Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №156(01.11.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ТЕМА РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Все, что смог сделать Милинкевич, — оскорбить Козулина

18.10.2006. Маркетинг и консалтинг

Роман Яковлевский

Белорусскую ситуацию анализирует в эксклюзивном интервью заместитель председателя Белорусской социал-демократической партии (Грамада) и бывший депутат разогнанного осенью 1996 года парламента Владимир Нистюк.

— Лидер вашей партии и экс-кандидат в президенты Александр Козулин сидит в тюрьме. Нередко можно слышать, что после массированных репрессий белорусская оппозиция настолько ослабла, что не может представлять реальной угрозы режиму Лукашенко. Так ли это?

— Оппозиция не работает непосредственно с гражданами и поэтому не расширяет сферу своего влияния на население, а сужает ее. Авторитет демократических сил не растет, а падает. Если после президентских выборов 2001 года во время проведения социологических исследований только 53 процента избирателей заявили о том, что они голосовали за Александра Лукашенко, а единый кандидат от оппозиции Владимир Гончарик вполне обоснованно претендовал на 34-38 процентов, то итоги выборов 2006 года показали, что за А.Лукашенко проголосовали уже 63 процента избирателей, в то время как оппозиционные кандидаты в президенты Александр Милинкевич вместе с Александром Козулиным (следует подчеркнуть — по данным независимых исследований) получили поддержку только 25 процентов избирателей.

— Вы можете обозначить основные проблемы оппозиции?

— Попытаюсь тезисами:

- оппозицию не поддерживает большинство граждан;

- с оппозицией не хочет иметь никаких дел действующая номенклатура;

- оппозицию раздирают внутренние противоречия, которые в настоящее время гарантированно ведут ее к очередному поражению.

— Пожалуйста, если можно, поподробнее…

— Вот уже более двух лет идет реформирование и реструктуризация альянса демократических сил, однако оптимального варианта коалиции, способной действовать сообща, так и не появилось. Все, что удается ее представителям — это реализовывать лопающиеся проекты, вроде последнего — "Милинкевич — наш президент". Нам повезло, что он им не стал, потому что за ним — пустота. Все, что он смог сделать — это оскорбить А. Козулина, совершившего настоящий мужской поступок. Он — человек, не имеющий никаких людских ресурсов, собрался идти на выборы со своим движением. И теперь никто в той самой коалиции не знает, что делать, ведь А.Милинкевич — их "бренд" и единственное свидетельство единства. Сценария согласованных действий всех демократических сил в стране не было и нет. Так и не создан единый координационный центр.

Вновь накануне кампании по выборам депутатов местных Советов белорусская оппозиция начинает ремонт двигателя на летящем самолете. В результате внутренних разборок не создано ничего нового, а старое практически разрушено: от новых инициатив перестройки коалиции отлучаются недавние ближайшие партнеры и друзья.

А выборы в местные Советы уже начались. Результаты первых социологических исследований, проведенных независимым социологическим центром "Зеркало — Инфо", говорят, во-первых, о высокой явке на предстоящих выборах: только 8 % сказали, что не пойдут на выборы (это — для инициаторов бойкота), а, во — вторых, о низком уровне поддержки избирателей демократических кандидатов: за независимых кандидатов готовы голосовать 24 % избирателей, за представителей власти — 22 %, а за представителей демократических сил — всего 10 %.

На выборы против А.Лукашенко шли два отряда во главе с А.Козулиным и А.Милинкевичем. Теперь этих отрядов стало несколько больше:

- еще не созданный «Союз левых сил», который намеревается возглавить почему-то коммунист С.Калякин, а не социал-демократ А.Козулин, давно уже ставший моральным знаменем нации;

- Объединенная гражданская партия во главе с А.Лебедько;

- пока еще не оформившееся движение « За свободу» А.Милинкевича;

- Белорусский народный фронт.

Ситуацию в белорусской оппозиции нельзя ни драматизировать, ни упрощать. Надо ее глубоко изучать, причем не в интернете, а личными посещениями Беларуси. И встречаться следует не только с теми, кто более приятен, а со всеми, кто что-то из себя реально представляет, в том числе и с представителями власти.

Если мы сегодня, как всегда, станем лукавить и лицемерить, принимая желаемое за действительное, то болезни белорусской оппозиции только будут загоняться внутрь. Надо найти в себе мужество поставить демократическим силам реальный серьезный диагноз, а не считать их проблемы легким насморком.

