ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
Совет соотечественников при Государственной Думе должен быть восстановлен
А.Докучаева
Совет соотечественников при Государственной Думе был
создан 6 июля 2005 года на Съезде представителей русских общин, центров и
организаций, возникших после распада Светского Союза в новом зарубежье.
Подготовку этого Съезда инициировал Председатель Комитета по делам СНГ и связям
с соотечественниками в Государственной Думе К.Ф.Затулин. Работа по
подготовке Съезда началась еще в ноябре 1994 года, когда в рекомендациях
Парламентских слушаний «О положении соотечественников за рубежом», было
зафиксировано, что «Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с
соотечественниками считает, что назрела необходимость создания Совета
соотечественников, как надпартийного, представительного, совещательного и
рекомендательного органа при Государственной Думе РФ. Совет поможет установить
общественный контроль за расходованием средств, отпущенных на поддержку
российской культуры и диаспоры в новом зарубежье, учесть в законопроектной
работе интересы наших соотечественников». В подготовке Съезда принимали
непосредственное участие представители соотечественников, которые входили в
оргкомитет, готовили тематику и проекты документов Съезда. Около 300 делегатов,
выдвинутых соотечественниками, прибыли в Москву, 35 из них были избраны в Совет
соотечественников при Государственной Думе. Совет действовал на протяжении
трех созывов: со средины 1995 по конец 2003 года. Этот экспертно-консультативный
орган, в состав которого входили авторитетные руководители организаций
соотечественников из всех постсоветских государств, сыграл важную роль в
донесении проблем соотечественников до властных структур Российской Федерации.
При непосредственном участии членов Совета соотечественников разрабатывался и
принимался Федеральный закон «О политике Российской Федерации в отношении
российских соотечественников за рубежом», который с 1 июня 1999 года стал
законодательной основой для поддержки Россией своих соотечественников,
проживающих за рубежом.
В первые дни работы Государственной Думы четвертого
созыва Депутат К.Ф.Затулин обратился к Председателю Госдумы Б.В.Грызлову с
предложением возобновить работу Совета соотечественников (письмо размещаем
ниже). В Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками была проведена
работа по корректировке Положения о Совете соотечественников. Материалы об этом
можно найти в Информационно-аналитическом бюллетене Института стран СНГ №91 и
№92 за 1 и 15 февраля 2004 года. К сожалению, тогда вопрос так и не сдвинулся с
места. Документы застряли в Комитете, не найдя поддержки у его Председателя
А.А.Кокошина. О необходимости восстановления работы Совета
соотечественников говорили и писали сами соотечественники. Об этом шла речь и на
Всемирном конгрессе соотечественников, прошедшем в октябре с.г. в
Санкт-Петербурге.
После Конгресса соотечественников депутат Госдумы
К.Ф.Затулин вновь поднял вопрос о восстановлении работы Совета Соотечественников
при Государственной Думе. Он выступил с этой инициативой на заседании
Государственной Думы 10 ноября с.г. Депутаты единогласно поддержали это
предложение и в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками в тот же день
было направлено Поручение за подписью Первого заместителя Председателя Госдумы
О.В.Морозова следующего содержания: «В связи с активацией работы с российской
диаспорой за рубежом поручить Комитету Государственной Думы по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками провести до 1 января 2007
года необходимую работу по восстановлению Совета российских соотечественников
при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации». (Выдержки
из стенограммы заседания Государственной Думы 10 ноября с.г. по обсуждению
этого вопроса приведены ниже).
Сейчас в Комитете по делам СНГ и связям с
соотечественниками вновь готовят документы по Совету соотечественников для
внесения их на рассмотрение в Государственную Думу, чтобы в соответствии с
Поручением Совет начал работу с нового, 2007 года.
Письмо Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову
№ ЗК-17 от 30 января
2004г.
Уважаемый Борис Вячеславович!
