Киргизия агонизирует. Страну может спасти только диктатура
07.11.2006.
ЦентрАзия
Виталий Хлюпин
Сначала попробуем дать ответ на два самых животрепещущих
вопроса. Может ли в Бишкеке оппозиция свалить правительство Бакиева-Кулова? Да,
может. Может ли Правительство победить оппозицию? Тоже может. В Киргизии все –
все могут. Это страна такая – всевозможная.
Коренная беда большинства аналитиков, пытающихся
спрогнозировать развитие ситуации в этой замечательной стране – увлечение
внешними "фишками": у Бакиева-де свой проект Конституции, у оппозиции – свой,
отсюда – противоречия. Республика президентская или парламентская, или
парламентско-президентская, или… еще какая-то. Бывшая министр иностранных дел в
четырех или пяти последних правительствах Роза Отунбаева говорит, что "хочет
изменения политической парадигмы". Милая оппозиционная Роза, какие разные модели
и видения демократии, какая парадигма… Тут еще вчера "вождь джумгальского
народа" Мотуев, коня в овраге не доел. Тьфу, три раза.
Да суть всех бед и "революций" Киргизии не в том, какая
там Конституция или модель, а том, что там не будет работать, в принципе,
никакая Конституция. Сбежавший из местного "Белого Дома" в ковре-самокруте
старик Акаев доказал горячему киргизскому этносу – государство не просто слабо,
а супер-слабо и недееспособно в своей основной функции, как институт управления
неким народом на некой территории. Современный Кыргызстан это недозрелый плод,
абортированный в международную жизнь крахом СССР, неспособный к существованию,
бестолково тыкающийся носом в собственную цветную лужу. Кыргызы не были готовы к
государственной форме своего существования несмотря на 2.300 лет героического
прошлого и речь, в данном случае, идет прежде всего о так называемой кыргызской
национальной элите.
Кыргызы замечательные люди, но когда с ними общаешься в
отдельности, в массе – это стадо. Но любое стадо в руках опытного умелого
пастуха – может быть эффективной организацией, может быть силой. Нет у кыргызов
пастырей, отсюда нет силы, нет порядка, нет смысла и стержня в их
государственном существовании. Жили себе нормально, веками, неприхотливые
кочевники родами и племенами, реже – ордами, отбивались в высоких горах от
набегов кокандцев и прочих носителей исламских ценностей, сами были не дураки,
спустится вниз пограбить там чего у кого плохо лежит.
Единственный достоверный исторический подвиг, после
Манаса, поймали и сварили в котле казахского хана-империалиста Кенесары. Да еще
вырезали в 1916 году несколько тысяч безоружных русских и украинских
переселенцев в Иссык-Кульской котловине. Что тоже вполне понятно, нечего было
расслабляться – семиреченских казаков ведь не вырезали, те отстреливались, даже
бабы и малые дети, а у переселенцев оружия не было, а мужики в армии, почему не
вырезать. Нравы такие – простые - царили в 1916 году. Вы полагаете за 100 лет в
национальном сознании вчерашнего бая и бека что-то изменилось?
Никаких даже зачатков государства ни при формальном
владычестве Коканда, ни при сменившей его Российской империи у киргизов не было.
При "насильственном" присоединении к России, как сейчас принято говорить, если
кто и сопротивлялся царским войскам и пытался наладить партизанскую войну, так
это были ферганские кипчаки. Кыргызка "Алайская царица" Курманджан-датха,
которую тоже любят вспоминать современные историки, закончила покинутая всеми
сородичами в драной юрте, мечтая о чем-то своем наподобие Розы Отунбаевой. Был,
правда, еще какой-то загодочный Исхак-ходжа, которого современная киргизская
наука однозначно записывает в кыргызы. В момент агонии Кокандского ханства его
тоже провозгласили ханом, и он, наподобие Мотуева, пытался окопаться и
отсидеться в этом статусе в Алайских горах, но его быстро изловили и выдали
русским его же собственные сторонники. Закончил печально – повесили в
Маргелане.
Да, во время гражданской войны, когда власть русских
колонизаторов резко ослабла, выпукло выделился среди ферганских государственных
деятелей-курбашей, этно-кыргыз Муэтдин –бек Усман Алиев. Это был, действительно,
выдающийся, в своем роде, персонаж - называл себя "эмир ляшкар баши" ("главный
главнокомандующий") и просто "гази" ("победносный"), лихо грабил обозы и
продовольственные караваны, нападал на телеграфные станции и уездные
казначейства, обильно насиловал малолеток, воевал, правда, не столько против
"Красной армии", сколько с такими же, но узбекскими курбашами, закончил
закономерно – расстреляли в Оше.
