Андрей Грозин: "В Москве не знают, как вести себя с Киргизией. Потому что устали от нестабильности"
08.11.2006. Дело
№….(Киргизия)
Интервью вел Вадим Ночевкин
СПРАВКА: Андрей
Грозин возглавляет отдел Центральной Азии института стран СНГ - старейшей
российской аналитической структуры, занимающейся изучением политических
процессов на постсоветском пространстве. Сам Грозин окончил школу и университет
в Алма-Ате - и поэтому, по его словам, в отличие от многих "московских говорящих
голов" представляет себе ситуацию здесь более предметно. Институт стран СНГ
государством не финансируется. Но к его рекомендациям в Москве прислушиваются
серьезно.
- Вы в очередной раз получили
возможность вблизи посмотреть внутреннюю киргизскую политику - и ее персонажей.
Ваши впечатления?
- Знаете, по сравнению с предыдущим моим визитом,
который был после революции (или переворота, как угодно можно называть - словом,
смены власти), сейчас мне показалось… Но это сугубо мое личное мнение, оно,
может быть, неправильное… Мне показалось, что у людей на площади нет надежды
что-то изменить. Нет энергетики. Такое ощущение, что люди просто отбывают номер…
Я, правда, не общался с лидерами оппозиции и могу судить только, читая последние
два месяца их интервью. Там - самый широкий набор мнений. Почти всегда эти люди
говорят правильные слова - о том, что ситуация требует изменения, о том, что
президенту и премьеру следует пересматривать свою политику по тем или иным
вопросам… Но я не могу уловить то, как они реально и практически это собираются
делать? Прямо скажу: чем, допустим, возможная политика господина Бекназарова или
господина Текебаева будет отличаться от нынешней? Не знаю…
- По правде говоря, удивляет то
олимпийское спокойствие, с каким воспринимают сегодняшние киргизские
политические страсти в России. Реакция Москвы на "тюльпановую революцию" была
более нервной…
- Я не стал бы однозначно утверждать, что реакция в
России такая олимпийско-спокойная. Я наблюдал реакцию самых противоположных
аналитических лагерей Российской Федерации. Везде признают, что ситуация
опасная, что России следует что-то делать. Все понимают, что надо как-то влиять
на ситуацию, но каких-то конкретных предложений нет. Потому что есть
определенная усталость от нестабильности в республике. Вроде бы ситуация в
стране начинает стабилизироваться, начинается возрождение экономики, улучшение
социального климата… Так продолжается 2-3 месяца, а потом - опять происходят
какие-то форс-мажорные события. И все говорят: "А, там опять что-то случилось".
И это, конечно, явно не идет на пользу образу Киргизии - и в российских СМИ, и в
экспертном сообществе. Спокойствие, о котором вы говорите, во многом объясняется
тем, что в России просто не знают, что делать. Насколько я могу судить, и в
МИДе, и в Совете безопасности РФ сейчас просто ждут того, что внутриполитические
проблемы, которые существуют в Киргизстане, решит сама страна.
- Говорят, в смене нынешней
власти в Киргизстане заинтересованы внешние силы. Вы с этим согласны?
- На первый взгляд, такой вывод сделать можно. Все-таки
нынешняя киргизская власть, наверное, в силу неопытности или необходимости
оперативно реагировать на многочисленные проблемы сумела серьезно подпортить
отношения с Соединенными Штатами. Это и известная история с высылкой двух
дипломатов, и - самое главное - ситуация вокруг авиабазы в "Манасе". США -
несмотря на то, что они в значительной мере после событий в Андижане утратили
возможность очень сильно контролировать ситуацию в регионе, считают себя
центральным игроком. Считают, что разговаривать с ними в подобном тоне и
проводить по отношению к ним такую резкую политику недопустимо. Поэтому можно
предположить, что нынешним киргизским руководством часть американского
истеблишмента недовольна. Я даже могу предположить, какая часть. Та, что сейчас
противостоит в рамках госдепартамента группировке Кондолизы Райс.
- Участие этих сил в чем-то
проявляется? Есть какие-то признаки?
