Сеятели раздора и вражды
10.11.2006.
Независимая Молдова
Борис Мариан
Как святые отцы защищают отнюдь не святые интересы
Постоянно тлеющее противостояние между Молдавской
митрополией и Митрополией Бессарабии время от времени вспыхивает пламенем
конфликтов то в столице, то в каком-нибудь уголке страны. Сталкиваются махалы и
церкви, предводимые их пастырями. Иные священники, взбунтовавшись против своих
религиозных вождей, перебегают в церковный лагерь противника. Порой дело доходит
до рукопашных потасовок под сводами божьих храмов на глазах у святых, скорбно
взирающих с икон на сии богопротивные сцены. Самым пагубным и общественно
опасным является то, что в эти конфликты вовлекаются простые прихожане, включая
детей, и что за спиной действующих лиц и исполнителей стоят политические
режиссеры от оппозиции, а то и засланные из-за кордона "казачки".
Подобное столкновение имело место в минувшую субботу в
Унгенах, в храме Александра Невского, о чем пресса и телевидение уже оповестили
общественность, а канал PRO TV посвятил событию целую передачу с участием
конфликтующих сторон при весьма тонком подсуживании известной ведущей Лорины
Богза.
Правды ради скажу, однако, что она показала обе пленки,
бывшие в ее распоряжении, т.е. два телевзгляда, по-разному трактующие
столкновение в церкви и отражающие разновидение конфликта обеими сторонами. А
через день, на созванной по свежим следам прессконференции свою версию и
трактовку события, а также официальную позицию Митрополии Молдовы озвучили
главный "виновник торжества" епископ Унгенский и Ниспоренский Петр, секретарь
епископии протоиерей Анатолий Чибрик, духовник Унгенского монастыря архимадрит
Пантелеймон. Их дополняли и отвечали на вопросы журналистов благочинные Ниспорен
и Калараш, а также представитель светской власти - советник председателя
Ниспоренского района Ион Цугуля. Как видите, присутствие было солидным,
трактовка, доложу я вам, весьма убедительной, тем более, что мы просмотрели
телесъемку с места события, которая и стала основным аргументом официальной
обвинявшей стороны. И, несмотря на то, что большинство вопросов пишущей братии
были с подковыкой, поскольку большинство же и представляло так называемую
оппозиционную печать.
Что же произошло, вокруг чего такая общественная шумиха?
В начале октября Святой Синод Православной церкви
Молдовы назначил епископом новой Унгенско-Ниспоренской епископии викария Петра,
бывшего духовника монастыря в с. Хынку, весьма авторитетного и широко известного
среди священников и верующих человека. На его официальное возведение в сан в
унгенском соборе Александра Невского, прибыл сам Митрополит со свитой, однако
парох Иоан Порческу с кучкой своих сторонников преградили дорогу высоким гостям
и никого не пустили в храм в знак протеста против назначения Его Преосвященства
Петра епископом. Еще две подобные попытки кончились тем же. И вот в воскресенье
5 ноября была предпринята четвертая попытка к примирению. Сюда прибыл снова
епископ Петру со свитой священников и официальных светских лиц, собираясь
отслужить предусмотренную по такому поводу литургию. Как вдруг:
Как вдруг настоятель храма протоиерей Иоан Порческу,
мужчина внушительных размеров и устрашающего вида, вместе с несколькими
агрессивно настроенными прихожанами, стал выталкивать высоких гостей из церкви,
отвергнув просьбу ново- назначенного епископа, фактически его начальника,
помолиться вместе с ними. На попытку секретаря епископии протопопа Анатолия
Чибрика зачитать решение Синода настоятель Порческу вырвал у него из рук этот
документ, смял и бросил на пол, заявив, что не согласен с решением Синода и не
признает епископа Петра за начальника, а сторож церкви толкнул секретаря Чибрика
так, что тот еле удержался на ногах. Тем часом две разъяренные прихожанки и один
юный прихожанин продолжали с криками наступать на Его Преосвещенство и свиту,
одна из них сорвала головной убор с сопровождавшей епископа монашки, и тут
подоспевшим полицейским пришлось удержать хулиганку. А высоким гостям ничего
иного не оставалось, как ретироваться.
