Вновь недовольная Киргизия
07.11.2006.
Cainfo.ru
Андрей Грозин
Киргизия уже не постреволюционная. Она уже «без двух
минут» пост-пост «оранжевая». Господину Пелевину неплохо было бы написать не о
«пятой империи вампиров», а о небольшом горном государстве, где, в среднем, раз
в год-полтора «возмущенные массы», руководствуясь четко установленной
повременной оплатой (сутки – 150 сомов – для непосвященных – около 3.6
американских денег), «выражают народное неудовольствие». В «социальный пакет»
митингующих входят небольшое количество бесплатной еды и биотуалет.
Правда, развлекать себя придется самим: плазменных
экранов и Русланы не будет. Широко известный в Бишкеке своей глубокой
независимостью от зарубежных источников финансирования «лидер НПО» Эдиль
Байсалов в ночь с 4-го на 5-е ноября призвал в мегафон участников митинга петь
народные песни и «рассказывать интересные истории».
«Интересные истории» вылились Киргизии в полновесный
внутригосударственный кризис. Интересно, что даже главные российские «кнопки»
уже пару дней как «проснулись» и регулярно снимают «картинку» то от «Белого
дома», то от Жогорку Кенеша (Парламента). Самым популярным вопросом последних
суток остается кто победит – президент, оппозиция (может, парламент, может,
премьер, может региональные кланы – и до бесконечности)?
Поразительно, страна на глазах демонстрирует
неспособность самостоятельно существовать, а часть московской околополитической
тусовки, старательно подавляя зевок, говорит о «перспективах завершения
революции», «отложенных ожиданиях населения», «второй фазе» и т.д.
Какая «фаза»? Страна из месяца в месяц не выходит из
подобных «фаз»: маховик напряженности приобретает все новые и новые обороты.
Киргизское общество получает каждодневные «сюрпризики» в виде убийств
парламентариев и бизнесменов, скандалов с совершенно оголтелым рейдерством,
постоянных, совершенно неумело скрываемых разногласий в правительстве,
противостояния парламента, президента и разношерстной «новой оппозиции» уже
против «новой власти».
Причем, налицо явная деградация. Если люди, свергшие
Акаева еще могли восприниматься как сколько-нибудь «системные»,
«договороспособные» и имевшие опыт государственной работы, то лица, мелькающие
на киргизском НТК и на российском НТВ вообще не вызывают какого-либо отзыва. Ну,
кроме разве что экс-спикера парламента Омурбека Текебаева. Господа Сариев и
Атамбаев (их, кстати, показывают отчего-то чаще всего) из сферы тех фигур,
которых можно в каком-то смысле назвать «крепкими хозяйственниками», правда, в
смысле весьма специфическом, в котором это слово употреблялось в середине
1990-х, когда по-настоящему доходным в России были лишь считанные производства.
Г-н Байсалов запомнился московской экспертной «тусовке» разве что своими
экстравагантными заявлениями, развивающими тезисы видного российского шахматиста
Г.Каспарова о российском «кровавом» режиме, сами знаете кого, поддержавшем
другого «кровавого тирана» из прямо граничащей с Киргизией республики. Для
Бишкека, возможно, неординарно, для Москвы – маргинальность и неумелая отработка
внекиргизского заказа. Розу Отунбаеву почти не видно. Есть еще г-н Бекназаров,
но даже в Москве многие понимают, что это совершенно «особенный случай», по
поводу которого «лучше уж помолчать».
При этом не ясен самый главный момент. Ну «свалят»
Бакиева (если повезет) и что же, дела в стране сразу пойдут на лад? В страну
повалят иностранные инвесторы, Россия опять благородно спишет более чем
двухсотмиллионные (в долларах, конечно) долги страны и снова даст денег без
надежды на их возврат (ну, как же, у «российского режима» этих самых дензнаков
просто девать некуда – он просто обязан дать!). Чубайс быстро перекинет
инвестиции РАО «ЕЭС России» из Таджикистана в Киргизию, казахский
«БанкТуранАлем» купит еще какой-либо ненужный киргизскому правительству
промышленный объект, китайцы тоже начнут наперегонки вкладывать инвестиции в
киргизский агросектор и торговлю, а США, так, просто-напросто, возьмет страну с
пятью миллионами жителей на полный пансион. И тогда уже «суперновые» власти
быстро и окончательно решат всяческие социальные и экономические проблемы
Кыргызстана. Если же не успеют за полгода – произойдет новая «революция».
Начнем с того, что и так всем ясно: дальнейшие варианты
развития событий в Киргизии зависят от устойчивости новой власти. С одной
стороны, президента и премьера объединяют одни и те же цели – укрепление нового
режима. Вот только налицо разный инструментарий, методология достижения
заявленных целей и, главное, команды, сложившиеся вокруг этих фигур,
заинтересованы в выдавливании всех других группировок на периферию властного
поля и перспективного бизнеса. При этом в методах себя никто не стесняет.
Особенно не стесняет «новая-новая» оппозиция.
