Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №156(01.11.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ТЕМА РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Миграция благо или обуза?

Ответственность за реализацию программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах России, считает автор публикуемой ниже статьи.

13.10.2006 , msk

Наталья Зотова

Во время поездки по Астраханской и Волгоградской областям России мне удалось побеседовать с двумя экспертами, занимающими примерно одинаковую должность в областных администрациях. Должности лишь немного отличаются по названию. Так, Александр Сергеевич Стадник – начальник межэтнического отдела в администрации Астраханской области. Олег Игоревич Бородин – заместитель председателя Комитета по делам национальностей и казачества Волгоградской области. Оба отдела имеют одну и ту же зону ответственности – они работают с национальными объединениями в областях, курируют проведение различных праздников и мероприятий, решают вопросы взаимодействия национально-культурных автономий с властями, а также зачастую гасят споры и конфликты, сглаживают острые углы в межэтнических отношениях. Поэтому наша беседа затрагивала вопросы состояния миграционных процессов в настоящий момент, а также перспективы развития ситуации после января 2007 года. Кроме того, мы побеседовали и о проблемах привлечения и приема «соотечественников», что так широко обсуждались после выхода Указа президента России летом 2006 года.

Для справки: В январе 2007 года вступают в силу Законы №109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и №110-ФЗ от 18 июля 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также - о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Новые законы вносят ряд важных изменений в миграционное законодательство. Так, регистрация приезжих будет происходить в уведомительном порядке, а работник-мигрант сможет самостоятельно получать разрешение на работу в Российской Федерации.

Предлагаем вниманию наших читателей отдельные части интервью. Примечательно, что два эксперта, не сговариваясь, дали совпадающие оценки происходящим процессам в области миграции, изменениям в сфере регулирования миграции и т.д.

Фергана.Ру. - Что нужно предпринять на законодательном уровне, чтобы сделать миграцию более прозрачной?

А.Стадник. - Мы должны четко знать, кто приезжает, зачем, каким образом легализуется. Для того чтобы принять какой-то закон, государство должно выяснить, какие люди ему нужны, в какое время и какого качества рабочая сила нам требуется. А это не сделано. В России до сих пор нет кадастра земель, не решен вопрос о стоимости земли, не проведено размежевание. Как и на каких условиях мы будем приглашать людей? Сначала нужно решить эти вопросы и уж потом говорить о миграции. Проблема легальной миграции на сегодняшний день очень злободневна. Если мы сумеем упорядочить миграцию, нам удастся пресечь наркотрафик и не допустить на территорию Российской Федерации нежелательные, преступные элементы.

Фергана.Ру. - Для регулирования миграции государством должна быть выработана четкая политика – что мы хотим увидеть дальше...

А.Стадник. - Конечно. Что мы хотим, есть у нас основания приглашать людей или нет. Мы даже этого не знаем! Сейчас и президентом, и в правительстве обсуждается тема возвращения соотечественников из-за рубежа. А ведь даже не определились с понятием «соотечественник». Т.е. нет предмета разговора, причем - нет на всех уровнях. А какие «соотечественники» к нам приедут? Здесь сразу возникает вопрос интеграции различных культур в обществе, мигрантов, несущих каждый свою культуру.

Фергана.Ру. - Что можно сделать, чтобы помочь интеграции и адаптации, на уровне программ или идей?

А.Стадник. - Выдумывать ведь ничего не надо: существуют законы государства и их просто нужно соблюдать. У нас их очень много - ратифицировали Конвенцию по национальным меньшинствам, есть закон о национально-культурных автономиях, об общественных объединениях, о языках и т.д.

Фергана.Ру. - Если я правильно понимаю, миграция из Средней Азии в Астраханской области не преобладает, наоборот - количественно ее стало меньше. Люди едут куда-то в другие места?

А.Стадник. - Здесь был очень большой перевалочный пункт. Сейчас стало чуточку полегче, но проблемы есть и будут. Все-таки по старой памяти люди перебираются сюда, здесь ворота в Азию. Возникает масса проблем - вопросы компетенции консульской службы, например, или утраты документов... А сугубо этнические проблемы возникают на более позднем этапе. Всем хочется жить хорошо и комфортно. Но не всегда и не все прибывшие люди понимают, как этого достичь, что для этого делать, какова должна быть линия поведения. Для некоторых сама городская среда создает эффект культурного шока, они теряются. Даже сезонные рабочие в полях создают нагрузку на социальную инфраструктуру, амбулатории, врачей. Кто-то приезжает с семьями и детьми... Зачастую мигранты остаются в Астрахани на постоянное место жительства. Косвенно на отношение населения к приезжим влияет и подорожание жилья. Немногие берут на себя труд задуматься, что стоит за ростом цен – сговор строителей или какие-то иные причины. А удобное объяснение всегда на виду – «инородец понаехал. Хотя в цене на жилье есть и эта составляющая, но это только одна составляющая.

