Миграция благо или обуза?
Ответственность за реализацию
программ в области миграции переложена на плечи исполнителей в регионах России,
считает автор публикуемой ниже статьи.
13.10.2006 ,
msk
Наталья Зотова
Во время поездки по Астраханской и Волгоградской
областям России мне удалось побеседовать с двумя экспертами, занимающими
примерно одинаковую должность в областных администрациях. Должности лишь немного
отличаются по названию. Так, Александр Сергеевич Стадник – начальник
межэтнического отдела в администрации Астраханской области. Олег Игоревич
Бородин – заместитель председателя Комитета по делам национальностей и
казачества Волгоградской области. Оба отдела имеют одну и ту же зону
ответственности – они работают с национальными объединениями в областях,
курируют проведение различных праздников и мероприятий, решают вопросы
взаимодействия национально-культурных автономий с властями, а также зачастую
гасят споры и конфликты, сглаживают острые углы в межэтнических отношениях.
Поэтому наша беседа затрагивала вопросы состояния миграционных процессов в
настоящий момент, а также перспективы развития ситуации после января 2007 года.
Кроме того, мы побеседовали и о проблемах привлечения и приема
«соотечественников», что так широко обсуждались после выхода Указа президента
России летом 2006 года.
Для справки: В январе 2007 года вступают в силу Законы
№109-ФЗ от 18 июля 2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации» и №110-ФЗ от 18 июля 2006 года «О внесении
изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации», а также - о признании утратившими силу отдельных
положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации». Новые законы вносят ряд важных
изменений в миграционное законодательство. Так, регистрация приезжих будет
происходить в уведомительном порядке, а работник-мигрант сможет самостоятельно
получать разрешение на работу в Российской Федерации.
Предлагаем вниманию наших читателей отдельные части
интервью. Примечательно, что два эксперта, не сговариваясь, дали совпадающие
оценки происходящим процессам в области миграции, изменениям в сфере
регулирования миграции и т.д.
Фергана.Ру. - Что нужно предпринять на законодательном
уровне, чтобы сделать миграцию более прозрачной?
А.Стадник. - Мы должны четко знать, кто приезжает,
зачем, каким образом легализуется. Для того чтобы принять какой-то закон,
государство должно выяснить, какие люди ему нужны, в какое время и какого
качества рабочая сила нам требуется. А это не сделано. В России до сих пор нет
кадастра земель, не решен вопрос о стоимости земли, не проведено размежевание.
Как и на каких условиях мы будем приглашать людей? Сначала нужно решить эти
вопросы и уж потом говорить о миграции. Проблема легальной миграции на
сегодняшний день очень злободневна. Если мы сумеем упорядочить миграцию, нам
удастся пресечь наркотрафик и не допустить на территорию Российской Федерации
нежелательные, преступные элементы.
Фергана.Ру. - Для регулирования миграции государством
должна быть выработана четкая политика – что мы хотим увидеть дальше...
А.Стадник. - Конечно. Что мы хотим, есть у нас основания
приглашать людей или нет. Мы даже этого не знаем! Сейчас и президентом, и в
правительстве обсуждается тема возвращения соотечественников из-за рубежа. А
ведь даже не определились с понятием «соотечественник». Т.е. нет предмета
разговора, причем - нет на всех уровнях. А какие «соотечественники» к нам
приедут? Здесь сразу возникает вопрос интеграции различных культур в обществе,
мигрантов, несущих каждый свою культуру.
Фергана.Ру. - Что можно сделать, чтобы помочь интеграции
и адаптации, на уровне программ или идей?
А.Стадник. - Выдумывать ведь ничего не надо: существуют
законы государства и их просто нужно соблюдать. У нас их очень много -
ратифицировали Конвенцию по национальным меньшинствам, есть закон о
национально-культурных автономиях, об общественных объединениях, о языках и
т.д.
Фергана.Ру. - Если я правильно понимаю, миграция из
Средней Азии в Астраханской области не преобладает, наоборот - количественно ее
стало меньше. Люди едут куда-то в другие места?
А.Стадник. - Здесь был очень большой перевалочный пункт.
Сейчас стало чуточку полегче, но проблемы есть и будут. Все-таки по старой
памяти люди перебираются сюда, здесь ворота в Азию. Возникает масса проблем -
вопросы компетенции консульской службы, например, или утраты документов... А
сугубо этнические проблемы возникают на более позднем этапе. Всем хочется жить
хорошо и комфортно. Но не всегда и не все прибывшие люди понимают, как этого
достичь, что для этого делать, какова должна быть линия поведения. Для некоторых
сама городская среда создает эффект культурного шока, они теряются. Даже
сезонные рабочие в полях создают нагрузку на социальную инфраструктуру,
амбулатории, врачей. Кто-то приезжает с семьями и детьми... Зачастую мигранты
остаются в Астрахани на постоянное место жительства. Косвенно на отношение
населения к приезжим влияет и подорожание жилья. Немногие берут на себя труд
задуматься, что стоит за ростом цен – сговор строителей или какие-то иные
причины. А удобное объяснение всегда на виду – «инородец понаехал. Хотя в цене
на жилье есть и эта составляющая, но это только одна составляющая.