Обращение к Вам вызвано беспокойством за судьбу Совета
соотечественников при Государственной Думе. Ко мне, как к инициатору
создания первого Совета соотечественников при Госдуме в 1995 году,
обращаются руководители русских общин и организаций, которые от сотрудников
аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками узнали о роспуске
Совета.
Прекращение деятельности наиболее авторитетного
представительного органа нашей диаспоры при Госдуме вызовет недоумение
наших соотечественников, поскольку не вяжется с провозглашенной государственной
политикой. Известно, что Президент России определил работу с соотечественниками
приоритетным направлением во внешней политике России. Создание представительных
общественно-консультативных органов – Советов (Комиссий) соотечественников при
органах государственной власти Российской Федерации прямо предусмотрено статьей
26 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в
отношении соотечественников за рубежом». В этой связи необходимо как можно
скорее принять решение о продолжении деятельности Совета соотечественников при
Государственной Думе.
При этом, как мне кажется, нужно обеспечить
демократичную процедуру формирования Совета соотечественников и
представительство соотечественников не только из стран СНГ и Прибалтики, но и из
стран традиционного зарубежья, в которых проживают наиболее крупные группы
российских соотечественников (Германия, Франция, США).
Первый состав Совета соотечественников при Госдуме был
избран прямым открытым голосованием на Учредительном съезде уполномоченных
представителей зарубежных российских общин организаций и объединений,
проведенном 6 июля 1995 года в зале пленарных заседаний Государственной Думы. В
Думе второго созыва Положение о Совете соотечественников было изменено. Вместо
избрания членов Совета стали назначать, а главой Совета соотечественников по
должности стал председатель Комитета по делам СНГ и связям с
соотечественниками (первоначально он был ответственным секретарем, а членами
Совета с решающим голосом были только избранные в его состав настоящие
соотечественники из-за рубежа). Это нуждается в исправлении.
Безусловно, что члены Совета соотечественников должны
представлять организованную часть нашей диаспоры и обладать необходимыми
способностями для того, чтобы быть эффективными экспертами в законодательном
органе России. Но прежде всего, они должны быть авторитетны в среде самих
соотечественников. Избрать членов Совета соотечественников можно на
представительных конференциях или совещаниях в первой половине 2004 года в
странах проживания при организационной поддержке Посольств Российской Федерации
в этих странах. Средства на проведение таких конференций могут быть
предусмотрены в Перечне расходов на поддержку соотечественников за рубежом в
2004 году, ежегодно утверждаемых Правительственной комиссией по делам
соотечественников за рубежом. Поскольку на текущий год данный Перечень еще не
утвержден, есть возможность включить эту статью в план 2004 года. В работе этих
конференций должны принять непосредственное участие заинтересованные депутаты
Государственной Думы.
В 2003 году Посольства РФ успешно провели
конференции «Объединения и клубы соотечественников в странах СНГ и Балтии
и их взаимодействие с регионами России» в Алма-Ате, Тбилиси, Таллине и Киеве.
Этот опыт можно использовать при проведении конференций, на которых от каждой
страны будут избраны члены Совета соотечественников при Государственной Думе.
Кроме того, эти конференции могут дать важный для законодателей материал по
современному положению российских соотечественников в странах проживания, на них
может быть получена оценка эффективности международных договоров России со
странами проживания по гуманитарным вопросам.
Прошу Вашего содействия для решения данного вопроса в
Государственной Думе.
Прилагаю материалы Съезда уполномоченных представителей
зарубежных российских общин от 6.06.1995г. и последние организационные документы
по Совету соотечественников при Государственной Думе на 11 листах.