- Не думаю, что здесь можно провести какие-то конкретные
прямые параллели. Все-таки американцы привыкли действовать на постсоветском
пространстве достаточно тонко. За годы, прошедшие после получения постсоветскими
республиками независимости, отработаны соответствующие методики, не позволяющие
напрямую обвинить Соединенные Штаты в попытке влиять на внутреннюю политику тех
или иных государств. Раньше можно было говорить, что это делается через
неправительственные организации. Сейчас - из-за тех ответных шагов, которые ряд
постсоветских государств приняли по отношению к НПО после того, что произошло в
Грузии, в Украине и в Киргизстане - эти организации стали действовать более
аккуратно. Думаю, этот механизм по-прежнему работает - я имею в виду в первую
очередь гранты и неформальные связи, контакты по линии повышения квалификации за
рубежом… Но настолько аккуратно, что какие-то прямые обвинения им предъявить
действительно трудно. Рука Запада (условно выражаясь терминами "холодной
войны"), наверное, есть и в киргизских событиях. Поскольку… как бы поаккуратнее
выразиться… ряд деятелей, которые сейчас наиболее активно выступают на площади,
широко известны в качестве давних клиентов тех или иных западных фондов. Но не
думаю, что американцы сейчас заинтересованы в том, чтобы поменять здесь власть.
Ведь высок риск того, что в силу неконтролируемости событий, которые могут
происходить при смене власти, к руководству в стране придут люди, отнюдь не
прозападные. Могут прийти, скажем так, совершенно маргинальные фигуры, которые
могут повести себя по отношению к тому же американскому военному объекту
совершенно непредсказуемо.
- А другие внешние силы?
Кое-кто, к примеру, видит в нынешних событиях даже "руку Москвы"!
- Москва, как мне представляется, все-таки более
ориентирована на то, чтобы просто отслеживать ситуацию, быть в курсе. Мне
кажется, что Россия сейчас (и этот вывод можно сделать, оценивая тональность
репортажей, которые делают и ОРТ, и РТР, и НТВ) занимает весьма отстраненную
позицию. Посмотрите на эти репортажи. Они не негативные, они не позитивные, они
- достаточно отстраненные. Конечно, и Москва по большей части не заинтересована
в том, чтобы в Киргизии опять поменялась власть. Потому что с новой властью
вновь придется строить контакты, вновь заключать те или иные договоренности,
опять встречаться, решать вопросы. Это - лишняя трата времени и ресурсов.
Поэтому, конечно, Москва заинтересована в том, чтобы Киргизия развивалась
стабильно - в русле тех договоренностей, которые существуют между Москвой и
Бишкеком уже сейчас.
- Все же попытки участвовать в
киргизских внутренних играх России и США достаточно откровенны и явны. Но вот
наш сосед - загадочный Китай - вообще никак не "засвечивается"! Что это -
особенности национальной китайской дипломатии?
- Знаете, я в Москве много общаюсь с китайскими
журналистами, дипломатами. Их реакцию на события 24 марта прошлого года можно
охарактеризовать одним словом - шок! Настолько это было для них неожиданно,
настолько они увидели в этом для себя и своего государства опасность... Такого
беспокойства не было ни в России, ни среди европейцев и американцев. Поэтому,
думаю, сейчас реакция Китая по отношению к Киргизстану - замедленно-отложенная.
Вы же прекрасно знаете, как строится китайская внешняя политика. Она оперирует
даже не десятилетиями, а веками. Думаю, первоначально по отношению к Киргизии
они придерживались мысли о том, что экономическое проникновение обеспечит
политическое влияние. Потом выяснилось, что в силу различных форс-мажорных
обстоятельств такой гарантии нет - стратегию надо пересматривать. Очевидно,
сейчас они этим пересмотром и занимаются. Так что, думаю, и Пекин тоже
ориентирован на консервацию ситуации. Смена правил игры, смена лиц - для Пекина
все это еще более болезненно, чем для американцев.
- Так не появится ли у
киргизских властей новый, самый близкий друг и стратегический партнер - Китай?
- Ориентироваться на Китай можно, но это несет за собой
очень большие риски. Конечно, говорить о том, что Китай поглотит ту или иную
часть Центральной Азии, весьма сложно: все же Китай в течение последних полутора
десятилетий не демонстрирует желания какой-либо экспансии. Наоборот,
демонстрирует желание строить отношения со своими партнерами на равноправной
основе. И в самих центральноазиатских государствах к Китаю двойственное
отношение. С одной стороны, все понимают, что это - динамично развивающееся
государство. С другой - понимают, что в Центральной Азии живут 50 млн человек, а
в одних приграничных провинциях Китая - около 200 миллионов. То есть все
понимают, что с Китаем надо дружить, но - до определенного уровня. Поэтому
думаю, что Китай сейчас просто выжидает, смотрит на то, как развивается
ситуация… Здесь он даже еще более аккуратен, менее активен, чем, допустим,
Россия. И Китаю, думаю, пока не грозит, что какое-либо из центральноазиатских
государств возьмет однозначную ориентацию на политику Пекина. Пока - нет.
