УЗБЕКИСТАН
Патронов и снарядов не жалеть
13 - 19 сентября
2006. Военно-промышленный курьер
Аброр Аскаров, Алексей Матвеев
И.Каримов не скупится на финансирование армии
В связи со вступлением Узбекистана в ОДКБ неизбежно
встанет вопрос, каким военным потенциалом располагает эта страна, занимающая
особое положение в Центральной Азии. Она имеет третий после Казахстана и
Туркмении валовой внутренний продукт (15,5 млрд. долл. в 2006 г.) и первое место
по численности населения - более 25 млн. человек. У президента Ислама Каримова
также самая большая в регионе армия - около 68 тыс. военнослужащих. А по военным
расходам от ВВП Узбекистан лидирует на постсоветском пространстве - 5,2% (для
сравнения: в РФ они составляют 2,8 % от ВВП).
В то же время в Узбекистане складывается сложная
социально-политическая обстановка. Несмотря на определенные успехи в экономике,
в республике, где средний возраст половины населения составляет менее 20 лет,
большинство людей живет очень бедно. Сдерживать ситуацию бессменному лидеру
страны Исламу Каримову помогает, как считают многие аналитики,
военно-репрессивный аппарат.
Только на армию в 2006 г. будет затрачено более 800 млн.
долларов. Это очень большие расходы. Но уже очевиден факт, что за постсоветское
15-летие Ислам Каримов, почти не имея национальных военных кадров, построил,
скажем прямо, относительно дееспособный и современный военный организм. В чем
это выражается?
Узбекская армия считается одной из самых боеспособных в
Центральной Азии.
АНТИМЯТЕЖНАЯ АРМИЯ
После распада СССР в Узбекистане была создана широкая
законодательная база, позволявшая проводить военную реформу. Официально
национальная армия образовалась спустя всего месяц после беловежских событий.
Днем рождения Вооруженных Сил считается день 14 января 1992 г., когда
постановлением республиканского Верховного Совета все воинские части и
учреждения, находящиеся на территории страны, были взяты под юрисдикцию
Узбекистана (хотя формально еще целых полгода существовал Туркестанский военный
округ, который финансировала Москва). Лишь 3 июля 1992 г. - после официального
отказа российского Генштаба от руководства ТуркВО - Ислам Каримов издал указ,
согласно которому Министерство по делам обороны преобразовалось в Министерство
обороны Республики Узбекистан. В этот же день Верховным Советом республики был
утвержден текст военной присяги и порядок ее принятия.
Позже появились законы "Об обороне", "О всеобщей
воинской обязанности и военной службе" и "Об альтернативной службе", создавшие
правовую основу для деятельности национальной армии. Правовой статус Вооруженных
Сил был окончательно закреплен в принятой 8 декабря 1992 г. Конституции. Ее
статья 125 гласит: "Вооруженные Силы Республики Узбекистан создаются для защиты
государственного суверенитета и территориальной целостности Республики
Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения. Структура и организация
Вооруженных Сил определяется законом". Статья 126 уточняет: "Республика
Узбекистан содержит Вооруженные Силы для обеспечения своей безопасности на
уровне необходимой достаточности".
Что это означает на практике, показали андижанские
события в мае 2005 г., когда армейские подразделения участвовали в подавлении
инициированного извне "мятежа исламских боевиков". После этих событий США и
другие страны Запада обвинили узбекское руководство в геноциде собственного
народа и ввели против страны санкции. Однако в России, которая, как известно,
тоже использовала армию для восстановления конституционного порядка в Чечне,
оценивают эти события по-другому. Так или иначе, но узбекские армия и Внутренние
войска показали в Андижане свою дееспособность, чего не скажешь, к примеру, о
киргизской армии, не сумевшей чуть ранее, в апреле 2005 г., отстоять
президентскую власть Аскара Акаева.
БЕЗ ГВАРДИИ, НО СО СПЕЦНАЗОМ
Руководство Узбекистана сумело развить систему
подготовки военных кадров. Оставшиеся после распада СССР на территории
республики Ташкентское общевойсковое, Ташкентское танковое и Самаркандское
автомобильное высшие военные училища стали многопрофильными. На базе
Ташкентского электротехнического института был образован специальный факультет
по подготовке офицеров-связистов. 20 июня 1994 г. создается Джизакское высшее
военное авиационное училище. Наконец, 2 сентября 1995 г. начала свою работу
первая в Центральной Азии Академия Вооруженных Сил.