Фергана.Ру. - В Астрахани очень этнически пестрое
общество. Степень толерантности здесь намного выше, чем в Москве.
А.Стадник. - Астрахань - это традиционно «плавильный
котел». Однако я не случайно упоминал, что доля русских в населении области
уменьшается. Нам бы не перейти грань соотношения национальностей, потому что эта
грань может быть трудно регулируема. На мой взгляд, с точки зрения
государственного строительства и с точки зрения государственной политики, ничего
зазорного нет в том, что во всех наших экономических и социально-хозяйственных
вопросах мы должны учитывать соотношение между представителями и носителями
различных культур. Потому что они могут войти в противоречие. Если идет
естественный процесс ассимиляции, а он очень растянут во времени, то это
постепенно нивелирует противоречия. А когда этнические «вбросы» сильные,
ситуация гораздо сложнее.
Фергана.Ру. - Миграция в Волгоградскую область
усиливается или снижается?
О.И.Бородин. - С одной стороны, усиливается, с другой,
ослабляется. Основной вопрос, связанный с миграцией, это то, что количество
должно переходить в качество. Может быть, с принятием некоторых последних
документов будут происходить какие-то подвижки. Потому что миграционная политика
без вложения определенных финансовых средств не может стать эффективной в полной
мере.
Фергана.Ру. - Каковы положительный и отрицательный
эффекты миграции?
О.И.Бородин. - Положительным моментом является улучшение
демографической ситуации. Отрицательные в первую очередь, конечно, связаны с
менталитетом как мигрантов, так и местного населения, который складывается, в
том числе, и под воздействием поведения приезжающих из Средней Азии, республик
Закавказья.
Фергана.Ру. - Если мы говорим о положительном аспекте
улучшения демографической ситуации, то необходимо сказать об интеграции,
адаптации людей…
О.И.Бородин. - Вопрос в том, что нужно, в первую
очередь, разграничить потоки. Когда мы говорим о въезжающих, нужно четко
осознавать, какая это категория мигрантов и зачем они сюда приезжают. Понятно,
что они прибывают в Россию зарабатывать деньги. Однако нельзя рассматривать всех
мигрантов как просто какую-то огромную совокупность, это неправильно.
Фергана.Ру. - Как регулировать процесс миграции?
О.И.Бородин. - В концепции регулирования миграционных
потоков сказано, что государство может отдавать кому-то приоритет, применять
избирательный подход при решении этих вопросов. Я прекрасно понимаю, что страна
стоит перед падением в «демографическую яму», и Волгоградская область в том
числе. Но если мы станем резко решать эту проблему при помощи мигрантов,
например, из Средней Азии, я не могу дать прогноза, что это хорошо закончится. В
первую очередь, надо очень четко осознавать, зачем они сюда едут. Часть людей
приезжает сюда, чтобы остаться здесь жить, для того, чтобы внести что-то в
русскую культуру, впитать из нее и работать на благо общества, которое они
выбрали. А если они приезжают только чтобы заработать деньги и уехать обратно, я
думаю, к ним должен быть отдельный подход. Отдельный подход должен быть и к тем,
кто приезжает сюда с семьями, на постоянное место жительства. Они настроены на
адаптацию и интеграцию в общество. Поэтому при обсуждении вопроса «является
миграция благом или обузой» надо иметь в виду, что пути решения этого вопроса
разные. Что касается мигрантов из Средней Азии, то Волгоградская область всегда
была очень притягательна для них по своим климатическим условиям,
социально-экономическому развитию. Большое количество мигрантов приезжают из
Узбекистана, Таджикистана, в меньшей степени - из Киргизии.
Фергана.Ру. - Как вы оцениваете численность узбекской и
таджикской общин в Волгограде, их деятельность?
О.И.Бородин. - Привести точные данные по численности
очень затруднительно. Мы должны ссылаться на результаты официальной переписи
населения. В ней приводятся сведения о шести тысячах таджиков, однако их,
естественно, больше. Это связано с маятниковой миграцией, отследить всех
практически невозможно. Большинство людей возвращается на родину, кто-то
остается в России. Сезонных мигрантов больше, в основном они заняты в сельском
хозяйстве, это узбеки и таджики. В последнее время наметилась тенденция
постепенного замещения рабочих из Таджикистана рабочими из Узбекистана. Таджики
подались в Москву, их уже не устраивает оплата труда, начинаются проблемы с
фермерами. Что касается деятельности общин, то понятие «община» подразумевает,
что ее члены формируют единый бюджет, складывают в общий котел заработанные
деньги, а потом их распределяют. Такого не происходит. В области нет общин в
таком понимании, есть только лидеры районного масштаба. Например, про
определенный район можно сказать, что там есть община. Национально-культурные
объединения проводят праздники, встречи, мероприятия. С ними нужна нормальная
партнерская работа. То есть, у возникшей общественной организации все
мероприятия должны быть социально ориентированы. Необходимо оказывать помощь
городу, участвовать в процессах, которые в нем происходят, заниматься
благоустройством города, своего района… Но когда гражданское общество что-то
пытается сделать, некоторые почему-то стараются стоять в стороне.
