Китай идет на север
06.11.2006.
Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
В среду на пленарном заседании Мажилиса несколько
депутатов нижней палаты парламента выразили свою озабоченность увеличением доли
иностранного участия в нефтегазовом секторе нашей страны. Поводом для этого
демарша, как выяснили наши корреспонденты в Астане, стали появившиеся в прессе
сообщения о намерениях компании Nations Energy Company Ltd, владеющей
контрольным пакетом АО «Каражанбасмунай», продать его China International Trust
& Investment Corp. за $2,2 млрд.
С одной стороны, не может не радовать тот факт, что наши
предприятия, долгое время бывшие сильно недооцененными, продаются так дорого. С
другой стороны, «китайский марш» на Казахстан действительно начинает пугать. И
дело не только в том, что еще одна корпорация из КНР покупает очередную
отечественную нефтегазодобывающую компанию, а в том, что экономическая
зависимость Казахстана от южного соседа становится угрожающей.
Опасное соседство
Чтобы оценить потенциал этой угрозы, следует начать с
того, чем является Китайская Народная Республика сегодня. Это страна с более чем
миллиардным населением, трудолюбивым и энергичным, быстро растущей экономикой,
заполонившей своими товарами народного потребления половину земного шара и
восприимчивой к новациям и достижениям НТР. И это государство, обладающее
ядерным оружием, претендующее на роль второго эпицентра мировой политики, сжатое
воедино государственно-партийным аппаратом, проводящее гибкую и независимую
внешнюю и внутреннюю политику.
В XXI веке для Казахстана, с его небольшим населением и
гигантской территорией, неисчерпаемыми природными ресурсами и важным
геостратегическим положением в центре Евразийского континента, именно КНР
является наиболее опасным соседом. Пройдемся по нашим границам в широком смысле
этого слова.
Иран блокирован Соединенными Штатами, и любые его
попытки расширить свое влияние в регионе будут немедленно пресечены, в том числе
с применением силы. И в этом американцам обязательно помогут россияне, которым
совсем не хочется усиления иранцев на Каспии.
Далее идут страны СНГ, получившиеся независимость в
результате распада Советского Союза. Среди них можно выделить только Узбекистан,
который долго боролся за региональное лидерство с Казахстаном. Однако внутренние
проблемы и несомненный проигрыш нам соревнования в социальной и экономической
сферах снизили потенциальную угрозу с этой стороны до минимума. Что же касается
остальных государств Центральной Азии, то скорее Республика Казахстан с ее
избытком агрессивного капитала представляет опасность для них.
Афганистан, нестабильный, переполненный оружием и
привыкший к насилию, производящий тысячи тонн героина, опасен для всех, но
Казахстан не имеет общей границы с ним. И, как говорится, слава богу. Далее идут
Китайская Народная Республика и Монголия. У последней те же проблемы, что и у
нас – немногочисленное население, большая территория и опасные соседи с юга.
Российская Федерация замыкает кольцо наших внешних
границ. И хотя под руководством Владимира Путина она пытается восстановиться,
если не как мировая держава, то как государство первого ранга, а «Лукойл»
активен не менее, чем его китайские конкуренты, угрозы с этой стороны намного
слабее. Во-первых, Россия также испытывает дисбаланс между размерами территории
и численностью населения, особенно на востоке, во-вторых, внутренние проблемы,
включая незавершенность экономических реформ и большое социальное напряжение,
сильно ослабляют ее.
Конечно, Путин и поддерживающая его часть элиты пытаются
преодолеть эти слабости. В частности, за «холодной войной» с Грузией,
энергетическим давлением в Украину, Белоруссию, Молдову хорошо просматриваются
не только издержки авторитарной политической системы и склонность российского
лидера к силовым решениям, но и желание эмоционально мобилизовать население,
объединить все социальные слои против внешнего и, увы, внутреннего врага в лице
тех же иммигрантов.
Таким образом, в XXI веке именно Китайская Народная
Республика несет в себе главную угрозу национальной безопасности Республики
Казахстан.
Лакомый кусок для КНР
Нас могут упрекнуть в том, что своими материалами мы
подрываем добрососедские отношения с дружественной страной, выступившей в числе
прочих государств гарантом неприкосновенности наших границ и целостности ее
национальной территории. Однако в политике не бывает друзей и врагов, а есть
только интересы.