- А другие игроки могут
попытаться в киргизских играх поучаствовать?
- Могут - европейцы. Вскоре, кстати, в Бишкек должен
приехать министр иностранных дел Германии. Но Евросоюз не имеет какой-то
серьезной стратегии по отношению к Центральной Азии. У европейцев очень много
желания действовать в ЦА, но очень мало понимания того, в какую сторону следует
вести здесь действия. Европейцы не могут определиться, что для них является
приоритетом - гуманитарная сфера, уважение прав человека, свобода СМИ,
модернизация политического режима либо экономические, в первую очередь
энергетические, интересы? И это отсутствие согласованности во многом
обесценивает желание налаживать контакты с Центральной Азией. Да, европейцы
будут чем дальше, тем больше играть на центральноазиатском поле, но отсутствие
единой политики, единого понимания того, что они хотят здесь видеть, ослабляет
их позиции.
- Нынешние события, на ваш
взгляд, могут закончиться тем же результатом, что и 24 марта прошлого года?
- Теоретически - могут. Потому что Киргизия
продемонстрировала всему постсоветскому пространству, что власть можно взять в
течение одного дня. Все-таки ни в Грузии, ни в Украине ничего подобного не было.
Посмотрите, что говорят наши ведущие российские эксперты по ситуации в
Центральной Азии. Ни от кого из них вы сейчас не услышите какого-то серьезного
прогноза. Его просто невозможно дать!
- Андрей Валентинович, позвольте
напомнить: после другого митинга киргизской оппозиции, прошедшего 29 апреля, вы
в интервью одному из российских информагентств заявили, что российское
руководство поддержало в той ситуации киргизскую власть (что выразилось, в
частности, в теплом и многообещающем приеме Курманбека Бакиева Владимиром
Путиным). И что после этого Москва вправе рассчитывать на лояльность со стороны
Бишкека. Проходит ровно три месяца - и в Киргизстан (что, кстати, утверждает
ваша российская генпрокуратура!) тайно приезжает ненавистный Путину Березовский.
Выходит, просчиталась Москва?
- Знаете, я бы не стал преувеличивать роль Бориса
Абрамовича в российской внутренней политике. Посмотрите рейтинги, которые
составляются ведущими российскими сетевыми изданиями - на каких строчках сейчас
находится г-н Березовский? Да, визит - это неприятно, это раздражает
определенную часть российской элиты. Но это не настолько значительный фактор,
чтобы попытаться под него подверстать возможные изменения российской внешней
политики по отношению к тому государству, куда приезжает Березовский.
- Но киргизская оппозиция
рассматривает этот визит как настоящий подарок судьбы, как лишний повод обвинить
президента Бакиева в лицемерии и коварстве. И повод перетащить на свою сторону
Москву. Выходит, и оппозиция просчиталась?
- Если этот визит все-таки действительно имел место, то
это, конечно, просчет со стороны нынешней власти. Просчет не кардинальный, но
неприятный. Как говорится, осадок остался. Ну а то, что оппозиция рассматривает
это как определенный карт-бланш для изменения российской внешней политики и к
нынешней власти, и к ее оппонентам - мне, кажется, эти надежды сильно
преувеличены. В России, в принципе, мало кто обратил на это внимание. Почитайте
ведущие наши СМИ: да, там прошла информация по этому поводу, были представлены
разные позиции - официальная киргизская позиция, позиция генпрокуратуры РФ,
позиция движения "За реформы!". Но в тех публикациях не было серьезных оценок. И
все подавалось, условно говоря, одной строкой. Не хотел бы никого обидеть, но…
то, что Борис Березовский приехал на один день в Киргизстан - это не новость №1
для России. Более значимой в то же самое время была информация о том, что
происходило на грузино-абхазских и грузино-осетинских рубежах.
- Нынешние события для России -
тоже, значит, не новость №1? Как вообще смотрят в Москве на Киргизстан?
- Из общения с нашими видными специалистами в сфере
выработки различных рекомендаций для госструктур у меня сложилось ощущение, что
многие, как я уже говорил, ощущают усталость от той нестабильности, которая
существует в Киргизстане. То, что представители ведущих СМИ так поздно приехали
в Киргизию, - самое наглядное подтверждение этой усталости: "А, Киргизия - ну
да, там все время митинги, там стреляют депутатов". Понятно, что все эти
рассуждения во многом надуманны, страдают серьезным примитивизмом. Но даже на
уровне экспертного сообщества такие настроения есть и серьезно усиливаются. В
российской внешней политике в последнее время преобладают так называемые
прагматические подходы. Киргизия обделена углеводородами, явно проигрывает в
этом смысле соседям - Казахстану, Узбекистану и Туркмении. Есть, правда,
серьезные гидроресурсы, есть серьезный потенциал в сфере энергетики, но это все
- сегменты экономики, которые не дают быстрой отдачи. Поэтому многие (в т.ч.