Фергана.Ру. - Правильно ли я поняла, что говоря о
среднеазиатских общинах, можно отметить, что они выбирают скорее путь сепарации,
нежели интеграции в общество?
О.И.Бородин. - Я не могу так утверждать. Каждый
приезжающий выбирает путь для себя сам. То есть, говорить об общей массе, что
вот узбеки выбрали интеграцию, а таджики сепарацию, – наверно, неправильно.
Кто-то вступает в смешанные браки, кто-то действительно приезжает только на
сезон, у кого-то две семьи - и здесь, и на родине, причем это распространенная
практика. При работе с общинами наш главный принцип – не навреди. Это
действительно очень тонкая и деликатная тема. Стараемся не вести себя как слон в
посудной лавке. Мы занимаемся вопросами адаптации, интеграции, это комплексная
проблема. На протяжении пяти лет проводим семинары и совещания в муниципальных
образованиях. Что касается государственной политики, вернее, ее отсутствия в
вопросе миграции, то это, конечно, немного мешает работе.
Фергана.Ру. - Поворачивается ли государство лицом к
проблемам миграции, осознает ли их?
О.И.Бородин. - Мне кажется, пока нет. Сейчас начинается
очередной резкий разворот. В январе 2007 года вступает в силу новый закон о
миграционном учете, появляется уведомительная система регистрации вместо
разрешительной. Конечно, это все хорошо, но по-настоящему комплексного подхода
все равно никак не складывается. У нас есть тенденция либо все запретить, либо
все разрешить. По этому закону никаких разъяснений еще нет. Также не принята
программа о соотечественниках. Как все программы будут реализовываться – большой
вопрос. Еще не определен и термин «соотечественник». Мы не вернем эмиграцию из
Франции или казачество из Канады, потому что я, например, не очень понимаю, куда
их возвращать. В Средней Азии остались люди (имеет в виду русских – Н.З.), но
там остались люди на ключевых должностях. Либо старики. Привлечение
соотечественников – большая проблема, и здесь необходимо вести разговор о цене
вопроса. Если мы делаем ставку на привлечение высококвалифицированной рабочей
силы, возникает вопрос – куда мы их собираемся привлекать? Квалифицированным
людям нужно предоставить достойное жилье, достойную зарплату и социальные
гарантии. А пока в нашей стране ни одно, ни другое, ни третье просто так
предоставить никто не может. Тут же возникает вопрос о местном населении,
которое также давно хотело бы получить жилье. Получается, что, привлекая
соотечественников из-за рубежа, мы расставляем приоритеты таким образом, что
отодвигаем местных жителей на второй план. Я не думаю, что в данном случае к
возвращающимся переселенцам будет прекрасное отношение. Второй вопрос в том, что
свободного жилья в действительности нет. И хотя мы сейчас будем разрабатывать
региональную программу, из каких источников мы будем ее финансировать - я не
знаю. Федерация все налоговые поступления забирает себе. Таким образом,
документы приняты - это хорошо, государство повернулось лицом к процессам
миграции, но кто и как будет все это реализовывать?..
Фергана.Ру. - Но разве раньше миграционной политики не
было вовсе?
О.И.Бородин. - В правительстве поняли, что просто так
поднять рождаемость невозможно, но вместо того, чтобы делать выводы и
конкретизировать проблему, произошел полный разворот на 180 градусов. Теперь мы
приглашаем всех-всех-всех, а что мы дальше делать с ними будем, никто не знает.
Решение этого вопроса перекладывают на регионы, оставляют как раз на наше
усмотрение...
Послесловие.
Мы долго беседовали с экспертами, конкретизируя
отдельные вопросы, останавливаясь на наболевших проблемах. Однако мне хотелось
представить именно те совпадения во мнениях, которые высказывали профессионалы,
люди, не понаслышке знающие о миграционной политике государства. И Александр
Стадник, и Олег Бородин с горечью говорили о том, что, несмотря на принятие
целого ряда законов в этой области, внятной политики государства по-прежнему не
существует. Новые законы должны очень скоро вступить в силу, но подзаконных
актов и разъяснений к ним так и не поступило. Ответственность по применению
законов и реализации различных программ в области миграции переложена на плечи
исполнителей в регионах. Конечно, не стоит думать, что руководителям такого
уровня и квалификации, как Стадник и Бородин, требуется поводырь и указка
сверху. Но отсутствие на самых верхних этажах власти понимания того, как
регулировать миграционные процессы и что, собственно, делать с тем огромным
количеством мигрантов, которое буквально обрушилось на страну в последние годы,
существенно затрудняет работу экспертов в регионах.
ОБ АВТОРЕ: Зотова Наталья Александровна - кандидат
исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН.
Живет в Москве. Статья написана по материалам полевых исследований в
Астраханской и Волгоградской областях в августе 2006 года.
|