К.Ф.Затулин, Депутат Государственной Думы, Член Правительственной комиссии по
делам соотечественников за рубежом
Стенограмма заседания Государственной Думы 10 октября 2006г. (выдержка)
К.Ф.Затулин: Уважаемый Борис
Вячеславович, уважаемые коллеги! Предлагаю поручить Комитету по делам СНГ и
связям с соотечественниками провести до начала января необходимую работу по
восстановлению Совета соотечественников при Государственной Думе. Как вы знаете,
в Санкт-Петербурге только что прошёл второй Всемирный конгресс
соотечественников, в проект бюджета внесены дополнения по увеличению
ассигнований на работу с соотечественниками. Будет правильно, если мы
восстановим этот совет, для того чтобы контролировать ситуацию, помогать и
слышать голос соотечественников в Государственной Думе…
Б.Ф.Грызлов: Затулин
Константин Фёдорович - протокольное поручение Комитету по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками. Пожалуйста, готовьте и
раздавайте в зале. Предложение интересное.
…Уважаемые коллеги, вношу предложение следующее: сейчас
рассмотреть протокольные поручения
… Депутат Затулин - Комитету Государственной Думы по
делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. Есть ли
возражения? Нет.
К.Ф. Затулин инициирует в Госдуме проведение парламентских слушаний о признании Приднестровской Молдавской Республики, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия
На проведенном 12 ноября 2006 г. референдуме население
Южной Осетии высказалось за независимость республики. Приднестровская Молдавская
Республика и Республика Абхазия ранее также поставили вопрос о своем признании.
Вместе с тем, проведение при поддержке Грузии альтернативных референдума о
независимости и выборов президента Южной Осетии дало еще один повод для
спекуляций относительно непоследовательности внешней политики РФ, имеющих место
как в самой России, так и за рубежом.
В связи с этим 15 ноября с.г. на пленарном заседании
Государственной Думы директор Института стран СНГ Константин Затулин
предложил провести в декабре этого года парламентские слушания по теме прошедших
референдумов в Южной Осетии и в Приднестровье. Целью слушаний должно стать
обсуждение всего спектра точек зрения на проблему международно-правового
признания Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
К.Ф.Затулин направил председателю Комитета
Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А. Кокошину
обращение, в котором, еще раз подчеркнув необходимость проведения парламентских
слушаний по указанной проблематике, отметил, что сама подготовка к ним позволит
России заполнить возникшую паузу и дополнительно изучить ситуацию. По мнению
Затулина, в условиях, когда решение о признании Российской Федерацией
независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья еще недостаточно созрело,
требуется более значительное подтверждение уважительного отношения России к
проведенным в этих республиках мероприятиям. Кроме того,
рассмотрение ситуации на столь высоком уровне снимет напряжение у широкого круга
патриотически настроенных граждан России и даст населению северокавказских
автономий почувствовать, что их поддержка независимости Абхазии и Южной Осетии
более не остается без внимания.
В развитие темы К.Ф. Затулиным была проведена 15 ноября
с.г. пресс-конференция в РИА "Новости". Затулин назвал стабильность на Кавказе
важнейшим залогом сохранения России как федеративного государства и уточнил, что
признание Южной Осетии и других республик является не проявлением
территориальной экспансии, а выступлением в защиту свободы. Директор Института
стран СНГ привел аргументы в пользу того, что признание со стороны РФ не
отразится всерьез на взаимоотношениях России с мировым сообществом.
Письмо Председателю Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками А.А. Кокошину
№ ЗК – 1317 от 15
ноября 2006г.
Уважаемый Андрей
Афанасьевич!
В Республике Южная Осетия, вместе с выборами президента,
12 ноября прошел референдум, подтвердивший волю населения Южной Осетии к
независимости. Республика Южная Осетия в очередной раз поставила вопрос о своем
признании, как до этого осенью этого года уже сделали Приднестровская Молдавская
Республика и Республика Абхазия.