серьезные бизнес-структуры) не уделяют Киргизии такого внимания, как вашим
соседям. Многие считают: то, что хорошо для Газпрома - то хорошо и для России. Я
считаю: это - неправильно! Потому что именно Киргизия была и остается
государством, которое очень важно для российского присутствия в Центральной Азии
- не в геоэкономическом, а именно в геополитическом смысле. Киргизия в силу того
места, которое она занимает в системе постсоветской Азии, была и наверняка
останется республикой, которая во многом определяет климат всего региона. От
того, как будут развиваться процессы у вас, во многом будет зависеть то, как
будет развиваться внутриполитическая ситуация в Казахстане, Узбекистане. Если
Киргизия превратится в некую зону слабого контроля, в "черную дыру" региона, -
развалится даже та нынешняя стабильность (пусть во многом непрочная,
иллюзорная), которая существует вокруг Киргизии. И именно то, что происходит в
Киргизии, как мне кажется, должно занимать гораздо большее внимание у российских
государственных структур.
- Кто же кому больше нужен -
Россия Киргизстану или наоборот?
- Наверное, все-таки мы нужны друг другу одинаково… Но я
бы этот вопрос все же больше адресовал России. Ей следует более четко и понятно
акцентировать свои интересы по отношению к Киргизской Республике. Но, наверное,
пока у России хватает множества проблем, которые требуют немедленной реакции.
Посмотрите любой новостной выпуск - начиная от Ливана, США и заканчивая
Панкисским ущельем… Я имею некоторый опыт общения с мидовскими чиновниками - в
т.ч. из департамента, который занимается проблемами СНГ - они прямым текстом
говорят: у них просто не хватает людей, чтобы все охватить. Нет времени. Сейчас
российская политика, мне кажется, становится более уравновешенной. Ориентация на
сугубую прагматику во многом смягчается. И, думаю, многие понимают: чтобы
получить отдачу, следует ориентироваться не только на газодобычу и трубопроводы.
Поэтому Киргизстан, безусловно, нужен России. Даже потому, что от того, что
происходит в Киргизстане, будет зависеть развитие процессов на сопредельных с
ним территориях. Здесь не будет преувеличением перенести в Центральную Азию
положение о том, кто владеет "срединной землей", тот владеет континентом. Кто
контролирует ситуацию в Киргизии, тот во многом контролирует ситуацию в
сопредельных районах Узбекистана и Казахстана. А именно эти страны все-таки
рассматриваются российской внешней политикой в качестве основных партнеров.
- Причина обострения
внутриполитической ситуации всегда лежит в экономике. В ухудшении качества
жизни. Если Россия заинтересована в стабильности здесь, почему бы ей не списать
200-миллионный долг Киргизстана? Ведь это капля в море, Ираку списывали куда
большие суммы. Почему бы не начать наконец строительство Камбаратинских ГЭС€
- Скорее всего, этот долг будет списан - и, насколько я
могу судить, очень скоро. Что же касается инвестиций… Общаясь с экспертами,
работающими в структурах РАО ЕЭС или агентстве по атомной энергетике, я слышу от
них примерно одно и то же: "Да, очень интересно, много проектов, надо что-то
делать, но… давайте подождем месяц. Сейчас там идет митинг - не будем торопиться
с направлением потока инвестиций. Пусть ситуация немного стабилизируется". К
сожалению, этот подход наблюдается с марта прошлого года. Да, все понимают, что
Киргизия - самое демократичное государство в Центральной Азии. Но
непредсказуемость не способствует улучшению инвестиционного климата. Сейчас
российские инвесторы просто смотрят на то, что происходит в Бишкеке, и ждут,
когда это кончится - и чем! Ясно, что чем дольше будет идти процесс
противостояния оппозиции и центральной власти, тем на более долгий срок будет
откладываться реализация каких-то проектов. Это - азбука экономики. Но чего не
хватает в России, так это знаний о Киргизии. Лично у меня существует свое
собственное мнение. Я не считаю, что происходящее здесь - это показатель
внутренней нестабильности, отсутствие перспектив для крупных инвестиций. Это -
болезнь роста, которая пройдет со временем.
4 ноября. Бишкек
|