Руководство Узбекистана довольно грамотно провело
военно-административную реформу. В 1998 г., когда талибы вышли к южной границе
Узбекистана, в стране в кратчайшие сроки была произведена масштабная
передислокация частей и подразделений на наиболее опасные направления. В войсках
Министерства обороны были созданы военные округа: Восточный (штаб в г. Фергана),
Юго-западный особый (г. Карши), Северо-западный (г. Нукус), Центральный (г.
Джизак) и чуть позже - Ташкентский военный округ (г. Ташкент). В Пограничных
войсках СНБ появились пограничные регионы, во Внутренних войсках -
территориальные соединения, практически вписавшиеся в границы военных округов.
На основе опытных учений была проведена разработка и апробирование новых
организационно-штатных структур воинских частей и подразделений. Войска ПВО и
ВВС объединяются в единый вид Вооруженных Сил.
В целях повышения боевой готовности Вооруженных Сил, их
способности в мирное время оперативно и эффективно решать боевые задачи по
обеспечению безопасности и территориальной целостности страны весной 1998 г.
принимается решение о создании подразделений сил специальных операций,
укомплектованных только профессиональными военнослужащими. В том же году
расформировывается национальная гвардия.
Осенью 2000 г. было принято принципиальное решение о
разделении функций Объединенного штаба Вооруженных Сил и Министерства обороны.
При этом Объединенный штаб наделяется статусом единого командного органа
Вооруженных Сил по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты
суверенитета и территориальной целостности страны. Министерство обороны стало
государственным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и
административное управление подведомственными войсками и обеспечивающим
проведение государственной политики в области обороны и военного строительства.
На МО возлагаются задачи оснащения войск современным вооружением, военной
техникой и материально-техническими средствами, осуществления программы
международного военного сотрудничества, обеспечения призыва и подготовки кадров,
в том числе резервистов для Вооруженных Сил.
Как видим, реформа Минобороны и войск позволила создать
новую организационно-штатную структуру частей и подразделений ВС Узбекистана:
округ-бригада-батальон-взвод-группа-экипаж (расчет). Эта система, по мнению
узбекских военных, позволяет как вести эффективные боевые действия против
регулярных войск вероятного противника (тогда под ним подразумевались в первую
очередь войска движения "Талибан"), так и выполнять принципиально новые боевые
задачи - поиск, блокирование и уничтожение диверсионно-террористических групп и
бандформирований. При этом считается, что основным тактическим подразделением и
мобильной, самодостаточной боевой единицей в Вооруженных Силах Узбекистана стал
батальон.
Новым шагом по противодействию существующим угрозам
безопасности страны со стороны международных террористов стало формирование в
2004 г. при Министерстве обороны так называемого "Корпуса по борьбе с
терроризмом".
Но это еще не все. Узбекистан, как и Россия, поставил
цель формирования в своих ВС профессиональных подразделений. Но здесь упор
сделан на подготовку в первую очередь "профи"-сержантов. В 2000-2001 гг.
создаются школы подготовки сержантов в военных округах. Это принципиально новые
военно-учебные заведения, призванные обеспечить при подготовке и переподготовке
младшего командного состава его ведущую роль в достижении высокой боевой
готовности и боеспособности войск.
Изменение состава и структуры Вооруженных Сил, переход к
комплектованию войск на контрактной основе, введение новых видов военной службы,
создание качественно нового института сержантов закреплены в новом "Положении о
порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан". Сегодня
служба военнослужащих по контракту - офицеров, сержантов и рядовых - строится на
основе договора с государством. При этом материальное стимулирование службы
довольно сильное. Офицер и сержант-"профи" - это самые высокооплачиваемые
профессии в Узбекистане. При этом учитывается региональный фактор.
Сержант-контрактник, несущий службу в отдаленном гарнизоне, вполне может
получать намного больше, чем полковник в Ташкенте.
КТО НЕ СЛУЖИТ, ТОТ ПЛАТИТ
Руководство Узбекистана сумело решить и проблемы,
связанные со значительным избытком призывных ресурсов в стране. В советские
времена, как известно, около 300 тыс. узбеков проходили службу в ВС СССР. Такая
"орава", конечно, нынешней национальной армии не нужна. Поэтому Ислам Каримов,
чтобы "задействовать" призывную молодежь (как в свое время это было сделано и в
Китае), ввел видоизмененную трудовую армию путем призыва юношей на
альтернативную государственную службу. При этом солдатский труд используется не
только в стройбатах, но и в сельском хозяйстве - в специально созданных для
этого госхозах. Это помогает значительно снизить издержки для снабжения армии
продовольствием.