Так вот, национальные интересы Китая диктуют ему
продвижение на север, а в зону экспансии попадают не только Казахстан, но и
Сибирь, и Дальний Восток. Другое дело, что в условиях глобализации отпадает
острая необходимость территориальных захватов, которые в прошлом всегда
предшествовали экономическому освоению новых территорий. Быстро растущей
китайской экономике с ее гигантским внутренним спросом в первую очередь нужны
сырьевые ресурсы, причем как можно дешевле и без проблем.
Наша страна в этом отношении, можно сказать, лакомый
кусочек. Общие границы с КНР дают возможность не только организовать кратчайшие
транспортные маршруты, но и избежать ограничительного влияния третьих
государств. Наличие крупных запасов полезных ископаемых при отсутствии
экспортных пошлин и щадящем инвестиционном законодательстве превратили нас в
важнейший источник сырья. А низкий уровень жизни большей части казахстанских
граждан при дешевизне китайских товаров экономически уже привязал наш внутренний
рынок к соседнему.
И хотя количество китайских граждан, оседающих всеми
законными и незаконными способами внутри Казахстана, еще не велико, оно уже
ощутимо. Возможно, только потому, что в прилегающих к нам областях КНР, несмотря
на значительный приток ханьцев из других регионов страны, плотность населения
еще не велика. Однако по мере экономического развития Синьцзян-Уйгурского
автономного района миграционные процессы начнут перехлестывать через
государственную границу, как это происходит в Сибири и на Дальнем Востоке, и
тогда встанет вопрос, а способно ли наше государство противостоять этим
процессам?
Россиянам пока это не удается. Количество этнических
китайцев в приграничных районах РФ растет с каждым днем, поэтому эта проблема
постоянно всплывает то на страницах российских газет, то в залах Государственной
думы. Однако попытки решить ее политическими или административными методами не
удаются – экономическая необходимость заставляют мириться с ростом китайского
влияния в местном бизнесе, а коррупция чиновников и демографические диспропорции
среди местного населения способствуют ему.
Что скажет президент?
Пока неизвестно, даст ли правительство Казахстана
согласие Nations Energy Company Ltd на продажу 94,63% АО «Каражанбасмунай» China
International Trust & Investment Corp. Точнее, какое указание по этому
вопросу получит премьер-министр от президента, ведь Нурсултан НАЗАРБАЕВ лично
контролирует все более или менее значимые сделки в этой отрасли. Но, во всяком
случае, депутат Мажилиса Алихан БАЙМЕНОВ в минувшую среду попросил правительство
сообщить ему, какие меры оно намерено предпринять, чтобы увеличить долю
отечественного бизнеса в нефтегазовом секторе.
К сожалению, ответ можно предсказать – будет много слов
о том, что национальная компания «КазМунайГаз» будет получать половину долей во
всех новых проектах и о совместных разработках с россиянами пограничных
месторождений углеводородов на Каспии. Что же касается казахстанских инвесторов,
то они, как известно, допускаются только на мелкие месторождения. И это понятно
– глава государства не хочет, чтобы кто-то внутри страны крупно заработал на
нефти и газе, даже если это пока лояльные ему люди, потому что богатые сразу
начинают выходить из-под контроля государства.
В нынешней геополитической ситуации нефтяной фактор
является важнейшим инструментом внешней политики, и Нурсултан Назарбаев активно
его использует. Однако при этом краткосрочные задачи – уравновесить влияние США
и России и обеспечить внешнюю поддержку своему авторитарному режиму –
превалируют над долгосрочными задачами – национальной безопасностью Республики
Казахстан и ее независимым и процветающим будущим.
Конечно, в политике нельзя все математически точно
оценить и взвесить, как, например, это делается в банковской системе, где каждый
риск оценивается по шкале и потом умножается на определенный коэффициент, чтобы
в итоге получить общий показатель. Но можно предположить, что чем опаснее для
нас страна происхождения капитала, тем меньшую долю нашей экономики она должна
контролировать. В этом смысле миллиард долларов из КНР куда опаснее трех
миллиардов из РФ и пяти из США.
Возможно, кто-то с этим не согласится. Но даже если это
так, то тему зарубежного присутствия в экономике Казахстана нужно рассматривать
не только с точки зрения объема поступающих к нам инвестиций, но и того, чем они
могут обернуться в будущем. Потому что национализировать компании с китайским
участием по примеру некоторых латиноамериканских государств не удастся –
границы-то у нас общие.
|