Отсутствие ближайших перспектив для признания этих
государственных образований странами НАТО вряд ли может быть основанием для
России. Между тем прозападные политические круги, как в самих странах СНГ, так и
у нас, продолжают дискредитировать волеизъявление непризнанных республик и
отношение к ним России, утверждая, что позиция России в этом вопросе не
изменилась со времен Ельцина и Козырева. Есть причины быть уверенным в том, что
взятая Россией пауза на дополнительное изучение вопроса о признании Республики
Абхазия, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской Республики будет использована
для дискредитации отношения российского общества и Российской Федерации к
народам, населяющим непризнанные республики. Более того, в ходе проведения
референдума в Южной Осетии была сделана попытка противопоставить ему
альтернативный референдум и альтернативные выборы в подконтрольных правительству
Грузии грузинских анклавах на территории Южной Осетии вряд ли кто-либо из
осетинской оппозиции решился на соучастие в организованных Грузией фарсе , если
бы у них не было абсолютно никакой возможности спекулировать над
двусмысленностью российской позиции в вопросе о признании.
Для того, чтобы поддержать политически руководства
непризнанных республик в условиях, когда решение о признании их Россией еще не
достаточно созрело, возникшая пауза должна быть заполнена не просто обсуждениями
за закрытыми дверями или ни к чему не обязывающими дискуссиями. Требуется, как
минимум, более знаковое подтверждение уважительного отношения к принятым в
Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье актам. Считаю необходимым на этой или
будущей неделе, т.е. до завершения ноябрьских пленарных заседаний
Государственной Думы, от имени нашего комитета предложить Совету Думы проведение
в декабре парламентских слушаний на тему: «О проблеме и перспективах
международно-правового признания Приднестровской Молдавской Республики,
Республики Абхазия и Республики Южная Осетия». Полагаю, что указанные слушания
для повышения их значения могли бы быть организованы совместно с Советом
Федерации и проводиться под сопредседательством первых заместителей или
заместителей председателей обеих палат Федерального Собрания Российской
Федерации.
Сама подготовка к проведению парламентских слушаний
позволит не только заполнить паузу в развитии этой темы, но и снимет напряжение
у наших соотечественников за рубежом и у широкого круга патриотической
общественности в самой Российской Федерации. Национальные автономии РФ на
Северном Кавказе почувствуют, что их мнение не будет проигнорировано. Вместе с
тем, всестороннее публичное обсуждение позитивных и негативных проблем признания
позволит всем сторонам уйти от примитивной аргументации, осознать сложность и
важность поставленной задачи. Иначе спекуляции на тему последовательности
внешней политики Российской Федерации будут продолжены как у нас в стране, так и
за рубежом.
К.Ф.Затулин, Депутат Государственной Думы РФ
Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы 15 ноября 2006 г. (выдержка)
К.Ф. Затулин: Уважаемая
Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, только что прошел референдум в Южной
Осетии, а до этого референдум в Приднестровской Молдавской Республике.
Республика Абхазия обратилась к нам с просьбой о признании.
Предлагаю провести парламентские слушания в
декабре-месяце об этих обращениях, об этих мероприятиях, об этих референдумах. И
прошу Любовь Константиновну или Олега Викторовича Морозова возглавить подготовку
к этим слушаниям, провести их под их председательством, возможно совместно с
Советом Федерации, для рассмотрения этих вопросов.
Много разных мнений, их надо выяснить.
Л.К. Слиска: Депутат Затулин
предлагает провести парламентские слушания в декабре по итогам референдума в
Южной Осетии. Я прошу в соответствии с Регламентом подготовить все необходимые
документы и выдать их в комитет.
Правильное решение?
В. Михайлов
Сразу же после "прямой линии" с народом президент России
В.В.Путин заметил: "Главными на рынках являются полубандитские группировки,
которые порой имеют еще и национальную окраску. Все это вызывает справедливое
негодование граждан". И тут же потребовал от правительства разработать меры,
которые помогут избавить рынки от полукриминальных элементов, посредников и
нелегальных мигрантов.
В правительстве работали не покладая рук и на этой
неделе сразу два Постановления Правительства РФ одно за другим нанесли
ощутимый удар по нелегальной миграции и беспределу на рынке.
В среду премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал
постановление, согласно которому квота иностранцев, которым разрешат въезд в
Россию для работы в 2007 году. Для тех, кто приедет в нашу страну по визе,
квота составит 308 тыс. 842 человека. Для тех, кто работает без визы, -
шесть миллионов человек. Однако эти цифры далеки от реального положения дел.