Допускаю, что часть из руководителей объединения «За
реформы!» искренне недовольна властью, демонстрирующей медлительность в
осуществлении конституционной реформы. Вот только неясно, насколько передача
власти от президента парламенту (и, отчасти, правительству) благотворно скажется
на киргизской экономике и общественном порядке?
Если идти в своих рассуждениях в рамках англосаксонской
традиции политкорректности, то данные изменения, бесспорно, будут положительными
для «центральноазиатской Швейцарии», в которую, с подачи западных экономических
советников, обещал в свое время превратить республику еще Аскар Акаев. Только
вот, загвоздка: между Киргизией и Швейцарией столько же общего, как между
нынешним, идущим семимильными шагами к полной демократии, Ираком и застывшей в
сонном безвремении Австралией. Как говорится, «каждому – своё». Не нужно быть
каким-то «продвинутым» аналитиком, чтобы предсказать малоутешительные прогнозы
для Кыргызстана в случае победы супердемократов.
Во-первых, похоже, что «цветная революция» в Киргизии на
глазах начинает переходить в некое новое качество: криминальный этап сменяет
этап «демократически-перераспределительный». Видимо, на этом этапе начнут более
активно заявлять о себе и новые лидеры – «авторитетные» бизнесмены,
родоплеменные вожди и банальные урки. После известных расстрелов депутатов (они
же «авторитетные бизнесмены») и бунтов в колониях, казалось, что
власть взяла ситуацию под контроль.
Судя по «картинке», передаваемой из Бишкека крупнейшими
российскими каналами, это мнение оказалось излишне оптимистичным.
Из песни слов не выкинешь - криминальные структуры
приняли живое участие в «тюльпановой революции», причем «пехота» различных
преступных сообществ Киргизии действовала и со стороны «демократической
оппозиции» и со стороны властей. «Революционеры», штурмовавшие оплоты власти в
Джалал-Абаде, Оше и Бишкеке, оказались более многочисленными, активными и
отмобилизованными. Потому и победили.
Пока же, следует подчеркнуть одну важнейшую деталь:
ресурсы Киргизии весьма ограничены, и надежды на быстрое преодоление
социально-экономического кризиса не сбудутся. Ни у «новой», ни у «сверхновой»
власти сколько-нибудь продуманной концепции экономических преобразований нет.
При любом раскладе, кто бы ни пришел к власти, республика будет продолжать
просить другие страны об оказании материальной помощи. Фактически в районах и на
местах складывается тенденция к дальнейшему развитию процессов, неконтролируемых
центральной властью. При де-факто разделяемой на улусы «президентской
республике» эти процессы получат окончательное закрепление.
Выборы глав местного самоуправления Киргизии показали,
что к власти на местах вполне демократическим путём приходят клановые вожди, а
порой, и криминальные авторитеты. В перспективе развитие событий в регионах по
такому сценарию ведет к созданию условий противостояния различных групп
населения и кланов, то есть к развитию и углублению на местах политического
трайбализма. Нетрудно представить, что будет, если в областях население и дальше
будет выдвигать требования к формированию структур государственного управления
исходя из родоплеменного происхождения кандидатов.
Киргизии остается только посочувствовать – «бандократия»
может превратить бедную горную страну в некое подобие «пиратской республики».
При подобном развитии событий у Бишкека лишь два выхода: либо приход к власти
некоей «твердой руки», способной навести «железный порядок», либо какие-то
варианты того, что можно назвать «внешним управлением».
Отдельно стоит сказать о том, что в очередном киргизском
кризисе есть и внешнеполитическая составляющая. Президент Бакиев за полтора года
нахождения у власти совершил ряд действий, которые некоторыми мировыми центрами
силы были встречены с явным недовольством. Курманбек Салиевич сумел вызвать
сильное раздражение у Соединенных Штатов. Это касается его жесткого тона в
вопросах пребывания американской базы в Киргизии, высылки из страны двух
американских дипломатов очень активно «друживших» с киргизскими «грантоедами» из
НПО, давления на эти самые проамериканские неправительственные организации.
Побывав два дня назад в Бишкеке, довелось услышать о том, что нынешние митинги
частично финансируются с американской стороны, в частности ? Национальным
демократическим институтом (НДИ) США. В то же время Бакиев более откровенно, чем
в свое время Акаев, демонстрирует свою пророссийскую ориентацию.
Можно сколько угодно кричать: "Бакиев, кетсин!" (Бакиев,
уходи!), только вот для страны всё это, мягко говоря, не слишком полезно.
Интересно будет смотреть на то, как, например, Эдиль Байсалов, если ему повезет
и при очередной смене правительства он станет-таки министром иностранных дел
Кыргызстана, приедет с визитом в Россию и опять, по двадцатому разу, начнет
просить льготных кредитов. Или начнет рассказывать Павловскому и Никонову о
глубоком уважении к российской внешней политике. Впрочем, в Кремле видели и не
такие чудесные превращения…
|