При советской власти – вчерашних баев и манапов
покрестили в коммунизм, как Юсупа Абдрахманова, надели на голову буденовку и
дали в руки печать с наганом. Результат и апофеоз такой политики – многолетний
бессменный глава первого киргизского облисполкома/ЦИК республики Абдукадыр
Оразбеков – пьяница и дебошир, прославился тем, что как-то приказал поставить
прямо на центральной фрунзенской/бишкекской улице дорогую с балдахином кровать,
в которой почивал и принимал просителей.
Государственность была привнесена искусственно. Ее,
по-сути, не было до советской власти, не было при ней, и не предвидится
после.
Последние события - это не кризис идей или кризис
власти, тем более – не кризис Парламента (как уверяет К.Бакиев) - это финиш
государства и самой государственной модели (в европейском понимании)
существования современного кыргызского этноса.
Вся эта "цветная" фразеология – демократия, свобода
слова, честная и чистая экономика, сю-сю, со-со… - фантики, блестки и
упаковочный материал неистребимо жгучего желания, емко выраженного в известном
российском к/фильме "ДМБ", - "Чужое, халява, взять, взять…". Нынешняя новая
киргизская оппозиция, эта та часть киргизской оппозиции, которой не хватила
портфелей при пост-акаевском переделе власти. А старая киргизская оппозиция, то
есть нынешняя власть, это акаевская номенклатура, оттесненная от главной
кормушки размножившейся семьей "ГлавПапы". Тут диалектика нехитрая. Киргизия
страна маленькая, "элита" - прослойка грамотных и нахальных чиновников/НПОшников
– невелика, все друг друга знают, и все эти разновариантные революции – не более
чем изменение конфигурации одних и тех же спин у одной лохани власти – главного
распределителя и главной кормушки.
Власть (Госстрой) в Киргизии может называться как угодно
– демократическим либерализмом, либеральным пацифизмом, трансцендентальным
пофигизмом, внутренне содержание будет всегда одно и тоже – трайбалистское,
родо-племенное, семейно-клановое. Вдобавок, толи в силу каких закономерностей
номенклатурной эволюции, толи просто момент такой – генерация современного
киргизского истеблишмента наредкость слаба, безвольна, бесхребетна и
пластилинообразна. Нет людей мыслящих государственными категориями. Закономерен
вопрос, а на кого ставить в этой борьбе внешним игрокам, той же России? Отвечаем
– а надо ли? В Киргизии не на кого ставить. Все примерно одинаковые – патриоты и
демократы, либералы и коммунисты, а проще – нео-баи и манапы, с своими узко
корыстными и местечковыми цельками и интересками. Дай в одну лапу – патриот, в
другую – демократ, в третью – друг России, в четвертую – враг Китаю, позолотил
хвост – брат.
Говорят, что история, как и летящий снаряд, два раза не
повторяется в одну воронку. Отнюдь, Киргизия тому – живое доказательство. Первая
революция, вторая…
В чем принципиальное отличие нынешней от предыдущей –
нет погромов? Будут, помяните мое слово. При всем моем уважении к мужеству
рядовых кыргызстанцев, шестой день до сих пор ничего в Бишкеке не "тряхнувших",
надолго их не хватит. Киргизская революция без погрома – это не бывает, это
глумление над менталитетом...
Ночью учредили Учредительное собрание. Хорошо... Главное
- знакомо. Толку-то?
В январе 1918 года матрос Железняк сакраментальной
фразой "караул устал" упразднил Российское Учредительное собрание, чуть погодя,
неизвестный немецкий фельдфебель, совершенно аналогичной фразой, но на немецком
языке, распустил первую украинскую Раду. Сегодня в ночном Бишкеке зародилась
своя "Учредиловка". Где фельдфебель? Даешь Железняка!
А в ответ тишина…
В Киргизии все хотят власти, но никто не хочет за нее
отвечать. Там и в зародыше нет представления о власти, как служении каким-то
высшим целям. В этом вся соль, суть и трагизм ситуации. Элита не готова
выдвинуть из своих рядов подлинных вождей, отсюда и все "непонятки" с тем, кто
на самом деле возглавляет киргизские "революции". Масса вождей второго плана –
разных там байсаловых, сариевых и т.д. и т.п. Показательна фигура школьного
учителя Текебаева в качестве нового предполагаемого лидера страны. Да он
классом-то управлять не мог, а тут деклассированное общество торговцев-челноков,
люмпенов-НПОшников, гастарбайтеров, чиновников и прочих девиантных маргиналов.
