К.Затулин: «Конфликт только внешне связан с нефтью и газом»
10.01.2007.КМ.ru
Василий Суханов
«Я уже, честно говоря, замучился его комментировать», -
такова была первая реакция директора Института стран
СНГ, депутата Госдумы Константина Затулина на просьбу корреспондента KM.RU
вскрыть причины российско-белорусского нефтегазового конфликта. Но потом
«больная тема» эксперта словно заворожила, и он разговорился…
- Как нынешний кризис отразится на отношениях
России и Белоруссии?
- Я не вижу, конечно, ничего хорошего в том, что
отношения между Россией и Белоруссией развиваются в стиле конфликта. Это не
радость для тех, кто надеялся на создание союзного государства. С другой
стороны, я не могу, положа руку на сердце, во всем разделить риторику тех, кто
сегодня не замечает того обстоятельства, что никакое союзное государство всерьез
на сегодняшний момент не функционирует. Союзное государство забуксовало, и
пробуксовка эта длится как минимум с момента подписания ратификации союзного
договора в 1999 году. На сегодняшний день не реализованы положения союзного
договора о конституционном акте, избрания общего парламента, то есть не
осуществлено то действие, которое позволило бы создать на законодательном уровне
общее политическое пространство. Наконец, мы топчемся на месте - если вообще не
идем вспять - в вопросе объединения денежных систем и введения единой валюты. А
это, между прочим, то, с чего начинались все переговоры о сближении с
Белоруссией еще в 1993 году.
Я, безусловно, не считаю, что во всем виновата
одна Белоруссия. Белоруссия, конечно, в последние годы использует тему союзного
государства крайне утилитарно - только для выколачивания из России скидок на газ
или особых условий для торговли нефтепродуктами и нефтью. Для нас абсолютно не
секрет, что разницу между рыночной и нерыночной ценой, скажем, на газ и нефть
власть Белоруссии использует исключительно в своих собственных нуждах и
интересах. То есть мы приплачиваем Белоруссии за риторику о союзном государстве.
Ну и, может быть, за некоторые шаги в военно-стратегической сфере.
Все это должно быть положено на чашу весов. Хочу
заметить, что действия Белоруссии, на мой взгляд, неадекватны. Это действия, в
которых Белоруссия вместо попытки предложить реальную интеграцию занята сегодня
раздуванием национализма, темы суверенитета и независимости. Если бы в момент
создания Евросоюза лидеры входящих в него государств с утра до вечера
рассказывали бы своему населению о ценности суверенитета, о том, что они ни
одной пядью своей независимости не поступятся, то Евросоюз никогда не был бы
создан.
Думаю, что Александр Лукашенко, который выступал в свое
время лоббистом союзного государства, за прошедшие годы превратился скорее в
тормоз на пути реального объединения. Потому что он освоил достаточно нехитрую
технологию «бега на месте» в вопросе о союзном государстве. И на сегодняшний
день он фактически включился в происки против российского влияния. Во всяком
случае, меня поразило в ноябре его заявление перед украинскими журналистами - а
ведь что на уме, то и на языке - по поводу совместных действий Украины и
Белоруссии по фактическому шантажу России и Европы своим транзитным положением.
После этого трудно говорить о Лукашенко как о человеке, искренне приверженном
созданию союзного государства и отношениям с Россией. Во всяком случае,
следовало бы с его стороны представить какие-то доказательства этого. А вместо
этого - совершенно бесперспективная для Белоруссии попытка враждовать с Россией,
вместо поиска решения - желание манипулировать общественным мнением в борьбе за
интерпретацию истоков конфликта и поиск виноватых.
Лукашенко, конечно, имеет преимущество в своих
возможностях манипулировать общественным мнением в Белоруссии. Он имеет
некоторую возможность - правда, очень скромную - манипулировать общественным
мнением в России. Здесь у него еще есть сторонники, которые продолжают не
замечать перерождение белорусского режима, во всяком случае, в отношениях к
России. Но он, конечно, абсолютно не имеет возможности манипулировать
общественным мнением в Европе.
Европа же, с одной стороны, не может не использовать
лишний повод для того, чтобы еще раз поговорить о «российской энергетической
угрозе». С другой стороны, конечно, любой здравомыслящий политик в Европе
понимает, что в то время, когда Россия приводит свои отношения с Белоруссией к
общему знаменателю - к чему, надо заметить, Европа ее постоянно призывала - в то
же самое время Лукашенко пытается возродить какие-то феодальные обычаи по
взиманию мыта за транзит через свою территорию. Причем в абсолютно
непропорциональных размерах. Это уже чревато для самой Европы, прежде всего для
ее кошелька.
Думаю, что, несмотря на известные антироссийские фобии,
которые обуревают в последнее время политическую элиту Европы, тем не менее, в
конечном счете Лукашенко и его линия вряд ли будут Европой поддержаны. В этом
вопросе белорусское руководство просто залезает в тупик. Сегодняшний ажиотаж
вокруг всей этой темы выдает еще одно обстоятельство: реальную зависимость
белорусской экономики и темпов роста белорусской экономики от России и
российских энергоносителей. А если посмотреть еще глубже - от российского рынка.
Вот с этой точки зрения Белоруссии надо трижды подумать, прежде чем заниматься
всеми этими пиар-акциями. На мой взгляд, это накладно для Белоруссии, вообще не
прагматично. Погоня за харизмой подводит Александра Григорьевича — он явно
перебрал по части слов в адрес России.
- Возможно ли еще объединение России и Белоруссии?
- Ничего не бывает окончательным. Есть разная логика в
дальнейшем разрешении конфликта. Конечно, конфликт сам по себе только внешне
связан с нефтью и газом, он на самом деле глубинный. Повторюсь, это конфликт в
вопросе о том, считаем ли мы реальным сегодняшнее союзное государство вопреки
очевидному. Или на самом деле мы его не считаем реальным и хотим, чтобы оно
стало, наконец, реальным.
Мы сегодня исчерпали возможности просьб и призывов
и вынуждены, учитывая то, что Белоруссия - независимая страна, таким вот
образом обратить ее внимание на то, что невозможно враскоряку сосуществовать в
течение полутора десятков лет. Надеюсь, если мы вернемся к этому разговору
всерьез, то тогда могут быть найдены решения. Конечно, мы должны тоже пройти
свою часть пути, добиться восстановления доверия в отношениях между
руководителями и политическими элитами. Но само по себе союзное государство
сегодня, конечно, дальше от воплощения, чем когда бы то ни было за все
предыдущее время.
|