— Но ведь общеизвестно, что экс-кандидат в президенты от объединенных демократических сил Александр Милинкевич до сих пор является желанным гостем в европейских столицах, где его принимают на высшем уровне. Значит ли это, что объединенная Европа не видит другого партнера для диалога?

— Хочу обратить внимание на то, что ни одна стратегическая программа европейских структур по отношению к Беларуси, которые предлагались в последнее время на Западе, так и не начала работать.

Мы хорошо помним «пошаговую» стратегию Европы. К сожалению, никаких встречных шагов так и не было сделано. Все, в конце концов, завершилось жесткими ультиматумами, которые Европа в одностороннем порядке выдвинула А.Лукашенко.

Совсем недавно принималась программа ЕС "Новые соседи", в которой было определено место взаимоотношениям ЕС и Беларуси. Она была в отношении нашей страны отменена еще до вступления в силу. Теперь началась программа санкций. Причем, санкций непродуманных, неэффективных, неперспективных.

Против Беларуси бессмысленны точечные меры, которые касаются небольшого круга людей. Эти люди опекаются властью и ничего не теряют.

Еще более бессмысленно заявлять о каких-то экономических санкциях. Деловые круги России, Европы и даже США, которые выгодно для себя реализуют собственные экономические проекты в Беларуси и через Беларусь, никогда не позволят политикам своих стран всерьез дестабилизировать политическую ситуацию в географическом центре Европы и разрушить действующую белорусскую экономику, сотрудничество с которой сегодня приносит им немалую прибыль. Беларусь обладает монополией на самый дешевый, а значит, выгодный, транзит жизненно важных для Европы сырья и энергоресурсов. Мы являемся также самым коротким и выгодным путем движения европейских товаров на российско-азиатские рынки. От транспортировки белорусских грузов существенно зависит судьба ключевых портов Прибалтики. Многие европейские кампании напрямую завязаны на экспорт и реэкспорт нефтепродуктов из нашей страны.

И совсем невозможно объяснить, кому выгодно повышение стоимости виз в страны Шенгенской зоны для граждан Беларуси с 35 до 60 евро.

Сегодня, в результате нарастающих противоречий с российскими элитами, возникла наиболее благоприятная для Европы ситуация не наращивать давление на Беларусь, а вступить в непосредственный контакт с белорусской властью и попытаться гибко и осторожно повлиять на внутреннюю ситуацию в нашей стране.

— Вы серьезно полагаете, что диалог с неминуемыми компромиссами перспективен для всех сторон?

— Нельзя выставлять главу белорусского государства слабым и обреченным человеком. А.Лукашенко — это не А.Акаев, не Л.Кучма, не Э.Шеварднадзе и даже не М.Саакашвили. Это — сильный, волевой, самодостаточный и самостоятельный политик. У него в руках сегодня сосредоточены многие достаточно эффективные рычаги влияния, как на российскую, так и на европейскую позицию в отношении Беларуси. А.Лукашенко при решении внешнеполитических задач опирается на мощную российскую поддержку и постоянно согласовывает с Москвой свои внешнеполитические шаги. Он держит в руках заслон Европы от нелегальной миграции (этот поток составляет примерно 150-200 тысяч человек, которые постоянно нелегально проходят через Беларусь). Он обладает немалой моральной и реальной финансово-экономической поддержкой лидеров движения неприсоединения. Достаточный вес этому лидеру придает все более нарастающий экономический и политический альянс с Китайской Народной Республикой и многими странами Юго-Востока. Для сохранения стабильности в стране он имеет хорошо подготовленные верные ему силовые структуры. С ним бессмысленно говорить языком ультиматумов. Он слишком уважает себя для того, чтобы уступать свои позиции в ответ на выпады против него и его страны.

Те, кто отвергает возможность диалога с ним, отвергает целое явление на постсоветском пространстве, совершенно малоизученное в силу своего неприятия, отвергает интересы большинства населения страны и всех тех, кто ему симпатизирует не только на Востоке, но и на Западе.

Ведь даже с лидерами воюющих стран Европа не один раз в новейшей истории стремилась вступать в диалог для поиска компромиссов, обеспечивающих безопасность континента. Почему же не пойти на это в отношении Беларуси?

— Как вы относитесь к мнениям, суждениям немалого количества экспертов, аналитиков, что режим уже почти исчерпал свой ресурс и Беларусь «беременна» социально-политическими переменами?

