Nazarbaev сорвал маску Назарбаева
Нурсултан Назарбаев сделал
на первый взгляд не заметный, но на самом деле очень далеко идущий шаг. Шаг,
стремительно отдаливший Казахстан от России и всего сообщества постсоветских
государств, и столь же стремительно сблизивший его с Западом. И поскольку этот
шаг самым непосредственным образом затрагивает интересы русскоговорящего
населения Казахстана и интересы России, Москва просто обязана дать на него
адекватный ответ.
02.11.2006,
http://www.russians.kz
Сергей Константинопольский
Выступая в Астане на сессии
Ассамблеи народов Казахстана (консультативно-совещательном органе под
председательством президента, в котором представлены все национальности,
проживающие в стране), Назарбаев объявил о «постепенном переходе» страны на
латинский алфавит, хотя до сих пор жители Казахстана вполне успешно пользовались
«русскими буквами» - кириллицей. Да и сама «постепенность» перехода звучит в
устах Назарбаева не иначе как насмешкой. Он в это же время поручил правительству
уже через полгода представить конкретные предложения по переходу на новый
алфавит. А также обязал кабинет разработать меры материального стимулирования
изучения казахского языка теми гражданами, кто его плохо знает или не знает
вовсе. Таким образом, казахскому языку – причем, на основе латиницы – отдан
явный приоритет, который Назарбаев и намерен реализовать уже в ближайшем
будущем. Этот факт вкупе с другими означает лишь одно – полная дискриминация не
только русских, но и всех русскоязычных граждан Казахстана.
Нужно отметить, что даже
для самих казахов столь резкий разворот языковой политики создает массу
трудностей. Смена «азбуки» озадачит всех русскоязычных казахов (по оценкам, это
минимум 40% населения страны), которые не очень-то владеют и существующей
«русской» версией языка. Всех их, конечно, заставят осваивать новый алфавит. Ну
а уж как латинская транскрипция казахского «новояза» сможет передать всю палитру
современных технических понятий и терминов – не ведает, пожалуй, ни один
языковед.
И все же главный удар
спешно готовящаяся языковая реформа наносит именно по русским гражданам
Казахстана. О целенаправленности проводимой Астаной политики в отношении русских
красноречиво свидетельствуют следующие данные. На момент провозглашения
Казахстаном независимости русские составляли 50% его жителей. Сейчас их доля
сократилась до 35%. И такое резкое изменение национальной структуры населения
было вызвано именно дискриминацией местных властей по отношению к русским. Люди
вынуждены были уезжать из националистического государства, бросая дома, работу,
друзей и обжитые места.
Вот как описывал один из
эпизодов этого «исхода» корреспондент «Литературной России»: «Не ахти какое
финансовое благополучие не помешало уже давно по всему огромному Казахстану
поставить новые дорожные указатели. Такие, например, как у исконно русского села
Белокаменка под Усть-Каменогорском. Теперь вместе с изначальным названием на
придорожном щите значится: «Ак ас ауыл» (ак — белый, ас — камень, ауыл — можно и
не переводить). До такого никто в мире еще не додумался. Менять географические
названия меняли, сколько угодно, но переводить их начали, похоже, впервые. Ну не
был, к примеру, Великий Новгород чем-то вроде «Гросснойштадта» даже для
псов-рыцарей!..»
Вернемся, однако, к тому
«старту», с которого Казахстан отправился в свой независимый путь в начале
1990-х. Заметим, что по европейским нормам, провозглашение Казахстаном
национального государства было попросту нелегитимным – тогдашняя 50-процентная
доля русского населения не давала для того никаких оснований. Но сейчас речь
даже не об этом – то был всего лишь фрагмент глобальной геополитической и
цивилизационной катастрофы, случившейся с народами СССР в результате
предательства тогдашнего политического руководства – начиная с Горбачева и
кончая Ельциным. Назарбаев, кстати, в то время уже был на политическом «олимпе»,
будучи у кормушки, он смог отхапать приличный кусок пирога, который помогли
раскроить западные политтехнологи, порушив Советский Союз.
В результате развала СССР
Казахстану отошла не только крупнейшая по меркам современного мира территория,
многие части которой к тому же исторически осваивали не казахи, а русские
переселенцы - сначала из глубинки России, а потом со всего Советского Союза. От
развалившегося СССР независимому Казахстану достались также развитая
промышленность и инфраструктура, которых у него не было никогда, и не было бы,
если бы не Россия. Те же железные дороги советская власть строила опережающими
темпами, прежде всего, на окраинах бывшей империи. И вот все это богатство,
созданное трудом многих народов СССР, прежде всего русского, в одночасье стало
национально-казахским.