В 2003 г. срок срочной службы в Вооруженных Силах был
сокращен с 18 до 12 месяцев. Это позволило осуществлять призыв путем конкурсного
отбора. Причем совместно с Государственным центром тестирования, занимающимся
подготовкой тестов для поступающих в высшие и средние учебные заведения. Поэтому
Вооруженные Силы сегодня комплектуются относительно подготовленными юношами,
имеющими высокую физическую закалку и интеллектуальные качества. Но даже если
учитывать контингент альтернативной службы, в Узбекистане оставалась
значительная часть молодых людей, не задействованная для обороны страны.
Поэтому, чтобы у всех молодых граждан были "равные условия для выполнения своего
конституционного долга", создается совершенно новый вид военной службы - служба
в мобилизационном призывном резерве (МПР). С июля 2003 г. началось проведение
сборов граждан, зачисленных в МПР. Каждый зачисленный на новый вид службы должен
внести на специальный счет сумму, равную 27,5 размера минимального оклада (чуть
больше 200 долларов). Этим он не только оплачивает свое содержание на сборах, но
и дает возможность повысить уровень материального обеспечения солдат срочной
службы.
* * *
Вот лишь некоторые шаги, которые провело узбекское
руководство для повышения дееспособности своих Вооруженных Сил. В настоящий
момент самая насущная для узбекской армии проблема - необходимость
перевооружения войск. Восстановление своего членства в ОДКБ и подписание с РФ
Договора о союзнических отношениях дает Ташкенту шанс сделать это на льготных
условиях с помощью российского ОПК.
Кто дал казахским журналистам команду «любить» Каримова?
22.09.2006.
Фергана.ру
Масат Сагандыков
Все
изменилось после государственного визита в Астану
До самого последнего времени в казахстанских газетах
образ главы Узбекистана Ислама Каримова эксплуатировался нещадно с очевидной
выгодой для имиджа Астаны. Лидер соседнего государства представал в виде некоего
«бабайки», который придет и накажет малых детей, то есть казахстанцев, если они
ослушаются «взрослых», то есть официальную Астану. Официальные СМИ Казахстана
постоянно восхваляли успехи своего государства на фоне того, как все плохо и
безнадежно у соседей. В пропагандистской интонации казахской идеологической
машины президент Узбекистана стал одним из главных отрицательных героев наравне
с киргизской революцией (кстати, внесшей серьезный вклад в победу Назарбаева на
президентских выборах 2005 года).
Теперь ситуация изменилась. Сначала в июне президент
Казахстана Нурсултан Назарбаев нарочито обходительно встретил своего соседа во
время второго саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии
(СВМДА), проходившего в Алма-Ате. Несмотря на то, что в этом форуме принимали
участие главы нескольких держав - председатель КНР Ху Цзиньтао, президенты
России, Азербайджана, Афганистана, Кыргызстана, Пакистана и Таджикистана, Ислам
Каримов был единственным, кого казахский лидер сразу же заключил в крепкие
объятия, а также прилюдно расцеловал. Словно Назарбаев забыл, что виделись они с
Исламом Абдуганиевичем всего день назад - на юбилейном саммите ШОС в Китае.
Однако даже после такого показного приема казахстанские
СМИ не упускали возможности при случае уколоть как самого Каримова, так и
возглавляемую им республику. Благо, что информационных поводов для этого
хватало. То происшествия на совместной границе, то запрет на экспорт узбекских
овощей и фруктов в Казахстан, то «наезды» на нелояльных ташкентскому режиму
журналистов и общественных деятелей.
Но все изменилось в сентябре этого года после
государственного визита Ислама Каримова в Астану по приглашению Нурсултана
Назарбаева. По итогам состоявшихся переговоров главы государств подписали
совместное заявление и положение о межгосударственном Координационном совете,
который будет проводиться под патронажем двух президентов. В частности, из
значимых результатов переговоров можно привести в пример хотя бы соглашения о
транспортировке в будущем узбекских грузов через порт Актау и о железнодорожном
и автомобильном сообщении.
Никаких других судьбоносных документов для обеих стран
вроде бы не просматривалось, но при этом казахские СМИ странным образом
прекратили критиковать уже полюбившегося героя. Причем все и сразу. Как по
команде из некоего командного центра под условным названием Ак-Орда (так
называется резиденция казахстанского президента, где в сентябре в рамках
государственного визита состоялась встреча глав двух государств. – Ред.).
Сегодня так называемые «провластные» печатные издания
Казахстана восхищаются успехами узбекских соседей в экономике, развитии
демократии и так далее. То есть, Узбекистан в Казахстане принялись любить друг
друга, что называется, «по-всякому».