— Внутренняя ситуация в Беларуси в настоящее время не предвещает никаких серьезных политических катаклизмов. Постоянно реализуемые и даже просто декларируемые социальные проекты в стране гарантируют высшей белорусской власти на ближайшее время постоянную поддержку большинства жителей, причем, не только пенсионеров и инвалидов, но и определенной части других слоев общества: квалифицированных рабочих, средних предпринимателей, творческой, научной и педагогической интеллигенции. Лукашенко умеет дирижировать внутриполитическими настроениями лучше любого постсоветского лидера, поэтому рассчитывать на рост недовольства в стране, бунт или революцию наивно. Заверения отдельных представителей нашей оппозиции о том, что они выведут на площадь сто тысяч человек — абсолютный блеф. Не этим надо заниматься.

— Вы считаете, что и после скорого повышения цен на российский газ сохранится нарисованная Вами картина белорусского общества благоденствия?

— Вот уже десяток лет приходится слышать измусоленный тезис о том, что ключи от белорусской ситуации находятся в Кремле. Это одно из самых больших заблуждений. Если бы деловые и политические элиты России не имели в Беларуси немалый личный интерес, то какие-то решения давно бы уже были приняты и какие-то действия были бы осуществлены.

Прочно привязаны к экономике Беларуси многочисленные российские политики-бизнесмены, чьи деньги работают здесь и приносят им основательные дивиденды. Достаточно привести в пример дружбу с Минском Ю.Лужкова, которая дает возможность его жене, госпоже Батуриной, с неплохими преференциями работать на внутреннем белорусском рынке.

Россия высоко ценит Беларусь и по причине того, что она давно стала российским военно-стратегическим форпостом против Евросоюза и НАТО. Опорой ее являются два российских важнейших стратегических объекта и современнейшая система ПВО.

В.Путина и его соратников сдерживает от резких публичных заявлений, тем более, резких практических шагов в адрес А.Лукашенко, высокий авторитет последнего в российском обществе. Никто не рискует накануне выборов в Госдуму и президентских выборов 2008 года испортить свои отношения с собственным избирателем и поставить под угрозу сценарии Кремля на этот период.

Кроме всего прочего, все более явным становится стремление Москвы подмять под себя финансовую и экономическую системы Беларуси и более глубоко втянуть ее в круг своих интересов. А это чревато активным недовольством значительной части населения Беларуси. Полагаю, что отношения между Минском и Москвой будут носить более сложный, но не "смертельный" для Лукашенко характер.

— И ради чего тогда сел в тюрьму Александр Козулин и что, на ваш взгляд, надо делать оппозиции?

— Из оценки итогов мартовских выборов Президента следует, что главной ошибкой всей белорусской оппозиции в течение последних двенадцати лет является тупое жесткое противостояние власти по любым аспектам и потеря шансов на превращение ее в часть политической системы страны.

Оголтелое охаивание А.Лукашенко без участия в обсуждении, принятии и реализации решений на государственном или муниципальном уровне, без борьбы за интересы людей с достижением конкретных результатов, порождает и развивает у белорусского народа недоверие к оппозиции. В обществе укоренились сомнения в ее возможности что-то сделать лучше действующей власти. Сама же власть по полной программе использует контролируемые СМИ для доказательства этого тезиса.

Находясь в оппозиционной «резервации», демократические силы уязвимы с двух сторон:

- власть может не считаться и не считается с мнением «маргиналов»;

- народ не видит действующую привлекательную альтернативу власти и способность оппозиции действовать в интересах людей.

Поэтому такая оппозиция или должна уйти, или найти в себе силы коренным образом изменить стратегию и тактику своих действий. Необходимо признание ошибочности общепринятого для постсоветских стран подхода к решению белорусских проблем. Поддержка радикальной или, как многие, а не только А.Лукашенко, ее называют, националистической оппозиции противоречит менталитету белорусской нации. Нам с вами придется начинать все сначала, потому что ставка была сделана не на тех. Белорусы могут понять только того, кто говорит на понятном им языке, даже если это просто смесь белорусского с русским, и о понятных вещах. Такие люди есть как в нашей партии, так и в других политических и гражданских структурах. Мы не призываем свергать власть, сегодня мы не в состоянии это сделать. Мы должны попробовать взаимодействовать с ее конструктивной составляющей во имя построения будущего нашей страны. Наша партия готова выдвинуть на выборы в местные Советы, которые пройдут в январе будущего года, более 100 кандидатов. Мы были бы очень благодарны за помощь европейских институтов и братских партий Социалистического Интернационала в поддержке этих людей.

