Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №157(15.11.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кыргызстан в крепких российско-американских объятиях

08.11.2006. Asia Times

М.К. Бхадракумар

Что общего между кандидатом в президенты Никарагуа Даниелем Ортегой и киргизским президентом Курманбеком Бакиевым? Почти что ничего, за исключением того, что Никарагуа и Кыргызстан - две небольшие горные страны с населением по 5 миллионов человек. Когда российское министерство иностранных дел распространило в четверг заявление по поводу выборов в Никарагуа, Кремль не забыл и о Кыргызстане. (Шестнадцать лет назад "контрас" (партизаны), финансируемые США, свергли левое правительство Ортеги).

В российском заявлении выражалось "удивление и беспокойство" по поводу "открытого вмешательства" Соединенных Штатов в выборы президента Никарагуа в прошлое воскресенье. В документе критикуется вмешательство американских дипломатов и финансируемых США неправительственных организаций в никарагуанскую политику и говорится, что Россия убеждена в том, что открытые, всеобщие выборы являются ключевым элементом любого демократического процесса, и не должно быть никаких препятствий для волеизъявления народа Никарагуа.

Для постсоветской России это заявление является экстраординарным. Времена пролетарского интернационализма уже в прошлом. В принципе, Москва нарочито делает упор на бесполезности распространения Соединенными Штатами демократии по всему миру. Любопытно, что одновременно с тем, как было распространено заявление министерства иностранных дел, в столице Киргизии Бишкеке тоже разворачивалась агитация оппозиции под лозунгами демократических реформ, коалиция политических деятелей и неправительственных организаций, за которыми стоят США, предприняла еще одну – в этом году уже третью – попытку сместить избранного президента Курманбека Бакиева и премьер-министра Феликса Кулова.

Участники и организаторы бессрочного митинга в Бишкеке собрались блокировать здание парламента до тех пор, пока Бакиев и Кулов не покинут свои кресла. Но поскольку тревожный уикэнд растянулся, стало ясно, что за исключением небольшого неожиданного поворота на последней минуте столь драматического спектакля, агитация кончится неудачей. Это ситуация очень походила на другую, где большинство наблюдателей уже уверены в том, что марксистский революционер Ортега вновь выиграет в борьбе за президентское кресло, несмотря на ненависть к нему Вашингтона на уровне инстинкта.

Подобно Никарагуа, для США Кыргызстан стал полем боя за влияние в региональной политике. Руководство Кыргызстана, которое только радо "возвращению" России и Китая, встретилось с непрерывным обстрелом критики со стороны недовольной оппозиции и различных групп "гражданского общества", которые были союзниками Бакиева и Кулова во время срежиссированной Соединенными Штатми "Тюльпановой революции" в марте прошлого года.

Недовольство киргизским руководством вызвано тем, что оно за 18 месяцев пребывания у власти "не оправдало ожиданий" революции. Никто не рискует обстоятельно объяснить, какие именно "ожидания" не оправданы, но критики Бакиева утверждают, что Кыргызстан продолжает вязнуть в трясине бедности, коррупции и трайбализма, а страной правят политические кланы.

Оппозиционеры говорят, что дезорганизующая особенность ситуации в Кыргызстане состоит в том, что преступные элементы, как, например, наркомафиози (те, кто формировал части боевиков Тюльпановой революции), не только не были уничтожены, как только спал революционный пыл, но новые власти даже позволили их щупальцам проникнуть в государственную политику.

Оппозиция требует перехода от президентской формы правления к парламентской. Ее сторонники уверены, что политике Бакиева присущи все признаки авторитаризма, поэтому необходимо лишить его власти.

В вопросе демократических реформ нет единства даже на самом высоком уровне. Бакиев, кажется, предпочитает президентскую форму правления, Кулов парламентскую систему, а Марат Султанов, бывший спикер парламента, который был избран на свой пост во времена изгнанного президента Аскара Акаева, сторонник системы управления, где законодательная власть превалирует над исполнительной.

Сейчас происходит перегруппировка сил Тюльпановой революции: по одну сторону те, кто придерживается проамериканских позиций, а с другой команда "отступников" Бакиева и Кулова, которая хочет аннулировать достижения прошлогодней "цветной революции", а вместо этого сочетать киргизскую политику с российскими и китайскими стратегическими целями в регионе.

Прошлогодний переворот в Кыргызстане должен был вытолкнуть страну на американскую орбиту влияния, как уже было в Грузии и на Украине, но Вашингтон слишком поздно понял, что случилось, когда уже все случилось все, что могло случиться.

