Вот - новый поворот, или Как Казахстану стать другом Америки
13 - 26 сентября
2006. «Континент» (Казахстан)
Мурат Лаумулин (Алма-Ата)
В конце августа в Алматы состоялась конференция, имевшая
в своем роде весьма симптоматичное значение. Она была посвящена состоянию и
перспективам отношений между Казахстаном и Соединенными Штатами. Из общего ряда
многочисленных мероприятий подобного рода, на которых, как правило, переливают
из пустого в порожнее, эта конференция выделялась тем, что в ходе этого форума
обсуждались вполне конкретные проблемы двусторонних отношений, а также
региональной политики
В дружеских объятиях
Америки
С учетом уровня представительства на этом форуме
американской стороны, а также предстоящего вскоре визита лидера Казахстана в
Вашингтон, можно предположить, что США придают этим событиям серьезное значение.
В ходе конференции прозвучал уже подзабытый афоризм, гласивший, что "зачастую
быть другом Америки труднее, чем ее врагом". Судя по живой реакции наших
американских коллег, этот тезис все еще сохраняет свою актуальность. В последние
годы, с момента появления военных баз США в регионе Казахстан – в отличие от
Ташкента – не наблюдался в числе ближайших друзей Соединенных Штатов, хотя и в
открытые изгои мы не попадали. Как констатировали на этом мероприятии известная
специалистка по Казахстану Марта Б. Олкотт и ваш покорный слуга, стратегия США в
Центральной Азии, и особенно в отношении нашей страны, вступает в новую
фазу.
В полной мере испытать на своем опыте правдивость
приведенного афоризма пришлось Узбекистану, который в качестве "стратегического
партнера" США постоянно попадал под прицел критики со стороны Белого дома.
Сегодня перед Астаной реально вырисовывается перспектива поднять свои отношения
с Америкой на новый уровень доверия и взаимопонимания (фактически этот процесс
начался еще прошлым летом). Но при этом резко возрастает риск ухудшить отношения
с другими великими державами – традиционными союзниками и партнерами РК, не
говоря уже о том, что всегда существует риск быть задушенными в "дружеских
объятиях" американской геополитики.
Вот как выглядит ретроспектива казахстанско-американских
отношений и в целом политики США в Центральной Азии. Первый этап, охватывающий
первую половину 1990-х годов, характеризовался рядом факторов. Во-первых, США
неофициально признавали геополитическую ответственность России и ее интересы в
регионе. Во-вторых, главной проблемой, интересовавшей Соединенные Штаты в
контексте стратегической безопасности, была судьба советского ядерного
потенциала, дислоцированного на территории Казахстана. И, наконец, в-третьих,
Америка проявляла определенную обеспокоенность в отношении перспектив усиления
позиций исламизма в регионе, особенно учитывая близость Ирана к Центральной
Азии.
На втором этапе развития американской политики в регионе
(1996–2001) обозначились новые приоритеты в стратегии США. Так, в полный рост
встала проблема углеводородных ресурсов Каспийского региона, возник проект
трубопровода в обход России и Ирана (позднее получивший название нефтепровод
Баку – Тбилиси – Джейхан). В 1997 году Центральная Азия и Каспийский регион были
объявлены "зоной жизненно важных интересов США" и включены в сферу
ответственности Центрального командования ВС США. На доктринальном уровне эти
изменения нашли отражение в так называемой "доктрине Тэлботта". США объявили,
что не намерены устанавливать в регионе свое монопольное стратегическое
присутствие, но в то же время дали ясно понять, что не потерпят такого от других
великих держав. На этом этапе Вашингтон уже фактически перестал считаться с
"особыми интересами" России в регионе. В этот период начался пересмотр отношения
Америки к роли Турции и Китая в Центральной Азии, активность которых Вашингтон
ранее рассматривал в качестве положительного фактора, теоретически сдерживавшего
влияние России. По-видимому, США решили взять на себя основную ответственность
за развитие региона. К концу ХХ столетия США начали проявлять обеспокоенность в
связи с возросшей угрозой странам Центральной Азии от воинствующего исламского
режима талибов в Афганистане.
