Бойкот независимости
4 – 10 ноября 2006.
Зеркало недели (Киев)
Алена Гетьманчук
Два года назад премьер-министр Сербии Воислав Коштуница
дал три обещания: быстро принять новую конституцию страны, обеспечить ускоренное
вхождение в ЕС и урегулировать отношения с Черногорией.
Уже сегодня Коштуница может с чистой совестью заявить,
что большую часть из обещанного выполнил. После референдума в Черногории
Подгорица окончательно распрощалась со статусом последнего партнера по
объединению. А после не менее резонансного плебисцита в Белграде Косово
предложено остаться в составе Сербии в качестве автономии с максимально широкими
правами. Конституция, которую на прошлых выходных одобрило большинство сербов и
которую тамошняя Скупщина соответствующим законом намерена ввести в действие уже
пятого ноября, гласит: Косово является неотъемлемой частью Сербии.
В обоих случаях решающую роль сыграл ничтожный перевес
голосов: в первом — тех, кто проголосовал за независимость Черногории, во втором
— кто проголосовал против независимости Косово. До сих пор никто точно не может
сказать, высказались бы за принятие новой Конституции 51,6% сербов, если бы
премьер в последние часы голосования не обратился к народу с телевыступлением, в
котором рассказал, насколько принципиально важным является исход плебисцита для
территориальной целостности страны. И если бы на второй день голосования
подобное не сделали лидеры главных политических партий, отчаянно призвав «всех,
кто любит Сербию», прийти и проголосовать. Даже 92-летний патриарх Сербской
православной церкви Павел смог вовремя оценить драматичность ситуации и впервые
в жизни посетил избирательный участок.
Электорату до последнего пытались внушить: если будет
принята новая конституция, Косово еще можно сохранить в составе Сербии. В
агитационных целях приглашение направили даже покойному Слободану Милошевичу —
будь он жив, твердили организаторы нынешнего праздника волеизъявления,
обязательно проголосовал бы «за». И это при том, что даже специальный
представитель ООН Марти Ахтисаари позволяет себе ремарки, свидетельствующие о
том, что «карту Милошевича» западные страны намерены разыгрывать каждый раз,
когда им не хватает аргументов в пользу независимости края. «Тяжелое
историческое наследие эпохи Милошевича невозможно игнорировать, его необходимо
принять во внимание при определении будущего статуса Косово», — заявил недавно
экс-президент Финляндии на одной из пресс-конференций.
Сегодня трудно сказать, отдавал ли себе Коштуница два
года назад отчет в том, насколько взаимосвязаны все три его обещания? Что
априори не устраивающие Белград результаты референдума в Черногории спустя
какое-то время развяжут руки сербскому руководству: будет принята новая
конституция страны, в одночасье точно так же ставшей независимой. А плебисцит по
вопросу принятия основного закона рискует уже сегодня осложнить диалог Белграда
с Европейским Союзом, тем самым сказавшись на выполнении третьего обещания
Коштуницы — ускоренном вхождении в ЕС.
Сербия оказалась перед действительно сложным выбором: ей
предстоит либо принять правила игры западных партнеров и признать право Косово
на независимость, либо же придерживаться взятой во время референдума линии по
сохранению автономного края в составе страны и расшатать отношения с Брюсселем и
Вашингтоном. И как бы искренне президент Борис Тадич ни заявлял, что в минувшие
выходные жители страны выразили поддержку европейскому курсу Сербии, который в
конечном итоге должен привести страну к полноправному членству в ЕС, некоторые
брюссельские комментаторы уже успели расценить действия сербского руководства
как провокационные: мол, в Белграде попытались определить дальнейшую судьбу края
раньше, чем свой вердикт по Косово вынесла ООН.
Будет ли пытаться Сербия выторговать у Брюсселя светлое
евросоюзовское будущее в обмен на независимость Косово? На этот вопрос, в
Белграде сегодня отвечают более чем однозначно: любой сербский политик, который
вступит в такие торги, поставит крест на своей карьере. Другое дело, что
сербские политики, имеющие отношение к переговорам (их олицетворяет так
называемый «усато-бородатый» дуэт в лице советников Коштуницы Самарджича и
Илича), понимают: сегодня Белграду приходится иметь дело не только с группкой
евросоюзовских бюрократов, но и с теми американскими стратегами, которые
убеждены, что для решения косовской проблемы и установления мира в Балканском
регионе не хватает только одного — признания края независимым.
Не исключено, что в ситуации, когда переговорный процесс
в Вене не принес результатов, а сербское руководство вооружилось мнением своего
населения, сторонникам независимости Косово понадобятся аргументы более весомые,
чем пространные разговоры о членстве в НАТО и ЕС. Вот здесь и возникает вопрос:
как далеко готово пойти международное сообщество, дабы умерить реинтеграционный
пыл сербов? Тем более что в западной прессе в последнее время все больше
появляется охотников порассуждать о том, возможно ли сегодня доказать
причастность того или иного сербского политика к преступлениям режима
Милошевича. Говорят, что на беседу в Гаагу в ближайшее время может быть вызван
даже министр иностранных дел республики Вук Драшкович. Тот самый, который при
каждом удобном случае не забывает повторять: в случае с Косово право силы не
должно победить право права. А последнее состоит в том, что на сегодняшний день
никто не отменял резолюцию Совета Безопасности ООН 1244, где черным по белому
записано: Косово является составной частью Союзной Республики Югославия
(впоследствии Сербии и Черногории). И уже сам факт, что переговоры о статусе
мятежного края были начаты, свидетельствует, насколько страны — члены ООН готовы
следовать принятым этой организацией документам.
Говорит этот факт и о другом: сторонники независимости
автономного края сегодня явно недооценивают последствия от создания так
называемого «косовского прецедента». Вряд ли кого-то в Тирасполе, Цхинвали или
Сухуми, замерших в ожидании радостной вести из Вены, могут убедить недоуменные
реплики западных дипломатов, что между Косово и Приднестровьем (Южной Осетией,
Абхазией) нет ничего общего. А ведь именно так привыкли реагировать западные
дипломаты на призывы Владимира Путина выработать универсальный подход в этом
вопросе. Кроме того, сегодня некоторые эксперты вслух заговорили об угрозе
создания еще одного прецедента: когда статус того или иного образования
определяется извне. Будет ли создан он в случае с Косово — мы узнаем уже скоро:
американцы намерены вынести этот вопрос на Совет Безопасности ООН к концу
декабря.
|