Фергана.Ру. - В Астрахани очень этнически пестрое общество. Степень толерантности здесь намного выше, чем в Москве.

А.Стадник. - Астрахань - это традиционно «плавильный котел». Однако я не случайно упоминал, что доля русских в населении области уменьшается. Нам бы не перейти грань соотношения национальностей, потому что эта грань может быть трудно регулируема. На мой взгляд, с точки зрения государственного строительства и с точки зрения государственной политики, ничего зазорного нет в том, что во всех наших экономических и социально-хозяйственных вопросах мы должны учитывать соотношение между представителями и носителями различных культур. Потому что они могут войти в противоречие. Если идет естественный процесс ассимиляции, а он очень растянут во времени, то это постепенно нивелирует противоречия. А когда этнические «вбросы» сильные, ситуация гораздо сложнее.

Фергана.Ру. - Миграция в Волгоградскую область усиливается или снижается?

О.И.Бородин. - С одной стороны, усиливается, с другой, ослабляется. Основной вопрос, связанный с миграцией, это то, что количество должно переходить в качество. Может быть, с принятием некоторых последних документов будут происходить какие-то подвижки. Потому что миграционная политика без вложения определенных финансовых средств не может стать эффективной в полной мере.

Фергана.Ру. - Каковы положительный и отрицательный эффекты миграции?

О.И.Бородин. - Положительным моментом является улучшение демографической ситуации. Отрицательные в первую очередь, конечно, связаны с менталитетом как мигрантов, так и местного населения, который складывается, в том числе, и под воздействием поведения приезжающих из Средней Азии, республик Закавказья.

Фергана.Ру. - Если мы говорим о положительном аспекте улучшения демографической ситуации, то необходимо сказать об интеграции, адаптации людей…

О.И.Бородин. - Вопрос в том, что нужно, в первую очередь, разграничить потоки. Когда мы говорим о въезжающих, нужно четко осознавать, какая это категория мигрантов и зачем они сюда приезжают. Понятно, что они прибывают в Россию зарабатывать деньги. Однако нельзя рассматривать всех мигрантов как просто какую-то огромную совокупность, это неправильно.

Фергана.Ру. - Как регулировать процесс миграции?

О.И.Бородин. - В концепции регулирования миграционных потоков сказано, что государство может отдавать кому-то приоритет, применять избирательный подход при решении этих вопросов. Я прекрасно понимаю, что страна стоит перед падением в «демографическую яму», и Волгоградская область в том числе. Но если мы станем резко решать эту проблему при помощи мигрантов, например, из Средней Азии, я не могу дать прогноза, что это хорошо закончится. В первую очередь, надо очень четко осознавать, зачем они сюда едут. Часть людей приезжает сюда, чтобы остаться здесь жить, для того, чтобы внести что-то в русскую культуру, впитать из нее и работать на благо общества, которое они выбрали. А если они приезжают только чтобы заработать деньги и уехать обратно, я думаю, к ним должен быть отдельный подход. Отдельный подход должен быть и к тем, кто приезжает сюда с семьями, на постоянное место жительства. Они настроены на адаптацию и интеграцию в общество. Поэтому при обсуждении вопроса «является миграция благом или обузой» надо иметь в виду, что пути решения этого вопроса разные. Что касается мигрантов из Средней Азии, то Волгоградская область всегда была очень притягательна для них по своим климатическим условиям, социально-экономическому развитию. Большое количество мигрантов приезжают из Узбекистана, Таджикистана, в меньшей степени - из Киргизии.

Фергана.Ру. - Как вы оцениваете численность узбекской и таджикской общин в Волгограде, их деятельность?

О.И.Бородин. - Привести точные данные по численности очень затруднительно. Мы должны ссылаться на результаты официальной переписи населения. В ней приводятся сведения о шести тысячах таджиков, однако их, естественно, больше. Это связано с маятниковой миграцией, отследить всех практически невозможно. Большинство людей возвращается на родину, кто-то остается в России. Сезонных мигрантов больше, в основном они заняты в сельском хозяйстве, это узбеки и таджики. В последнее время наметилась тенденция постепенного замещения рабочих из Таджикистана рабочими из Узбекистана. Таджики подались в Москву, их уже не устраивает оплата труда, начинаются проблемы с фермерами. Что касается деятельности общин, то понятие «община» подразумевает, что ее члены формируют единый бюджет, складывают в общий котел заработанные деньги, а потом их распределяют. Такого не происходит. В области нет общин в таком понимании, есть только лидеры районного масштаба. Например, про определенный район можно сказать, что там есть община. Национально-культурные объединения проводят праздники, встречи, мероприятия. С ними нужна нормальная партнерская работа. То есть, у возникшей общественной организации все мероприятия должны быть социально ориентированы. Необходимо оказывать помощь городу, участвовать в процессах, которые в нем происходят, заниматься благоустройством города, своего района… Но когда гражданское общество что-то пытается сделать, некоторые почему-то стараются стоять в стороне.