Самый обнадеживающий, в плане волевых качеств, из лидеров новой оппозиции –
К.Байболов, в прошлом старший офицер ПГУ КГБ СССР, но и он слишком вжился,
вмонтировался в неформальные структуры традиционного кыргызского родо-племенного
общества.
Часть бестолковых, но шибко патриотичных российских
аналитиков, опять же ошибочно, видят во всем злые козни Запада и подкупленных им
НПО, НКО. Есть в этом доля правды, есть, но это малая часть правды. Гораздо
страшнее и бедовее не то, что в Киргизии за какую-то сотню тысяч баксов можно
вывести толпу "демократов" с любыми лозунгами на любую площадь, много важнее,
что реально управлять этой толпо-массой никто не может. Нет у киргизской толпы
"авторитетов", нет у элиты должного качества и качеств, позволяющих "рулить"
крупным социальным механизмом, типа страной.
Еще одна "залепуха" российских аналитиков – особая роль,
которую играет в последних событиях премьер Феликс Кулов. Он-де, выжидает, может
сивкой-буркой обернуться против Бакиева и, свалив всем надоевшего президента,
самолично возглавить "цветных", а потом и всю Киргизию. Может такие или похожие
мысли у кого из его родни и есть (в Киргизии вообще не мечтает стать
президентом, разве только Чингиз Айтматов – его и в Бельгии вкусно кормят).
Может даже есть у "окружения" и какой план и наверняка имеются под него
сторонники, но… шансы выступить против Бакиева у Нежелезного Феликса уже были и
в гораздо более "критичной" ситуации, он ими не воспользовался. Почему? Да он
просто не дурак, и понимает, если сейчас повалить Бакиева, то завалится не
президент, а все киргизское государство, точнее то, что от него еще осталось,
последние уюки поддерживающие хлипкий шанырак общего самосознания. Дальше все:
соил народной войны, бессмысленной и беспощадной, юг на север, восток на запад,
саяки на сары-багышей, ичкилики на аркалыков и т.д. Бардак в Таджикистане,
кстати, тоже начался с альтернативных митингов на двух душанбинских
площадях.
Бакиев и Кулов будут держаться друг за дружку, как Зита
и Гита, как солистки "татушки".
Трагизм еще и в том, что развитие ситуации в Киргизии
безальтернативно. Как бы не "разрулился" нынешний кризис (которого нет) –
вползание в хаос неизбежно, потому как нет природных ресурсов, которые можно
эффективно продавать и хоть периодически скармливать подачками голодному народу.
Что-нибудь кроме очередной "матрицы развития" власти придумать не могут. Народ
на эти дешевые "залепухи" уже не покупается, больше прислушиваясь к бульканью в
тощем брюхе.
Объективно говоря, Акаев был в Киргизии – самый умный,
Бакиев и Кулов – лучшие из тех, кто его свалил. Кто бы не скатал в ковер
диумвират, ничего путного не сделают, лишь посадят ближе к костру(очагу) своих
родственников и сородичей. А костер горит…
В идеале, в гипотетическом сне, Киргизию может спасти
только сильная власть - какого-нибудь просвещенного и умеренно кровожадного
восточного деспота, или оккупация, или суровый протекторат и самые
здравомыслящие умы страны это, безусловно, понимают, но стесняются сказать
открыто и громко, чтобы не прослыть ретроградами и врагами демократии. А жаль.
Почву для прогрессивного тоталитаризма нужно готовить загодя, трамбуя и
утаптывая поле вокруг приличных размеров колотушкой.
Как говорил один известный русский генерал о способах
лучшего управления туземной толпой, их всего два – шрапнель или картечь… Но в
любом случае и при любом развитии событий, упаси Боже лезть в эту
внутрикиргизскую разбираловку, русских надо оттуда забрать, лучшие и самые
образованные из кыргызов и сами к нам приедут и ничего плохого и опасного в том
нет – при нормальной власти, киргизы - спокойный, законопослушный, работящий и
вполне вменяемый народ, можно им даже автономию выделить, где-нибудь поблизости
от близкородственной Хакассии. Сама же Киргизия стремительно и необратимо
превращается из подобия государства в некий обитаемый ландшафт и, вполне
возможно, это естественный и закономерный результат ее цивилизационного (точнее
– де-цивилизационного) развития.
|