Путинская Россия против Республики Молдова
21.10.2006. Молдова
Ази
Роман Михэеш
Россия, заявлениями ряда официальных лиц, признала, что
организовала и финансировала так называемый референдум в приднестровском
регионе, что стало серьезным нарушением норм международного права и
территориальной целостности Республики Молдова. В этом контексте правительство
РМ имеет право поставить вопрос о соответствии этих действий статусу посредника
РФ в регламентировании приднестровского конфликта. Испугавшись международной
реакции и возможных санкций, в результате включения вопроса о приднестровском
конфликте в повестку дня Организации Объединенных Наций, Россия поторопилась
словами Смирнова понизить важность события и назвать его просто "консультативным
референдумом". Естественно, результаты этого "референдума" юридически
недействительны и не были признаны никем, даже РФ, доказательством чему стали
заявления о непризнании, поступившие со стороны США, Европейского Союза, ОБСЕ,
Румынии, Украины, Франции и др.
У этого так называемого плебисцита не было ни одного
шанса быть признанным, потому что, в первую очередь, для того, чтобы быть
признанным международным сообществом, он должен был быть конституционным,
признаным и мониторингованным правительством Республики Молдова и основными
международными организациями - ООН, ОБСЕ и Европейским союзом. Кроме того,
референдум не может быть проведен и признан, поскольку в Приднестровье нет даже
минимальной демократии, вопросы, выставленные на референдум, были односторонними
и по ним не было проведено дебатов, а средства массовой информации региона,
контролируемые сепаратистской администрацией, были задействованы в односторонних
пропагандистских действиях, призванных обеспечить желаемый результат.
Ссылки сепаратистского режима на примеры Косово и
Черногории для оправдания отделения Приднестровья от Молдовы, - некорректны. В
первую очередь, потому, что приднестровский конфликт - не религиозный и не
межэтнический, а геополитический. К тому же статус региона Косово пока не
определен окончательно, на основании резолюции Совета безопасности ООН регион
находится под контролем Организации Объединенных Наций с согласия Сербии, а
Российская Федерация может заблокировать в Совете безопасности ООН любую
резолюцию, которая ее не устраивает по этому вопросу.
Более того, нельзя ссылаться на референдум об отделении,
состоявшийся в Черногории и признанный международным сообществом, поскольку
бывшая Конституция Сербии и Черногории от 2003 года ясно давала право Черногории
на проведение соответствующего референдума об отделении от Сербии.
Помимо угрозы территориальной целостности РМ, под угрозу
ставится и целостность Украины, поскольку приднестровский сепаратизм, являясь
российским проектом, является отрицательным примером, которому могут последовать
и сепаратистские регионы Украины, населенные преимущественно русскоязычным
населением. Заявления Януковича и Мороза, сделанные после так называемого
референдума, согласно которым Приднестровью должен быть предоставлен статус
автономии в составе РМ, свидетельствуют, что украинская политическая элита "всех
цветов" осознала, наконец, что приднестровский сепаратизм несет опасность и для
Украины, и что этот неконституционный очаг должен быть нейтрализован. В
условиях, когда в Кишиневе у власти находится партия и президент, которые
заявляют, что РМ останется в составе СНГ и не будет вступать в НАТО, и которые
де-факто сделали русский язык вторым государственным, возникает вопрос: почему
Российская Федерация все-таки желает расчленить Республику Молдова?! По
некоторым предположениям, Путин якобы сердит на Воронина за неподписание
меморандума Козака в 2003 году и за членство РМ в ГУАМ. Реальные же причины,
другие: Россия понимает, что близится конец ее доминирования в управлении
конфликтами на пространстве бывшего СССР, в том числе в Приднестровье, и
пытается форсировать события сейчас, когда еще полностью контролирует
сепаратистские режимы. Если РФ уже не может контролировать соответствующие
страны в полной мере, она по крайней мере пытается превратить эти сепаратистские
регионы в свои аванпосты, военные базы, наподобие Калининграда. Россия, которая
в настоящее время является всего лишь региональной силой, хотя и обладает
огромными богатствами в виде нефти и газа, понимает, что может купить часть
политических элит бывших советских республик, однако ей нечего предложить
народам бывшего СССР, которые опустились, равно как и российский народ, до
уровня жизни, сравнимого с уровнем отсталых африканских государств. Она
понимает, что желание народов европейской части бывшего советского пространства
интегрироваться в Европейский союз и НАТО не остановить, и что, рано или поздно,
их интеграция в процветающее и цивилизованное евроатлантическое пространство
произойдет. Возможно, и российский народ может в один прекрасный день избрать
такое руководство, которое бы приняло решение об интеграции страны в
Североатлантический альянс и Европейский союз, спасшись, таким образом, от
нищеты и изоляционизма, во имя каких-то неоимпериалистических идей, счет за
который должен платить российский народ.
Хотя это звучит парадоксально, проведение референдума в
Приднестровье может ускорить урегулирование приднестровского конфликта и
способствовать восстановлению территориальной целостности Молдовы, поскольку он
продемонстрировал России, что она одна в поддержке сепаратизма. Международное
сообщество непоколебимо в своем намерении поддержать проект "Единая Молдова". В
этом случае, Российская Федерация должна выбирать - или менять политических
актеров в Приднестровье, сменив устаревшую команду Смирнова-Антюфеева на более
цивилизованную, которая бы вела переговоры по реалистическому соглашению об
урегулировании с правительством Молдовы, или и далее рассчитывать на тех же,
удерживая еще какое-то время в заложниках граждан региона и продлевая агонию
режима, однако с тем же итоговым результатом - интеграцией региона в той или
иной форме в конституционное поле РМ. Только это потребует больше времени и
больших усилий со стороны международного сообщества.
|