Даже по официальной информации численность нелегальных мигрантов в России,
составляет 5-8 млн человек. Поэтому ФМС предстоит огромная работа, чтобы
привести их в соответствие. По мнению нынешнего директора ФМС Константина
Ромодановского и специалистов по миграции проблема миграции состоит из
двух основных вопросов, которые необходимо решить - разработки механизмов
контроля не столько над притоком, а сколько за оттоком мигрантов на территории
России.
Естественно, механизм квотирования - лишь
первая часть этого решения. При условии миграционной непрозрачности границ,
анализа ситуации на трудовом рынке и отбора людей по специальностям для въезда в
целях трудовой деятельности система квотирования будет эффективной. Это не
новость. Так принято во всех развитых странах.
Возможно здесь пригодится опыт Москвы советского
времени, о котором вспомнил глава Минздравсоцразвития РФ Михаил Зурабов: «В
советское время Москва привлекала по определенным лимитам трудовые ресурсы в те
отрасли, которые испытывали недостаток кадров: строители, рабочие, занятые на
транспорте, медицинские работники... Проводился особый отбор, а затем люди
получали в Москве жилье и устраивались на работу на определенный срок…Эта схема
работала и была достаточно эффективной». То есть, по мнению министра нужна
селективная оценка потребностей в трудовых ресурсах по отраслям и территориям.
С другой стороны, «нужен строгий контроль над
работодателями в части привлечения к трудовой деятельности незаконных
мигрантов», необходимо увеличение штрафов для работодателей, привлекающих
к труду незаконных мигрантов. Не даром 7 ноября Владимир Путин подписал закон,
усиливающий ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой
деятельности в Российской Федерации иностранных граждан. Закон предусматривает
увеличение штрафов с работодателей за привлечение нелегальных мигрантов (для
граждан он составит 50 МРОТ, для должностных лиц - 500 МРОТ, для юридических лиц
- 10000 МРОТ).
«Этим мы усиливаем ответственность работодателей за
прием на работу иностранных граждан вне зависимости от того, приехали они сюда
по визам или без виз, то есть общий порядок для всех, - заметил Фрадков. -
Требования будут повышены как к работодателям, так и к иностранным гражданам,
лицам без гражданства, которых берут на работу».
Система квотирования должна быть подкреплена
жестко действующим механизмом выдворения из страны людей, въехавших
и работающих здесь незаконно, то есть, необходим механизм депортации.
Необходим и другой механизм - контроля над оттоком
мигрантов. Если не иметь такого механизма в нынешних
условиях России, то квотирование просто не окажет
влияния на проблему незаконной миграции.
В среду же вечером стало известно, что наряду с
Постановлением правительства о квотах на выдачу разрешений на работу иностранным
гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы,
Председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление о доле
иностранцев, работающих в сфере розничной торговли и о порядке выдачи
разрешительных документов для осуществления иностранцами временной трудовой
деятельности, которые, по его мнению, должны остановить беспредел на российских
рынках, который позволит ограничить негативное влияние нелегальной миграции на
ситуацию в России. Об этом премьер-министр сообщил 15 ноября в Ново-Огарево на
встрече с президентом России Владимиром Путиным. Позицию правительства и
отношение к ней Президента мы узнали из диалога при встрече, опубликованного на
президентском сайте.
Согласно последнему постановлению, теперь с 15 января
2007 года трудовые мигранты в России не будут иметь права заниматься торговлей
алкогольной и спиртосодержащей продукцией, а также лекарствами. Доля трудовых
мигрантов может составлять не более 40 процентов от количества торгующих на
рынках и в киосках в первом квартале 2007 года.
"Мы даем некий переходный период с 15 января до 1 апреля
2007 года, - заметил Фрадков. - Но с 1 апреля до конца 2007 года мы сведем ее
также до нуля, то есть фактически ограничим возможность принятия иностранцев на
работу в розничной торговле в палатках и на рынках".