Возникает необходимость принципиально изменить стратегию и тактику действий демократических сил внутри страны. Видится необходимым проработать и инициировать проведение «круглого стола» национального согласия для последующего выхода конструктивных демократических сил на переговорный процесс с руководством Беларуси. Думается, что ситуация, связанная с российским экономическим шантажом и вытекающими из этого вполне вероятными экономическими и негативными социальными последствиями, может сблизить позиции власти и демократических сил.

— Позвольте Вам, господин Нистюк, напомнить, что попытки наладить общественный диалог уже предпринимались. Но, как известно, начавшийся этот процесс довольно быстро закончился монологом правителя. Не так ли?

— Очевидно, что вести диалог с радикальными силами А.Лукашенко не станет. Поэтому надо смягчать позицию в отношении власти со стороны центристских и левых действующих партий с перспективой перехода их в конструктивную оппозицию. Заслуживает полного одобрения и поддержки последняя инициатива лидеров коммунистов Сергея Калякина и либералов Анатолия Лебедько о проведении серии дискуссий с депутатами Палаты представителей (нижняя палата парламента) по важнейшим внутриполитическим вопросам. А мы, в свою очередь, уже два года занимаемся налаживанием связей с социал-демократическим сектором, который поддерживает действующего Президента.

— В последнее время распространяется неофициальная информация, что некоторые европейские политики готовы выступить посредниками для нормализации отношений с Беларусью. Вы можете назвать примерный список таких возможных миссионеров?

— Для успешного разрешения белорусского кризиса необходимо снять европейскую и мировую блокаду Беларуси, разработать и реализовать механизм «сдержанного партнерства» со структурами Европейского Союза, перевести действия Евросоюза с языка угроз на понятный язык равноправия, взаимных уступок и компромиссов.

Для решения этих вопросов нужна не только политическая воля и ответственная политическая сила, но и знаковые личности, которые смогут выступить достойными партнерами в возможном диалоге с А.Лукашенко.

Для выполнения такой деликатной миссии более других подходит фигура А. Бразаускаса в качестве главы делегации. В ее состав могли бы войти бывшие Президенты Латвии и Польши, другие известные в мире люди, которые имели бы на такие действия соответствующий мандат одного из европейских институтов, лучше всего ОБСЕ.

— В Польше уже два бывших президента. И трудно себе представить, что бы один из них - Лех Валенса, сел за стол разговаривать с Лукашенко……

— Я имел в виду Александра Квасьневского, который лично знаком с Лукашенко. Они встречались на президентском уровне.

— Все равно, как-то трудно поверить в реальность такой встречи. В чем Вам представляются предпосылки, гарантирующие успех такого мероприятия?

— Есть как объективные, так и субъективные предпосылки, гарантирующие успех такой встречи. Объективно:

- отношение многих кругов на Западе к А.Лукашенко меняется в связи с грубыми действиями России и непосредственной угрозой независимости Беларуси. Даже поляки в прессе прямо ставят вопрос: "Что лучше: белорусская независимость под властью Лукашенко или белорусская демократия под опекой России?";

- российские политики боятся большого авторитета А.Лукашенко в России. Путин не хочет рисковать своим будущим преемником. Он понимает, что никто, даже он сам, не в состоянии противостоять политическому весу белорусского лидера после президентских выборов в России в 2008 году;

- российские политические и деловые элиты, наконец, поняли, что А.Лукашенко ничего просто так не отдаст и на уступки, следствием которых может стать хотя бы частичная сдача суверенитета Беларуси, никогда не пойдет;

- отношение к России в самой Беларуси меняет и сам А.Лукашенко. На торжествах, посвященных Дню Независимости, он заявил, что теперь не Россия, а Китай является главным внешнеполитическим партнером Беларуси. Кроме того, он все жестче ставит вопрос о зависимости России от Беларуси, особенно в военно-стратегической сфере. Командно-штабные учения "Щит Союза-2006" еще раз продемонстрировали важность для России военного альянса с Беларусью, а также ведущую роль белорусских средств ПВО на западном направлении. Ключевую роль в этом давлении Минска продолжают играть два стратегических объекта России, размещенные на территории Беларуси.