Это стало понятным после того, как Бакиев потребовал от США заплатить более высокую плату за размещение авиабазы в аэропорту "Манас" (изначально плата составлял 2,5 миллиона долларов в год). В итоге Бакиев поступил здраво, заключив сделку с Пентагоном о восьмикратном увеличении арендной платы. Посыпая солью американские раны, он в то же самое время он позволил русским разместить свою авиабазу в Канте "навечно" и абсолютно бесплатно с возможностью в дальнейшем ее расширять. Одновременно, как сказал премьер-министр Кулов, продолжительность существования американской базы зависит от необходимости вести "войну с террором" в Афганистане, и должно быть согласовано с решениями Организации Договора Коллективной Безопасности и "особенно России". ОДКБ включает в себя Армению, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Россию и Узбекистан.

Участие страны в региональных делах возросло с тех пор, как политика Бакиева помогла стране интегрироваться не только в ОДКБ, но также и в ЕврАзЭс и Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

С американской точки зрения, если Бакиев и Кулов, тем или иным способом, лишат один другого власти, то киргизскую политику можно было бы подкорректировать. Но попытки вызвать раскол среди лидеров страны не принесли плоды. Так или иначе, но даже когда кажется, что уже между ними нет ничего общего, Бакиев и Кулов остаются вместе, несмотря на то, что они отличаются друг от друга в таких вещах, как применение политической воли или отношение к влиянию извне.

США пришли к выводу, что работать с этим странным тандемом бесполезно. Киргизская публика, кажется, не в том настроении, чтобы воспринять агитацию, помня о том, как в прошлом году страна погрузилась в пучину анархии во время Тюльпановой революции. В то же время люди, кажется, понимают, что хотя правительство в Бишкеке неэффективно во многих отношениях, но такие недуги, как коррупция, трайбализм, авторитаризм и т.д ., которые бросают тень на него, достались ему от прошлого. Таким образом, есть широко распространенное мнение о том, что причиной провала двух попыток оппозиции организовать крупномасштабные акции протеста в Бишкеке является общественная апатия.

В общественном сознании в Центральной Азии страсть американской администрации к распространению демократии выглядит весьма циничной. Жители Центральной Азии с их высоким уровнем общественного развития не хотят подражать примеру соседнего Афганистана и строить демократию западного стиля. Кроме того, политическая оппозиция, поддерживаемая США, и неправительственные организации испытывают недостаток доверия со стороны общества, поскольку они - так или иначе – бывшие союзники Бакиева. Некоторые из членов оппозиции до недавнего времени имели выгодные посты, но ни один из них не смог представить киргизскому обществу свою программу развития кроме еще одной, уже всем надоевшей, под названием "смена режима". Кроме того, лидеры оппозиции находятся в постоянных раздорах между собой.

Поэтому организация еще одной "цветной революции" в Киргизии весьма маловероятна. Кроме того, в отличие от Акаева, который отказывался применять силу, когда активисты оппозиции штурмовали Дом правительства в Бишкеке в марте прошлого года, есть вероятность, что Бакиев и Кулов применят силу, чтобы подавить любую угрозу пока они исполняют свои обязанности. Безусловно, возможность такого развития событий будет иметь ощутимое влияние на региональную стабильность вообще и для американского присутствия в регионе в частности.

Но у США есть один козырь, а именно, точка опоры, которую они постепенно приобрели в чувствительном к изменениям южном регионе Кыргызстана. Пятилетнее американское присутствие в Афганистане и растущее американское влияние в последнее время в Таджикистане под маской развития "гражданское общества" дало возможность Вашингтону существенно распространить свое влияние на южный регион Кыргызстана, и это влияние имеет прямую связь с исламистским восстанием, которое стало полной неожиданностью, в соседнем узбекском городе Андижан в Ферганской долине в прошлом году.

Тюльпановая революция, без сомнения, выявила ошибки в вопросах национального развития Кыргызстана и региональной политики. Действительность такова, что с момента начала "цветной революции" все еще существует идеальная возможность для вмешательства любых внешних сил во внутренние дела Кыргызстана.

Ошибочными были несколько основных линий развития. Традиционно власть в Бишкеке принадлежала северным кланам, но Бакиев родом с юга, в то время как Кулов представляет север. Население юга в большой степени состоит их этнических узбеков, которые составляет более 15 процентов населения страны, более развито в культурном отношении, проживает в городах и чутко реагирует на любые проявления распространенного киргизского национализма.