Как мы узнали позже, "возмущенными прихожанами"
оказались супруга, дочь и сын отца Иоана Порческу, а также церковный сторож, о
чем телеканал PRO TV, снимавший репортаж с места события, почему-то умолчал.
Такой же понятной загадкой для разбирающихся в политике людей было
скоропостижное появление в этом месте депутата Парламента от ХДНП господина
Секэряну, известного адвоката Бессарабской митрополии и мастера политической
режиссуры. Он тут же стал подсказывать, как превратить нападавших ввозмутителей
спокойствия в жертв нападения:
Не на личном ли вертолете прилетел он так быстро на
столь привлекательный скандал? Как тут не раздуть его с парламентской и
партийной трибун, обвинив церковное руководство, а заодно и государственное в
преследовании Бессарабской митрополии и верующих, да как не погреться у такого
жаркого политического костра! Тем более, что "бунтарь" Порческу загодя подал
заявление о переходе на службу в Бессарабскую митрополию, а с ним заодно -
настоятели церкви села Дануцены Унгенского района Владимир Ешану и каларашской
церкви Святой Троицы Иоан Муту, тоже взбунтовавшиеся против епископа Петра и
принявшие участие в публичном скандале. Причем, по выражению владыки, в
послужном списке последнего, "цветет целый букет цветов зла". За это
("неподчинение высшим церковным властям") все трое уже поплатились "отрешением
от должности и запретом на совершение таинств, до покаяния", как сказано в
епископском декрете от 3 ноября с.г. Оно и понятно: у церкви свои каноны,
основанные на единоначалии, как в армии, и на послушании - либерализм и
демократия там неуместны, поэтому журналисты и политики не должны судить о делах
церковных со светских позиций.
В данном же конкретном случае "еретики" нарушили не
только церковные каноны, но и правила человеческого общежития, Например,
протоиерей Порческу публично и голословно обвинил новоназначенного епископа в
тяжких грехах и пороках - даче огромной взятки за назначение, обкрадывании
детского приюта и даже в гомосексуализме. Некоторые легковерные или, скорее,
злонамеренные журналисты (например, из газеты "Флукс") тут же подхватили эти
инсинуации, забыв, должно быть, что кроме Божьего Суда, есть и обычный, людской,
сурово карающий за оскорбление чести и достоинства. Как было сказано на
прессконференции, к нему пусть готовятся и упомянутые отступники.
Существование параллельной Бессарабской митрополии
поощряет многих нечестных и нечестивых священников к неблаговидным поступкам,
порой даже к антигосударственным акциям, потому что там они легко находят себе
убежище. Чуть что, чуть прищемят его за проступок, такой штрафник грозится
начальству побегом "туда", где его, кстати, ждут с распростертыми объятиями.
Бессарабская митрополия стала приютом обиженных, и это не делает ей чести. Вот и
в данном случае, кого приобретет она, скажем, в лице Иоана Порческу? Потерявшего
авторитет у верующих, превратившего храм божий в семейный подряд. А в лице
протоерея Ешану? Погрязшего в коммерческих делах священнослужителя, о котором
односельчене судят не по духовным подвигам, а по бару у входа на кладбище,
который выпивохи называют не иначе как "Поповский бар". Настоящей-то причиной их
яростного протеста против назначения Его Преосвященства Петра была отнюдь не
забота о "чистоте рядов", а опасение, что новый епископ не потерпит совмещения
ими должности священников с торгашеством. Как известно, этого не терпел и
Спаситель.
Хотелось бы закончить эти заметки фразой из "Обращения
Митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира к православному народу
Молдовы", написанному по поводу произошедших в Унгенах событий: "Случившееся не
является конфликтом церковного свойства, а конфликтом гордыни и мелких
интересов, однако значение его велико".
|