- Это правильное решение, - одобрил предложения кабинета
министров Путин. - Хоть вы и предлагаете, чтобы оно действовало до конца 2007
года, я не вижу, почему после 2007 года нужно вводить какие-то изменения. Это не
тот сектор экономики, где дефицит рабочей силы, - у нас своих рабочих
достаточно. А в других сферах можно посмотреть, как это будет отражаться на
рынке труда, чтобы предпринимательские структуры и экономика в целом не
испытывали дефицита рабочей силы.
Из диалога стало известно, что правительство
подготовило два законопроекта, которые находятся в Думе: по усилению
ответственности по соблюдению правил торговли и о розничных рынках. Премьер
считает, что это серьезная работа, которая потребует времени.
Проект закона «Об организации деятельности
розничных рынков» разработан Минэкономразвитием (МЭРТом). Для защиты
интересов российских товаропроизводителей специалисты МЭРТ предложили создать
управляющие компании, которые и получат разрешение на проведение розничной
торговли. Они будут предоставлять места продавцам, вести их реестр,
а также следить за безопасностью торговли. Разработчики считают, что необходимо
установить квоты для продавцов. Согласно проекта закона 20% мест на рынке
компания будет обязана предоставить отечественным товаропроизводителям, то есть
тем, кто привез товары собственного производства. Разделения между продавцами на
тех, кто торгует местным продуктом, и тех, кто привез свой товар из других
регионов России, не будет. Таким образом, бабушки, торгующие на московских
рынках овощами со своего огорода, опять могут оказаться за бортом розничного
рынка.
По проекту Минэкономразвития управляющие
компании не могут заниматься другой деятельностью, кроме управления рынком.
Торговать и закупать товар им категорически запрещено под страхом получить
внушительный административный штраф - от 1 тыс. МРОТ. В худшем случае, когда
проверка обнаружит постоянное нарушение закона, чиновники грозятся прекратить
существование компании. Запретительные меры в отношении управленцев в
министерстве объясняют необходимостью стимулировать конкуренцию на рынке. Однако
разработчики проекта совершенно не предусматривают возможности, когда
управляющая компания будет создана, допустим, "лицами кавказской
национальности". Что помешает им отдать все торговые места землякам? О какой
конкуренции среди продавцов тогда говорить?
С законопроектом МЭРТа не согласен Минсельхоз, который
вступился за отечественных фермеров. Ведомство Алексея Гордеева добилось того,
что специализированными сельскохозяйственными рынками будут управлять только
сельхозкооперативы. Они не будут допускать к торговле приезжих производителей
овощей и фруктов. Однако, в свою очередь, МЭРТ позаботился о разрешении такого
неравноправия и позволил приезжим торговать на универсальных рынках. Нужно
отметить, что Минсельхоз выступает не только против приезжих торговцев, но и
против продажи алкоголя и иностранной продукции на сельскохозяйственных
кооперативных рынках.
Оказалось, что подобный законопроект также подготовил
депутат Госдумы Евгений Федоров. Он отличается от министерского только размерами
административных штрафов за нарушение правил торговли. По словам директора
департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТа Андрея Клепача, в связи с
тем, что аналогичный законопроект существует в Госдуме, отпадает необходимость
рассмотрения правительством проекта МЭРТа. Правительству необходимо подготовить
лишь отзыв.
Возможно, что Дума примет закон уже в
осеннюю сессию, а это значит, что он вступит в силу с 1 января 2007 года. Таким
образом, к апрелю рынки должны будут привести свою деятельность в соответствие с
законом. Трудно предвидеть какой закон получится в итоге, но есть сомнение в
том, что он помешает тем, кто сейчас контролирует рынки, создавать управляющие
компании и продолжать свой бизнес. А значит, рынками по-прежнему будут править
те, кто правит и ныне.
В публикации использованы материалы газеты «Финансовые
Известия»
|