Начало третьего этапа (2001–2005) совпало с
драматическими событиями 11 сентября 2001-го. Соединенные Штаты развернули
широкомасштабную борьбу против "международного терроризма" в лице воинствующих
исламских радикалов, провели военную операцию в Афганистане и развернули в
рамках антитеррористической операции военные базы в ряде республик Центральной
Азии. На этом этапе США поначалу утвердили свое военно-стратегическое
присутствие в регионе, постепенно и совместно с НАТО расширяя его. Резко
активизировалось сотрудничество между Вашингтоном и центральноазиатскими
государствами в военно-политической области. В то же время США наращивали
давление на страны региона в рамках своей политики по "поддержке демократии",
остро критикуя те или иные режимы в Центральной Азии за их политику в области
прав человека.
Сегодня мы наблюдаем, как американская политика в
регионе входит в новую фазу: усиливается давление со стороны ШОС, испорчены
отношения с Ташкентом и в некоторой степени с Бишкеком, но при этом происходит
интенсификация политики США с Казахстаном.
Вот – новый поворот
Итак, накануне очередного и при этом весьма символичного
визита президента страны на Потомак, что имеет Казахстан в активе и пассиве
своих отношений с США? К нашему активу следует отнести, безусловно, наметившийся
в прошлом году очевидный поворот в американской стратегии от подготовки
очередной "цветной революции" к скрытой, а когда и явной, поддержке
казахстанского лидера. Другим позитивным моментом стало то, что Соединенные
Штаты практически признали (реформаторское и экономическое) лидерство Казахстана
в Центральной Азии и в определенной степени – в СНГ и так называемой Восточной
Европе. На этот счет нам довелось за последний год выслушать немало комплиментов
от бывших и действующих президентов, госсекретарей, министров обороны, членов
Конгресса и так далее.
Другим фактом, скорее позитивным, чем негативным, стало
давно ожидаемое присоединение Казахстана к трубопроводу Баку – Тбилиси –
Джейхан. Окончательный вердикт целесообразности нашего участия в этом
грандиозном геополитическом проекте еще предстоит вынести истории. В настоящее
время этот факт рассматривается скорее как благо, хотя и вынужденное. Насколько
оно связано с теми изменениями в политике Вашингтона, о которых говорилось выше,
известно только узкому кругу лиц. В середине марта 2006 года во время визита в
Астану министр энергетики США С. Бодман довольно откровенно определил приемлемую
с точки зрения США роль Казахстана в региональной политике. В Вашингтоне
считают, что Казахстану необходимо взять на себя роль лидера в регионе для
развития инфраструктуры энергетического сектора, а также создания дополнительных
транзитных маршрутов для энергоресурсов.
В случае согласия Астаны подключиться к выстраиваемым в
обход России нефте-газопроводам (через территорию Азербайджана, Грузии и
Турции), администрация Дж. Буша обещает создать "прозрачный, стабильный и
предсказуемый инвестклимат в Казахстане, который не только сможет привлечь
дополнительные инвестиции, но и станет источником новых рабочих мест". При этом
в ближайшие пять лет объем американских инвестиций в экономику Казахстана может
удвоиться (объем инвестиций США в казахстанскую экономику с 1993 по 2005 год
составил 11,43 млрд. долл., а товарооборот между США и Казахстаном в 2005-м
составил 1,7 млрд. долл.).
Другим прорывом по линии Казахстан – Запад была
интенсификация сотрудничества с НАТО. Фактически, нашей стране уже открыты двери
для перехода на новый уровень: от Индивидуального плана партнерства к Плану
действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ). Все это вполне укладывается в
разработанную ранее стратегию США по переманиванию стран СНГ в структуры
безопасности, находящиеся под западным, в большей степени американским
контролем. И этот внешне позитивный факт таит в себе большой заряд
двойственности. В любом случае, все такие шаги Казахстана полностью вписываются
в нашу политику многовекторности.