«Демократы с Запада создали в мировой прессе стереотипы
в отношении Узбекистана. Для большинства стран мира это - отсталое
среднеазиатское государство с авторитарным лидером во главе и с экономической
катастрофой на носу. На самом же деле все это не более чем реальность,
утрированная и раскрашенная в черный цвет кем-то в своих собственных интересах»,
- примерно такова «генеральная линия» публикаций новой волны о соседе, с которым
Астана до недавнего времени «бодалась» по поводу права на лидерство в
регионе.
«Узбекистан является одной из стабильных стран на
территории бывшего СССР, а президент постепенно ослабляет поводья авторитарного
режима. К примеру, темпы роста ВВП за 2005 год составили 7 процентов, уровень
инфляции - 7,8. Промышленное производство возросло на 7,3 процента, выпуск
потребительских товаров - на 17,7, сельскохозяйственное производство - на 6,2.
Экспорт продукции в 2005 году вырос на 11,5 процента, а доля готовой продукции:
автомобилей, авиатехники, электротехнической, химической и нефтехимической,
текстильных товаров и услуг в экспорте превысила 50 процентов от его объемов», -
сообщает читателям официальная пресса Казахстана.
Что же могло произойти в Астане такого, что в считанные
дни отразилось на идеологической машине, может быть, чуть менее тоталитарного
государства? Да, в Астане обычно хмурый Ислам Каримов не уставал произносить
слова благодарности Нурсултану Назарбаеву за теплый прием. Обмен любезностями
дошел до своей кульминации, когда узбекский глава попросил показать видеозапись,
где зрители в зале оперы и балета Дворца мира и согласия приветствовали его стоя
в знак уважения за приезд на церемонию открытия «пирамиды», которая совпала с
Днем независимости Узбекистана. Жест казахстанцев тронул узбекского президента
до глубины души. Каримова так растрогала теплая встреча, что он пообещал: «Все,
что вы ни попросите, я готов решить» - пишет газета «Литер».
Разумеется, Каримов, что Назарбаев, - не только политик,
но и восточный человек, хорошо знающий цену протокольным реверансам. Однако
сегодня складывается впечатление, что президенты договорились до чего-то такого,
что позволило назарбаевским газетам срочно полюбить Каримова и его республику
вслед за своим лидером.
Очевидно, если Назарбаев и знает причину такой перемены
настроений прессы, то местное экспертное сообщество как бы даже и не
догадывается. Все недоумевают, из-за чего вдруг перестали появляться в прессе
сообщения о том, что практически по всему периметру казахско-узбекской границы
существуют очаги напряженности, вызванные тем, что обе страны все никак не могут
навести порядок в приграничной полосе. Да и мало ли еще тем в двусторонних
отношениях?
Темы остались, а вот нападки прекратились. Но начнется
ли дружба после этого? И не является ли затишье в информационной войне просто
затишьем перед неким генеральным сражением, в котором главный трофей - ответ на
вопрос «Кто наиглавнейший президент всея Центральная Азия?». Каримов или
Назарбаев?..
Вначале был «Фориш»
20 - 26 сентября
2006. Военно-промышленный курьер
Андрей Корбут
В
Краснодарском крае прошли российско-узбекские учения спецназа
В сентябре Вооруженные Силы РФ провели ряд крупных
маневров. В этом ряду двусторонние российско-узбекские учения, прошедшие в
Краснодарском крае, выглядят не столь масштабными - их даже можно назвать
событием тактического уровня. Но в политическом плане их значение очень
серьезно. Неслучайно прибывшего в Россию министра обороны Узбекистана Руслана
Мирзаева принимал президент Владимир Путин. Российско-узбекские военные
отношения вступают в новую фазу. Именно так можно охарактеризовать итоги визита
в РФ министра обороны Узбекистана Руслана Мирзаева, который был приурочен к
основному этапу проходивших 19 - 23 сентября антитеррористических учений в
Краснодарском крае. Как сообщили в пресс-службе Северо-Кавказского военного
округа, "целью учений стала выработка единого алгоритма работы органов
управления по планированию совместных антитеррористических действий
подразделений вооруженных сил России и Узбекистана".
На первом этапе учений штаб совместной
российско-узбекской группировки спланировал спецоперацию по ликвидации
террористических групп. После этого подразделения двух стран выдвинулись в
районы боевого применения. На втором этапе они отработали совместные действия по
обнаружению, блокированию и уничтожению бандформирований. За основным этапом
учений наблюдали министры двух стран Сергей Иванов и Руслан Мирзаев. Хотя, как
отметил глава российского военного ведомства, эти учения были немасштабными по
численности (с обеих сторон участвовало до 200 военнослужащих), носили сугубо
"тактический точечный характер и были предназначены только для
спецподразделений", сам факт их проведения говорит о многом.
