На периферии государственного строительства.
«Мягкая» дискриминация при жёсткой диктатуре тоже маленькое
счастье
16.10. 2006,
Russian.KZ Заявление Республиканского славянского движения
«Лад»
В Астане 24 октября должна
состояться XII сессия Ассамблеи народов Казахстана с повесткой дня:
"Межэтническое и межконфессиональное согласие - главное условие динамичного
развития Казахстана и вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран
мира". Само название темы сессии Ассамблеи свидетельствует о понимании в
обществе прямой взаимосвязи межнационального и межконфессионального согласия с
темпами экономического и социального прогресса республики.
Для достижения Казахстаном
заявленной цели – вхождению в число 50 наиболее развитых стран мира, необходимо
задействовать все имеющиеся в стране цивилизационные ресурсы. Деятельное
сотрудничество представителей разных этносов в выработке общей стратегии
развития, отсутствие в практике межнациональных отношений сфер, закрытых для
обсуждения, равенство возможностей – важнейшие условия социальной активности и
единства казахстанского общества.
Как известно, самые
толерантные в плане межнационального согласия страны являются самыми
конкурентоспособными странами мира. В прошлом году это была Финляндия, а в этом
году – Швейцария. Думается, что внимательное изучение опыта этих стран поможет
делегатам Ассамблеи в выработке рекомендаций, направленных на устранение
дисбалансов в существующей системе межнациональных взаимоотношений.
Обращает на себя внимание
то, что в этих странах разработана довольно разветвленная и обширная юридическая
база, защищающая интересы национальных меньшинств. И в Швейцарии, и в Финляндии
несколько государственных языков, разработаны и активно используются механизмы,
обеспечивающие представительство этносов в органах государственной власти, во
всех областях жизнедеятельности общества в соответствии с их долей в общей
численности населения.
Сфера межнациональных
отношений требует постоянного и пристального внимания со стороны государства и
широкой общественности. Если не устранять существующие противоречия, не обращать
внимания на негативные явления, препятствующие полнокровной жизни нацменьшинств,
то со временем они станут серьезным тормозом в политическом и
социально-экономическом развитии страны.
Русские организации не раз
указывали на то, что в Казахстане имеет место «мягкая» дискриминация
«нетитульного» населения. В Республике Казахстан - где по Конституции источником
власти является народ в лице своих представителей - 6 млн. русскоязычных граждан
по-прежнему остаются на периферии государственного строительства. Граждане
«некоренной» национальности, практически, не представлены во властных структурах
и высших органах государственного управления.
Элементарная статистика
свидетельствует о доминировании в госструктурах и высших эшелонах власти
«титульных» над «нетитульными». Появление на политическом Олимпе одного-двух
русскоязычных чиновников не только не меняет ситуацию, а, напротив, подчёркивает
существующие кадровые диспропорции.
Отдельно следует сказать о
том, что попирается конституционный статус «официального» русского языка.
Форсируется с применением административных способов принуждения перевод
делопроизводства «только» на казахский язык. А местные власти в отдельных
регионах при переводе делопроизводства на государственный язык, не смущаясь,
самостоятельно определяют статус русского языка как законодательно
несуществующего.
Развитие этнократических
тенденций неизбежно ведёт к тому, что в среде казахского населения исподволь
формируются чувства национального превосходства и неприязни к представителям
других народностей. При этом происходит разрыв традиционных
коммуникативно-культурных связей общества, и две основные его части – русская и
казахская – постепенно начинают отдаляться друг от друга.
Все эти негативные явления
явно не способствуют консолидации народов Казахстана, и тем более - не отвечают
государственным интересам и основным принципам демократии.
Все существующие дисбалансы
и противоречия ещё можно снять. Но это возможно только в том случае, если сессия
Ассамблеи народов Казахстана не ограничится традиционной констатацией «успехов и
достижений» в сфере межнациональных отношений, а предложит властям и
казахстанскому обществу конкретные шаги, направленные на разрешение назревших
проблем.
У казахстанских русских
сейчас появился выбор, где им жить дальше. И этот выбор для многих людей
определяется не только «хлебом единым», а наличием аргументов нематериального
свойства – психологического комфорта и естественного чувства национального
достоинства. И потому русскоязычные граждане ожидают от сессии Ассамблеи и
властей не деклараций, а внятных ответов на то, кем и как будут защищены их
национальные интересы.
Президиум Республиканского
славянского движения «Лад»
|