К пассиву наших отношений с США можно отнести
застойность в американских подходах по проведению финансово-экономической и
инвестиционной политики в отношении Казахстана. Несмотря на тот факт, что
Соединенные Штаты лидируют по объему инвестиций в нашу экономику, все эти
средства идут в нефтяной сектор и представляют собой скорее инвестиции со
стороны транснациональных компаний, чем самих США. Хотя американская сторона и
сократила объем помощи Казахстану под вполне благовидным предлогом наших
реальных успехов в экономике, тем не менее мы еще фигурируем в списке
получателей американской помощи. Но эти средства, как и прежде, распределяются в
основном на нужды развития демократии, гуманитарные цели, поддержку СМИ, НПО и
т. п. В реальности на протяжении всей истории не только
казахстанско-американских отношений, но и финансовой поддержки Америкой других
государств Центральной Азии, эти порой немалые деньги расходуются впустую: на
оплату высокооплачиваемых американских же специалистов и консультантов,
многочисленные и бессмысленные семинары и "круглые столы", гранты на различные
проекты, экономическая отдача которых равна нулю, и прочее. С учетом
рекомендаций, которые получает Белый дом от своих экспертов по региону и линии
Конгресса, в этой области в перспективе мало что изменится.
Но в любом случае, как говорится, и за это спасибо.
Хуже, когда Вашингтон берется осуществлять очередные геополитические проекты, а
нам предстоит стать объектами такой стратегии. Здесь нельзя не упомянуть об
очередном подобном проекте, который уже набил оскомину информированной публике –
создание Большой Центральной Азии. Речь идет о слиянии собственно Центральной
Азии (то есть пяти постсоветских среднеазиатских республик) с Афганистаном (и не
только) в единое геоэкономическое пространство. Казахстанской стороне уже
приходилось высказываться по этому поводу: устами нашего министра иностранных
дел К. Токаева в апреле этого года Астана формально поддержала этот проект, но с
существенными оговорками. То есть Казахстан ничего не имеет против экономической
помощи многострадальному Афганистану и хозяйственной кооперации с ним в рамках
Центральной Азии, но культурные и политические традиции между нами и этой
страной настолько разнятся, что сложно представить нашу кооперацию, например, в
сфере образования и культуры. Тенденции регионального разделения труда,
формирования направлений транспортных коммуникаций, географические реалии – все
это препятствует активной региональной кооперации с нашим южным соседом сегодня
в не меньшей степени, чем в XIX веке.
Тем не менее Вашингтон упорно гнет свою линию: Госдеп
перевел Центральную Азию из европейского департамента в южноазиатский
(по-нашему, средневосточный). Это объясняется, по-видимому, не только
традиционным стремлением США оторвать те или иные куски постсоветского
пространства от "Евразии" (то есть России и СНГ), но и иным масштабом видения
геополитической картинки: США оперируют категориями "Большого Ближнего (и
Среднего) Востока", частью которого они рассматривают и наш регион. Так или
иначе, нашему президенту не избежать давать комментарии к этому сюжету в
Вашингтоне во время предстоящего визита. Скорее всего, он ограничится
дипломатическими экивоками о важности реконструкции Афганистана и обещаниями
участия РК в этом процессе.
Откровенно негативным багажом двусторонних отношений
являлись попытки США осуществлять постоянное давление по линии демократизации,
прав человека, положения СМИ и НПО. Ни для кого не составляло секрета, что такая
политика является частью стратегии Вашингтона по ускорению процесса смены
правящих режимов и элит на постсоветском пространстве. Где-то она была успешной,
где-то нет. В Казахстане к прошлому году накал ожиданий и опасений достиг своей
критической точки. Но вдруг в определенный момент (к концу лета и началу осени
2005-го) в политике США произошел переворот практически на сто восемьдесят
градусов. И хотя эта тема полностью не потеряла своей актуальности (США время от
времени позволяют себе мелкие уколы вроде их совместной с Великобританией
позиции относительно нашего председательства в ОБСЕ именно в 2009-м), можно
сделать вывод, что худшие времена позади.
Заманчивые перспективы
Однако стратегические и геополитические интересы США еще
никто не отменял. Ясно, что Соединенные Штаты не отказались и не откажутся от
проведения такой стратегии, которая должна способствовать укреплению и
расширению их влияния в регионе. В настоящий момент, как представляется,
Казахстан устраивает последнюю супердержаву своим внутри- и внешнеполитическим
курсом. В этой связи представляют интерес последние наработки представителей
американского стратегического экспертного сообщества, которые в форме
рекомендаций ложатся на стол политиков.