Фергана.Ру. - Правильно ли я поняла, что говоря о среднеазиатских общинах, можно отметить, что они выбирают скорее путь сепарации, нежели интеграции в общество?

О.И.Бородин. - Я не могу так утверждать. Каждый приезжающий выбирает путь для себя сам. То есть, говорить об общей массе, что вот узбеки выбрали интеграцию, а таджики сепарацию, – наверно, неправильно. Кто-то вступает в смешанные браки, кто-то действительно приезжает только на сезон, у кого-то две семьи - и здесь, и на родине, причем это распространенная практика. При работе с общинами наш главный принцип – не навреди. Это действительно очень тонкая и деликатная тема. Стараемся не вести себя как слон в посудной лавке. Мы занимаемся вопросами адаптации, интеграции, это комплексная проблема. На протяжении пяти лет проводим семинары и совещания в муниципальных образованиях. Что касается государственной политики, вернее, ее отсутствия в вопросе миграции, то это, конечно, немного мешает работе.

Фергана.Ру. - Поворачивается ли государство лицом к проблемам миграции, осознает ли их?

О.И.Бородин. - Мне кажется, пока нет. Сейчас начинается очередной резкий разворот. В январе 2007 года вступает в силу новый закон о миграционном учете, появляется уведомительная система регистрации вместо разрешительной. Конечно, это все хорошо, но по-настоящему комплексного подхода все равно никак не складывается. У нас есть тенденция либо все запретить, либо все разрешить. По этому закону никаких разъяснений еще нет. Также не принята программа о соотечественниках. Как все программы будут реализовываться – большой вопрос. Еще не определен и термин «соотечественник». Мы не вернем эмиграцию из Франции или казачество из Канады, потому что я, например, не очень понимаю, куда их возвращать. В Средней Азии остались люди (имеет в виду русских – Н.З.), но там остались люди на ключевых должностях. Либо старики. Привлечение соотечественников – большая проблема, и здесь необходимо вести разговор о цене вопроса. Если мы делаем ставку на привлечение высококвалифицированной рабочей силы, возникает вопрос – куда мы их собираемся привлекать? Квалифицированным людям нужно предоставить достойное жилье, достойную зарплату и социальные гарантии. А пока в нашей стране ни одно, ни другое, ни третье просто так предоставить никто не может. Тут же возникает вопрос о местном населении, которое также давно хотело бы получить жилье. Получается, что, привлекая соотечественников из-за рубежа, мы расставляем приоритеты таким образом, что отодвигаем местных жителей на второй план. Я не думаю, что в данном случае к возвращающимся переселенцам будет прекрасное отношение. Второй вопрос в том, что свободного жилья в действительности нет. И хотя мы сейчас будем разрабатывать региональную программу, из каких источников мы будем ее финансировать - я не знаю. Федерация все налоговые поступления забирает себе. Таким образом, документы приняты - это хорошо, государство повернулось лицом к процессам миграции, но кто и как будет все это реализовывать?..

Фергана.Ру. - Но разве раньше миграционной политики не было вовсе?

О.И.Бородин. - В правительстве поняли, что просто так поднять рождаемость невозможно, но вместо того, чтобы делать выводы и конкретизировать проблему, произошел полный разворот на 180 градусов. Теперь мы приглашаем всех-всех-всех, а что мы дальше делать с ними будем, никто не знает. Решение этого вопроса перекладывают на регионы, оставляют как раз на наше усмотрение...

Послесловие.

Мы долго беседовали с экспертами, конкретизируя отдельные вопросы, останавливаясь на наболевших проблемах. Однако мне хотелось представить именно те совпадения во мнениях, которые высказывали профессионалы, люди, не понаслышке знающие о миграционной политике государства. И Александр Стадник, и Олег Бородин с горечью говорили о том, что, несмотря на принятие целого ряда законов в этой области, внятной политики государства по-прежнему не существует. Новые законы должны очень скоро вступить в силу, но подзаконных актов и разъяснений к ним так и не поступило. Ответственность по применению законов и реализации различных программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах. Конечно, не стоит думать, что руководителям такого уровня и квалификации, как Стадник и Бородин, требуется поводырь и указка сверху. Но отсутствие на самых верхних этажах власти понимания того, как регулировать миграционные процессы и что, собственно, делать с тем огромным количеством мигрантов, которое буквально обрушилось на страну в последние годы, существенно затрудняет работу экспертов в регионах.

ОБ АВТОРЕ: Зотова Наталья Александровна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. Живет в Москве. Статья написана по материалам полевых исследований в Астраханской и Волгоградской областях в августе 2006 года.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