А русские взамен стали
подвергаться в «независимом» Казахстане систематической дискриминации, чуть ли
не насильно из страны «выдавливаться». Да, формально все граждане Казахстана
«равны между собой». И, тем не менее, на протяжении вот уже полутора десятилетий
русским дозволяется в Казахстане лишь «чуть-чуть» заниматься бизнесом (не дай
бог, крупным), но вовсе не положено влезать в политику и уж тем более
участвовать в управлении государством. В итоге русские, составлявшие на момент
образования независимого Казахстана половину его населения, превращены режимом
Назарбаева в людей «второго сорта». И вот теперь – на очереди «латинизация»
казахского языка, после которой они насильственно лишаются еще и привычного
культурного пространства.
Однако одними
культурно-этническими последствиями эта языковая реформа Назарбаева не
исчерпывается. По крайней мере, она имеет еще и важнейшее геополитическое
измерение, о котором, кстати, напоминает еще одно внешне неприметное
«совпадение». Буквально одновременно с провозглашением языковой реформы
казахские власти заявили о запуске программы по активному внедрению в
образовательную систему еще и английского языка. С отчетливо просматривающейся
перспективой замены английским языком русского в качестве основного
«иностранного» языка, которым принято владеть всем образованным казахам. И уж
такой языковый «дуэт» - казахской латиницы и английского языка - не оставляет
никаких сомнений: смена общеполитического курса Астаны свершилась.
Назарбаев, впрочем, уже
давно снискал себе славу лихого политического «наездника». Многократно
произнесенные им декларации о «вечной любви» к России, о стремлении развивать
сотрудничество на постсоветском пространстве столь же часто чередовались жестами
и поступками, которые признавались за «заслуги» уже за океаном. В перечне таких
«заслуг» и т.н. «казахгейт», с которым связан более чем вероятный допуск
американцев к технологиям ПРО, созданным совместными усилиями стран СНГ. Там же,
безусловно, стоит и присоединение Казахстана - в обход России и в пику ей - к
проекту сооружения нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. А также указ Назарбаева о
переводе делопроизводства на казахский к 2010 году. И его недавний визит в
Вашингтон. И засилье китайцев в нефтедобывающей отрасли Казахстана. И
многое-многое другое.
Словом, Москва уже имела
достаточно оснований для самого серьезного разговора с Астаной. Однако до сих
пор от выяснения отношений уклонялась. И, судя по всему, напрасно.
Тем более, что Nazarbaev
уже сорвал с себя маску Назарбаева, хорошо знакомую нам по его лекциям о
«плодотворности сотрудничества» на евразийском пространстве. Несмотря на
продолжающиеся реверансы в сторону Москвы, лидер Казахстана обозначил свой новый
политический предельно ясно. Во внешней сфере - это стратегическая ориентация на
Запад, прежде всего, США. При использовании, конечно, «российского козыря» для
того же торга с Вашингтоном. Во внутренних делах - это дальнейшее упрочение в
Казахстане (заметим, республике по форме госустройства) националистического
режима личной власти (вспомним в связи с этим хотя бы сделанное зятем Назарбаева
«полушутливое» предложение о введении султаната). И это, наконец, дальнейшая
дискриминация русских граждан и всего русскоязычного населения Казахстана.
При такой политике Астаны
ни о каком воссоединении России, Казахстана, Украины и Белоруссии в едином
государственном образовании – к чему, собственно, и должна стремиться Москва, -
не может быть и речи. А между тем, именно после воссоединения, Россия вновь
станет прежней сильной державой, на которую смогут опираться как в Европе, так и
в Азии. Пока же, Назарбаев, сделав ставку на Запад, попытается блокировать любой
процесс, касающийся подобного воссоединения. В смысле геополитической ориентации
Назарбаев это, по сути, азиатский Ющенко. И России это нужно особенно учитывать,
при дальнейшем выстраивании отношений с казахстанским лидером.
Учитывая все брошенные
Астаной за последние годы вызовы, Москва просто обязана дать на них сейчас
адекватный ответ. Иначе ее бездействие будет воспринято восточным соседом как
проявление нерешительности и слабости. А история взаимоотношений Москвы и Астаны
дает г-ну Назарбаеву, чего греха таить, немало оснований именно для таких
ожиданий. Вспомним хотя бы, как несколько лет назад тогдашний спикер Госдумы
призывал русских Казахстана не «подталкивать события» и не спешить с
требованиями о признании русского вторым государственным языком Казахстана. Что
же мы имеем в итоге такой «дипломатичной» позиции Москвы? Русский не только не
стал в Казахстане вторым государственным, но рискует быть вовсе вытесненным на
периферию культурного пространства Казахстана. А между тем, Россия должна
прекратить выступать в роли эдакой служанки, готовой потакать шалостям некоторых
лидеров СНГ.
Нет, Москва должна
прекратить вести себя «дипломатично». Тем более, что у нее достаточно рычагов –
и экономических, и политических – для соответствующего воздействия на Астану.
Едва ли не в первую очередь
Москва должна оказать сейчас всемерную помощь русским Казахстана. Да,
разумеется, и самим русским, проживающим там, нужно перестать быть толпой,
перестать быть людьми второго сорта, и превратиться в настоящую политическую
силу. Нужно прекратить смотреть в рот азиатскому барину.
|