали здесь большое количество промышленных предприятий,
ввели для жителей Приднестровья ускоренный и упрощенный порядок
приобретения украинского гражданства, Киев стал оказывать украинской диаспоре в
ПМР (около 160 тыс. человек) мощную государственную поддержку (правда,
организованная по наущению западников таможенная и экономическая блокада
региона, к которой присоединилось оранжевое руководство Украины, подорвала
доверие к нему приднестровцев украинского происхождения), возросла активность
Киева в распространении в ПМР украинского языка и культуры и, наконец, Украина с
помощью США и ЕС сумела навязать участникам переговорного процесса свой план
приднестровского урегулирования.
Все это дает российским политологам и экспертам
основание полагать, что в регионе имеет место не только стремление Украины
усилить свои позиции и влияние в различных областях общественно-политической и
экономической жизни края, но и попытка совместными с Западом действиями
вытеснить Россию из региона, а там, чем черт не шутит, может Приднестровье, как
«созревшее яблоко», само упадет в руки Киева. А Тирасполь, по мнению Москвы, в
одиночку не сможет этому помешать и будет способен противостоять украинской
экспансии, лишь объединившись с Молдовой.
Именно поэтому, на наш взгляд, российская сторона так
настойчиво продвигала вариант решения проблемы Приднестровья и нормализации
молдавско-приднестровских отношений через создание объединенного молдавского
государства с учетом всех особенностей приднестровского региона и предоставления
ему действительно автономных и гарантированных прав.
Кроме того, на что хотелось бы обратить внимание, такая
позиция подтверждала приверженность России принципу уважения территориальной
целостности государств. В процессе переговоров по приднестровскому
урегулированию и в ходе двусторонних российско-молдавских встреч, в том числе на
самом высоком уровне, Москва неизменно заявляла об этом. В целом ряде
документов по решению проблемы Приднестровья, автором которых была российская
сторона, обязательно содержались положения о территориальной целостности
Республики Молдова, причем очерчивались ее границы. Так, в Московском
меморандуме от 8 мая 1997 г. об основах нормализации молдавско-приднестровских
отношений, например, речь шла о молдавском государства в границах
Молдавской ССР на январь 1990 г., т.е. о границах Республики Молдова, признанных
ныне международным сообществом, в частности, Организацией Объединенных
Наций.
Пока Россия, как кажется, намерена и дальше следовать
этому принципу международного права. Однако развитие событий, связанных с
насильственным отторжением Косово от Сербии, обретением независимости
Черногорией и т.д., вынуждают ее к некоторому корректированию своей позиции по
этому вопросу.
В Москве выражают недовольство тем, что западные страны
выборочно подходят к применению принципа территориальной целостности в
международной практике. В российской прессе и в высказываниях политических
деятелей все чаще звучит вполне справедливый вопрос, почему, когда речь шла о
распаде Югославии, никто на Западе и не вспомнил о необходимости соблюдения
принципа неприкосновенности ее границ и целостности территории, даже наоборот,
сделали все, включая применение военной силы, чтобы способствовать разрушению
страны, а сегодня, когда речь заходит о возможности предоставления независимости
«непризнанным» государствам (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и др.) в
соответствии с пожеланием проживающих в них народов, США, ЕС и НАТО
категорически выступают против, упорно ссылаясь именно на этот принцип.
В ходе своего визита во Францию 22 сентября с.г.
президент России В.Путин, отвечая на вопрос румынского журналиста, сказал: «Мы
должны придерживаться принципов международного права и одного из них, принципа
территориальной целостности». Однако, по его словам, необходимо окончательно
определиться, что нужно ставить «во главу угла - территориальную целостность или
политическую целесообразность». Несколько ранее, В.Путин четко дал понять
западникам, что пора положить конец «двойным» стандартам в вопросе трактовки
принципа территориальной целостности в зависимости от политических соображений и
интересов тех или иных стран и выработать единый подход к его имплементации.
Обращает на себя внимание высказывание на
пресс-конференции 14 сентября с.г. в Москве помощника президента РФ по внешней
политике С.Приходько: «Вопрос о признании или непризнании независимости
Приднестровья, Южной Осетии - вопрос не только России, а вопрос международного
сообщества….». По словам Приходько, «территориальная целостность любого
государства, с которым у нас существуют нормальные межгосударственные отношения,
это императив». «Императив должен учитывать реальные политические внутренние
процессы не только в этих, но и в других частях нашей планеты, где бы подобные
референдумы не происходили», - отметил он.
То есть, территориальная целостность – да, но также
необходим и учет реальных политических внутренних процессов.
А внутренний политический процесс в Приднестровье привел
к тому, что население региона уже не желает возвращаться в Молдову, а стремится
к возвращению в Россию, с которой приднестровский край связывают и общая
многовековая история, язык и культура, а также довольно тесные экономические и
гуманитарные связи в настоящее время.
Вот здесь и наступают трудные времена для Москвы.
Сказать «нет» приднестровцам, среди которых насчитывается около 100 тыс.
российских граждан, будет означать продолжение прежней политики – отстаивание
плана объединения Приднестровья с Молдовой, от чего они решительно отказываются.
В какой-то мере это будет означать игнорирование надежд русскоязычного населения
на воссоединие с Россией, которое оказалось-то за пределами своей родины из-за
ельцинской тупости и предательства.
В известных обстоятельствах, как говорил великий русский
полководец и стратег А,В.Суворов: «Промедление – смерти подобно». И медлить
России сегодня уже нельзя. Американцы после наших заявлений по Косово, похоже,
предпринимают шаги по замедлению его окончательного отделения от Сербии и
приступили к форсированию решений по проблеме «непризнанных» государств на
постсоветском пространстве своими методами.
Об этом свидетельствуют события в Грузии, наращивание
Тбилиси с помощью тех же американцев и их союзников по НАТО военной силы,
эскалация напряженности в результате этих действий на границах с Абхазией и
Южной Осетией, настойчивые призывы к возобновлению переговоров по
приднестровскому урегулированию, но, естественно, по старому сценарию, который
обеспечивал бы беспрепятственное поглощение Приднестровья Молдовой.
Наверное, и идеализировать наш нынешний план решения
проблемы Приднестровья не стоит. Совсем необязательно, что он сможет
воспрепятствовать усилению украинского присутствия в регионе. И в Киеве есть
политики, которые не видят целесообразности в том, чтобы стремиться к
возвращению Приднестровья в состав Украины. В пору бы разобраться с
проблемой Крыма!
Видимо, есть необходимость просчитать еще раз все «за» и
«против» варианта решения приднестровской проблемы через признание независимости
Приднестровья. Насколько известно, некоторые совместные с Тирасполем наработки
позволили избежать гуманитарной катастрофы, угроза которой наметилась после
введения Молдовой рестриктивных таможенных мер в отношении приднестровского
региона, и стороны продолжают изыскивать новые возможности для недопущения спада
торгово-экономического сотрудничества между Россией и Приднестровьем и
продолжения эффективного политического диалога.
К сожалению, пока из Москвы слышны лишь обтекаемые
оценки того, что произошло в Приднестровье, и довольно расплывчатые формулировки
относительно дальнейших намерений России в этом направлении.
Фактически, проявляются элементы той же невнятной
политики, которую Москва проводила и проводит в странах СНГ - чтобы и «западные
волки были сыты» и российские интересы были «целы». А Россия тем временем
продолжает постепенно утрачивать свои стратегические и политические позиции в
этом весьма важном для нее географическом регионе.
|