Исследователи из Института Центральной Азии и Кавказа
(Университет Джонса Гопкинса) в Вашингтоне предполагают, что уже в обозримом
будущем (к 2015 г.) Казахстан выйдет на уровень среднеразвитой страны и резко
оторвется от всех соседей, включая Азербайджан, от двух до восьми раз на душу
населения. К тому времени Казахстан будет контролировать основные финансовые,
транспортные и экспортные потоки в регионе и из него. Претерпит изменения
характер экономических отношений Казахстана с Россией и Европой. Установится
промышленное и техническое доминирование РК в регионе. Характерно, что эксперты
рассматривают три возможных сценария экономического развития, но при любом из
них Казахстан или устанавливает свое экономическое доминирование, или
развивается самостоятельно с большим отрывом от других республик.
Но это экономика, а существует еще и политика. В этой
сфере дело обстоит сложнее. Другой аналитический доклад, вышедший из недр этого
института, посвящен характеру правящих режимов в регионе. Авторы считают их
кланово-авторитарными по своей сущности, хотя и допускают возможность их
эволюции, развития парламентаризма и зачатков гражданского общества, но с
местной спецификой. Американские эксперты считают сложившиеся политические
системы дуалистичными; это означает, что местные авторитарные правители
ограничены в своем авторитаризме другими центрами силы (кланами, экономическими
и региональными "баронами"). Но и в этом случае Казахстан в докладе представляет
исключение: в отличие от своих соседей в Казахстане центральная власть,
опирающаяся на уже развитые парламентаризм и партийную систему, не чувствует
себя зависимой от каких-либо других предполагаемых центров силы. Вывод
однозначен: с Казахстаном как серьезным и стабильным партнером можно иметь
дело.
Еще более оптимистично выглядит последний доклад
экспертов Национального комитета по американской внешней политике в Нью-Йорке.
Лейтмотив их доклада звучит следующим образом: Соединенные Штаты и Казахстан
разделяют общие ценности и представления в отношении характера, природы и
конечных целей политической и экономической трансформации, переживаемой нашей
страной. Казахстан – это умеренное, светское и прозападное государство, которое
должно использоваться в американской стратегии как модель не только для других
стран региона, но и в других частях мусульманского мира (напомним, ранее такая
роль отводилась Турции). Если США заинтересованы в стабильности в этом регионе,
то американская политика должна базироваться на поддержке Казахстана. При этом
интересы США в своих интересах не должны ограничиваться исключительно нефтью,
безопасностью и борьбой с терроризмом. Фактически речь идет о формировании из
Казахстана нового стратегического партнера на долгосрочную перспективу. То есть
эти круги предлагают видеть в Астане не просто партнера, а идеологического
союзника.
Таким образом, общий тон и конкретные выводы в
рекомендациях американских аналитиков создают более чем благоприятный фон для
дальнейшего развития двусторонних отношений. Разумеется, в этой бочке меда будет
еще немало ложек дегтя. Слишком многие силы внутри США и из числа других держав
захотят использовать Казахстан в своих политических целях. Но это тема уже для
другого сюжета, который будет развиваться после визита нашего президента в
Америку.
Как видятся наши отношения с США на ближайшую
перспективу? Очевидно, что их удалось стабилизировать как минимум на период до
завершения легислатуры нынешней администрации. Еще в течение двух лет мы сможем
относительно спокойно проводить внутреннюю и внешнюю политику, не опасаясь
давления с американской стороны. Но что произойдет после 2008 года? Сможет ли
следующая администрация – вне зависимости от того, будет ли она демократической
или вновь республиканской – и, главное, захочет ли сохранить на достигнутом
уровне эти отношения? Или же геополитическая ревность или мессианизм по
насаждению демократии в американском понимании повсюду в мире вновь возьмет
вверх над демонстрируемым ныне реализмом и прагматизмом Дж. Буша и К. Райс? К
сожалению, сегодня ответа на эти вопросы нет.
|