Необходимо усилить роль Европы в разрешении возникающего конфликта. Видится целесообразным вернуться к пошаговой стратегии Европы в отношении Беларуси. Белорусский президент должен четко видеть свой политический интерес в возможных компромиссных действиях по отношению к Европе и к внутренней оппозиции. Первым сигналом к этому может стать согласованная позиция европейских стран в отношении российского газового шантажа Беларуси. Надо показать, что не только Восток и Азия могут стать опорой нашему белорусскому государству, но и Европа не забывает свою географическую родню.

Понятно, что Евросоюз по ряду соображений в ближайшее время не сможет в качестве жеста доброй воли снять, как это было ранее, санкции с 37 белорусских чиновников, которые, кстати, абсолютно неэффективны и используются внутри Беларуси против Евросоюза.

Важно разработать первые возможные шаги сторон навстречу друг другу, но при этом исключить условия, абсолютно неприемлемые для руководства Беларуси. Например:

- белорусская власть вносит пусть даже единичные изменения в избирательное законодательство, не чинит препятствий конкретным представителям демократических сил на предстоящих местных выборах при безусловном соблюдении ими белорусских законов в обмен на возвращение Палате представителей в ПАСЕ статуса специально приглашенного;

- Евросоюз откладывает на год-два решение о лишении Беларуси торговых преференций, против которого, в частности, голосовали Литва, Польша и другие страны. Минск идет на смягчение приговора А.Козулину (срок 5,5 лет заключения), возможно — на его освобождение, облегчает условия для деятельности оппозиции;

- А.Лукашенко возвращает оппозиционные газеты для распространения их через госмонопольную систему продажи в киосках "Белсоюзпечати" и для подписки через "Белпочту", а европейские институты отказываются от новых программ по расширению радио-телевещания на Беларусь, сохраняя при этом уже действующие;

- Беларусь вносит изменения в законодательство, регулирующее проведение массовых мероприятий, в сторону его смягчения, отменяет некоторые нормы Уголовного и Административного Кодексов. Европа приступает к процедуре приема Республики Беларусь в Совет Европы, возвращается к замороженному соглашению о сотрудничестве Беларуси с Евросоюзом, одобряет один-два важных инвестиционных проекта.

— Так кто все же будет тогда выступать субъектами таких переговоров?

— Переговоры по перечисленным выше позициям необходимо вести не с радикальными оппозиционерами, а с властью и конструктивной оппозицией. Видится возможным наладить диалог в соответствии с нашими рекомендациями с некоторыми депутатами Палаты представителей. Там есть люди, которые способны воспринять демократический импульс из Европы и в какой-то степени передать его в общество. Подобных мягких встречных шагов можно предложить и разработать большое количество в различных областях — экономической, коммуникационной, гуманитарной и иных.

Они не потребуют от Беларуси коренной смены курса Президента, но смогут серьезно поднять его авторитет как политика гибкого, дать ему возможность для маневра. Для Европы это означало бы стратегический выигрыш на перспективу: реальное объединение континента, сближение Минска с Брюсселем, а не только с Москвой или Вашингтоном.

Хотелось бы, чтобы европейские институты не повторили ранее допущенной ошибки и для доработки пошаговой стратегии привлекли экспертов не только из традиционной радикальной белорусской оппозиции, но и от конструктивных сил. Невозможно объяснить, почему на все научно-практические и иные мероприятия в Европу приглашаются в основном только А.Милинкевич и ограниченный круг партийных лидеров. Такая картина недавно наблюдалась во время проведения «круглого стола» по Беларуси в ходе сессии ПА ОБСЕ в Брюсселе, на конференции ПА ОБСЕ. Почему игнорируется мнение белорусских социал-демократов? В нашем парламенте тоже есть здоровые силы, но с ними Запад разговора не ведет. Чем в таком случае евроинституты отличаются от Минска, если каждый выбирает удобного для себя собеседника?

Надо соблюдать паритет представительства политических сил правого и левого флангов белорусских демократических сил. Полезным могли бы стать точечные приглашения на эти мероприятия и депутатов Палаты представителей по нашим рекомендациям.

Белорусские демократы 15 лет ставят перед собой неосуществимые задачи, и это подрывает их авторитет у сограждан, подавляет оптимизм, превращает политическую деятельность в дешевый бизнес, лишает белорусское общество малейшей перспективы. Ситуация, когда в обществе существует негласный раздел на «наших» и «ваших» выглядит по детски нелепой, но пока она только углубляется. Пора выходить на конструктивную деятельность, потому что мы ответственны за будущее своей страны, а занимаемся лишь поиском врагов и собственного места под солнцем. Давайте же объединим наши усилия и во благо Европы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