На севере более развитая промышленность, и он более "русифицирован", в отличие от, в основном, сельскохозяйственного юга, ограниченного Ферганской долиной, которая является рассадником радикального Ислама. Южный регион соседствует с Таджикистаном - коридором для повстанцев и курьеров наркомафии, переправляющих наркотики из Афганистана, в то время как север имеет тесные связи с Казахстаном и Россией.

Без сомнения, как и его предшественник Акаев, Бакиев использует киргизский национализм как цементирующую силу национального самосознания, но он делает это осторожно, не вынося этот вопрос на региональный уровень, и не педалируя этническую составляющую. Над ним, тем не менее, постоянно насмехаются сторонники националистического курса юга страны и представители оппозиции с севера.

Тем временем, проявились скрытые доселе чувства национального достоинства узбеков. Неясно, разжигается огонь узбекского национализма в Кыргызстане и Узбекистане извне или изнутри. Прагматичный Бакиев попытался усилить сотрудничество Кыргызстана с Ташкентом, который может помочь притушить национальный вопрос на юге страны на границе с Узбекистаном.

Недавно Ташкент протянул руку помощи для ослабления напряженной ситуации на киргизском юге, введя безвизовый режим для граждан двух стран и скоординировав действия служб безопасности. В то же время, так называемый, "тандем Бакиев-Кулов" помогает президенту избавиться от ощущения "чужого" на севере. Но все эти действия напоминают утомительную ходьбу по канату и требуют слишком много сил.

Но американский расчет верен - дестабилизация "пророссийского" бишкекского режима в войне до истощения приведет к тому, что нормальное управление страной станет невозможным, даже исходя их самых лучших и искренних намерений руководства государства. В последние месяцы Бакиев, к сожалению, прямо шел в эту западню через компромиссы и уступки. Для него, возможно, было бы лучше договориться с парламентом напрямую.

Конечно же, Вашингтон придерживается сценария с напряженным сюжетом и давит на существующий режим, чтобы проверить реакцию Москвы. Любая попытка вызвать ответную реакцию России может быть трактована как "запугивание" Москвы ее слабых соседей. Кремль, скорей всего, понимает это, и до настоящего времени придерживается благоразумного курса в "дружеской" войне с Вашингтоном.

Возможно, Москва не может пожаловаться на политику Бакиева, даже если он не оправдал некоторых ее ожиданий, но она не обращает на это особое внимание, поддерживая его политику. Уроки "цветных революций" в Грузии и на Украине были хорошо усвоены в Москве. То есть Россия поддерживает разнообразные контакты с самыми различными политическими кругами в Кыргызстане и боится прослыть чьим-либо сторонником.

Москва, конечно, может и дальше потворствовать тандему Бакиев-Калов, и будет делать, негласно, уверенная в том, что киргизская политика не сползет в анархию, укрепляя и расширяя достижения России в Кыргызстане после бесплодной "цветной революции" в прошлом году.

Москва умело использовала отсутствие творческого подхода к региональной политике со стороны Соединенных Штатов, особенно в экономической сфере. Но есть пределы и тому, что Россия может сделать для реанимации киргизской экономики. Вероятно, Москва также понимает, что одним из главных наследий Тюльпановой революции является то, что США стали причиной получения Киргизстаном статуса нестабильного государства, и даже восстановление статуса-кво, уже не говоря об экономическом развитии и успешном социальном развитии, будет долгим.

Анархия, беспорядки и поджоги, которые стали следствием организованной в прошлом году США "цветной революции", основательно встряхнули государственные структуры Кыргызстана и подорвали правовые нормы. Никакие риторические оправдания Тюльпановой Революции со стороны администрации США не могут скрыть тот факт, что попытка внедрить юную демократию американского типа в древнее традиционалистское общество, такое как в Кыргызстане, обязательно кончится катастрофой.

В то же самое время, российско-киргизские военные учения в южном городе Оше в прошлом месяце являются свежей демонстрацией российской решимости обезопасить Кыргызстан от угроз со стороны повстанцев в Афганистане, управляемых из Таджикистана, и обеспечить стабильность в стране. Но это также и вопрос собственной безопасности России.

М.К. Бхадракумар, бывший индийский дипломат, в течении 29 лет служил в МИДе Индии, в том числе послом в Узбекистане (1995-1998) и Турции (1998-2001).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