Действительно, 20 сентября президент Владимир Путины
принял в своей резиденции "Бочаров Ручей" министра обороны Сергея Иванова и его
узбекского коллегу Руслана Мирзаева. "Мне очень приятно, что наши отношения с
Узбекистаном развиваются успешно, в том числе и в военной области", – подчеркнул
Владимир Путин, приветствуя глав военных ведомств. Когда президент РФ
поинтересовался ходом учений, гость ответил, что "все на очень высоком уровне –
и штабная подготовка, и материально-техническая: Нашим ребятам есть чему
поучиться, они нашли общий язык с вашими офицерами и понимают друг друга с
полуслова". В свою очередь Владимир Путин заявил, что Россия придает большое
значение сотрудничеству с Узбекистаном в военной сфере и будет следовать всем
ранее согласованным планам. "Можете не сомневаться, мы относимся к этому
сотрудничеству в высшей степени серьезно и будем осуществлять все ранее
согласованные совместные планы", – счел нужным заметить глава российского
государства. При этом он подчеркнул, что, насколько знает, и президент
Узбекистана Ислам Каримов придает большое значение сотрудничеству с Россией в
военной сфере. "И Россия, и Узбекистан неоднократно сталкивались и сегодня, к
сожалению, сталкиваются с проявлениями терроризма", – пояснил свою позицию
президент РФ.
Можно сделать вывод, что прием министра обороны Руслана
Мирзаева (в прошлом офицера узбекских спецслужб) нашим президентом еще раз
продемонстрировал значительную поддержку, которую Москва намерена оказывать
Ташкенту. Как известно, в связи с андижанскими событиями, когда в мае 2005 г. в
Ферганской долине была пресечена попытка государственного переворота, Узбекистан
находится в условиях ограниченной международной изоляции. Президента Ислама
Каримова Запад обвиняет в геноциде собственного народа. Узбекистан такие
претензии отвергает. Он нашел поддержку в лице Москвы: вновь вступил в ОДКБ и
активно развивает военное и военно-техническое сотрудничество с Россией.
Новый этап этого сотрудничества, как известно, начался с
Договора о союзнических отношениях между нашими странами. Именно благодаря ему
стало возможным то, что на прошлой неделе узбекские военнослужащие участвовали в
"боевых действиях" на российской земле. Подобные учения ровно год назад
проходили в Узбекистане: на общевойсковом полигоне Центрального военного округа
"Фориш" впервые за всю постсоветскую историю состоялись антитеррористические КШУ
вооруженных сил Узбекистана и России. Нашу страну, напомним, тогда представляли
около 200 военнослужащих из ВДВ и спецназа ГРУ, с узбекской стороны были
задействованы однотипные подразделения. Военные двух стран на "Форише"
отрабатывали действия по недопущению атак террористических групп, а также по
отражению нападения бандформирований в населенном пункте и горной местности.
Кроме спецназа, на узбекском полигоне действовали российские вертолетчики на
Ми-8 и Ми-24, узбекская сторона выделила артиллерийские расчеты. И на полигоне
под Краснодаром ситуация была аналогичной.
Подобные учения, как никогда, актуальны как для России,
так и для Узбекистана. Как известно, РФ только приступает к формированию
горно-стрелковых частей в Северо-Кавказском военном округе. Опыт подразделений
узбекского горного спецназа, который он получил при отражении известных
диверсионных ударов боевиков "Исламского движения Узбекистана" в 1998 – 1999
гг., является во многом уникальным. А для узбекских войск действия российских
тактических воздушных десантов с вертолетов Ми-8, опробованные в боевых
операциях на территории Чечни, тоже представляют серьезный интерес.
Но есть в российско-узбекских отношениях и другой нюанс.
Участие России в укреплении обороноспособности Узбекистана приносит ему ощутимую
материальную выгоду. Как заявил Сергей Иванов, Узбекистан скоро начнет получать
российскую военную технику по нашим внутренним ценам. Уже сейчас, по словам
вице-премьера, в российских военных вузах бесплатно учатся узбекские курсанты, а
после присоединения Узбекистана к ОДКБ сотрудничество расширится, в том числе и
в военно-технической области.
Не секрет, что расходы Узбекистана на военные нужды
являются одними из самых высоких в СНГ – на уровне 6% от ВВП. За счет этого
военные в стране имеют высокий авторитет и рейтинг. Они и самая
высокооплачиваемая категория госслужащих. Все узбекские солдаты, принимавшие
участие в учениях под Краснодаром, – профессионалы. В будущем, по заверению
военных руководителей России и Узбекистана, совместная боевая учеба будет
продолжена.
|